Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке)

1724-1804 Кант И. 1762-1814 Фихте И. 1770-1831 Гегель Г. 1775-1854 Шеллинг Ф. 1788-1860 Шопенгауэр А. 1804-1872 Фейербах Л. 1818-1883 Маркс К. 1839-1914 Перс Ч. 1842-1910 Джемс У. 1844-1900 Ницше Ф. 1853-1900 Соловьев B.C. 1856-1939 Фрейд 3. 1859-1938 Гуссерль Э. 1859-1941 Бергсон А. 1870-1965 Лосский И.О. 1872-1970 Рассел Б. 1874-1948 Бердяев H.A. 1882-1937 Флоренский П.А. 1889-1951 Витгенштейн Л. 1889-1976 Хайдеггер М. 1891-1970 Карнап Р. 1893-1988 Лосев А.Ф. 1900 Гадамер Г. 1902-1994 Поппер К. 1905-1980 Сартр Ж.-П. 1908 Куайн У. 1935 Ленк Г.

До нашей эры 624-546 Фалес из Милета 540—470 Парменид из Элей 535-470 Гераклит из Эфеса 510-430 Зенон из Элей 469-399 Сократ 460-371 Демокрит 427-347 Платон 384-322 Аристотель 341-270 Эпикур Наша эра 204-270 Плотин 354—430 Августин 480-524 Боэций 1033-1109 Ансельм 1079-1142 Абеляр П. 1214-1292 Бэкон Р. 1221—1274 Фома Аквинский 1280-1349 Оккам У. 1401-1464 Кузанский Н. 1561-1626 Бэкон Ф. 1588-1679 ГоббсТ. 1596-1650 Декарт Р. 1632-1677 Спиноза Б. 1632-1704 Локк Дж. 1646-1716 Лейбниц Г. 1711-1776 Юм Д. 1723-1789 Гольбах П.

Примечание. Разумеется, приведенный перечень содержит элемент произвола, ибо выдающихся философов намного больше, чем здесь указано. Перечисляя всего пять десятков имен, мы преследовали вполне определенную методическую цель: составить для читателя легкообозримую хронологию.

ЛИТЕРАТУРА*

К введению

Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. С. 10-73.

Диоген Лаэртский.О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.: Мысль, 1986. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 10-129. Саратовский В.Н.Вселенная философа. М.: Мол. гвардия, 1972.

К главе 1.1

Аристотель.Метафизика//Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1.

Асмус В.Ф.Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999.

Лосев А.Ф.История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.

Лосев А.Ф.Эллинистическая римская эстетика I—II вв. н.э. М.: Изд-во МГУ, 1979.

Платон.Государство//Соч. В 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3. Ч. 1.

Плотин.О бессмертии души//Вопросы философии. 1994. № 3. С. 155-172.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб.: Петрополис, 1994. Т. 1.

Историяфилософии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.

Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.

К главе 1.2

Введениев философию. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. С. 115-134.

Гвардини Р.Конец Нового времени// Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127-135.

Ле Гофф Ж.Цивилизация средневекового Запада. М.: 1992. С. 302-337.

Майоров Г.Г.Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.

Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 14-15, 193-196, 483-485, 612-615; Ч. 2. С. 375-377.

Реале Дж., АнтисериД. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб.: Петрополис, 1994. Т. 2.

Соколов В.В.Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.

Историяфилософии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.

Коплстон Ф.Ч.История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.

К главе 1.3

Блинников Л.В.Великие философы. Словарь-справочник. М.: Логос, 1999. С. 58-62. Горфункель А.Х.Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения. М.: Политиздат, 1978. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 196-198; Ч. 2. С. 9-15,419-422. Историяфилософии: Запад-Россия-Восток. Кн. 2. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996.

* Список литературы составлен с расчетом как на студентов, проходящих курс бакалавриата или магистрата, так и на аспирантов, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по философии. Более половины литературы вполне по силам "одолеть" нормально успевающему студенту. В сложных случаях рекомендуется обращаться за разъяснениями к преподавателям философии.

