Эпистемология занимается проблемой метода научного познания
Наука изучается науковедением, которое анализирует научное сообщество и используемые им парадигмы. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки вытекают из гиперболизации эмпиризма, как и прагматический подход. Если практика – критерий истины, то это производство, управление и экспертиза. Проблема прагматизма заключается в том, что практические потребности могут привести к замене понятия «истина» понятием «полезность». Практическое обобщение упирается в проблему неполноты индукции.
Говоря об основных формах и методах познания, прежде всего надо говорить о теории отражения. Отражение субъектом объекта может быть непосредственным и опосредованным, изоморфным (полное сходство объекта и отражения) и гомоморфным (неполное сходство). В природе существует механическое отражение (след на песке), физическое отражение (зеркало), химическое (лакмусовая бумажка), нервное (раздражимость, чувствительность) и психическое (высокоорганизованные животные и человек). Человеческое высшее, сенсорно-эмпирическое отражение активно, оно может опережать изменение объекта, предсказывать его поведение на основании накопленного опыта. От образов и представлений памяти отражение восходит к рациональному уровню, понятийному мышлению, сознанию и самосознанию. (Правда, физикализм (разновидность логического позитивизма) считает, что надо использовать исключительно физические термины и говорить не о сознании, а о мозге, при этом стирается разница между мозгом и компьютером. Можно вспомнить, однако, что мозг – это кусок вещества, но существует такой вид материи, как поле, а древние гилозоисты вообще считали всю материю одушевлённой).Познание иногда ещё понимается как взаимодействие материальных систем, познавательное уравновешивание субъекта и объекта, совокупность физических операций субъекта и т. д.
Исследование методов познание связано с проблемой изучения мышления не только с логической, но и с психологической точки зрения, а также с изучением природы языка (как естественного, так и искусственного). Язык - это описание и объяснение, предсказание, логика. Разум – отличается от ума, рассудка, интеллекта.
Рост научного знания обострил проблему научного метода, а также специфики социально-гуманитарного познания. Среди методов, используемых современной наукой, следует отметить сравнительно-исторический, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, формализация и математизация. В исторической науке к тому же существует проблема соотношения исторического и логического методов. Однако доказательство и опровержение возможны не только посредством мышления, в теории познания существуют проблемыинтуиции, творчества, таланта и гениальности. Всё это – различные способы обоснования.
ГНОСЕОЛОГИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ СООТНОШЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И МЕТАФИЗИЧЕСКОГО МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ
Современная философия существует в разных вариантах: классическая и неклассическая, постклассическая. Различные философские школы исходят из онтоцентризма и теоцентризма, телеоцентризма, фоноцентризма, логоцентризма. Бинарность, авторизованность и национальность остаются фундаментальными свойствами философских учений.
Философия различает диалектический и метафизический методы познания – в первом случае объект берётся в развитии и с учётом его связей и отношений, в другом – просто как некая целостность.Диалектику нельзя отождествлять с релятивизмом (так как кроме относительной истины есть и абсолютная) и с агностицизмом (текучесть реальности не означает её непознаваемости, ибо всегда есть момент устойчивости), а также с обычным историзмом.Диалектика изучает развитие и противоречие, связь, тождество и различие объектов.
ГНОСЕОЛОГИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ СООТНОШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познание связано с творчеством, а творческие способности различны у таланта и у гения, и зависят от величины энергопотенциала. К тому же творчество связано с аксиологией (учением о ценностях). Персонализм (религиозный аналог экзистенциализма) рассматривает познание как вовлечение.