Гносеологический ракурс философии

План

1. Сущность и структура познания.

2. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, объяснение и понимание.

3. Роль языка в познании.

4. Основные концепции истины. Проблема критерия истины.

Эссе и сообщения:

1. Чувственное и рациональное в истории философии в работе П.П. Гайденко «Христианство и генезис новоевропейского естествознания».

2. Познание и творчество.

3. Критика позитивизма в работе А. Бергсона «Творческая эволюция».

4. Герменевтика Г. Гадамера.

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Что такое агностицизм и на чем он основан?

2. Чем диалектический способ мышления отличается от метафизического?

3. Чем классическая концепция истины отличается от прагматической?

4. Истина объективна или субъективна?

5. Каковы критерии истины?

6. Почему практику многие считают основой познания?

7. Можно ли познать абсолютно самые простые вещи, камень, например?

8. Чем абсолютная истина отличается от относительной?

9. Чем чувственное и рациональное отличаются от эмпирического и теоретического?

Основные понятия:

Вчувствование –метод познания, слияние, перемещение в мир другого.

Гносеология – философская теория познания.

Дедукция – метод перехода от общих мыслей к частным чисто логическим путем.

Диалектика – 1) искусство ведения философского спора, метод познания; 2) учение о развитии чего-либо.

Индукция– переход от знания отдельных фактов к общим выводам об общих особенностях предметов и явлений.

Интуиция– непосредственное, минуя логические ступени и опыт, открытие истины.

Интерпретация(с. лат. посредничество) – установление соответствия между логическим (суждение, понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом.

Истина –достоверное знание.

Метод – способ познания.

Теория – знание как система логически связанных высказываний о существенных сторонах действительности.

Факт – событие, явление, процесс, фиксированный с помощью органов чувств, приборов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Философия: учебник для студ. вузов / под ред. проф. В.П. Кохановского. - 23-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2014.

2. Канке В.А. Философия: учебник для вузов / В.А. Канке. - М., 2003. – Гл. 2.2.

3. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. - Спб.: Канон-пресс, 2001. - Гл. 4.

4. Гайденко П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания / П. Гайденко.

5. Познание в социальном контексте. - М., 1994. - 174 с.

методические рекомендации

Современную цивилизацию называют «информационным обществом», имея в виду, что решающим ее двигателем являются не столько физические силы, сколько знания. Поэтому сформулированный И. Кантом вопрос «Что я могу знать?» вновь стал предметом пристального внимания философов.

Познанием пронизана любая человеческая деятельность, как теоретическая, так и практическая. Предпосылками к добыче знаний служат природное любопытство человека и желание удовлетворить растущие потребности. Но способен ли человек получить истинное знание, и если «да», то как? Первую проблему гносеологии философы решают по-разному, а именно: ответы балансируют между крайностями: оптимизмом и пессимизмом(агностицизмом).Агностики и близкие к ним релятивисты (с лат. относительный), обвиняют позитивно настроенных в догматизме (с лат. неизменный), т.е. в неподвижности знания. Оптимисты возражают: если все относительно, то относителен и сам принцип «все в мире относительно».

Чтобы разобраться в этом вопросе и сделать свой выбор, необходимо рассмотреть другие проблемы гносеологии: о структуре, свойствах, ступенях познания и, особенно, - вопрос об истине. Так, в структуре всякого познавательного акта выделяют три главных элемента: субъект, объект познания, само знание и посредника между реальным объектом и субъектом – знаки (язык). Общая формула приобретает следующий вид: р. С (реальный субъект) – З (знаки) – р. О = И (истина, знание).

Относительно проблемы истины выделяется три наиболее распространенных концепции: классическая (корреспонденции, соответствия), когеренции (с лат. сплетенности, правильности), и прагматическая (действенности, полезности). В классическом подходе, известном со времен Платона и Аристотеля, истина трактуется как соответствие мыслей действительности. Смысл когерентности – непротиворечивость и последовательность мыслей, т.е. следование правилам логики. Речь идет о соответствии высказываний не фактам, а друг другу. Прагматическую концепцию сформулировал американский философ У. Джеймс: «Слова «соответствие действительности» означают только то, что мы в своих взаимоотношениях с действительностью можем лучше, чем прежде (при несоответствии) влиять на нее». Сравнив все подходы, можно заметить, что все же общим среди них является классический.

Это подтверждает и рассмотрение всеобщих свойств истинностного знания. Несмотря на разную их трактовку, предполагается, что все они должны отвечать требованиям всеобщности и необходимости, и чувственной удостоверности. Эти атрибуты получают конкретизацию в свойствах процессуальности, конкретности и объективности. Процессуальностьистины означает, чтообъект нельзя познать полностью, абсолютно, ибо он потенциально бесконечен, богат возможными свойствами. Процесс познания – это движение по шкале: от абсолютного заблуждения к абсолютной истине, никогда не достигающее ее. Однако это движение не бессмысленно, т.к. приносит ощутимые практические результаты и вновь и вновь побуждает субъекта к исследованиям, мобилизует его способности, волю и желания. Конкретность И. означает, что в познании следует учитывать условия получения знания – как со стороны С.п. (средства), так и О.п. (место, время, в которых пребывает О.п.). Влияние средств познания на О.п. двойственно: а) по принадлежности свойств объекту объект не зависит от субъекта (одни и те же свойства фиксируются разными средствами наблюдения); б) по характеру и виду проявления объект зависит от выбранных субъектом средств.

Под объективностью (с лат. предметностью) истины следует понимать не соответствие знания объекту, ибо это определяет понятие «истина» (зачем же удваивать определения), и не «независимость знаний от субъекта (С.п. – необходимый элемент познания). Объективность − это многосторонность, полнота знаний о мире, существующем независимо от субъекта. Вместе с критериями истины (средствами проверки – практикой, ясностью, последовательностью знания) она позволяет отличить истину от заблуждения. Объективность определяет степень сближения субъекта с объектом, интегрированность человека в физический мир.

Итак, истина многолика, познание – вечное движение, условием успеха которого является желание познавать и обмен знаниями.

Т е м а 11

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Семинар 13

Наши рекомендации