К главе 1.4

Бэкон Ф.Новый органон//Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. Декарт Р.Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. Лейбниц Г.В.Монадология//Соч. В 4т. М.: Мысль, 1982. Т. 1. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 17-34, 249-254, 309-310, 320-329,

367-371.

Спиноза Б.Этика//Избранные произведения. В 2 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. Соколов В.В.Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996. Реале Дж., Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время.

СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. Историяфилософии: Запад-Россия-Восток. Кн. 2. М.: Греко-латинский кабинет

Ю.А. Шичалина, 1996.

К главе 1.5 Блинников Л.В.Великие философы. Словарь-справочник. М.: Логос, 1999. С. 86-88,

159-169,298-300.

Вольтер.Философские сочинения. М.: Наука, 1983. Кант И.Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. Кузнецов В.Н.Немецкая классическая философия второй половины

XVIII - начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.

Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Т. 2. С. 15, 19-24, 175-179, 182-186, 422-448. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высшая школа, 1973. Реале Дж., АнтисериД. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: ТОО ТК

"Петрополис", 1996. Т. 3. Новое время. Историяфилософии: Запад-Россия-Восток. Кн. 2. М.: Греко-латинский кабинет

Ю.А. Шичалина, 1996.

К главе 1.6 Вопросыфилософии. 1995. № 1. С.118—158 (подборка статей о современном состоянии

диалектики).

Гегель.Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т. 1. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII — начала

XIX века. М.: Высшая школа, 1989. Маркс К. Предисловие. К критике политической экономии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

Т. 13. С. 6-7. Маркс К.Тезисы о Фейербахе//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1-4.

К главе 1.7

Гадамер Х.-Г.Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

Гуссерль Э.Кризис европейских наук и транцендентальная феноменология//Вопросы философии. 1992. № 7. С.136-176.

Ницше Ф.Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. T.I. T.2.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С.319-344.

Хайдеггер М.Что это такое — философия?//Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113-123.

Хайдеггер М.Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997.

Ясперс К.Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

Западная философия XX века. М.: Интерпракс, 1994.

ПассморД.Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

ФилософыXX века. М.: Исскуство, 1999.

К главе 1.8 Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993.

Витгенштейн Л. О достоверности//Вопросы философии. 1991. № 2. С. 67-120.

Витгенштейн Л.Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

Поппер К.Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

Современнаяфилософия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада; Хре-стоматия/Сост. АА-Печенкин. М.: Логос, 19%.

Западная философия XX века. М.: Интерпракс, 1994.

Аналитическаяфилософия: становление и развитие. Антология. М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998.

Реале Дж., АнтисериД. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб.: Петрополис, 1997. Т. 4. От романтизма до наших дней.

К главе 1.9

Фуко М.Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.

Деррида Ж.Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 53-57.

ЛиотарЖ.-Ф.Состояние постмодерна. Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

Делез Ж., Гваттари Ф.Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

Ильин И.П.Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.

К главе 1.10

Бердяев H.A.Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. Взглядна русскую философию//Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54—72. Замалеев А.Ф.Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995. Лосев А.Ф.Имя. СПб.: Алетейя, 1997.

Лосский И.О.История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. Лосский И.О.Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. Соловьев B.C.Вера, разум и опыт//Вопросы философии. 1994. № 1. С. 111-128. Соловьев B.C.Оправдание добра. М.: Республика, 1996. Соловьев B.C.Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1, 2. Флоренский П.А.Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т. 1, ч. 1; Т. 2, ч. 2.

К главе 1.11 ОткрытиеИндии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М.:

Художественная литература, 1987. С. 455-522. Чаттерджи С., ДаттаД. Индийская философия. М.: Селена, 1994. Фэн Ю-лань.Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 1998.

К главе 2.1 Концепциисамоорганизаци: становление нового образа научного мышления. М.: Наука,

1994.

Мякишев Г.Я.Динамические и статистические закономерности в физике. М.: Наука, 1973. Пригожий И., Стентерс И.Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. Рейхенбах Г.Философия пространства и времени. М.: Прогресс, 1985.

А" главе 2.2 Аксиология//Современная западная философия: Словарь. М.: ТОН-Остожье, 1998.

С. 12-14.

Диалектика познания. Л.: Изл-воЛГУ, 1983. Чудинов Э.М.Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. 4.1. С. 412-658; 1991. Ч. 2. С. 8-142.

Налимов В.В.Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989

Проблемачеловека в западной философии. М.: Прогресс, 1988

Симонов П.В.Мозг и творчество//Вопросы философии. 1992 № 11 Г 1-94

Теория познания. М.: Мысль, 1991.7.1,2. -ц.^. j ^.

Эточеловек. Антология. М.: Высшая школа, 1995.

К главе 2.3

Гуревич П.С.Философия культуры. М.: АО Аспект-Пресс, 1994
Банфи H.A.Философия искусства. М.: Искусство 1989
Буткеви, О.Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР 1983
Гулыга A.B.Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. rv^^r,ivsj.
Гусейнов A.A.Великие моралисты. М.: Республика, 1995
Гусейнов A.A., Апресян Р.Г.Этика. М.: Гардарика 1998

ЛеНКсоф?и1Л9^ТГсТТ41ТИ В "HKe ЭК°НОМИКИ И ТеХН™ // ««προ« Ф--Мир философии. М.: Политиздат, 1991 Ч 2 С 285-405

1С9?91ЛСЗР-54°бРаЗОВаНИе (МаТСРИаЛЫ "^^"^^//Вопросы философии. Ортега-и-Гассет X.Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство 1991 Этика:словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект-Пресс, 1994 '

К главе 2.4

Мир философии. М.: Политиздат, 1991. 4.2. С.407-496 Момджян К.Х.Социум. Общество. История М · Наука 1994 """^OASTS'лейств^культур (Ма.риалы "круглого стола")// Вопросы фи-

Сорокин П.Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат 1992 С 156 175 В поискахсвоего пути: Россия между Европой и Азией. М · Логос 1997 Философияистории в России. Хрестоматия. М.: Логос, 1996 ' Парсонс Т.Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998

К главе 2.5
Биоэтика:проблемы, трудности, перспективы (Материалы "кп„ »ч / /г,

философии. 1992. № 10. С.3-28. материалы круглого стола")//Вопросы

Вернадский В.И.Философские мысли натуралиста. М.: Наука 1988 Концешш^амоорганизации: становление нового образа НауЧного мышления. м, Нау.

Моисеев H.H.Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия 1990 Панченко А.И.Философия, физика, микромир. М.: Наука 1988 Философияприроды: коэволюционная стратегия M 199s' Хёсле В.Философия и экология. М.: Изд. фирма "Ками" 1994 Ведениев биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

К главе 2.6 Поппер К.Логика и рост научного знания. М · Прогресс 1983

Η^*Γ, Ш8ФИЛОСОФИЯ НЗУКИ: ИСТ°РИЯ И ™™Я· "··· Дом интеллектуальной

Современная философия науки: знание, реальность пеннпгтииттт

сгоматия/Сссг. АА.Печенкин. M^orS% ^ ^™13™ ^
Степи. B.C.Философская антропология и философские науки. М - Высшая школя 1999
Традициии революции в истории науки. М.: Наука, 1991. Высшая школа, 1992.
Философияи методология науки. M.: SVR-Apryc 1994 Ч 1 2
Яковлев В.А.Диалектика творческого процесса в науке. М.': Наука, 1989

Витгенштейн Л.О достоверности//Вопросы философии. 1991. № 2. С. 67-120.

Витгенштейн Л.Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

Поппер К.Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хре-стоматия/Сост. АА.Печенкин. М.: Логос, 1996.

Западнаяфилософия XX века. М.: Интерпракс, 1994.

Аналитическаяфилософия: становление и развитие. Антология. М.: Дом интеллектуапь-ной книги; Прогресс-Традиция, 1998.

Реале Дж., АнтисериД. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб.: Петрополис, 1997. Т. 4. От романтизма до наших дней.

К главе 1.9

Фуко М.Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.

Деррида Ж.Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 53-57.

