Тема 2. Гносеология: проблемы познания и сознания. Научное познание.
Задание 1.В философии сложились различные парадигмы исследования сознания.
1. Раскройте особенности их осмысления сознания. Укажите представителей.
реалистическая парадигма ________________________________________ __________________________________________________________________объективно-идеологическая парадигма ______________________________ __________________________________________________________________ вульгарно-материалистическая парадигма ____________________________
__________________________________________________________________ феноменологическая парадигма ____________________________________ __________________________________________________________________
(свой вариант)______________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания:
а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него
__________________________________________________________________
б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи
__________________________________________________________________
в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я
__________________________________________________________________
г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи _________________________________________
д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная «живая сила» _________________________
е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит ________________
ж) мысль — это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки – мочу _________________
з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный характер
__________________________________________________________________
и) материя и сознание - это две равноценные субстанции _________________
Задание 2.Прочитайте диалог и ответьте на вопросы:
«"Почему же верите Вы в факты?" — "Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты... Я сужу о них по опыту, по собственному чувству". — "Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вокруг Земли ходит... или, может быть, Вы не согласны с Коперником?"». [24]
Что такое «факт»? _______________________________________________
Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»? __________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Ознакомьтесь с методами научного познания и заполните таблицу:
философские | универсальные | эмпирические | теоретические |
Задание 3.Ознакомьтесь со статьей Т.В. Панфиловой «Клонирование в свете концепции гуманизма» (Панфилова, Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма / Т.В. Панфилова// Вопросы философии. - 2008. - № 1 // http://naukarus.com/klonirovanie-v-svete-kontseptsii-gumanizma). Ответьте на вопросы.
1. Какие этические последствия клонирования раскрываются в статье?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему реализация бессмертия потребует пересмотра существующих этических норм?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как вы считаете, несет ли ученый моральную ответственность за использование результатов своих открытий? Ответ аргументируйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Философская антропология.
Задание 1.Ознакомьтесь с помощью интернет-источников и учебной литературы с представлениями о человеке в различные исторические эпохи. Заполните таблицу.
Эпоха | Трактовка сущности человека |
Античность | |
Средневековье | |
Новое время | |
Немецкая классическая философия | |
Иррационализм к.XIX – н. ХХ вв. | |
Марксистская философия | |
Западноевропейская философия ХХ в. | |
Российская философия |
Задание 2.Философская антропология утверждает, что человек не развился из животного мира, а был и будет особым животным. Согласуется ли это утверждение с теорией Дарвина, или противоречит ей? Подумайте и напишите аргументированный ответ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Великий русский философ XIX века В. С. Соловьев писал:
«Смерть и время царят на земле-
Ты владыками их не зови;
Все, кружась исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви».
Что, по вашему мнению, понимал под «солнцем любви» В.С. Соловьев?
____________________________________________________________________________________________________________________________________Согласны ли вы, что «солнце любви» - главный мотив жизни человека? Ответ аргументируйте.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Н.А.Бердяев писал: «Я был и остаюсь крайним персоналистом, признающим верховенство личной власти, примат личности над обществом и государством. Я не признаю первичной реальности каких-либо коллективов, я фанатик реальности, индивидуально-личного, неповторимого единого, а не общего и коллективного».
Что такое «персонализм»?
_________________________________________________________________________________________________________________________________ Определите противоположную персонализму философскую концепцию
__________________________________________________________________ Сформулируйте свою позицию по отношению к высказыванию Н.А.Бердяева и аргументируйте ее.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Какие существуют концепции смысла жизни в философии?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какая из них ближе всего вашему представлению о смысле жизни? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________С. Франк в своей работе «Смысл жизни» писал: « Когда человек отдает свою жизнь как средство для чего-либо частного, в чем бы оно ни заключалось, когда он служит какой-либо предполагаемой абсолютной цели, которая сама не имеет отношения к его собственной личной жизни, к интимному и основному запросу его духа, к его потребности найти самого себя в последнем удовлетворении, в вечно свете и покое совершенной полноты, - тогда он неминуемо становится рабом и теряет смысл своей жизни. И лишь когда он отдает себя служению тому, что есть вечная основа и источник его собственной жизни, он обретает смысл жизни».
Как можно определить позицию философа по проблеме смысла жизни? Согласны ли вы с ней?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А как вы считаете, нужен ли человеку этот смысл? Ответ аргументируйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________