Философия о природе человека

Под философией человека, или философской антропологией понимают учение о природе человека. Что такое человек?

Философы античности длительное время рассматривали че ловека как образ Космоса, как "малый мир", микрокосм Чело веческое и природное, знания о которых были весьма фрагмен тарны, то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм дела ет существенный шаг вперед в понимании человека Плато низм понимает человека как комбинацию души и тела Душа

принадлежит к бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу. Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух различных частей — души и тела.

В средневековой философии главное размежевание происходит не столько между телом и душой человека, сколько между "плотским" и "духовным" человеком. Природа человека понимается как трехчастная: тело—душа—дух. Духовность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализующейся в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.

В Новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек — это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души — это сознание.

Для Канта человек тройственен, он реализует единство трех способностей души, познавательной, чувственной и функции желания. Главные особенности человека определяются трансцендентальными принципами, способностью к эстетическим суждениям и этикой долга.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

Последнее изобретение философии Нового времени — это сверхчеловек Ницше. Теперь разум понимается как заблуждение, болезнь, омертвляющая человека. Во главу угла ставится лидерство, страсть, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и всякой хилости.

Философия XX в. продолжает поиск подлинности человека. Феноменолог Гуссерль провозглашает природой человека феноменологический опыт его сознания. Этот опыт избавляет от забвения жизненного мира человека и позволяет преодолевать различного рода кризисы, в том числе и связанные с неосторожным развитием науки и техники.

Экзистенциалисты обеспокоены подлинностью индивидуального человеческого существования. Их девиз: живи свободно, но ответственно.

Герменевтики бытия считают, что истинность человека реализуется в его существовании в мире, понимании мира, преодо-

лении потаенности вещей, построении перспектив, в которых находит воплощение собственное человека. Человек реализует себя в герменевтическом деле, опыте и языке.

Философы-аналитики видят в человеке существо, активно реализующее свои прагматические способности, в этой связи проводится тщательный анализ речевых актов.

Согласно постмодернистам, человек — существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного. Все, что закрепощает, достойно безотлагательного де-конструирования, вовлечения в агонистику языковых игр.

Подведем итоги рассмотрения проблем человека в различных философских направлениях, для чего необходимо философски обобщить собранные довольно разноречивые сведения о человеке.

1. Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

2. Человек — это соотношение внутреннего и внешнего, или, иначе говоря, интерналистского и экстерналистского. Духовный мир человека — это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным.

3. Человек есть единство, но он еще и состоит из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объединено в каждой конкретной личности.

4. Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное.

5. Человеку не избежать бремени ответственности перед самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических позиций и идеалов, равно как и в их обновлении.

Человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть сиюминутным. Здесь больше подходит метод длительной осады крепости, имя которой человек. Начинаем "осаду" с рассмотрения природы психических функций человека.


Наши рекомендации