Томас гоббс (1588-1679). социальные взгляды.
Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако если рассмотреть все вместе, то окажется, что разница между ними не настолько велика, чтобы один человек, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, а другой не мог бы претендовать на него с таким же правом.
Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению их цели (которая состоит главным образом в сохранении жизни, а иногда в одном лишь наслаждении) они стараются погубить или покорить друг друга. Таким образом, выходит, что там, где человек может отразить нападение лишь своими собственными силами, он, сажая, сея, строя или владея каким-нибудь приличным именем, может с верностью ожидать, что придут другие люди и соединенными силами отнимут его владение и лишат его не только плодов собственного труда, но также жизни или свободы. А нападающий находится в такой же опасности со стороны других.
...там, где нет власти, способной держать всех в подчинении, люди не испытывают никакого удовольствия (а напротив, значительную горечь) от жизни в обществе. Ибо каждый человек добивается, чтобы его товарищ ценил его так, как он сам себя ценит, и при всяком проявлении презрения или пренебрежения, естественно, пытается, поскольку у него хватает смелости (а там, где нет общей власти, способной заставить людей жить в мире, эта смелость доходит до того, что они готовы погубить друг друга), вынудить у своих хулителей большее уважение к себе: у одних — наказанием, у других — примером.
Таким образом, мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы... Отсюда видно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения.
Вот почему все, что характерно для времени войны, когда каждый является врагом каждого, характерно также для того времени, когда люди живут без всякой другой гарантии безопасности, кроме той, которую им дают их собственная физическая сила и изобретательность. В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна.
Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости... Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.
Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося... необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов...
В самом деле, естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха перед какой-нибудь силой, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т.п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность.
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты...
Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным.
Обязанности подданных по отношению к суверену предполагаются существующими лишь в течение того времени, и не дольше, пока суверен в состоянии защищать их.
Какова позиция автора текста по вопросу о происхождении общества?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова причина, по которой люди объединяются в общество?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Как трактуется «естественное состояние» автором?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как оценивал природу человека Д.Локк?
_______________________________________________________________
Задание 3. Перечислите и раскройте глобальные проблемы современной цивилизации (не менее 4). Назовите причины глобальных проблем (не менее 4).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Единственное спасение человечества в ближайшие 200 лет американец Д.Форстер видит в сокращении капиталовложений на 40%, рождаемости на 50%, потребления сырья – на 70%. Допустим, человечество вняло совету Форстера. К каким социальным последствиям привело бы оно?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание ко всему Модулю 3.
1. Составьте словарик основных понятий Модуля 3 (не менее 12 терминов):
- выпишите, на Ваш взгляд, значимые термины;
- запишите определения терминов, пользуясь ресурсами интернета или энциклопедическими, справочными и учебными изданиями.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, которыми Вы пользовались при работе над Модулем 1 (не менее 5, обратите внимание на правила библиографического описания!):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. – 1999. - № 5. – С.91-98.
[2] (Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1976-1983. Т.1. С.67-69.)
[3] Антология мировой философии. В 4 т.Т.1. Ч.2. М., 1969. С.622-623.
[4] Гоббс Т. Сочинения. В 2 т.М., 1989 – 1991. Т.1. С.74, 76, 79-80.
[5] Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С.84-85.
[6] Гусейнов, А.А. Философия как утопия для культуры / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. 2009. - № 1. - С.16.
[7] Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т.1. С.69.
[8] Аристотель. Сочинения.: В 4 т. М., 1975. Т.1. С.119.
[9] Гете И.В. Избр.философ.произв. М., 1964. С.107.
[10] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.33-35.
[11] Философия: задания и упражнения /Под ред. В.Н. Шкурко. М., 2000. С.21-22.
[12] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.134-139.
[13] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.125-127.
[14] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.157-158.
[15] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.178.
[16] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.369.
[17] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.2. М., 2001. С.215-221.
[18] Чаадаев. П.Я. Полное собрание сочинений и ранние письма. Т.1. М., 1991. С.324-326.
[19] Чаадаев. П.Я. Полное собрание сочинений и изьранные письма. Т.1. М., 1991. С.524-527.
[20] Хрестоматия по истории русской философии. В 3 ч. Ч.3. М., 1997. С.323-325.
[21] Хрестоматия по истории русской философии. В 3 ч. Ч.3. М., 1997. С.361-362.
[22] Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. Киселева С.А. Философия: задания и упражнения: учебн.-метод.пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н Шкурко. – Мн.: ТетраСистемс . 2000. – С.38.
[23] Гольбах П. Избр. Произв.: в 2 т. М., 1963. Т. 1. С.84-85.
[24] Тургенев, И.С. Рудин