Автономные моральные системы и их исторические формы.
Автономная этика — система морали, отрицающая всякую зависимость нравственности от каких-либо внешних по отношению к ней принципов, религиозных, культурных, социальных предпосылок; правила которые устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены. Теоретическую основу - формулу основного нравственного закона предложил Кант в книге «Критика практического разума», где утверждал: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы».
Автономная этика выводит мораль из представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Она исходит из принципа, что нравственность имеет основание в самом морально действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия. Выступая против этики фр. материалистов 18 в., идеи автономной этики развивал Кант в «Критике практического разума», где он пропагандировал принцип автономности нравственного поведения.
60. Проблемы человека в современной социальной философии:
Гоббс утверждает, что человек по природе своей — существо не общественное. Напротив, «человек человеку — волк», а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. То есть самое важное для человека – оказаться лучше, чем другиеДекарт на этот счет говорит, что мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «мыслю, следовательно, существую. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.
Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в тот период. Ж. Ламетрисчитал. что существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм — это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму.
Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро).
Так же эти мыслители считали, что человек полностью зависим от природы и ни в какой ере не возвышается над ее законами Еще одна характерная черта этих мыслителей состояла в том, что, критикуя христианскую догматику об изначальной греховности человека, они утверждали, что человек по своей природе изначально добр и не греховен, а портит его современное общество.
61. Наука и её место в современном обществе:
Современная наука является не только основной формой познания природы и общества, обеспечивает человека научными знаниями, но и важнейшим инструментом ее жизнедеятельности Как форма общественного сознания она является является системой знаний о природе, обществе и мышлении, отражает мир в научных понятиях, законах, теориях, апробируются И проверяются предметно-практической деятельностию.
Следует отметить и то, что современному этапу развития науки характерны и интеграционные процессы и на этой основе возникновения новых отраслей знания, которые синтезируют несколько конкретных дисциплин Обычными стали сл ловосполучення: физическая химия, бионика, соционика, генная инженерия, кибернетика и др. Ученые, философы едины в том, что серьезные открытия сейчас осуществляются именно на \"стыке\" наук, их предметном переплетениипереплетінні.
Впервые философский анализ науки осуществил Аристотель Для него наука была особой формой знания (знания ради самого знания), в ее достижении он видел человеческую, общественную значимость. С Нового времени науку считают историческим продуктом человеческой деятельности
Можно констатировать, что современное общество не может ни существовать, ни функционировать, ни развиваться без науки.
62. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности:
Взаимозависимость между научно-техническим развитием и развитием общества также подчинена закону эволюции. Это означает, что успешность развития того или иного общества (прежде всего, той или иной страны), в конечном итоге – его выживаемость зависит от степени его адаптации к особенностям данного этапа научно-технического прогресса и к его возможным тенденциям.
Сегодня ни одна страна (даже из числа самых развитых, передовых и богатых) не может себе позволить занять передовые рубежи на всех направлениях научно-технического прогресса. Приходится выбирать лишь отдельные из них. Иначе говоря, необходимо искать свою «нишу» в общемировом разделении труда в научно-технической сфере. При этом предпочтение следует оказывать тем направлениям, которые в данной стране уже имеют прочный задел, где сложились определенные традиции, имеются кадры соответствующей квалификации и система их подготовки. Для России к таким направлениям следует отнести космос, ядерную энергетику, военную технику и вооружения и ряд других.
В постиндустриальном обществе резко возрастает значение образования, повышается статус широко образованных людей.
Научно-технический прогресс не отменяет структурированность общества на классы, но видоизменяет и усложняет ее.
Тенденция такова, что в обозримой перспективе ожидать исчезновения классов или упрощения социальной дифференциации не приходится.
Особая роль в социальной структуре постиндустриального общества принадлежит так называемому среднему классу.
Следует признать, что сегодня мир все более становится однополюсным. Наиболее мощным центром международного влияния стали Соединенные Штаты Америки.
Особую обеспокоенность вызывают четыре проблемы.
Во-первых, разрыв между богатыми и бедными странами не сокращается, а продолжает увеличиваться.
Во-вторых, сообщество богатых стран фактически диктует всему миру выработанные им «правила игры» во всех сферах международной жизни. экономической, политической, военной, научно-технической. В-третьих, оно навязывает всему миру стереотипы западного образа жизни и соответствующие мировоззренческие установки, западные стандарты культуры, затрудняя тем самым развитие в незападных странах их собственной культуры, исторически характерного для их образа жизни и ментальности. Все названные факторы влияния способны подорвать национальную безопасность стран, не входящих в число развитых.