Томас гоббс (1588-1679). социальные взгляды.

томас гоббс (1588-1679). социальные взгляды. - student2.ru Природа создала людей равными в отношении физиче­ских и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее дру­гого, однако если рассмотреть все вместе, то окажется, что разница между ними не настолько велика, чтобы один чело­век, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, а другой не мог бы претендовать на него с таким же правом.

Из этого равенства способностей возникает равенство на­дежд на достижение целей. Вот почему, если два человека же­лают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут об­ладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению их цели (которая состоит главным образом в сохранении жиз­ни, а иногда в одном лишь наслаждении) они стараются погу­бить или покорить друг друга. Таким образом, выходит, что там, где человек может отразить нападение лишь своими собствен­ными силами, он, сажая, сея, строя или владея каким-нибудь приличным именем, может с верностью ожидать, что придут другие люди и соединенными силами отнимут его владение и лишат его не только плодов собственного труда, но также жиз­ни или свободы. А нападающий находится в такой же опасно­сти со стороны других.

...там, где нет власти, способной держать всех в подчинении, люди не испытывают никакого удовольствия (а напротив, зна­чительную горечь) от жизни в обществе. Ибо каждый человек добивается, чтобы его товарищ ценил его так, как он сам себя ценит, и при всяком проявлении презрения или пренебреже­ния, естественно, пытается, поскольку у него хватает смелости (а там, где нет общей власти, способной заставить людей жить в мире, эта смелость доходит до того, что они готовы погубить друг друга), вынудить у своих хулителей большее уважение к себе: у одних — наказанием, у других — примером.

Таким образом, мы находим в природе человека три основ­ные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, не­доверие; в-третьих, жажду славы... Отсюда видно, что, пока люди живут без общей власти, де­ржащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, ко­торое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно ска­зывается воля к борьбе путем сражения.

Вот почему все, что характерно для времени войны, когда каждый является врагом каждого, характерно также для того времени, когда люди живут без всякой другой гарантии без­опасности, кроме той, которую им дают их собственная физи­ческая сила и изобретательность. В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торгов­ли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения ве­щей, требующих большой силы, нет знания земной поверхно­сти, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна.

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Поня­тия правильного и неправильного, справедливого и несправед­ливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости... Указан­ное состояние характеризуется также отсутствием собственно­сти, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

Конечной причиной, целью или намерением людей (кото­рые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при уста­новлении государства люди руководствуются стремлением из­бавиться от бедственного состояния войны, являющегося... необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой нака­зания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблю­дению естественных законов...

В самом деле, естественные законы (как справедливость, бес­пристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха перед какой-нибудь силой, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т.п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гаран­тировать человеку безопасность.

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, при­чиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту без­опасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воз­двигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граж­дан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей вла­сти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; что­бы каждый человек считал себя доверителем в отношении все­го, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное един­ство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, за­ключенного каждым человеком с каждым другим таким обра­зом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом пе­редашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким об­разом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный чело­век или собрание лиц пользуется такой огромной сосредото­ченной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц спо­собным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, от­ветственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты...

Тот, кто является носителем этого лица, называется сувере­ном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а вся­кий другой является подданным.

Обязанности подданных по отношению к суверену предпо­лагаются существующими лишь в течение того времени, и не дольше, пока суверен в состоянии защищать их.

Какова позиция автора текста по вопросу о происхождении общества?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова причина, по которой люди объединяются в общество?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Как трактуется «естественное состояние» автором?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как оценивал природу человека Д.Локк?

_______________________________________________________________

Задание 3. Перечислите и раскройте глобальные проблемы современной цивилизации (не менее 4). Назовите причины глобальных проблем (не менее 4).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Единственное спасение человечества в ближайшие 200 лет американец Д.Форстер видит в сокращении капиталовложений на 40%, рождаемости на 50%, потребления сырья – на 70%. Допустим, человечество вняло совету Форстера. К каким социальным последствиям привело бы оно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание ко всему Модулю 3.

1. Составьте словарик основных понятий Модуля 3 (не менее 12 терминов):

- выпишите, на Ваш взгляд, значимые термины;

- запишите определения терминов, пользуясь ресурсами интернета или энциклопедическими, справочными и учебными изданиями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, которыми Вы пользовались при работе над Модулем 1 (не менее 5, обратите внимание на правила библиографического описания!):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[1] Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. – 1999. - № 5. – С.91-98.

[2] (Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1976-1983. Т.1. С.67-69.)

[3] Антология мировой философии. В 4 т.Т.1. Ч.2. М., 1969. С.622-623.

[4] Гоббс Т. Сочинения. В 2 т.М., 1989 – 1991. Т.1. С.74, 76, 79-80.

[5] Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С.84-85.

[6] Гусейнов, А.А. Философия как утопия для культуры / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. 2009. - № 1. - С.16.

[7] Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т.1. С.69.

[8] Аристотель. Сочинения.: В 4 т. М., 1975. Т.1. С.119.

[9] Гете И.В. Избр.философ.произв. М., 1964. С.107.

[10] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.33-35.

[11] Философия: задания и упражнения /Под ред. В.Н. Шкурко. М., 2000. С.21-22.

[12] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.134-139.

[13] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.125-127.

[14] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.157-158.

[15] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.178.

[16] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.369.

[17] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.2. М., 2001. С.215-221.

[18] Чаадаев. П.Я. Полное собрание сочинений и ранние письма. Т.1. М., 1991. С.324-326.

[19] Чаадаев. П.Я. Полное собрание сочинений и изьранные письма. Т.1. М., 1991. С.524-527.

[20] Хрестоматия по истории русской философии. В 3 ч. Ч.3. М., 1997. С.323-325.

[21] Хрестоматия по истории русской философии. В 3 ч. Ч.3. М., 1997. С.361-362.

[22] Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. Киселева С.А. Философия: задания и упражнения: учебн.-метод.пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н Шкурко. – Мн.: ТетраСистемс . 2000. – С.38.

[23] Гольбах П. Избр. Произв.: в 2 т. М., 1963. Т. 1. С.84-85.

[24] Тургенев, И.С. Рудин

Наши рекомендации