Модуль 1. философская пропедевтика

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и этики

Т.Е. Дудар

Философия: Рабочая тетрадь

Учебно-методическое пособие

Сыктывкар

Издательство Сыктывкарского государственного университета

Содержание

Введение………………………………………………………………………....

МОДУЛЬ 1. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества

Тема 2. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы

Тема 3. Философия как форма знания: определение, предмет, особенности, проблемы, функции, основные разделы

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Тема 1. Философия Древнего Востока ……………………………….

Тема 2. Античная философия…………………………………………..

Тема 3. Средневековая философия …………………………………..

Тема 4. Философия Нового времени ………………………………….

Тема 5. Немецкая классическая философия …………………………

Тема 6. Основные направления современной западноевропейской философии

Тема 7. Особенности русской философии

МОДУЛЬ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Онтология: бытие и материя как исходные категории.

Тема 2. Гносеология: проблемы познания и сознания…………………

Тема 3. Формы и методы научного познания

Тема 4. Философская антропология………………………………………

Тема 5. Социальная философия…………………………………………

Тема 6. Философское осмысление глобальных проблем современности.

Введение

Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему ее индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Как писал мыслитель ХХ века Исайя Берлин, «не знающая конца работа философов заключается в рассмотрении всего, что кажется невосприимчивым к научным методам и каждодневным наблюдениям, т.е. категорий, понятий, способов, привычек мышления и поведения». Он прозорливо определил труд философов как «опасную, интеллектуально трудную, часто мучительную и неблагодарную, но всегда важную» работу, не зависимо от того, в какие именно проблемы (личные, моральные, естественно-научные, политические) всматриваются философы. Цель философии остается всегда одна и та же – помочь человеку принять себя и тем самым «жить при свете, а не безумствовать в темноте».[1]

Таким образом, заниматься изучением философии означает приобщение к выверенной тысячелетиями школе разумного мышления человечества. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, позволяет ему четко формулировать свою мировоззренческую позицию по актуальным проблемам современности, уметь ее грамотно и аргументировано отстаивать.

Рабочая тетрадь представляет собой учебно-методическое пособие, состоящее из трех модулей, соответствующих рабочей программе дисциплины. Каждый модель включает в себя группу заданий, направленных на овладение знаниями, умениями по отдельным темам модуля, на овладение философской терминологией, знакомство с первоисточниками. Формат рабочей тетради позволяет записывать ответы непосредственно в тетрадь, для чего ко всем заданиям отведено специальное место.

Надеемся, что работа над заданиями рабочей тетради станет для вас увлекательной творческой лабораторией, которая позволит не только освоить материал курса философии, но и выразить свое мнение по многим злободневным вопросам. Желаем удачи!

модуль 1. философская пропедевтика - student2.ru

Задание ко всему Модулю 1.

1. Составьте словарик основных понятий Модуля 1 (не менее 5 терминов):

- выпишите, на Ваш взгляд, значимые термины;

- запишите определения терминов, пользуясь ресурсами интернета или энциклопедическими, справочными и учебными изданиями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, которыми Вы пользовались при работе над Модулем 1 (не менее 3, обратите внимание на правила библиографического описания!):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

модуль 1. философская пропедевтика - student2.ru МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Тема 2. Античная философия.

модуль 1. философская пропедевтика - student2.ru Здание 1. Используя различные источники информации, изучите вопрос о досократической философии. Заполните таблицу.

Досократическая школа Основные представители «Архэ»
1.    
2.    
3.    
4.    

модуль 1. философская пропедевтика - student2.ru Задание 2. Прочитайте текст.

«Афиняне разозлились на Сократа за то, что он находил их недостатки, призывал к справедливости, обращался к их совести. На не­го подали в суд, обвинивши его в том, что он совращает молодежь и не признает Бога. И суд приговорил Сократа к смерти. В конце концов, если Сократ откажется от своих убеждений, перестанет будить у людей со­весть и искать в их душах правду, и будет молчать, тогда его оставят в живых. Но Сократ не соглашается: без этого жизнь для него - не жизнь. И Сократ должен умереть. Его друзья и ученики в замешательстве, они предлагают ему организовать побег. Но мудрец отказывается от этой возможности остаться в живых. Убежать - это значит отказаться от то­го, чему он учил всю жизнь, вести себя боязливо, криводушно, неспра­ведливо - это значит предать самого себя. Сократ спокойно выпивает чашу с отравленным соком и уми­рает».[11]

Подумайте, почему можно считать моральную позицию Сократа со­ответствующей его философскому учению? Напишите небольшое эссе (10 предложений).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

модуль 1. философская пропедевтика - student2.ru

Задание 3. Используя учебник, интернет-источники, ознакомьтесь с философией Платона и Аристотеля. На основе полученных знаний запишите краткие тезисы:

Почему философскую доктрину Платона определяют как объективно-идеалистическую?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое «эйдосы-идеи»?

