Философия экзистенциализма: Сартр, Камю, Марсель
Экзистенциализм – философия существования, акцентирует внимание на уникальности бытия человека. Идея – преодоление человеком собственной сущности. Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция [=существование, аспект сущего]. Наиболее развитое понятие – понятие свободы.
Жан-Поль Сартр – единственный мыслитель, чётко выражающий свою принадлежность к этому направлению. Он рассматривает человеческую личность как уникальную, неповторимую. «Существование предшествует сущности» - то, чем человек станет, определяется его индивидуальным выбором. По Сартру человек должен полагаться только на самого себя, а подлинное существование человека связано с реализацией фундаментального проекта, которым и является сам человек. Сартр считает человека «изначально свободным», не ограниченным никакими рамками с рождения, свобода равна ответственности.
Альбер Камю – полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. Считает, что единственным способом подлинного существования может быть бунт – это протест против всего, что угнетает, подавляет человека. 2 формы бунтарства – революционная и творческая деятельность. И, считая роль бунтарства положительной для истории считал, что окончательно победить зло невозможно. Камю утверждает, что абсолютной, высшей ценностью является сама жизнь человека и его достоинство. «Жизнь – единственная ценность, которую нельзя подвергнуть никакому сомнению».
Габриель Марсель – основные категории философии – «бытие» и «обладание». Человек существует как личность, как «Я»; бытие неотчуждаемо, оно нечто внутреннее, переживаемое. «Тело – не только то, чем я обладаю, но и элемент бытия, граница между «быть» и «иметь», т.к. наличие тела – необходимое условие всякого обладания». В отличие от тела, душа есть идеальное бытие. По Марселю мир обладания вторичен по отношению к бытию.
Сартр и Камю – атеистический экзистенциализм, Марсель – религиозный.
В философии экзистенциализма выражается деятельная, активная позиция, заключающаяся в том, что каждый свободный человек рассматривается как неповторимая, уникальная личность, несущая ответственность за все свои поступки и не оправдывающая себя обстоятельствами. «Человек есть то, чем он сам решил быть в этом мире».
Современная католическая философия
Неотомизм – философия современной католической церкви – основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. Основные представители – Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон. «Философия — служанка богословия», интерпретирует истины откровения. Из учения Аквинского неотомизм заимствовал принцип гармонии веры и разума (они дополняют друг друга). На данной гармонии основывается принцип иерархии в виде пирамиды [=система знаний], вершиной которой является теология [=богословие], в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки. В натурфилософии неотомизма признается факт божественного творения мира (все вещи возникают из ничего; Бог создает материю, которая не вечна; Бог управляет развитием и изменением мира). С точки зрения неотомизма, «быть» – значит быть Богом или быть им сотворённым. Единство мира состоит в духовности Бога, оно дается человеку как откровение. Мышление человека предназначено лишь для познания конечных вещей - вполне определенного бытия (сущности), но не способно постичь бытие как таковое - во всей его полноте. Католицизм – единственная из христианских конфессий, проявляющая устойчивый интерес к современной науке (использование научных достижений для подтверждения католических нравоучений)
Философия буддизма
Буддизм может считаться философией, поскольку буддийские поучения представляют собой законченное и логичное мировоззрение. Буддийская философия — система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание. Учение Будды охватывает всю сущность человека целиком, а не является формальны на уровне слов и понятий. Философия буддизма берёт свой отсчет с проповеди Будды о «четырёх благородных истинах»:
Истина о страдании: вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.
Истина о причине страдания: причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
Истина об устранении причины страдания: чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны (это ни желание и ни сознание, ни жизнь и ни смерть, это то состояние, в котором освобождаются от переселения душ).
Истина о пути, ведущем к прекращению страданий: чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение. Овладев этими состояниями человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.
С появлением буддизма возникает личностный аспект (спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении). В буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания ко всем живым существам.