Русская философия хiх-хх вв.
Семинар 10
ОСОБЕННОСТИ И ГЛАВНЫЕ ИДЕИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
План
1. Истоки и своеобразие русской философии.
2. Философия славянофилов и западников.
3. Философия всеединства В.С. Соловьева.
4. Русская философия в ХХ в.
Эссе и сообщения:
1. П.Я. Чаадаев – основатель русской философии.
2. «Русская идея» в философских исканиях славянофилов.
3. Социализм по-русски А.И. Герцена.
4. Философия всеединства В.С. Соловьева.
5. Идея свободы в творчестве Ф.М. Достоевского и Н.А. Бердяева.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. В чем смысл послания игумена псковского монастыря Филофея князю Василию III?
2. Кем и за что П.Я. Чаадаев был объявлен «сумасшедшим»?
3. Каковы главные идеи славянофилов?
4. Что общего в идеях славянофилов и западников?
5. Почему В.С. Соловьев считается символом русской философии?
6. Какими чертами наделил «великого инквизитора Ф.М. Достоевский?
7. Что такое соборность в русской философии? Как она связана с русским космизмом?
8. Как вы считаете: чьи идеи, славянофилов или западников, ближе ментальности современного русского народа?
Основные понятия:
Богочеловечество – обожженное человечество, предел его исторического становления.
Западничество – направление русской общественной мысли в ХIХ веке, связывающее развитие России с усвоением опыта западноевропейской цивилизации.
Исихия– священное безмолвие, мистическое православное учение о пути человека к единению с Богом через аскезу, уединение и молчаливую молитву.
Община – форма ведения коллективного сельского хозяйства и крестьянской жизни в России.
Русская идея – понятие, обозначающее совокупность черт, присущих русскому менталитету и русской культуре, способных обеспечить эсхатологическую миссию русского народа и российского государства.
Славянофильство– направление русской общественной мысли, представители которого самобытность и высокое предназначение русского государства усматривали в русской традиции, столпами которой являются православие, самодержавие и народность.
Соборность –религиозное понятие, обозначающее единство людей на основе их любви к Богу и предпочтение нравственных ценностей.
Софиология –учение В.С. Соловьева о Софии – деве Премудрости Божией.
Список рекомендуемой литературы:
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
2. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
3. Лосский Н.С. История русской философии / Н.С. Лосский. - М., 1991.
4. Бердяев Н.А. Русская идея. Самопознание / Н.А. Бердяев. - М., 1991. - С. 11 - 215.
методические рекомендации
Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия, в том числе и русская философия. Как и другие, она имеет предпосылки становления и свои особенности. К первым следует отнести: 1) Религиозно-православную традицию, уходящую истоками к крещеной Киевской Руси («Слово о законе и благодати» м. Иллариона, «Русская, правда» Я. Мудрого, летопись «Слово о полку Игореве» Никона и др.); 2) этно-психологические особенности русского народа:религиозность, стремление к прочности формообразования (государства), коллективной крестьянской жизни; 3) западноевропейскую философию, донесенную предшественниками, выпускниками Киево-Могилянской академии, и добытую самостоятельно путем непосредственного знакомства с нею русских мыслителей ХIХ в.
Начало последовательного развития русской философии относится ко второй четверти ХIХ в. В советский период многообразию философских идей и систем был насильно положен конец. По воле государственных органов разрешалась лишь марксистско-ленинская философия: диалектический и исторический материализм.
Особенностями русской философии периода ее рассвета в ХIХ-ХХ вв. являются: своеобразный антропоцентризм (размышления о судьбах человека, слитных с судьбой всего человечества, его историей (историософичность));религиозность в личном и историческом ее проявлении – единстве людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей, в первую очередь Любви (принцип соборности) и Свободы;формирование «русской идеи», суть которой – вера в высокое, мессианское предназначение России и русского народа.
Продолжая знакомство с особенностями двух направлений русской философии, славянофильства и западничества, следует обратить внимание не только на различия, но и на их сходство, о котором А.И. Герцен говорил, что и те и другие любили Россию: славянофилы – как мать, западники – как дитя.
