Раздел i. философия и ее роль в жизни и
Ф И Л О С О Ф И Я
Методические указания
по проведению семинарских занятий
для студентов дневного отделения
Тула – 2017
В современных условиях существенно возрастает роль гуманитарной составляющей в структуре высшего образования. Объясняется это тем, что ныне особенно важно, чтобы высшая школа готовила не просто высококвалифицированных специалистов, но также и человека – гражданина, вооруженного четким и обоснованным научным мировоззрением, социально-политическими и духовно-нравственными ориентирами.
Предлагаемые методические указания составлены в соответствии с требованиями образовательных стандартов и отражают современное состояние философской науки.
Предлагаются учебно-методические пособия, подготовленные кафедрой в помощь студентам, изучающим философию:
1. Философия человека: Учебное пособие. – ТГТУ, 1994.
2. Социальная философия: Учебное пособие. В 2-х выпусках. – ТГТУ, 1995-1996.
3. Щукин Ю.М. Философия: Учебное пособие для сдающих кандидатский экзамен. В 3-х выпусках.– ТВАИУ, 1994-1999.
4. История философии: Учебное пособие для бакалавров. – ТулГУ, 1998.
5. Основы философии: Учебное пособие для бакалавров. – ТулГУ, 1998.
6. Проблемы социальной философии. В 3-х выпусках. – ТулГУ, 1999-2001.
7. Философия в системе современного гуманитарного образования. – Тула, 2001.
8. Тюрин И.А. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – Тула, 2003.
9. Сарычев О.В. Введение в философию. – Тула, 2005.
10. Сарычев О.В. Основы философии. – Тула, 2006.
11. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – Тула, 2006.
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ И
РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Тема 1. Предмет философии и ее место в системе наук. – 2 часа.
- Мировоззрение и его структура.
- Мифология и религия как исторические типы мировоззрения. Философия как вид мировоззрения. Соотношение религии, мифологии и философии (общее и отличия).
- Человек и его бытие как центральная проблема философии. Функции философии. Методологическая функция философии. Философия и наука.
- Главные философские направления. Виды материализма и идеализма.
Основная литература (учебники и учебные пособия)
- Щукин Ю.М. Философия: Учебное пособие для вузов. – Тула. 2001. – Гл.1.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2000. – Вводное слово.
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2000. – Разд. 1. –Гл. 1-4.
- Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности: Учебное пособие. – М., 1999. – Ч.1.
- Невлева И.М. Философия: Учебное пособие. – М., 2002. – Гл. 1,2.
- Философия (под ред. А.Н. Ерыгина). – М., - Ростов н/Д, 2004. – С. 6-35.
Дополнительная литература (монографии, статьи)
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
- Каган М.С. Философия как мировоззрение //Вопросы философии, 1997. - №9.
- Бибихин В.В. Философия и религия //Вопросы философии, 1992, №7.
- Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии, 1995. - №1
- Никифоров А.Л. Природа философии. – М., 2001.
Примерные темы докладов
- Философия как мудрость.
- Философский плюрализм в современном мире.
- Мировоззрение личности и мировоззрение общества.
- Философия, идеология и политика.
- Каждому ли специалисту необходимо знание философии?
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 2. Философия Древнего Востока. – 2 часа.
- Возникновение философии. Исторические типы философии.
- Древнеиндийская философия. Ортодоксальные и неортодоксальные религиозно-философские учения. Философия буддизма.
- Древнекитайская философия. Социально-этическое учение Конфуция. Понятие дао. Лаоцзы и даосизм.
Основная литература
- Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.2.
- Философия (под ред. О.А.Митрошенкова). – М., 2004. – Гл.2.
- Философия (под ред. В.Д.Губина и др.). – М., 2001. – Гл.1.1,1. 2.
- Философия: Часть 1: История философии (под ред. В.И.Кириллова и др.). –М., 1998. – Гл.2.
