Систематический курс философии

Глава 2.1 УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Проблема существования

Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Что такое существование? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Что из существующего зависит и что не зависит от человека? Найти удовлетворительные ответы на поставленные вопросы довольно непросто.

4 Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу; я вижу Солнце, значит, оно есть, существует. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Нам кажется, что оно об ращается вокруг Земли, в действительности же Земля обращается вокруг него. Из физики известно, что на Солнце происхо-дят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь отнюдь не благодаря нашим глазам.

Почему вопрос о существовании выглядит проблематичным? Прежде всего потому, что наши знания относительны изменчивы. Вместе с развитием знания изменяются наши представления о существующем. Человек не способен рассуждать о чем-либо иначе как на основе своих знаний, выработанных им концепций те орий. Отсюда, разумеется, не следует вывод, что все существующее есть всего лишь производная от нашего знания. Правильное высказывание гласит: о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение

о бытии, онтология (греч. ontos — сущее + logos — учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Наивное желание судить о существующем вне теорий абсолютно несостоятельно, его никому не дано реализовать. Каждый человек независимо от того, идет ли речь о школьнике или профессоре, формулируя свои высказывания, некоторым образом интерпретирует природу тех явлений, о которых он рассуждает, следовательно, он использует теорию. Совсем не обязательно соотносить слово «теория» с рафинированным научным знанием, доступным только докторам наук. Первые философы, рассуждая весьма мудро, называли теорией всякий способ интерпретации. Разумеется, развитое научное знание обладает многими преимуществами по сравнению с любым другим знанием. Это обстоятельство учитывается в дальнейших рассуждениях. Высказываясь о существующем, всегда желательно использовать развитую научную теорию и тем самым избегать ловушек расхожих, грубых мнений.

Виды бытия

Из предыдущего следует, что свое исчерпывающее обоснование проблема существования получает в науках (в том числе в философии). Обратившись к ним, мы встречаемся с различными видами бытия, число которых в точности соответствует числу наук. В данном случае предполагается, что все виды бытия так или иначе попали в сферу внимания современных наук.

Согласно физике, существуют элементарные частицы, вакуум, атомы и молекулы. Согласно астрономии, существуют звезды, планеты, диффузная материя. Согласно биологии, существуют ДНК, РНК, белок, клетка, различные биоособи. Согласно общественным наукам, существуют экономические, политические и социальные отношения между людьми. Согласно психологии, существуют чувства, эмоции, мысли людей. Согласно информатике, существует информация. Согласно математике, существуют числа, геометрические фигуры, функции, кольца, поля. Согласно философии, существуют идеи (Платон), формы (Аристотель), Бог (Христос), априорные принципы (Кант), эксплуатация одних людей другими (Маркс), переживания и их сущности (Гуссерль), понимание (Гадамер), дискурсы (Фуко). Во всех слу-

чаях существование не есть отдельное свойство вещей нечто по добное цвету, массе или запаху. Существовать - значит иметь определенность, выражаемую концептами (в том числе понятиями и ценностями) теории. Человек обладает знаниями о существовании лишь того, о чем толкует теория. Сведения в чем-то противоречащие теории либо вообще не представленные в ней, считаются несостоятельными. Нечто признается существующим лишь в том случае, если сведения о нем удовлетворяют критериям науки, в том числе таким, как непротиворечивость положении теории и их подтверждаемое^ фактами. Рассмотрим в качестве иллюстрации к сказанному вопрос о существовании кентавров, мифологических образов полулюдей-полулошадей

Согласно нашим знаниям, существуют чувства, эмоции мысли, высказывания мифы о кентаврах, но сами они как таковые не существуют, ибо в противном случае их давно уже представили бы взору любопытных. Подобно кентаврам не существуют лешие, домовые, сказочные герои и многие другие выдуманные существа.

Итак, разновидностей существования, видов бытия достаточ
но много. В этом смысле не будет преувеличением утверждать
что восторжествовали плюралистические (лат. pluralis - мно'
жественный) концепции бытия, мир не единообразен, а много
образен. Наряду с плюралистическими в хсду также монисти
ческие и дуалистические концепции бытия. Монизм (греч
monos - один) признает один тип реальности, например мате
рию, дух, Бога. Дуализм (лат. dualis - двойственный) толку
ет о двух реальностях, избирая в качестве таковых чаще всего
материальное и идеальное. По сравнению с плюралистически
ми монистические и дуалистические концепции бытия представ
ляются весьма обыденными, не лишенными наивного желания
свести многообразие всего существующего к одному или двум
определениям. J

Наши рекомендации