Философия как аргументированное мировоззрение

План

1. Особенности философского мировоззрения.

2. Структура и язык философии.

3. Мировоззренческая, методологическая и практическая функции философии.

4. Значение философии в жизни человека и общества.

Эссе и сообщения:

1. Как я понимаю философию.

2. Философия – это свобода.

3. Философия и наука.

4. Карл Ясперс о философской вере.

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Говорят: «Умный учится на чужих ошибках, а мудрый их не допускает». Что знает мудрый?

2. Чем философское мировоззрение отличается от обыденного?

3. Русский философ Н.А. Бердяев считал, что философствовать можно на любую тему. Согласны ли Вы с ним? Что значит философствовать?

4. Что такое вера? Чем вера отличается от знания?

5. В чем состоит отличие философской веры от религиозной?

6. Рефлексия и познание – это одно и то же?

7. Обладают ли философские знания практической пользой?

8. В чем состоит отличие философии от других наук?

9. Что такое материализм и идеализм?

10. Если однозначных и окончательных ответов на мировоззренческие вопросы философия дать не может, зачем ее изучать?

Основные понятия:

Аксиология –раздел философии, изучающий ценности.

Гносеология(теория познания)–раздел философии, изучающий природу и особенности познания, условия его истинности.

Материализм– установка, признающая подлинной реальностью, основой всего сущего независимое вещественное, телесное, а не духовное, идеальное, неосязаемое.

Идеализм– установка, признающая, что подлинной реальностью являются чувственно не видимые идеи: мировой дух, разум (объективный идеализм), сознание субъекта (субъективный идеализм).

Онтология– учение о бытии, раздел философии, рассматривающий сущность и свойства бытия.

Парадигма(с греч. образец) – совокупность убеждений, ценностей, языковых и методологических средств, принятых научным сообществом.

Рефлексия(с лат. обращение назад) – самопознание, познание собственных убеждений, верований, посылок.

Теория– форма знания, система логически связанных высказываний о сущностных связях и свойствах действительности.

Философия– рациональное, основанное на критической силе разума, проясненное мировоззрение.

Список рекомендуемой литературы:

1. Делез Ж. Что такое ф-я / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.: Алетейя; СПб, 1998.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

3. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - М., V-VI 1992. - C. 14 – 40.

5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. – М.: Политиздат, 1990.

6. Ясперс К. Введение в философию / К. Ясперс; пер. с нем. под ред. А.А. Михайлова. – Мн.: Пропилеи, 2000.

методические рекомендации

Понятие о мировоззрении, его основных формах и исторических типах позволяет сделать следующий шаг − понять особенности философского мировоззрения как более позднего феномена культуры. Определив на предыдущем семинарском занятии сравнение как одно и свойств мышления, сопоставим ранние формы мировоззрения с философией и обнаружим, что:

а) в отличие от мифологического мировоззрения, разделяемого коллективно и в образных формах, философское индивидуально, критично и имеет более широкие возможности для выражения;

б) в отличие от религии, философия более самокритична и аргументирована. Ее ответы представляют знания-верования, а не верования-знания. Философ, в отличие от близкого ему по нацеленности на горние цели и ценности теолога, рассчитывает на силу человеческого разума, а не на помощь Сверхсущества − в этом его и сила, и «слабость»;

в) в отличие от здравого смысла, философия опирается не только на ближайший, но на максимально доступный общечеловеческий опыт, включая и разнообразные формы науки.

Итак, философия – это аргументированное, осознанное (отрефлектированное) мировоззрение. Философствовать – значит выделять и прояснять смыслы базовых (мировоззренческих) понятий.

Многоцветен язык философии. Его отличает богатство форм выражения, прежде всего, понятия и художественные образы. Так, например, в литературе философские идеи глубоко освещали в поэмах, новеллах, баснях, романах древнеримский поэт Лукреций Кар, французский просветитель Д. Дидро, драматург, писатель Ж.-П. Сартр, баснописец Г.С. Сковорода, писатели Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и многие другие.

Источниками философских размышлений являются духовно-практический опыт человечества, научные знания и история философии, изучению которой будут посвящены последующие содержательные модули курса.

В философии выделяют несколько разделов, число которых растет по мере освоения человеком мира: 1) онтологию – учение о сущем, о бытии (мире в целом); 2) гносеологию – учение о познании и его возможностях; 3)аксиологию – учение о ценностях; 4) социальную философию – учение о предельных сущностях общественных явлений, о развитии обществ; 5) философскую антропологию – учение о человеке; 6) философию истории; 7) этику – учение о смысле и содержании нравственности; 8) эстетику– учение о красоте, прекрасном и безобразном; 9) философию науки и техники – учение о сущности научного познания, тенденциях научно-технической эволюции; 10) гендерную философию, философию молодежи и т.д. Естественно, что в небольшом курсе все их охватить невозможно, поэтому рассмотрены будут лишь некоторые важнейшие из них.

В заключение знакомства с предметом философии следует открыть для себя функции (с лат. исполнение, осуществление) и их концентрированное выражение − цель (роль) данной сферы знания в жизни человека и общества. В философии главными функциями, во многом совпадающими с функциями мировоззрения, являются мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая. Используя известный мифологический образ дерева в качестве символа культуры, мировоззренческую функцию можно представить в виде духовного корня, на соках которого вырастает ствол, листья, цветы и плоды – мысли, чувства, цели, дела и поступки людей. Например, ясные знания о мире, миропонимание определяют продуманные политические, экономические, личностные стратегии жизни общества и личности. Строить демократическое общество легче тогда, когда в общественном сознании есть знание-вера о том, что не эгоизм, не альтруизм, а единство первого и второго, интерсубъективность является наиболее эффективной установкой и для политика, и для рядового гражданина.

С мировоззренческой функцией тесно связана методологическая. Метод – это набор предписаний к каким-либо теоретическим или практическим действиям, т.е. средства, с помощью которых можно продвигаться к мировоззренческой цели. Философские методы, и в этом их особенность, носят всеобщий характер. Одним из них является исторический метод, который позволяет исследовать объекты в течение всего пути их бытия, от возникновения до наших дней. Поэтому изучение истории философии так важно.

Еще одной, пожалуй важнейшей, функцией философии является гуманистическая. Смысл ее в том, что любовь к мудрости открывает дорогу любви к человеку как таковому, независимо от расы, пола, этнической, страновой принадлежности. Сферой этой любви является самажизнь. А поскольку высшей формой практики считается этика, то данная функция согласуется с этической. Подлинная философия отличается от «чистого» теоретизирования тем, что философ стремится в общении с себе подобными найти понимание не только в словах, но и в поступках, в реальных, чувственно осязаемых отношениях.

Т е м а 2

Наши рекомендации