Философия средневековья и эпохи возрождения
Семинар 6
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
План
1. Источники возникновения и особенности философии средневековья.
2. Западная и Византийская апологетика и патристика.
3. Главные проблемы философской схоластики.
4. Гуманистический смысл философии эпохи Возрождения.
Эссе и сообщения:
1. Христианство и неоплатонизм.
2. Религиозно-философские искания Аврелия Августина.
3. Фома Аквинский – систематизатор схоластической философии.
4. Философия Н. Кузанского.
5. Мистический пантеизм Дж. Бруно.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. В чем сходны и чем отличаются космоцентризм и теоцентризм?
2. Чем похожи учение Плотина о Едином и христианское вероучение?
4. Кто такие апологеты?
5. Что такое схоластика? В чем ее позитивная и негативная стороны?
6. Как философы средневековья решали проблему соотношения веры и разума?
7. Как можно опровергнуть одно из доказательств существования Бога, «Причинности», которое гласит: «Все имеет причину, но не до бесконечности. Это значит, что должна быть причина всех причин. Это и есть Бог»?
8. Почему один из периодов европейской философии называют Возрождением?
9. Что такое пантеизм?
10. В чем смысл философско-религиозного учения Дж. Бруно?
11. Чем, по Н. Кузанскому, разум отличается от рассудка?
Основные понятия:
Благодать –в христианстве божественная сила, подарок Бога человеку для преодоления греховности и спасения.
Вера –принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в доводах и фактическом подтверждении.
Гуманизм –система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.
Креационизм –христианское учение о творении Богом мира из ничего, чистым актом воли.
Номинализм –течение в схоластике, приверженцы которого считали общие понятия лишь именами (с лат. номина), существующими в мышлении, а не в реальности; реальным существованием обладают лишь единичные вещи.
Пантеизм –учение о единстве Бога и природы, обожествление природы.
Патристика –философия и теология отцов церкви, духовных лидеров христианства.
Провиденциализм –религиозное представление об истории, как проявления божественной воли, божественного плана.
Разум –высшая ступень познания, способность логически и творчески мыслить и обобщать результаты познания.
Реализм –течение в схоластике, сторонники которого признавали, что общим понятиям соответствуют реально существующие общие признаки.
Схоластика –христианская средневековая философия, сконцентрированная в монастырских, епископских, придворных школах и университетах.
Теоцентризм – это картина мира, в которой причиной и центром бытия, его активным и творческим началом выступал Бог.
Список рекомендуемой литературы:
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/
3. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье / Д. Антисери и Дж. Реале. - Спб., 2001.
4. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов / П.С. Таранов. - Т. 1. - Симферополь, 1996.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М, 1991.
методические рекомендации
Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно со II - V по XIV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии средневековья – «Афины и Иерусалим»: античная философия и христианское вероучение, возникшее в I-II вв. н.э. Философия средневековья – своеобразный исторический тип философии. Потребность в обретении человеком устойчивой почвы под ногами в виде монотеистической веры не избавила его от присущей ему склонности мыслить разумно. В основе философии и культуры средних веков лежат текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретаций текстов Священного Писания.
вера в тот период была нужнее, поэтому философия постепенно превратилась в «служанку богословия» (Филон Александрийский). И все же философы и здесь аргументируют свое предпочтение: архиепископ Константинопольский И. Златоуст (347 - 407), прекрасный оратор, пришел к выводу о том, что «природа рассудочных доводов подобна лабиринту – нигде не имеет конца и не позволяет мысли утвердиться на каком-нибудь основании». Главной чертой всей средневековой философии становится теоцентризм – установка, когда Бог – мерило всех проблем: онтологических, гносеологических, антропологических, этических, социальных. Так, средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
В истории средневековой философии можно выделить два этапа: апологетику и патристику (II - VI вв.) и схоластику(VII - ХIV вв.). На первом «защитники и отцы» нового веропонимания: Филон Александрийский,Юстин Мученик,обезглавленный римским префектом, его ученикТатиан, скончавшийся после пыток, Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский, Аврелий Августин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов - все свои усилия направили на борьбу с язычеством и обоснование истинности христианского вероучения. Особо следует выделить (и более детально познакомиться) оригинальные мысли епископа Гиппонского Аврелия Августина о соотношении веры и разума, концепции времени, решении проблемы «оправдания зла», идее всемирной истории.
В период с VII по ХIV вв. на территории Европы возникли учебные заведения – монастырские, епископальные, придворные школы, а с ХШ века - университеты (в Париже, Оксфорде, Болонье…), где философия в религиозной форме преподается систематически. Отсюда наименование второго периода – схоластика (с лат. школьная философия).Главные темы схоластической философии: 1) о соотношении веры и разума; 2) доказательства бытия Бога; 3) проблема происхождения и смысла универсалий (общих понятий).
Подобно Августину на первом этапе, в период схоластики наиболее яркой фигурой в европейской философии был итальянец Фома Аквинский. Используя философию Аристотеля, ему удалось лучше других обосновать свои ответы отмеченных проблем. Так, Фома утверждал, что диалектика есть божественное искусство, люди не изобретают, а открывают ее для себя как средство познания Бога. Разделение философии и религии бессмысленно. Не случайно в книге Бытия сказано: «вначале было слово», т.е. Логос, мысль. Античные философы открыли много истин, и не их вина, что они не были крещены. Общие понятия существуют вначале у Бога, а затем люди сами дают им разные имена, оставляя неизменной сущность.
Достижениями философии средневековья следует признать возвышение морально-этической составляющей человека, разработку логики, доказательства. Вместе с тем, ограничение философии теологической проблематикой, уход от реальности вывели схоластику на тропу бесполезных дискуссий, как, например, по вопросу «может ли всемогущий Бог создать камень, который не сумеет поднять?».
Уход от проблем земных, запрет церковью эмпирической науки, духовный «домоклов меч» вечной вины человечества и страха попасть в ад за греховную жизнь, злоупотребления священнослужителей спровоцировали мировоззренческий переворот в сознании европейцев, побудив философов к поиску новых ориентиров. Средневековье уступило место эпохе Возрождения, особенностью которой был ее переходныйхарактер, переплетение установок и ценностей средневековья и разработка принципа миропонимания будущего Нового времени – антропоцентризма. Мылители-возрожденцы, достойные наследники великих итальянских деятелей искусства «Флоренции-цветущей», философы Н. Кузанский, Э. Роттердамский, Дж. Бруно, Т. Мор, Т. Кампанелла возрождают греко-римский интерес к гармонии Истины и Красоты, духовности и телесности, трактуя их по-христиански, как высшие дары Бога. Критике подвергаются наивная вера, бесполезность некоторых теологических дискуссий, аморальный образ жизни церковников, рисуются картины-проекты справедливого устройства земной жизни.Т е м а 5