- История философии (под ред. Ч.С.Кирвеля). – Минск, 2001. – Гл. 1.
- Философия (под ред. А.Н.Ерыгина). – М., - Ростов н/Д, 2004. – С. 39-64.
Дополнительная литература
- Китайская философия: Энциклопедический словарь. – М., 1994.
- Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древние Китай и Индия). – М., 1992.
- Будда и Его учение. –М., 1999.
- Лаоцзы. Обрести себя в Дао. – М., 1999.
- Малявин В.Конфуций. – М., 1992.
- Древнеиндийская философия: Начальный период. – М., 1972.
- Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.
- Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя индийская философия. – М., 1994.
- Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. – СПб., 1998. – С. 36-49, 58-69, 116-129, 179-185.
Примерные темы докладов
- Представление о карме в философии индуизма и буддизма.
- Человек, его судьба и проблемы в философии буддизма.
- Философия локаята.
- Социально-политическое учение Конфуция.
- Этика Конфуция.
- Лао-цзы о Дао, человеке и его судьбе.
Занятие второе
- Современная христианская философия: неотомизм, тейярдизм. Синтез веры и знания. Человек как высшая ценность и фактор эволюции универсума.
- Философия психоанализа: З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм.
- Философия науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Анализ языка науки как предмет философии. Принцип верификации.
- Новые области философствования: постмодернизм, герменевтика.
Основная литература
- Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.9.
- Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл.7.
- Невлева И.М. Философия. – М., 2002. – Гл.7.
- Современная Западная философия. – М., 2001.
- Орлов С.В. История философии. – СПб., 2006. – С. 118-150.
Дополнительная литература
- Реале Б., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.4. – СПб., 1997.
- Рассел Б. История западной философии: в 2-х т. – М., 1993. – Т.2.
- Философия ХХ века. – М., 1997.
- Хюбшер А. Мыслители нашего времени. – М., 1994.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2001.
Примерные темы докладов
- Гармония веры и разума в философии неотомизма.
- Онтология неотомизма.
- Христианская философия Ж.Маритена.
- Эволюционная концепция П.Тейяра де Шардена.
- Социальная философия О.Конта.
- Позитивизм о предмете философии.
- Принцип верификации и его место в философии неопозитивизма.
РАЗДЕЛ III. ОБЩАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ф И Л О С О Ф И Я
Методические указания
по проведению семинарских занятий
для студентов дневного отделения
Тула – 2017
В современных условиях существенно возрастает роль гуманитарной составляющей в структуре высшего образования. Объясняется это тем, что ныне особенно важно, чтобы высшая школа готовила не просто высококвалифицированных специалистов, но также и человека – гражданина, вооруженного четким и обоснованным научным мировоззрением, социально-политическими и духовно-нравственными ориентирами.
Предлагаемые методические указания составлены в соответствии с требованиями образовательных стандартов и отражают современное состояние философской науки.
Предлагаются учебно-методические пособия, подготовленные кафедрой в помощь студентам, изучающим философию:
1. Философия человека: Учебное пособие. – ТГТУ, 1994.
2. Социальная философия: Учебное пособие. В 2-х выпусках. – ТГТУ, 1995-1996.
3. Щукин Ю.М. Философия: Учебное пособие для сдающих кандидатский экзамен. В 3-х выпусках.– ТВАИУ, 1994-1999.
4. История философии: Учебное пособие для бакалавров. – ТулГУ, 1998.
5. Основы философии: Учебное пособие для бакалавров. – ТулГУ, 1998.
6. Проблемы социальной философии. В 3-х выпусках. – ТулГУ, 1999-2001.
7. Философия в системе современного гуманитарного образования. – Тула, 2001.
8. Тюрин И.А. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – Тула, 2003.
9. Сарычев О.В. Введение в философию. – Тула, 2005.
10. Сарычев О.В. Основы философии. – Тула, 2006.
11. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – Тула, 2006.
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ И
РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА