Религиозная философия средневековья
Основная задача философии: не исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности доказательства всего, что провозглашала вера. Истина уже дана в Откровении, необходимо её изложить и доказать посредством разума, то есть философии:
- С помощью разума легче проникнуть в истины веры и приблизить их к мыслящему духу человека.
- Религиозной истине необходимо придать систематическую форму при помощи философских методов.
- Используя философские аргументы исключить критику святых истин.
В философии средневековья выделяют два периода: патристика и схоластика.
I. Патристика (от лат. Pater – отец) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства.
Тит Флавий Климент (ок.150 – ок.219 гг.) обнаружил в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Ему принадлежит положение, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии единственным путём к Богу служит вера, которая будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. Климент сформулировал принцип гармонии веры и разума.
Аврелий Августин (354 – 430гг.) тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; провёл огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. Философская установка Августина: «верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить».
Спор об универсалиях: Существуют ли реально универсалии (общие понятия)? Философская основа спора - вопрос об отношении общего и частного (единичного, индивидуального).
Таблица 1
Позиции сторон в споре об универсалиях.
Реализм ( от лат. realis – действительный) | Номинализм (от лат. nomen – имя) |
Существует лишь общее – идеи. | Общее существует после единичных вещей. |
Крайние реалисты: идеи существуют до единичных вещей и вне их. Опора на учение Платона об идеях. | Крайние номиналисты: Общее лишь пустой «выдох воздуха», звуковая сторона слова. |
Умеренные: общее существует в вещах. Опора на учение Аристотеля. | Умеренные: общее есть мысль (имя), играющая важную роль в познании |
Спор об универсалиях подтолкнул философов к исследованию и развитию логических структур мысли.
Параллельно с теологией и в философии рассматриваются проблемы, касающиеся устройства мира (Бог и мир); места человека в мире (Бог и человек); возможность человека познать мир и бога.
Рационализация в поле веры обусловила переход от патристики к схоластике, сначала сформировавшейся как комплекс дисциплин для обучения, а потом уже развившейся в самостоятельное философское творчество, рождающее новое знание.
Пьер Абеляр (XII век) отмечает преимущества разума перед слепой верой. Прогресс в вере возможен лишь на пути знания, реализуемого диалектикой. Радикальный рационализм привёл Абеляра к определению веры как «предположения» о невидимых вещах, недоступных человеческим чувствам. Абеляр понимает роль диалектики как своего рода критического осмысления утверждений и тезисов, их принятие не силой авторитета и традиции, а рациональными аргументами; у разума есть свой предмет исследования и в природе, и в сфере христианских истин. Разум не слуга теологии, ибо развивается самостоятельно, осваивая свои инструменты и ориентируясь на свои цели. Тем самым Абеляр начинает процесс провозглашения независимости истин науки и философии от религиозной веры.
Схоластика. Крупнейший представитель эпохи – Фома Аквинский. Основной проблемой считал соотношение философии и теологии: по своему предмету не различаются – Бог и всё, что он создал. Теология идёт от Бога к природе, а философия – от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия ( а сюда тогда относились и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология - на веру. Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности; некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, но многие истины не поддаются рациональному обоснованию.
Фома Аквинский выдвинул доказательства существования Бога:
- «От движения». Всё, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное =› существует перводвигатель, т. е. Бог.
- «От причины». Всякая вещь имеет свою причину, но и причины имеют свою причину =› существует первопричина, т.е. Бог.
- «От необходимости». Всякая вещь существует конечное время. Остальное время она не существует. Значит в её сущность не входит существование =› должно быть нечто, включающее в себя существование всего мира, то есть Бог.
- «От целесообразности». Всё существующее в мире имеет свою цель =› должен существовать источник целенаправленной деятельности, то есть Бог.
- «От степени совершенства». Вещи обладают различными степенями совершенства =› должна быть высшая степень совершенства, то есть Бог.
В онтологии Фома Аквинат принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая её к задачам обоснования догматов христианской религии. Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог.
Рассматривая проблему соотношения общего и единичного (существования универсалий), Аквинат выдвигает своеобразное её решение. Общее содержится в единичных вещах, составляя их сущность. Общее извлекается человеческим умом и поэтому наличествует в нём уже после вещей: общее существует довещей, ввещах и после вещей.
Философия эпохи Возрождения
Возникновение либерально-рыночных отношений в Европе и Великие географические открытия – социальные условия возникновения культуры и философии Ренессанса. Гуманистический антропоцентризм (Ф. Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла (1407-1457)) XIV – XV веков. Пико делла Мирандола (1463-1494) в «Речи о достоинстве человека» говорит от имени Бога: «Не даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ же прочих творений определен в границах установленных нами законов. Ты, же Адам, можешь, как опуститься до самого низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае, ты достоин большего восхищения, чем ангелы, так как достигаешь своего совершенства в трудной жизненной борьбе». Идея микрокосма и макрокосма, совпадения противоположностей в пантеистической философии Н. Кузанского (1401-1464). Художественные, технические, естественно-научные и философские идеи Леонардо да Винчи (1452-1519). Аморализм оборотной стороны политической ренессансной личности (папа Александр VI Борджиа, Чезаре Борджиа и др.), также в «Государе» Н. Макиавелли (1469-1527): «…обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше,.. пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти…Кто искуснее других умел действовать по-лисьему, тому и приходилось лучше. Однако необходимо уметь хорошо скрыть в себе это лисье существо и быть великим притворщиком и лицемером: ведь люди так просты и подчиняются необходимости данной минуты, что кто обманывает, всегда найдет такого, кто даст себя обойти». Гуманистическая философия повседневной жизни М. Монтеня (1533-1592). Развитие астрономического научного знания в трудах Н. Коперника (1473-1543) и И. Кеплера (1571-1630).Органистическо-космический пантеизм и героическая судьба Д. Бруно (1548-1600). Конец Ренессанса в социальной жизни и хрониках, трагедиях У. Шекспира (1564-1616).
Философия Нового времени (эмпиризм и рационализм философии XVII-XVIII веков)
Философия Нового времени возникает в атмосфере массового увлечения естественнонаучным познанием, в частности, появлением физической науки в работах Г.Галилея (1564-1642), и характеризуется наукоцентризмом, сциентизмом. Возрождение интереса философии к научному знанию началось с создания двух противоположных методов научного познания: эмпирического и рационалистического. