Философия нового времени: хvii век и просвещение

Семинар 7

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХVII ВЕКА И ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

План

1. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

2. Учение о субстанции: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

3. Основные черты и идеи французского Просвещения.

Эссе и сообщения:

1. Френсис Бэкон – основоположник философии Нового времени.

2. Рационалистическая философия Рене Декарта.

3. Монадология Готфрида Лейбница.

4. Французское Просвещение: социально-философские взгляды Вольтера, Руссо, Монтескье, Гельвеция.

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Когда и кем был сформулирован лозунг «Знание-сила!»? Что он означает?

2. Каковы общие черты философии Ф. Бэкона и Р. Декарта?

3. Тезис эмпириков, сформулированный Дж. Локком: «Нет ничего в знании, чего прежде не было бы в чувствах», − рационалист Г. Лейбниц принял с оговоркой: «кроме самого разума». В чем смысл его замечания?

4. В чем заключаются недостатки рационализма, подмеченные эмпириками?

5. Для чего при рассмотрении гносеологической проблемы о методе познания философы Нового времени обратились к онтологическому вопросу о субстанции?

6. Что общего между монадологией Г. Лейбница и онтологическими представлениями античных философов Демокрита и Анаксагора?

7. В чем сходство «идеального государства» Платона и социально-философских идей французских просветителей?

Основные понятия:

Антропоцентризм –философская установка, выделяющая человека в качестве главной цели и философских изысканий (философствования).

Модус –(с лат. способ, вид) – преходящее свойство предмета (в отличие от атрибута).

Монада–в философии Г. Лейбница – неделимый первичный духовный элемент, потенциально содержащий в себе вселенную; число монад бесконечно.

Просвеще́ние – распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве.

Рационализм – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Сенсуализм – философское учение, признающее чувственность единственным источником познания.

Эмпиризм–метод, согласно которому основой познания и действия людей является основанный на деятельности чувств опыт.

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/

3. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери и Дж. Реале. - Спб., 2001.

4. Бэкон Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Соч. в 2-х т. – Т 1. - М., 1978.

методические рекомендации

В Новое время (ХVII – начало ХIХ вв.) кризис схоластики привел к смене темы философствования – от размышлений на теологические темы к реальным, земным.Целью становится самоутверждение в этом мире, а главным средством − наука в ее новом обличье (Г. Галилей, И. Ньютон). Лозунгом дня на долгое время явилось высказывание английского философа Ф. Бэкона «Знание – сила!».

Философы стремились найти универсальный метод познания.Об этом свидетельствуют названия их работ:«Новый органон» (с греч орудие) Ф. Бэкона, «Рассуждения о методе» Р. Декарта, «Опыт о человеческом разумении» Дж. Локка, «Новые опыты о человеческом разуме» Г. Лейбница.

Сформировались два направления – эмпиризм и рационализм(с лат. опыт и мысль). Эмпирики (сенсуалисты), преимущественно англичане: Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм - акцентировали фактуальную, полученную с помощью наблюдения составляющую науки; а рационалисты, представители континентальной Европы: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц - приоритетным считали мысленное, логически выводное познание. Позднее, в современной науке, метод первых получил новую интерпретацию в понятии «индукция», а вторых – «дедукция». В ходе дискуссий и взаимной критики сторонников того и другого подходов были вскрыты недостатки как эмпиризма, так и рационализма. Так, добытые опытным путем знания не отвечали принятому всеми учеными, философами той эпохи критерию истины − всеобщности и необходимости; полученные же путем вывода из общих посылок знания не соответствовали другому общепризнанному критерию – чувственной достоверности.

Несмотря на то, что метафизика познания была главной темой философии Нового времени, эмпирики и рационалисты, как это было и в прошлой истории, не могли обойтись без онтологического фундамента (в том числе и для преодоления недостатков отстаиваемой ими методологии). В центре внимания оказалась проблема субстанции (с лат. сущности, основы) всех вещей: материальных и идеальных. Для согласования невидимой, идеальной природы знаний (мыслящей субстанции) с вещами и явлениями действительности (протяженной субстанции) Р. Декарт вынужден был в качестве гаранта истины привлечь религию, признать наличие третьей субстанции, связующей обе, − Бога. Но Сверхсущество − это не рациональное, а иррациональное начало, да и вера в самоочевидность (аксиоматичность) исходных тезисов рационализма, из которых выводят новые знания (как в математике), также иррациональна, взята без обоснований.

Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в прояснении общенаучных методологических предписаний, получить общие однозначные результаты философам в ХVII в. (как, впрочем, и нашим современникам) не удалось. Отчасти поэтому европейской философская мысль ХVШ столетия разделилась на два русла: социально-практическое во Франции и спекулятивно-теоретическое в Германии.

Решение назревших социальных проблем французские философы Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, Гельвеций, Сен-Симон и другие, как и непосредственные их предшественники в ХVII в., видели в знании, точнее – в его распространении среди населения, прежде всего при дворах монархов и в светских салонах. Отсюда название века – «Просвещение». Знания носили преимущественно социально-гуманитарный характер. В отсутствие эмпирических исследований социальных явлений они в значительной мере были романтико-утопическими. При всем этом отдельные позитивные результаты были достигнуты: идеи Справедливости, Равенства, Свободы получили дальнейшую конкретизацию в «теории разделения властей» (Монтескье), в выявлении негативных (Руссо) и позитивных (Гельвеций) сторон частной собственности и личного интереса, в обосновании потребности ограничить монархию для более справедливого и эффективного управления социальным целым (Гольбах, Ламетри, Гельвеций, Сен-Симон). Практическим результатом деятельности просветителей явилась Великая Французская буржуазная революция 1789 - 1799 гг.

Т е м а 6

Наши рекомендации