Фома аквинский (1225/26-1274) теология и наука.

Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человече­ском разуме, существовала некоторая наука, основанная на бо­жественном откровении; это было необходимо прежде всего по­тому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью. Между тем цель эта не поддается постижению разумом... Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

Священное учение есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждут­ся на основоположениях, непосредственно отысканных естест­венной познавательной способностью, как-то: арифметика, гео­метрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и при­том высшей, дисциплины. Священное учение есть такая нау­ка, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; послед­няя есть то знание, которым обладает Бог.[15]

Как обосновывает Фома Аквинский необходимость единства философии и теологии?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Соотнесите графически суждения и их авторов. Ответьте на вопросы.

1. А) «Верую, чтобы понимать»; 1) Абеляр;

Б.) «Понимаю, чтобы верить»; 2)Ансельм Кентерберийский;

В) «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»; 3) Тертуллиан;

Г) «Верую, ибо абсурдно». 4) Августин.

Что такое разум? Что такое вера? Как они соотносятся в приведенных высказываниях? Как в них отражена философско-теологическая позиция авторов? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Задание 1.Используя учебник, интернет-источники, ознакомьтесь с периодизацией, особенностями, основными проблемами и представителями философии эпохи Возрождения. На основе полученных знаний запишите краткие тезисы или ответы на вопросы:

1.Антропоцентризм – это_____________________________________________

2.гуманизм – это ___________________________________________________

3. основные представители: ________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандолаот имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога». Выделите новые мысли о природе и сущности человека

________________________________________________________________

__________________________________________________________________Каков идеал ренессансного человека?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В чем сущность пантеистического понимания мира?

_________________________________________________________________ _________________________________________________________________

6. Высшим критерием нравственной жизни Джордано Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».

В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?

____________________________________________________________________________________________________________________________________Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Используя учебник, интернет-источники, ознакомьтесь с периодизацией, особенностями, основными проблемами и представителями философии Нового времени. На основе полученных знаний запишите краткие тезисы или ответы на вопросы.

1. Развитие научного знания ________________________________________

__________________________________________________________________

2.Критика религии и схоластики _____________________________________

________________________________________________________________

3. Основные представители новоевропейской философии: ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Проблема метода познания: эмпиризм Ф. Бэкона

__1.учение об идолах_____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

__2. разработка индуктивной методологии науки_______________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

__3. Эмпиризм - это_______________________________________________

__________________________________________________________________ 5. Проблема метода познания: рационализм Р.Декарта

__1. разработка дедуктивной методологии науки ______________________

__________________________________________________________________

__2. картезианские сомнение ______________________________________ __________________________________________________________________

Прочитайте и проанализируйте текст. Выпишите, какие «достоинства» науки сформулировал Ф.Бэкон.

Наши рекомендации