Лиотар Ж.-Ф.Состояние постмодерна. Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

Делез Ж., Гваттари Ф.Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

Ильин И.П.Постструктурализм. Деконсгруктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.

К главе 1.10

Бердяев H.A.Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. Взглядна русскую философию//Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54-72. Замалеев А.Ф.Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995. Лосев А.Ф.Имя. СПб.: Алетейя, 1997.

Лосский И.О.История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. Лосский И.О.Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. Соловьев B.C. Вера, разум и опыт//Вопросы философии. 1994.№ 1. С. 111-128. Соловьев B.C.Оправдание добра. М.: Республика, 1996. Соловьев B.C.Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1, 2. Флоренский П.А.Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т. 1, ч. 1; Т. 2, ч. 2.

К главе 1.11 ОткрытиеИндии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М.:

Художественная литература, 1987. С. 455-522. Чаттерджи С., Датта Д.Индийская философия. М.: Селена, 1994. Фэн Ю-лань.Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 1998.

К главе 2.1 Концепциисамоорганизаци: становление нового образа научного мышления. М.: Наука,

1994.

Мякишев Г.Я.Динамические и статистические закономерности в физике. М.: Наука, 1973. Пригожий И., Стенгерс И.Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. Рейхенбах Г.Философия пространства и времени. М.: Прогресс, 1985.

К главе 2.2 Аксиология//Современная западная философия: Словарь. М.: ТОН-Остожье, 1998.

С. 12-14.

Диалектикапознания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. Чудинов Э.М.Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. Мир философии. М.: Политиздат, 1991. 4.1. С. 412-658; 1991. Ч. 2. С. 8-142.

Налимов В.В.Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989.

Проблемачеловека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

Симонов П.В.Мозг и творчество//Вопросы философии. 1992. № 11. С. 3-24.

Теорияпознания. М.: Мысль, 1991. Т.1, 2.

Эточеловек. Антология. М.: Высшая школа, 1995.

К главе 2.3

Гуревич П.С.Философия культуры. М.: АО Аспект-Пресс, 1994.

Банфи H.A.Философия искусства. М.: Искусство, 1989.

Буткевич О.Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983.

Гулыга A.B.Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.

Гусейнов A.A.Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

Гусейнов A.A., Апресян Р.Г.Этика. М.: Гардарика, 1998.

Ленк Г.Проблема ответственности в этике экономики и технологии // Вопросы философии. 1998. № П.С. 30-42.

Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 2. С. 285—405.

Философия,культура и образование (материалы "круглого"стола) // Вопросы философии. 1999. № 3. С. 3-54.

Ортега-и-Гассет X.Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

Этика:словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект-Пресс, 1994.

К главе 2.4

Мир философии. М.: Политиздат, 1991. 4.2. С.407-496. Момджян К.Х.Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.

Россияи Запад: взаимодействие культур (Материалы "круглого стола")// Вопросы философии. 1992. № 6. С.3-49.

Сорокин П.Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С.156—175. В поискахсвоего пути: Россия между Европой и Азией. М.: Логос, 1997. Философияистории в России. Хрестоматия. М.: Логос, 1996. Парсонс Т.Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998.

К главе 2.5

Биоэтика:проблемы, трудности, перспективы (Материалы "круглого стола")//Вопросы философии. 1992. № 10. С.3-28.

Вернадский В.И.Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

Концепциисамоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994.

Моисеев H.H.Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.

Нанченко А.И.Философия, физика, микромир. М.: Наука, 1988.

Философияприроды: коэволюционная стратегия. М, 1995.

Хёсле В.Философия и экология. М.: Изд. фирма "Ками", 1994.

Ведение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

К главе 2.6

Поппер К.Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. НикифоровА.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной

книги, 1998. Современнаяфилософия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хре-

стоматия/Сост.ААПеченкин. М.: Логос, 1996.

Стенин B.C.Философская антропология и философские науки. М.: Высшая школа, 1992. Традициии революции в истории науки. М.: Наука, 1991. Философияи методология науки. M.: SVR-Apryc, 1994.4. 1, 2. Яковлев В.А.Диалектика творческого процесса в науке. М.: Наука, 1989.

Наукаи культура (материалы "круглого" стола) // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 3-54.

К главе 2.7

Калке ВЛ.Этика. Техника. Символ. Обнинск: Обнинский ин-т атомной энергетики, 1996. ЛенкХ.Размышления о современной технике. М.: Аспект-Пресс, 1996. Новаятехнократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. Ракитов А.И.Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. Стёпин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А.Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа,

1995.

Философия техники//Вопросы философии. 1993. № 10. С.24—151 (подборка статей). Философиятехники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.

К главе 2.8

Глобальныепроблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. Мир философии. М.: Прогресс, 1991. Ч. 2. С. 497-585. Моисеев H.H.Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы

философии. 1999. № 4. С. 3-10. Сорокин П.Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

К заключению Налимов В.В.Размышления о путях развития философии//Вопросы философии. 1993.

№ 9. С.85-93.

Торосян В.Г.Ценность философии/Дам же. С.94-96. Хоружий С.С.После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.

Словарь-указатель

Словарь призван помочь читателю ориентироваться в материале учебника. В нем содержатся основные лексические сведения, необходимые студенту вуза, дается происхождение слов, что часто позволяет лучше понять их смысл, приводятся разъяснения, которые по тем или иным причинам было нецелесообразно включать в основной текст, но которые имеют важное значение для понимания истории философских проблем, взятых в их единстве (ср. материализм, идеализм и др.). В словаре используются следующие сокращения: гр. — греческое, лат. — латинское, фр. — французское.

Абстрагирование(лат. abstractio) — выделение, обычно мысленное, некоторых признаков предмета. Абстрагирование — это, как правило, лишь первый шаг к образованию понятий. Абстракция — это более бедный концептуальным содержанием термин, чем понятие. Распространенная лексическая ошибка состоит в том, что понятия называют абстракциями 16, 104, 113, 257

Агностицизм(гр. agnostos непознаваемый) — учение о реальности недоступных познанию вещей. Агностицизму противостоит учение так называемого гносеологического оптимизма, согласно которому все вещи познаваемы. Обе концепции страдают одним и тем же недостатком: в них речь идет о непознанном как существующем. Но без знания о вещи неправомерно постулирование ее существования. Философски оправданными являются рассуждения о надежде на рост знания. Термин агностицизм часто используется при характеристике философии Д.Юма и И.Канта. В нашем учебнике он не используется.

Аксиология(гр. axios ценный + logos учение) — учение о ценностях, развитое в конце XIX - начале XX в. 14, 188, 189, 213, 218-221

Аксиома(гр. axioma отправное, исходное положение теории) 260

Активность(лат. aktivus деятельный, энергичный) — признак вещей 41

Аналогия(гр. analogia сходство вещей в каком-либо отношении) 177, 257

Аналитическая философия118-132, 156, 169, 187, 227

Антиномия(гр. anti + nomos закон) — противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории (см. также апория) 93

Антропология(гр. anthropos человек + logos учение) — учение о человеке 17, 93, 167-169

Антропоцентризм(гр. anthropos человек + kentron центр) — принцип философии, согласно которому человек есть центральное звено мироздания 66-69, 76, 103

Апория(гр. aporia нет выхода) — непреодолимое противоречие при разрешении проблемы 25, 26

Априори(лат. a priori из предшествующего) — знание, предшествующее опыту. По отношению к априори противоположностью является апостериори (на основании опыта) 93-96, 121

Атараксия(гр. ataraxia) — невозмутимость мудреца, душевный покой. В отличие от атараксии апатия (гр. apatheia) есть состояние бесчуственности, равнодушия, доходящее порой до болезненного состояния 48

Аттрактор157, 232, 286

Благо— то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В наши дни понятие блага вытеснено понятием ценности 16, 36, 38, 50

Большой взрыв— событие, предположительно случившееся около 18 млрдлеттому назад и обусловившее становление нашей Вселенной. О событиях, случившихся до взрыва, науке ничего не известно 22, 244, 287

Бытие 700, 153-157

Бытие-в-мире— термин философии экзистенциализма и фундаментальной онтологии М.Хайдеггера, призванный выразить неинтеллектуальные особенности человека, ко-

торые несводимы к переживаниям человека, на которых, как считается, лежит печать излишнего психологизма. Термин бытие-в-мире выражает также неразрывность связи человека и мира 112, 172

Бытие семиотическое160, 161

Бытие символическое(знаковое) — все то, что интерпретируется на основе семиотики, теории о знаках. Если А несет информацию о Б, то А есть символическое бытие Б. Так, техника несет информацию о человеке, она есть поэтому символическое бытие человека. Учение о знаках развенчало всю таинственность так называемого инобытия. См. также знак 57, 58, 133, 170, 193, 284

Вакуум(лат. vacuum пустота) — определенная физическая среда, физическое поле, изучаемая физикой. Понятие пустоты считается устаревшим в том смысле, что ее нет в природе (см. также ничто) 27, 28

Верификация(лат. verus истинный + facere делать) — установление достоверности высказываний опытным путем 122, 123, 125, 264

Возвышенное— 1) категория эстетики, выражающая необычайный подъем эстетического переживания; 2) категория современного постмодернизма, стремящегося к преодолению интеллектуального понимания человека. Возвышенному придается не просто эстетический, а общефилософский смысл 137, 206, 214

Воля— способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения цели. Волюнтаризм объявляет волю высшим принципом бытия 109, 110, 190

Время27, 42, 48, 55, 56, 109, 158-162, 187

Всеединство139-148

Вчувствование— один из путей познания человека 186, 187

Гедонизм(гр. hedone наслаждение) — учение, согласно которому высшим благом признается наслаждение 43, 46

Герменевтика(гр. hermeneutike истолковать) 58, 115-118, 156, 168, 169, 227

Герменевтический круг116

Гилозоизм(гр. hyle вещество + zoe жизнь) — учение о всеобщей одушевленности универсума 75, 242

Гипотеза(гр. hypothesis предположение) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. В отличие от аксиомы гипотеза должна для своего признания получить опытную проверку 84, 126, 261

Гносеология(гр. gnosis знание + logos учение) — философская теория познания. В западной философии вместо термина гносеология используется эпистемология (гр. episteme знание) 17, 93, 172-176

Гуманизм(лат. humanus человечный) — система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности 57, 71—73, 76, 247

Дедукция(лат. deductio выведение) — выведение новых мыслей чисто логическим путем 84, 185, 258

Деконструктивизм135, 136

Демиург(гр. demiurgos) — зодчий мира. В отличие от демиурга средневековый Бог первичен во всех отношениях 35

Детерминизм164

Диалектика(гр. dialektike) — 1) искусство ведения философского спора; 2) учение Гегеля о тождестве противоположностей и о противоречиях 29, 30, 35, 101,102, 105, 162, 163, 165,166

Диалог(гр. dialogos) — обмен мыслями 29, 43, 162, 204, 260

Дискурс (лат. diskursus) 134-137, 163

Добро — нравственно положительное 7, 8, 13—16, 19, 212-225

Доказательство — обоснование истинности высказывания (мысли) 174

Достоверность знания— его максимально возможное обоснование 260-263

Дуализм (лат. dualis) — признание двух несводимых друг к другу начал. Противоположность дуализма — монизм 81, 82, 155

Единичное— отдельное, индивидуальное 40, 59

Единое— начало и единственный исток всякого множества 49, 50, 55, 143

Единство истины, красоты и добра38, 50, 143, 187, 221-223

Жизненный мир(у Гуссерля) 115

Жизнь(в философии жизни) — интуитивно постигаемая реальность, нетождественная ни материи, ни интеллекту 108-111

Закон83-85, 96, 163, 258

Знак— вещь или ее признак, указывающие на другую (другие) вещи, свойства и отношения 133, 134, 170, 274

Идеал(гр. idea идея) — совершенство или высшая цель стремлений 37, 192, 266,276

Идеализм(гр. idea идея) — философское учение, считающее основным вопросом философии проблему идей. Идеализм субъективный (Беркли, Фихте) занят идеями (мыслями, понятиями, интуициями, чувствами) человека. Идеализм объективный (Платон, Гегель) рассматривает идеи как нечто объективное, не зависящее от людей. Проблематика идей крайне важна для философии, поэтому неудивительно, что идеалисты наработали значительный массив положительного знания. Не следует думать, что великие философы-идеалисты придерживались каких-то абсурдных идей, вроде того, что чувства отдельного человека творят весь мир (см. также материализм) 32-39, 99—102

Идеализация(гр. idea) — форма научною обобщения. Следует отличать от идеализации (от слова "идеал") — формы приукрашивания рассматриваемых явлений в соответствии с идеалами субъекта 83, 94, 95, 104, 256, 257

Идеальное(гр. idea) — совокупность идей. Иногда под идеальным понимают весь внутренний мир человека: и чувства, и установки, и ценности 87, 104, 156

Идея(гр. idea) — то же, что эйдос, форма, сущность, философский термин, который систематически использовал Платон. Слово идея буквально означает увидеть. Что увидеть? Смысл вещей. Следует признать, что с позиций современного знания понятие идеи не имеет ясного содержания. В науке на смену ему пришел термин понятие 5, 29, 32-39,99-102

Измерение253-255

Изоморфизм(гр. isos равный, подобный + morfe форма) — соответствие, существующее между элементами двух множеств 282

Императив категорический(лат. imperativus повелительный и гр. kategorikos) — безусловный принцип поведения 96, 213

Императив экологический290

Индетерминизм164

Индукция(лат. inductio выведение) — форма мышления, целью которой является выделение общего правила 78, 79, 258, 259

Инобытие— см. также знак, бытие символическое 100, 101

Интенция(лат. intentio стремление) — направленность сознания на какой-либо предмет 58, 114

Интерпретация(лат. interpretatio посредничество) — установление соответствия между логическим (понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом. Устаревшее воззрение состоит в абсолютном разведении понятий, слов и фактов, между тем они образуют единство, реализация которого и выступает как интерпретация 26, 59, 200

Интуиция(лат. intueri пристально смотреть) 81,109, 114, 147, 176

Иррациональное(лат. irrationalis неразумный) — не выразимое логическими свойствами 108

Истина7, 8, 19, 180-184, 264-266

Картина мира49, 101, 268-270

Качество23, 100

Количество23, 100, 253-255

Концептуализм(лат. conceptus мысль) — учение об общих понятиях, называемых концептами 59

Космос(гр. kosmos) — в греческой философии мир как структурно организованное целое 35, 45, 49, 95, 147

Космизм147, 148

Космоцентрнзм51

Красота— главная (положительная) эстетическая ценность (см. прекрасное) 7, 8, 68, 205-207

Креационизм(лат. creatio созидание) 54, 55, 65

Критический рационализм124-128

Культура(лат. cultura) — совокупность положительных ценностей 203-205

Либидо(лат. libido) — половое влечение, понятие психоанализа З.Фрейда 178

Логос(гр. logos понятие, мысль, разум) — понятие древнегреческой философии, не обладающее ясным содержанием, имеется в виду разумное начало (мысль, закон, слово) 17

Ложь187, 279

Марксизм104-108, 209, 228, 229

Материализм(лат. materialis вещественный) — философское направление, в котором основным вопросом философии считается вопрос о материи. Все реалии рассматриваются как непосредственно производные от материи. Это положение кажется вполне приемлемым, особенно с учетом факта происхождения человека. Тем не менее материализм встречается с трудностями, ему не удается толково выразить относительную самостоятельность сознания, творческие способности человека. Существует немало разновидностей материализма (вместо термина материализм современные философы часто используют термин реализм). Наряду с диалектическим различают научный, критический, теоретический, прагматический, функциональный материализм. Ни один из них, равно как и любое другое философское течение, не отражает абсолютную истину. На наш взгляд, деление философов на два лагеря — материалистов и идеалистов — давно устарело, ибо оно упрощает сложную мозаику современной философии 92, 103-108

