Вопросов на понимание курса философии

К введению

1. Уступает ли философия науке в рациональности?

2. Уступает ли философия искусству в образности?

3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?

4. Обладает ли философия практической действенностью?

5. В каком отношении философия превосходит науку, искусство и религию?

К главе 1.1

6. Вопреки мнению натурфилософов все существующее не состоит из первовеще-ства. Между тем в утверждениях натурфилософов содержатся элементы гениальных прозрений. Каковы они?

7. В чем состоит основное достижение школы Пифагора?

8. Свидетельствуют ли апории Зенона о том, что элеаты глубже других понимали природу вещества, пространства и времени?

9. Чьим детищем является атомарная гипотеза — философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

10. В споре софистов и сократиков на чьей стороне находятся ваши симпатии и почему?

11. Гениален ли Платон как философ? Если да, то в чем?

12. По мнению К.Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение?

13. Аристотель видел источник движения в форме, эйдосе. Согласны ли вы с ним?

14. Достоин ли Аристотель Нобелевской премии? Если да, то в силу каких оснований?

15. Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм — какое учение вам более симпатично? Почему?

16. В чем состоит жизненность неоплатонизма?

К главе 1.2

17. Каковы философские истоки теоцентризма?

18. Каковы философские истоки монотеизма?

19. Имеет ли креационизм научное обоснование?

20. Каковы достоинства средневекового символизма?

21. Почему и поныне не утихает спор между номиналистами и реалистами?

22. В чем состоит философский смысл заповедей Христа?

23. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?

24. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность?

К главе 1.3

25. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое?

26. Действительно ли главным принципом возрожденческой философии является антропоцентризм?

27. Каковы философские истоки ренессансного гуманизма?

28. Кузанский объединял религиозные и математические прозрения. Состоятельно ли такое объединение?

29. Каковы сильные стороны философии Дж.Бруно?

К главам 1.4, 1.5

30. Каковы общие черты философии Бэкона и Декарта?

31. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона?

32. Каковы философские основания юридического мировоззрения Нового времени?

33. В чем состоит главный принцип трансцендентального идеализма Канта?

К главе 1.6

34. В чем вы видите основные достоинства идеализма Гегеля?

35. В чем вы видите основные достоинства философии Маркса?

36. В какой степени состоятельна диалектика?

К главе 1.7

37. Каковы достоинства философии жизни?

38. Преодолел ли экзистенциализм психологизм философии жизни?

39. Каков механизм феноменологического метода?

40. Что является для феноменологов более значимым — мир переживаний или язык и практика?

41. Чем отличается герменевтика бытия от герменевтики сознания?

42. В чем заключается новаторство герменевтиков?

К главе 1.8

43. Каковы основания логического поворота в философии XX в.?

44. Проверяем ли принцип верификации?

45. Является ли принцип фальсификации более философски значимым, чем принцип верификации?

46. Каковы основания лингвистического поворота в философии XX в.?

К главе 1.9

47. Какие отношения (структуры) характерны для студенческой группы, к которой вы принадлежите?

48. Почему именно естественный язык рассматривается философами в качестве образцовой знаковой системы?

49. Прав ли Фуко, настаивая на том, что становление и рассеяние социальных упорядоченностей происходит в дискурсивных практиках?

50. Какой потенциал доминирует в методе деконструирования Деррида — созидательный или разрушительный?

51. Какие культурные явления нашли свое выражение в философии постмодернизма?

К главе 1.10

52. Каковы общие черты философии славянофилов и западников?

53. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?

54. Кто из русских философов внес максимальный вклад в мировую философию?

55. Каковы характерные черты русской философии?

К главе 1.11

56. Каковы характерные черты индийской философии?

57. Каковы характерные черты китайской философии?

58. В каком смысле происходит интеграция философии Запада и Востока?

59. Как выясняют, что именно * ***** 2J

60. Что такое развитие? ° Существ^?

61. Что такое время?

62. Какие закономерности Raw„<>

И важнее, динамические или статические?

63. Чем является психическое- н« * ***** **

64. Какова природа понятий? Нематериальным· идеальным или символическим?

И'. к:гв;л:^яномсеттиаязык °т °бъе™ ™?

67. Каковы особенности ™герента°* концепции истины?

* В свете роста ^^^^^^^ ____?

£Αΐ;^«~^«~««,

71. В чем состоит та'йна красоты" °™ °Т КУЛЬТУРЫ?

72. Что есть добро?

