Объективно взаимосвязанные уровни сознания до зеркала сознания
Пятое состояние – Гоулман Приятное воспоминание – Махариши внушаемое –- Озарение – Фромм все еще субъективное Ясная Осознанность – Кейд | |
Четвертое состояние – Уоллас Медитация – традиционная Реакция релаксации | |
Бодрствование Бодрствующий сон - Гурджиев | |
Гипнагогическое состояние (между бодрствованием и сном) Гипнагогическое состояние (между сном и бодрствованием) | |
Сон со сновидениями(с осознаванием содержания сна) также осознанные сновидения – сознательные состояния | |
Глубокий сон полностью бессознательное состояние |
Мы вернемся к работе над уровнями сознания позже, но на этом этапе следует отметить, что работу над мозговыми ритмами всегда отличал чрезвычайно ортодоксальный подход. Существует широко распространенное научное предположение, что сознание – производная активности мозга и, таким образом, активность сознания идентична мозговой активности. Это предположение известно как тезис психонервой идентичности. Поскольку Вселенная состоит из материи и энергии чисто физической природы, говорят материалисты, сознание само по себе должно быть результатом некоторого рода физической активности. Вся красота и таинственность поэтической и религиозной мысли лишь представляет сложные паттерны сжигания нейронов в мозгу и нервной системе.
Коль скоро иерархия состояний основывается на неизбежно ограниченном опыте каждого человека, она уязвима для нападок со стороны тезиса психонервой идентичности. Но раз уж мы сумели разглядеть порядок в состояниях сознания, управляемый единственным принципом, таким как усиливающаяся интеграция, мы вправе видеть это как исследование не материи, а сознания.
Курсы
В базовый план психофизиологического курса «Самоконтроль через самоосознанность» входило, в первую очередь, обучение самоосознанию реакций вегетативной нервной системы с последующим обучением самоосознанию дифференциальных функций полушарий головного мозга. Эта схема частично основывалась на теоретических рассуждениях о нейрофизиологической взаимосвязи между нервной системой и физическим функционированием, а также о нейрофизиологической взаимосвязи между нервной системой и ментальными функциональными процессами, которые мы стремились научиться контролировать; и частично на том, что было целью многочисленных и длительных тренировок различных школ боевых искусств.
Осознание возбуждения
На самых первых занятиях Базового курса участники подвергались направляемой медитации (под руководством наставника), точнее сказать, направляемым упражнениям в визуализации, в которых они должны были, например, сопровождать наставника в воображаемой загородной прогулке (см. «Некоторые примеры упражнений по направляемой визуализации и другие пособия для самостоятельного осуществления биологической обратной связи» в конце главы). Это служило достижению двух целей: (a) развитию осознания возможности управления визуальными образами; и (б) развитию осознания уровня возбуждения. Совокупность мысленных образов субъекта оценивалась (как и по сей день) по Шкале Шихана для оценки зрительных образов (см. ниже), и очень быстро стало ясно, что субъекты воспроизводили самые яркие образы, независимо от того, имели они отношение или нет к теме, заданной наставником.
Настоящие гипнагогические образы яркие, изменчивые, непредсказуемые и мимолетные. Что касается образности, направляемая визуализации – просто возможность для обучающегося испытать собственную способность к воспроизводству спонтанных образов. Тренировка контроля образов будет гораздо позже. По окончании упражнения обучающихся просили медленно открыть глаза и посмотреть на показатели приборов. «Не пытайтесь точно прочитать показали», – инструктировал наставник. «Но обратите внимание, как указатель прибора двинется вправо, когда вы сделаете долгий глубокий вдох. . . Теперь начинаем глубоко дышать».
Позже обучающимся предлагалось сравнить субъективные ощущения во время упражнения с Таблицей субъективных медитативных состояний.
Во время восьмого семинара обучающимся внезапно дали задание «подумать о своем уровне возбуждения. . . Не смотрите на приборы, попытайтесь сами оценить, что они должны показывать. . . Представьте свои ощущения, как если бы вы расслабились вдвое глубже, чем сейчас. . . Что показывали бы ваши приборов? Сейчас вам ничего не надо делать. . . просто пусть так и будет».
Затем дается пятиминутное направляемое приключение (см. раздел направляемой визуализации и другие пособия для самостоятельного осуществления биологической обратной связи в конце главы), в то время как обучающиеся пытаются расслабиться в два раза сильнее. Обычно три четверти класса увеличивают глубину релаксации в пределах от 15 до 20 процентов и можно считать, что они завершили первую часть тренировок на данном этапе. Оставшейся четверти требовалась дополнительная помощь в усилении самоосознанности.