_________________________________________________________________

В чем суть платоновской теории познания как «припоминания»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные положения учения Аристотеля о материи и форме

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 4.Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений философов эллинистического периода античной философии. Как каждый из философ отвечал на следующие вопросы: что есть счастье? Как достичь счастья? Представьте ситуацию: вы едете в автобусе, на остановке заходит пожилая женщина, Вы уступаете ей место. Объясните, почему вы должны быть счастливы, поступив подобным образом, согласно Эпикуру? согласно Сенеке? Поразмышляйте и сформулируйте свое представление о счастье.

модуль 1. философская пропедевтика - student2.ru СЕНЕКА (ОК.4—65 Н.Э.) О БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ

Все люди хотят жить счастливо, но они смутно представ­ляют себе, в чем заключается счастливая жизнь. Главнейшая наша задача должна заключаться в том, чтобы мы не следовали подобно скоту за вожаками стада. Величайшие беды причиняет нам то, что мы сообразуемся с молвой и, признавая самыми правильными те воззрения, которые встречают большое сочувствие и находят многих последователей, живем не так, как этого требует разум, а так, как живут другие. Какой образ действий наиболее достоин человека? Что делает нас способными к обладанию вечным счастьем? При оценке чело­века я не верю глазам; у меня есть лучшее, более верное мерило для того, чтобы отличить истину от лжи. О духовном достоин­стве должен судить дух.

Я буду следовать заключению: «Живи сообразно с природой вещей». Не укло­няться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее при­мер, — в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек посто­янно обладает здравым умом; затем, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким, об­стоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользо­ваться дарами судьбы, не делаясь их рабом, результатом такого расположения духа бывает постоянное спокойствие и свобода ввиду устранения всяких поводов к раздражению и к страху. Вместо удовольствий, вместо ничтожных, мимолетных и не только мерзких, но и вредных наслаждений наступает сильная, неомрачимая и постоянная радость, мир и гармония духа, ве­личие, соединенное с кротостью.

В позорном и пагубном рабстве будет находиться тот, на кого попеременно будут оказывать свое влияние удовольствия и страдания, деспотические силы, действующие крайне произ­вольно и необузданно. Поэтому нужно себя поставить в незави­симое от них положение, а его создает не что иное, как равноду­шие к судьбе. Тогда осуществится неоценимое благо: спокойствие и возвышенность духа, чувствующего свою безопасность; с исчезновением всяких страхов наступает выте­кающая из познания истины великая и безмятежная радость, приветливость и просветление духа. Человек, не имеющий понятия об истине, никоим образом не может быть назван счастливым. Следовательно, жизнь счастлива, если она неизменно основы­вается на правильном, разумном суждении. Тогда дух человека отличается ясностью; он свободен от всяких дурных влияний, избавившись не только от терзаний, но и от мелких уколов; он готов всегда удерживать занятое им положение и отстаивать его, несмотря на ожесточенные удары судьбы.

Добродетель — это нечто величественное, возвышенное, царствен­ное, непобедимое, неутомимое, удовольствие же — нечто низкое, рабское, немощное, преходящее, караулящее и гнездящееся в непотребных местах и трактирах. Добродетель встретишь в хра­ме, у нее загорелое лицо и мозолистые руки. Напротив, удовольствие чаще скрывается и ищет мрака; оно изнежено и слабосильно; от него пахнет ви­ном и благовонной мазью; оно бледно или нарумянено. Высшее благо вечно, неистощимо, оно не вызывает ни пресыщения, ни рас­каяния, так как правильный образ мыслей не допускает заблуж­дения; он не ставит человека в необходимость негодовать на принятые решения и отменять их, так как всегда руководству­ется основательными соображениями; удовольствие же погаса­ет в момент наибольшего восторга.

Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они рассуждают, что они намечают нравственные идеалы. А если бы они и дейст­вовали согласно своим речам, то никто не был бы счастливее их. [12]

1. Что есть «счастье»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________2. Как достичь счастья?

____________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Представьте ситуацию: вы едете в автобусе, на остановке заходит пожилая женщина, Вы уступаете ей место. Объясните, почему вы должны быть счастливы, поступив подобным образом, согласно Сенеке?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

модуль 1. философская пропедевтика - student2.ru ЭПИКУР (341-270 ДО Н.Э.). ОБ УДОВОЛЬСТВИИ И БЛАГЕ

Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Следует размышлять о том, что создает счастье, ведь, когда оно есть, у нас все есть, а когда его нет, мы все делаем, чтобы его иметь.

Надо принять во внимание, что желания бывают одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных од­ни — необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни — необходимы для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни. Свободное от ошибок рассмотрение этих фактов при всяком выборе и избега­нии может содействовать здоровью тела и безмятежности ду­ши, так как это есть цель счастливой жизни; ведь ради этого мы все делаем, — именно, чтобы не иметь ни страданий, ни тревог. А раз это с нами случилось, всякая буря души рассеивается, так как живому существу нет надобности идти к чему-то, как к не недостающему, и искать чего-то другого, от чего благо души и тела достигает полноты. Да, мы имеем надобность в удовольст­вии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жиз­ни. Его мы познали как первое благо, прирожденное нам; с него начинаем мы всякий выбор и избегание; к нему возвраща­емся мы, судя внутренним чувством, как мерилом, о всяком благе.

Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам бла­го, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда мы обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность; также мы считаем многие страда­ния лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удо­вольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени. Таким образом, всякое удовольствие, по есте­ственному родству с нами, есть благо, но не всякое удовольст­вие следует выбирать, ровно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать. Но должно обо всем этом судить по соразмерении и по рассмотрению полезного и неполезного: ведь в некоторых случаях мы смотрим на благо, как на зло, и обратно: на зло — как на благо.

Простые кушанья доставляют такое же удовольствие, как и дорогая пища, когда все страдание от недо­статка устранено. Хлеб и вода доставляют величайшее удоволь­ствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность. Таким образом, привычка к простой, недорогой пище способ­ствует улучшению здоровья, делает человека деятельным по от­ношению к насущным потребностям жизни, приводит нас в лучшее расположение духа, когда мы после долгого промежутка получаем доступ к предметам роскоши, и делает нас неустра­шимыми пред случайностью.

Итак, когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольст­вия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые.., но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами, не наслаждения рыбою и всеми прочими яствами, которые доставляет роскош­ный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняю­щее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение.

Начало всего этого и величайшее благо есть благоразумие. Поэтому благоразумие дороже даже философии. От благоразу­мия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нель­зя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно. Ведь все добродетели по природе соединены с жизнью приятной, и приятная жизнь от них неотделима.[13]

1. Что есть «счастье»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________2. Как достичь счастья?

____________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Представьте ситуацию: вы едете в автобусе, на остановке заходит пожилая женщина, Вы уступаете ей место. Объясните, почему вы должны быть счастливы, поступив подобным образом, согласно Эпикуру?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Поразмышляйте и сформулируйте свое представление о счастье.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание ко всему Модулю 2.

1. Составьте словарик основных понятий Модуля 3 (не менее 10 терминов):

- выпишите, на Ваш взгляд, значимые термины;

- запишите определения терминов, пользуясь ресурсами интернета или энциклопедическими, справочными и учебными изданиями.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, которыми Вы пользовались при работе над Модулем 1 (не менее 5, обратите внимание на правила библиографического описания!):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

модуль 1. философская пропедевтика - student2.ru МОДУЛЬ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Онтология: бытие и материя как исходные категории.

Задание 1.Определите, кто из философов представлял бытие следующим образом.

а) Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет») _________

б) Идею (или «свет идей») _________________________________________

в) Допущение ___________________________________________________

г) Абсолютное понятие _____________________________________________

д) Волю к власти _________________________________________________

е) Энергию ______________________________________________________

ж) Бытие есть то, что может быть определено (определить - уста­новить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека _______________________

Какие еще представления о бытии известны вам из ис­тории философии?[22]

_______________________________________________________________

Задание 2. Ознакомьтесь с помощью различных источников с философской категорией «материя». Выполните задания.

1. Существуют различные формы материализма. Перечислите эти формы, выпишите их отличительные особенности и основных представителей. 1.______________________________________________________________

______________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________ _________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________ ________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________ __________________________________________________________________

2. Прочитайте суждение Гольбаха о материи: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воз­действует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписы­ваемые нами различным веществам, основываются на различиях, ... из­менениях, производимых в нас этими веществами».[23]

Назовите плюсы и минусы приведенного определения материи:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Рассмотрите с помощью доступных вам источников информации концепции соотношения пространства и времени. Заполните таблицу.

Название концепции Пространство и время Представители
1.      
2.      

Задание 4. Используя свои знания, составьте кроссворд по онтологии (не менее 10 вопросов).

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Какие существуют концепции смысла жизни в философии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какая из них ближе всего вашему представлению о смысле жизни? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________С. Франк в своей работе «Смысл жизни» писал: « Когда человек отдает свою жизнь как средство для чего-либо частного, в чем бы оно ни заключалось, когда он служит какой-либо предполагаемой абсолютной цели, которая сама не имеет отношения к его собственной личной жизни, к интимному и основному запросу его духа, к его потребности найти самого себя в последнем удовлетворении, в вечно свете и покое совершенной полноты, - тогда он неминуемо становится рабом и теряет смысл своей жизни. И лишь когда он отдает себя служению тому, что есть вечная основа и источник его собственной жизни, он обретает смысл жизни».

Как можно определить позицию философа по проблеме смысла жизни? Согласны ли вы с ней?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А как вы считаете, нужен ли человеку этот смысл? Ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание ко всему Модулю 3.

1. Составьте словарик основных понятий Модуля 3 (не менее 12 терминов):

- выпишите, на Ваш взгляд, значимые термины;

- запишите определения терминов, пользуясь ресурсами интернета или энциклопедическими, справочными и учебными изданиями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, которыми Вы пользовались при работе над Модулем 1 (не менее 5, обратите внимание на правила библиографического описания!):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[1] Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. – 1999. - № 5. – С.91-98.

[2] (Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1976-1983. Т.1. С.67-69.)

[3] Антология мировой философии. В 4 т.Т.1. Ч.2. М., 1969. С.622-623.

[4] Гоббс Т. Сочинения. В 2 т.М., 1989 – 1991. Т.1. С.74, 76, 79-80.

[5] Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С.84-85.

[6] Гусейнов, А.А. Философия как утопия для культуры / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. 2009. - № 1. - С.16.

[7] Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т.1. С.69.

[8] Аристотель. Сочинения.: В 4 т. М., 1975. Т.1. С.119.

[9] Гете И.В. Избр.философ.произв. М., 1964. С.107.

[10] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.33-35.

[11] Философия: задания и упражнения /Под ред. В.Н. Шкурко. М., 2000. С.21-22.

[12] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.134-139.

[13] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.125-127.

[14] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.157-158.

[15] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.178.

[16] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.1. М., 1998. С.369.

[17] Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.2. М., 2001. С.215-221.

[18] Чаадаев. П.Я. Полное собрание сочинений и ранние письма. Т.1. М., 1991. С.324-326.

[19] Чаадаев. П.Я. Полное собрание сочинений и изьранные письма. Т.1. М., 1991. С.524-527.

[20] Хрестоматия по истории русской философии. В 3 ч. Ч.3. М., 1997. С.323-325.

[21] Хрестоматия по истории русской философии. В 3 ч. Ч.3. М., 1997. С.361-362.

[22] Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. Киселева С.А. Философия: задания и упражнения: учебн.-метод.пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н Шкурко. – Мн.: ТетраСистемс . 2000. – С.38.

[23] Гольбах П. Избр. Произв.: в 2 т. М., 1963. Т. 1. С.84-85.

[24] Тургенев, И.С. Рудин

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и этики

Т.Е. Дудар

Философия: Рабочая тетрадь

Учебно-методическое пособие

Сыктывкар

Издательство Сыктывкарского государственного университета

Содержание

Введение………………………………………………………………………....

МОДУЛЬ 1. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Наши рекомендации