£Й^=ГГЖ2=Г

Й:Й:Г=^ГГ-Г"Г;™-

•П. В „е„ смтоиг с„ы„ S;™',1"""*"»» "W"

SpS5=SSsr«i-«

SO. Каковы философские истоки ™*

истоки экологических бед человечества?

81. Каковы основные ценности на^Г *'*

82. Нагружено ли эмпирическое ™Г

83. Каковы основные этаГы nDOUP те°Рече<=ким·.'

84. В чем состоит смысл ^ГзТцТйГ™7

85. Каковы характерные чепты я

86. Каковы характерные че£ш **СИОМатическ°г° ^ода?

87. Каковы характерные чеоты "Шотетик°-ДеДУ'<™вного метода?

88. Каковы идеалы наукиТ прагматического метода?

89. Стоит ли наука вне этики?

90. Каково соотношение техники l %£?

91. Как проводится оценка техники? 9Λ Каковы основные этически? пп

93. Каковы основные черты инЛо^НЦИПЫ инженеРного отношения к миру?

94. В чем состоит смысл piTJ^S?™0™ ^07

ализуемого в компьютерной культуре изоморфизма?

95. В какой степени предсказуемой ""* **

ний? Реджаауемо будущее в свете синергетических представлю

96. Какие императивы вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных идей?

97. Каковы, в вашем понимании, идеалы будущего?

К заключению

98. К какому философскому направлению принадлежите вы?

99. Каковы пути преодоления кризисных черт философии?

100. Спасет ли философия мир?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Советы студентам

1. Воспользуйтесь счастливым случаем и изучите философию, серьезно и основательно. Изучая философию, вы быстро убедитесь, что ей нет альтернативы, заменить ее нечем.

2. Крайне полезно иметь представление об учебнике в целом, ибо каждая глава приобретает присущий ей законченный смысл лишь в рамках целого. Поэтому постарайтесь как можно раньше ознакомиться, пусть в предварительном порядке, со всем содержанием учебника. Просмотрите оглавление, попытайтесь понять его логику, чаще читайте или даже просто листайте учебник. К книге надо привыкнуть, знать ее интересные и неинтересные страницы.

3. При подготовке к учебным занятиям сначала бегло ознакомьтесь с содержанием очередной главы, а затем приступайте к тщательной проработке материала.

4. Читайте учебник абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, выделите его главное положение, выработайте свое личное отношение к нему.

5. Обращайте особое внимание на самые главные положения. Вновь и вновь возвращайтесь к их осмыслению. Стремитесь выразить идею кратко, одним-двумя предложениями, но в то же время постарайтесь обнаружить как можно больше ее проявлений. Краткость является сестрой таланта лишь тогда, когда она объемлет собой многое.

6. Изучая философию, стремитесь к открытости, основательности и своеобразной исповедальности. Не прячьте себя от других, вступайте в дискуссию. Философская пассивность обернется в конечном счете ненужными потерями.

7. Познавайте себя, добивайтесь философского самосознания. Разумеется, полезно составлять себе представление и о философском уровне других. Это позволит вам, как говорится, знать цену и себе и другим, облегчит ваши контакты с товарищами.

8. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день — это недостаточное, но необходимое свойство человека с высшим образованием. Впрочем, философия самодостаточна также и вне высшего образования.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Требования (федеральный компонент)

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по философии

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Программа курса философии

Тематический план

Тема 1. Что такое философия?

Тема 2. Античная философия

Тема 3. Средневековая философия

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Тема 5. Европейская философия XVII в.

Тема 6. Европейская философия XVIII в.

Тема 7. От философии Гегеля к диалектическому материализму

Тема 8. От философии жизни к герменевтике

Тема 9. Аналитическая философия

Тема 10. От структурализма к постмодернизму

Тема 11. Русская философия

Тема 12. Восточная философия

Тема 13. Учение о бытии

Тема 14. Философская антропология и гносеология

Тема 15. Философия символического мира человека. Человек в мире

культуры

Тема 16. Философия общества и истории Тема 17. Философия природы Тема 18. Философия науки Тема 19. Философия техники Тема 20. Стратегия будущего

Примечание. Содержание тем совпадает с содержанием одноименных глав учебника.

Тема 1. Что такое философия?

Самостоятельность и своеобразие философии. Примеры подлинного философствования. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функции философии. Союз науки и философии. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии. Практическая ориентация философии. Моральная функция философии. Назначение философии. Кратко об онтологической и других функциях философии.

Тема 2. Античная философия

Милетская школа философии. Демифологизация античного мировоззрения. Поиски вещественных субстанций как путь к универсальным

принципам. Современные научные данные об исходной сингулярности Вселенной. Школа Пифагора: поиски количественных закономерностей. Гераклит и элеаты. Апории Зенона как путь выработки философских представлений о веществе, пространстве и времени. Древние атомисты. Атомизм как попытка преодоления апорий Зенона. Сопоставление древнего и современного атомизма.

Школа Сократа. Умопостигаемость общего. Этический рационализм Сократа, понимание диалектики как взаимодополнительности иронии и майевтики. Смерть Сократа. Софисты, их споры с сократика-ми. Проблематика софизма.

Философия Платона. Природа идей. Сопричастность идей и вещей. Понимание идеи как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Достижения античного объективного идеализма. Современные данные о связи общего и единичного. Космология Платона и его учение об обществе как конкретизация концепции идей. Этика Платона.

Философия Аристотеля. Материя и эйдос (форма). Возможностно-энергетийное понимание действительности. Логика и методология Аристотеля. Три закона формальной логики. Силлогизм. Учение об обше-стве и этические представления Аристотеля.

Философия раннего эллинизма. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм о проблеме человека. Неоплатонизм. Характерные черты античной философии.

Тема 3. Средневековая философия

Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности как результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного. Креационизм. Провиденциализм. Истолкование природы времени и вечности. Средневековый символизм и герменевтика. Спор реалистов и номиналистов; концептуализм. Современная интерпретация этого спора, различение общего имени и понятия. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа. Средневековое понимание общества и природы. Средневековая теодицея. Основные идеи средневековой философии. Соотношение философии и теологии.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Антропоцентрический неоплатонизм как основа философии эпохи Возрождения. Понимание человека как рукотворного мастера и художника. Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрождения. Разработка метода линейной перспективы. Гуманизм. Возрожденческий утилитаризм. Философия Кузанского: развитие понятия предела. Пантеизм Дж.Бруно. Характерные черты возрожденческой философии.— антропоцентризм, гуманизм, личностно-ма-териальное и геометрически-структурное понимание мира, борьба со схоластикой.

Тема 5. Европейская философия XVII в.

Философия Ф.Бэкона: критика схоластики, развитие экспериментального метода и метода индукции. Недостатки индуктивного метода. Философия Р.Декарта: принцип "Cogito ergo sum", принцип методического сомнения; интеллектуальная интуиция; дедуктивный метод, выделение простого и восхождение от него к сложному; поиск рационального порядка во всем; концепция врожденных идей; дуализм.

Галилей и Ньютон: создание теоретической механики. Четыре аспекта механики Ньютона: метод принципов, математический язык, законы и начальные условия, гипотетико-дедуктивная структура.

Правовые идеи в воззрениях Т. Гоббса и Дж. Локка как реализации потенциала нововременной философии. Философия Лейбница: принципы тождества, достаточного основания, предустановленной гармонии, идеальности монад, непрерывности. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания. Эмпиризм и сенсуализм Локка: переход от простых идей к сложным. Рационализм Лейбница в теории познания. Основные идеи философии XVII в.

Тема 6. Европейская философии XVIII в.

Философия французского просвещения (Вольтер и Руссо) и французского материализма (Гольбах). Философия Канта: принцип трансцендентального идеализма, соотношение способностей души с познавательными способностями и априорными причинами. Основные формы человеческой деятельности и сопутствующие им ценности: истина, красота и добро. Деятельностная философия Фихте. Сравнение двух главных философских направлений XVIII в., французской и немецкой философий.

Тема 7. От философии Гегеля к диалектическому материализму

Философия Гегеля: идеализм, природа идей; идеи сами по себе, в природе и духе. Схематика гегелевской энциклопедии философских наук. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики. Материализм Фейербаха. Диалектический материализм Маркса и Энгельса: критика капитализма, проблема отчуждения и возможности ее преодоления посредством пролетарской революции, уяснение природы общественного, разработка проблем практики.

Тема 8. От философии жизни к герменевтике

Неклассичеокая философия жизни как противовес классической рациональной философии. Философия А.Шопенгауэра. Интуитивизм А.Бергсона. Философия воли к власти Ф.Ницше.

Экзистенциализм. Бытие человека в мире. Истолкование проблемы существования человека. Экзистенциализм как преодоление психоло-гизмов философии жизни. Основные экзистенциалы: страх, тревога, ожидание смерти и др. Основные идеи философии Сартра, Ясперса, Камю.

Фундаментальная онтология Хайдеггера.

Феноменология Гуссерля: единство субъекта и объекта в феноменах, интенциональность сознания, эпохе, феноменологическая редукция, роль воображения в конструировании эйдосов, эйдетическая интуиция. Успехи и неудачи феноменологии.

Герменевтика. Метод вчувствования В. Дильтея. Истолкования Хай-деггером понимания как явыковой интерпретации. Представление о герменевтическом круге. Герменевтика бытия Гадамера и ее отличие от герменевтики сознания Шлейермахера—Дильтея.

Тема 9. Аналитическая философия

Основатели движения Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Логические открытия Фреге и Рассела. Логико-философский трактат Л. Витгенштейна. Логический позитивизм: отрицание метафизики, аналитические и синтетические суждения. Принцип верифицируемости. Физикализм. Эмотивизм в этике. Сильные и слабые стороны логического позитивизма.

Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера: принцип фальсификации; квазидарвиновская модель роста научного знания. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Концепция парадигм и научных революций Т. Куна.

Лингвистический поворот в философии XX в. Концепция языка позднего Витгенштейна. Значение слов как их употребление. Язык как форма жизни и деятельности. Современные тенденции развития аналитической философии.

Тема 10. От структурализма к постмодернизму

Структурализм. Структура как относительно устойчивый способ организации системы. Учение Ф. де Соссюра о естественных языках как знаковых системах.

Философия дискурсивных практик М. Фуко. Дискурс как совокупность высказываний. Становление и рассеивание структур в дискурсивных практиках.

Деконструктивизм Ж. Деррида. Деконструкция как замещение слов и предложений цепочкой заменителей (субститутов) по законам красоты.

Постмодернизм Ж. Лиотара. Паралогика как предпочтение дискон-сенсуса (а не консенсуса), случайного (а не необходимого), дискретного (а не непрерывного), игры (а не строго упорядоченной деятельности), рассеивания дискурсов (а не их центрирования), виртуального (а не вещного). Постмодернизм в умеренном и авангардистско-анархическом вариантах.

Тема 11. Русская философия

Историческая справка о философии в России до XIX в. Философия славянофилов: И.В. Киреевского, Л.С. Хомякова. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Религиозно-этические искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия западников: А.И. Герцена и Н.Г.Чернышевского. Философия B.C. Соловьева: положительное всеединство. Бог как олицетворение всеединства, София. Формула B.C. Соловьева: абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Любовь как сила, подрывающая корни всякой отдельности. Жизнь как подвиг одухотворения. Критики о философии B.C. Соловьева.

Русская философия XX века. Насильственная эмиграция философов (1922 г.). Философия H.A. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Диалектическая феноменология и символизм А.Ф. Лосева. Русский космизм.

Характерные черты русской философии: внимание к целостности мира, его положительному всеединству; этический персонализм, соборность, интуитивность и праведность; космизм.

Тема 12. Восточная философия

Восточная философия. Основные черты индийской философии. Тезис: атман есть брахман. Основные черты китайской философии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной философий.

Тема 13. Учение о бытии

Вопрос о существовании. Виды бытия. Монистические и плюралистические виды бытия, самоорганизация бытия. Материальное и идеальное. Пространство и время. Движение и развитие. Диалектика. Детер-менизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности.

Тема 14. Философская антропология и гносеология

Философия о природе человека: обзор различных точек зрения, дилеммы уникальности/универсальности, внутреннего/внешнего; единство человека, его историчность, необходимость синтеза гуманистических концепций. Рассмотрение тех возможностей, которые позволяют человеку познавать мир. Критика противопоставления объекта субъекту. Природа психических функций человека. Чувственное познание и его формы. Память и воображение. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Творчество. Интуиция. Сознательное, бессознательное, надсоз-нательное. Фрейдизм о бессознательном. Самосознание. Общественная природа сознания. Истина. Три концепции истины: корреспондентная, когерентная и прагматическая. Шкала истинности: относительность ис-


12*


тины и заблуждения. Объяснение, чувствование, понимание как формы познания. Проблема единства, истины, добра и красоты. Русские философы В.С.Соловьев и П.Ф.Флоренский о единстве истины и духовности. Ценность и оценка. Философия как аксиология. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал.

Тема 15. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры

Философия языка. Обзор исторических интерпретаций природы языка. Три философии языка: философия имени, предиката и ценностных установок. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Философия как язык.

Философия культуры. Культура и цивилизация. Диалоговый характер культуры. Проблемы массовой и элитарной культуры. Эстетическое, природа красоты. Различение художественного и эстетического. Прекрасное и возвышенное.

