Субъективный идеализм Дж. Беркли.
Джордж Беркли (1685 – 1753). Его исходный тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым». С этой точки зрения он критикует существование понятия материи как вещественной основы тел и учение Локка о двух классахкачеств (первичные качества тоже субъективны). Признавал существование только духовного бытия, которое делил на «идеи» (воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны, не зависят от нас) и «души» (деятельны, активны, могут быть причиной).
Чтобы избежать солипсизма (крайняя форма субъективного идеализма –при котором несомненной реальностью объявляется только свой познающий субъект, а всё остальное существующим лишь в его сознании) вносил в учение ряд оговорок. Хотя вещи (то есть суммы «идей») существуют лишь как предметы восприятия, воспринимаемый субъект в мире не один. Бог – это такой субъект, который не может исчезнуть, а потому не может исчезнуть и сотворенный им мир вещей. Здесь Беркли подходит к объективному идеализму. Постигаем Бога эмпирически: наши ощущения – не восприятия каких-то мифических вещей, а восприятия (через внешний мир) самого бога. Бог Беркли открывается человеку, присутствуя в каждой вещи, точнее в каждой комбинации ощущений.
Агностицизм Юма
Давид Юм (1711-1776) сформулировал основные принципы агностицизма(отрицает возможность объективного познания окружающей действительности посредством собственного опыта. ), считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления восприятия: внешнего опыта – перцепции; внутреннего – аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений. Юм считал, что наши чувства не дают нам познавать истину. Чувства – ненадежный источник знаний. У нас нет того критерия, по которому мы смогли бы твердо познать мир.
Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.
Критическая философия Канта
Иммануил Кант (1724 –1804). «Критика чистого разума»- философский труд.
Под критикой Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые обусловливают возможность достоверной науки.. Основная задача – обосновать возможность научного знания. Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения мы не можем образовать на одной эмпирической (эмпиризм- знания из опыта) основе. Ведь эмпирическое знание единично, а значит случайно. Критерием истины является ее всеобщий и необходимый характер. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания (содержание знания поступает из опыта). Философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», потому что ее предметом являются априорные формы познания (знания полученные до опыта и независимо от него), конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.
Предпосылкой философии Канта является деление мира на мир явлений (феноменов), познаваемый с помощью априорных форм и непознаваемый мир «вещи в себе» (ноуменов), оказывается чем-то сверхчувственным, трансцендентным, непознаваемым. (Трансцендентное лежит за пределами познания и не зависит от познающего субъекта)
Философия Иоганна Фихтэ.
В своих работах Фихтэ развивал идеи о том, что мир разумен и целесообразен, и что человек в этом мире существует для того, чтобы осуществить свое нравственное предназначение - разумно действовать. Согласно Фихтэ, в основе всего лежит абсолютный разум, сверхиндивидуальный субъект. Его сущность заключается в свободной творческой деятельности. Но реализоваться она может только через человека, чем разум входит в мир. В этой связи определяется сущность и назначение человека как свободного, деятельного существа, призванного реализовать в мире нравственный идеал, внести в него порядок и гармонию. «Существует лишь намек между практическим и теоретическим разумом». Он говорит, что еще одной предпосылкой является то, что все обнаружения человеческого духа представляют собой свободные его акты. А дух — это новое положительное понятие. Существует простая, целостная система понятий, и в ее рамках нужно излагать все аспекты саморазвития духа. Бог — нравственный мировой порядок. Всем движет нравственная воля субъекта. Происходит формирование по логике «тезис-антитезис-синтез». Основное содержание построений может отличаться.