Наиболее яркая фигура рассматриваемого периода В.С. Соловьев впервые в русской философии создал оригинальную философскую систему − «философию всеединства и вечной женственности», Софии-Мудрости Божией, ориентированную на совершенствование человека и человечества, на воспроизведение идеала богочеловечества как единства божественной энергии во втором пришествии Бога с энергией человеческого естества. Условием единения должны стать достижения европейского рационализма и религиозно-мистический духовный опыт русского народа и всех христиан.
Видными представителями русской философии ХХ столетия были глубокий экзистенциалист и яркий персоналист Н.А. Бердяев и основатель эйдетической феноменологической диалектики А.Ф. Лосев. В центре внимания вынужденного жить в эмиграции Н.А. Бердяева − проблема человека, сущностью которого, как и божественной сутью, мыслитель считал свободу. Размышляя и о судьбе России, высоко оценивая положительные качества русского духа, философ вместе с тем не идеализировал русский характер, отмечал его негативные черты и противоречивость: вольность и рабство, любовь, доброту и жестокость и деспотизм. Бердяев приходит к выводу, что именно этой этнической «гремучей смесью» обусловлены все катаклизмы русской истории − революции, войны, восстания, террор.Говоря о будущем русского государства, Н.А. Бердяев риторически вопрошает и дает предположительный ответ: станет ли Россия свободной, зависит о самого народа, его способности преодолеть рабство в себе.
А.Ф. Лосев, пройдя испытания ссылкой и идеологическим прессингом государственной власти, силой духа и мысли превзошел бытие суровой реальности сталинского социализма. Не случайно в историю философской мысли он вошел как идеалист, тонкий знаток философии и культуры Античности и эпохи Возрождения, создатель оригинального метода диалектической феноменологии эйдоса. В пронизанном смыслами движении живого бытия, эйдоса (а не умозрительной идеи) к своему инобытию, символу (языку, знаковым формам религии, искусства, философии) А.Ф. Лосев видел подлинную диалектику жизни и гениально провел свои историко-философские исследования.
Т е м а 9
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ
СЕМИНАР 11
ОНТОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
План
1. Онтология, ее место в структуре философского знания.
2. Единство и многообразие бытия.
3. Философия о пространстве и времени.
4. Бытие и развитие: метафизика и диалектика.
Эссе и сообщения:
1. Бытие в представлениях элеатов.
2. Понятие бытия в философии экзистенциализма
3. Основные идеи работы Э. Фромма «Иметь или быть».
4. Философские и естественно-научные представления о пространстве и времени.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Бытие и материя – это одно и то же?
2. Чем понятие «бытие» отличается от понятия «научная картина мира»?
3. Как философия решает проблему единства и многообразия мира?
4. Немецкий философ Э. Фромм различал «истинное бытие» и «бытие по-видимости». Как отличить «подлинное знание», от «знанияпо видимости»?
5. В чем смысл философского определения материи?
6. Чем отличается классическая концепция истины от прагматической?
7. Какие стороны развития объясняют законы, открытые Г. Гегелем?
Основные понятия:
Бытие– исходная категория философии, указывающая на существование чего-либо, в отличие от несуществования.
Время – способ изменчивостибытия, смена состояний предметов, их длительность.
Дух – относительно человека это понятие, выражающее совокупность явлений человеческой психики, противоположный телесным (физическим) особенностям (знания, эмоции, восприятия, образы и др.).
Материя – понятие, которым охватывается все существующее объективно, вне сознания людей.
Мир – совокупность явленной людям действительности.
Пространство – способ устойчивости бытия, сосуществование предметов и явлений, их координация, протяженность.
Реальность – понятие, указывающее наличное, актуальное бытие, в отличие от потенциального или утраченного.
Список рекомендуемой литературы:
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
2. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
3. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997.
4. Фромм Э. Иметь или быть / Эрих Фромм. - М.: АСТ, 2000.
методические рекомендации
Определение философии как знания о мире в целом содержит предпосылку того, что онтологический вопрос является исходным для решения других мировоззренческих проблем. Один из первых греческих философов, употребивший понятие «бытие», Парменид, признав мир существующим, синкретично связывал его с гносеологической и антропологической проблемами. Отдав предпочтение помысленному перед чувственно данным предметным миром, он убедил себя и своих единомышленников в том, что «бытие существует, а небытие – не существует». Отсюда следовали важнейшие практические выводы: поскольку человек существо мыслящее, он существует и может быть уверен в своих действиях, доверять знаниям о вещах и явлениях. В ХVII в. это на латыни повторил француз Р. Декарт: «Cogito ergo sum» (Мыслю – следовательно, существую). При этом возникает и другая проблема – о двух смыслах бытийности – духовной и телесной.
Познакомившись с историей становления онтологии, мы еще раз убеждаемся, что ее проблемы «вечны» по своей значимости и невозможности дать на них окончательные ответы. В современную эпоху люди по-прежнему, зачастую не осознавая того, отвечают (отдают предпочтения, делают выбор) на онтологические вопросы: бытие подлинное – это идеальный или материальный мир, мир един или многообразен; устойчив или изменчив; конечен или бесконечен; подчинен действию материальных, действующих, либо идеальных, целевых причин? и другие. Подтверждением этого тезиса является и то, что современная философия языка не может дать окончательные, точные и однозначные определения онтологических понятий, таких как «бытие», «материя», «дух», «отношение», «время», «пространство»… Тем не менее, за более чем двухтысячелетнюю историю кое-что философии все же удалось прояснить и продвинуться к данной цели:
- установлено, что глагол «быть» употребляют в разных смыслах: а) им обозначают все сущее – реальные вещи, идеи и фантазии. В этом отношении прав Г. Гегель: с ним соотносимо лишь такое же предельно-абстрактное понятие - небытие («ничто»), которое не бессмысленно, а указывает на отсутствие вещей или утрату ими свойств, их изменчивость, превращение в иное. Учитывая это, был прав и Гераклит, утверждавший, что все течет, все изменяется;
- после того, как современный немецкий философ М. Хайдеггер развернул бытие в сторону человека, создал «антропологическую онтологию», учитывающую телесно-духовную двойственность человека, выходит, что относительно этого единства глагол «быть» выступает родовым понятием, но по отношению к сущности телесного или духовного – таковым не является. На это обратил внимание английский философ Г. Райл: «Сказать, что мысль о предмете и сам предмет существуют в одном смысле - все равно, что сказать «растут деревья и доходы, цены и надежды»;
- более отчетливо определена связь бытия, существования чего-либо с его познанием, онтологии с гносеологией. «Там, где кончается наше поле зрения, вопрос о бытии…остается открытым вопросом», - сформулировал суть этой связи Ф. Энгельс. Вместе с тем, содержательно существование в мышлении и в действительности не всегда соответствуют друг другу. Нечто существует, если удостоверено фактами и научно обосновано. Не существуют сказочные, выдуманные герои, вроде леших и домовых;
- прояснены смыслы атрибутов (неотъемлемых свойств), родов и видов бытия: благодаря научным открытиям расширен список онтологических понятий метафизики Аристотеля (к десяти категориям добавлены понятия мир, реальность, картина мира, универсум, вселенная, макро, мега, микромир и другие). Одновременно сделаны новые обобщения в обратную сторону – от конкретного к абстрактному (категории классиком античности - форма, материя, отношение, качество, количество, время, место… – получили более точную словесную огранку);
- удалось найти общее и особенное между философскими представлениями об атрибутах и родах бытия и конкретно-научными знаниями о них (например, между такими категориями, как «материя», «природа», «время», «пространство»…).
Завершить знакомство с темой уместно возвратом к ее началу: осознанию того, что предмет философии, мировоззрение, отличается от научной картины мира тем, что философия интровертна. Ее конечная цель – это «мысль второго порядка» (Р.Дж. Коллингвуд), т.е. не объект, а субъект, центрирование представлений о бытии вокруг человеческого Я (ценности, переживание смыла и жизни). Вместе с тем, без научных знаний о бытии мира субъект ограничивает свои возможности в самоопределении и выборе предпочтений и жизненных ориентиров. Т.о.онтология фундаментальна постольку, поскольку она в значительной мере определяет решение других мировоззренческих проблем: как субъекта познания она подвигает человека на поиск новых видов, форм и свойств бытия, а также средств его достоверности, как личность - нацеливает на необходимость человекомерного отношения к социальному и природному миру и, наконец, открывает каждому возможность сравнить и сделать осознанный выбор из двух ипостасей собственной бытийности, материальной и духовной, для раскрытия и реализации своих способностей.
Т е м а 10
ГНОСЕОЛОГИЯ − ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Семинар 12