Мера100

Метафизика(гр. meta ta physika после физики) 121

Метаязык181, 199

Метод(гр. methodos) — способ познания 10, 260-263

Метод аксиоматический260, 261

Метод гипотетико-дедуктивный84, 125, 261

Метод конструктивистский261

Метод прагматический261

Методология— учение о методах 10, 17, 260—263

Мировая душа— движущее начало Космоса, иерархически находящееся между бестелесным миром и созидаемыми ею чувствами 49, 50, 143

Мировоззрение 9

Мистическое(гр. mystika таинственные образы, таинства) — таинственное, загадочное, неясное, необъяснимое, интуитивное 149

Миф(гр. mithos сказание, предание) — рассказ, в котором доминируют фантасти-ко-поэтические моменты 21, 36

Модель(лат. modulus мера, образец) 34, 177, 253

Монизм(гр. monos один) — философские учения, признающие основой всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бог). Противоположность дуализму и плюрализму 53, 155

Молчание— философская реакция скептика на всемерную изменчивость явлений и неопозитивиста на то, что не может быть выражено ясно 49, 120, 125

Мысль— понятие, суждение, умозаключение 173,174

Надсознательное176, 180

Наука— выработка и теоретическая систематизация знания 8-10, 118-128, 249-271

Неоплатонизм49, 50, 68

Неопозитивизм120-124

Неопределенность197, 286

Ничто— в терминологическом отношении противоположность нечто. Термин необходим в философии, но он по определению не обозначает нечто реальное 53,100, 111, 145

Номинализм(лат. nomen имя) 58-60

Ноосфера(гр. noos разум) — сфера господства разума 243, 288

Нравственность(см. также этика) 38, 43, 62, 96, 144, 147, 212—221

Образование223-225

Общее29, 58, 59, 258

Общество36, 37, 43, 44, 63, 71-73, 85, 104-107, 226-240

Объяснение— интерпретация чего-либо посредством мыслей 185

Онтология(гр. on сущее + logos учение) — учение о бытии 17, 112, 153-157

Ответственность5, 6, 214-217

Откровение60

Относительность 9, 82, 159, 160

Отрицание99, 166

Очевидность80, 81

Оценка188

Пантеизм(гр. pan все + theos Бог) — учение, отождествляющее Бога и природу 45, 51, 75

Парадигма(гр. paradeigma пример, образец) 128

Парадокс(гр. paradoxes неожиданный, странный) 25

Позитивизм(лат. positivus положительный) логический 120-124

Познание172-193

Понимание115-118, 187

Понятие— результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, позволяющий отличать эти явления от других 59, 173

Постмодернизм(лат. post после + фр. moderne современный) 136—138

Постпозитивизм(лат. post после + positivus положительный) 124-128

Прагматизм(гр. pragma дело, действие) 182, 213

Практика(гр. praktikos деятельный, активный) /5, 16, 104, 208-212

Предел 33,74

Прекрасное — явления, обладающие для человека высшей эстетической ценностью и степенью красоты 19, 70, 205

Принцип(лат. principium основа, начало) — основное положение теории 83,163, 258

Природа63, 64, 159. 160, 241-248

Причина40

Провиденциализм(лат. providentia провидение) 55 Прогресс(лат. progressus движение вперед, успех) 237 Пространство27, 42, 75, 94, 158-162

Противоречие— в логике противоречием являются два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Что касается жизненных конфликтных ситуаций, то они должны описываться логически непротиворечивым образом 24-26, 42, 102, 165 Пустота(см. также вакуум, ничто) 27, 158 Развитие164

Разум и рассудок— два уровня мыслительной деятельности 93-95, 174 Рационализм(лат. rationales разумный) 124, 171

Рациональность(лат. ratio разум) — доступное разумному пониманию действие в соответствии со стандартами и правилами 124, 171

Реализм(лат. realis вещественный, действительный) — как правило, то же, чтолш-териализм. Однако средневековый реализм под это правило не подходит, ибо он является разновидностью идеализма 58-60

Революция (фр. revolution) — коренной перево

Наши рекомендации