Дальше два вопроса их можно объединить.(14.15)
Философия становится служанкой теологии. ЕЕ основная функция – истолкование Священного Писания, формулировка догматов церкви и доказательства бытия бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).
В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. Апологетика – совокупность учений для защиты религии и оправдания христианства. На следующем этапе возникает патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Позже появляется схоластика как философская рефлексия о предельных основах бытия.
Особенности средневековой философии: патристика
Патристика – совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 в (отцов церкви).
Особенности поздней средневековой философии: схоластика.
Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления 9-12 в. Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля.
Философия превращается в схоластику, официальную школьную философию, ставшую введением в богословие. Основная проблема схоластики проблема универсалий (общие понятия). « направления: номинализм и реализм.
Филофская концепция Августина. A.
Религиозно-философская система Августина, с одной стороны, представляет результат усвоения некоторых основоположных принципов платонизма и неоплатонизма, приемлемых для христианского вероучения и использованных для его философского углубления, а с другой — результат отвержения и преодоления тех принципов, которые для него совершенно неприемлемы. От философов эллинистическо-римской эпохи Августин перенял практическо-этическую установку как главную цель философского знания, но он изменил эту установку в соответствии с положениями и задачами христианства. Провозглашая стремление к счастью основным содержанием человеческой жизни, он усматривал это счастье в познании человеком бога и в уяснении своей полнейшей зависимости от него. «Любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу ,суть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу — порок» . Религиозное мировоззрение Августина насквозь теоцентрично. Бог как исходный и конечный пункт человеческих суждений и действий непрестанно выступает во всех частях его философского учения.
Философия Аквинского.
Фома Аквинский не считал свою философию оригинальной и утверждал, что стремится лишь к точному воспроизведению основных идей Аристотеля. Идеи Фомы Аквинского отчасти заложили основу философского языка Нового времени.
Согласно Фоме, философия в собственном смысле («первая философия») имеет своим предметом бытие ,имеющая два вида бытия : материальные предметы, существующие объективно, реально, и субстанции, идеальные сущности ,состоящие , как учил и Аристотель, из формы и материи. Есть всего лишь одна простая сущность или чистая форма без примеси материи: Бог.
Как материя, так и форма представляют собою бытие . Отличаются они друг от друга тем, что форма существует в действительности, а материя – только в возможности, реализуемой посредством формы). Вообще материя и есть все то, что может быть, все то, что существует в возможности.
По философии Фомы Аквинского, только одна форма из форм, т. е. Бог, не соединяется ни с какой материей; в ней нет ни происхождения, ни порчи., а представляет собою цельное существо, в котором различия лиц беспрерывно сливаются в единстве сущности. Так как один только Бог является чистой формой без материи, а, следовательно, и без несовершенства (ибо материя – это, в сущности, нереализованная возможность, то, чего еще нет, отсутствие, недостаток бытия), то один Бог и есть совершенный и полный разум, смысл всех вещей. В нем заключается абсолютная истина, ибо он сам есть истина.
Истина, развивает далее мысль Фома Аквинский, есть согласие между мыслью и её предметом. В человеке согласие это существует в большей или меньшей степени, но никогда в совершенной полноте. Никогда у человека оно не достигает абсолютного тождества; никогда в его уме мысль не сливается с предметом мысли.