Философия практики. Практика как деятельность человека. Структура практики: цель, целесообразная деятельность, средства, результат деятельности и его оценка. Интерпретация феномена практики в различных способах философствования. Разновидности практики.

Добро. Три этики: добродетелей, долга и ценностей. Проблемы свободы и ответственности. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Мораль, право. Религиозные ценности и свобода вероисповедания. Классическая и неклассическая концепция ответственности. Единство истины, красоты и добра. Философские вопросы образования и воспитания.

Тема 16. Философия общества и истории

Философские концепции общества. Человек и общество. Свобода и необходимость. Личность и массы. Общество и его структура. Гражданское общество. Государство. Философия истории. Многообразие цивилизаций. Запад — Россия — Восток. Формационная и цивилизацион-ная концепции общественного развития.

Тема 17. Философия природы

Исторические формы отношения человека к природе. Концепция ноосферы. Происхождение Вселенной: гипотеза Большого взрыва. Уровни организации Вселенной. Тупики физикализма, биологизма, натурализма, психологизма, социологизма.

Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм. Вопросы сохранения и развития экосистемы человек — природа. Требования экологической этики. Вопросы биомедицинской этики.

Тема 18. Философия науки

Природа науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Соотношение науки и обыденного познания. Тупики сциентизма.

Эмпирический уровень научного познания. Различие эмпирических и теоретических терминов. Наблюдение и эксперимент. Измерение, его структура. Роль прибора. Модельное экспериментирование.

Теоретический уровень исследования. Теория как система принципов, законов, понятий. Понятие как фиксация общего. Природа идеализации. Становление научной теории и рост научного знания. Анализ и синтез, классификация и дедукция, обобщение, идеализация как главные моменты становления научной теории. Формализация и математизация знаний. Соотношение новых и старых теорий. Теоретические методы: аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-де-дуктивный, прагматический и другие способы организации знания.

Идеалы науки. Этика ученого. Философия и наука.

Тема 19. Философия техники

Происхождение и природа техники. Техника как совокупность артефактов, как технология, т.е. как совокупность операций по целенаправленному использованию технических артефактов. Техника как символизация человека в предметно-технологическом действии. Основные проблемы философии техники: сущность технического подхода и его отличие от научного подхода, различие естественного и технического, вопросы оценки техники. Техника и этика. Три формы техноэтики. Деонтологическая и нормативная социотехническая этика. Этические кодексы инженерных сообществ. Философия информационного подхода. Рационализация, развитой изоморфизм, высокие экономические и социально-политические ценности как основа информационной технологии. Проблемы отношения человека к компьютеру. Будущее информационных технологий.

Тема 20. Стратегия будущего

Человек во Вселенной. Человек перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Кризисные явления в современной философии. Философия и ее миссия спасения человечества.


ПРИЛОЖЕНИЕ б

Окончание таблицы



Примерное почасовое планирование курса философии

Номер   Наименование   Лекции   Семи-   Самостоятель-  
темы           нары   ная работа  
                студентов  
         
  Что такое филосо-   1/1*   2/1   3/2  
    фия?              
  Античная филосо-   3/3   6/3   9/6  
    фия              
  Средневековая фи-   1/1   2/-   3/1  
    лософия              
  Философия эпохи   1/1   2/-   3/1  
    Возрождения              
  Европейская фи-   1/1   2/2   3/3  
    лософия XVII в.              
  Европейская фи-   1/1   2/2   3/3  
    лософия XVIII в.              
  От философии Ге-   2/2   2/2   4/4  
    геля к диалектиче-              
    скому материализ-              
    му              
  От философии   2/2   4/2   6/4  
    жизни к герменев-              
    тике              
  Аналитическая фи-   2/2   4/2   6/4  
    лософия              

* В числителе дроби указаны часы занятий при общей продолжительности курса 204 часов, в знаменателе — при общей продолжительности курса 136 часа.


         
  От структурализма к постмодернизму   2/2   4/2   6/4  
и   Русская философия   2/2   4/2   6/4  
  Восточная философия   —   —   2/1  
  Учение о бытие   2/2   2/2   4/4  
  Философская антропология и гносеология   3/3   6/4   7/6  
  Философия символического мира человека. Человек в мире культуры   2/2   6/2   8/4  
  Философия общества и истории   2/2   4/2   6/4  
  Философия природы   2/2   4/2   6/4  
  Философия науки   3/3   8/2   11/5  
  Философия техники   2/2   2/1   4/3  
  Стратегия будущего   —   2/1   2/1  
    Итого   34/34   68/34   102/68  

ПРИЛОЖЕНИЕ?

Наши рекомендации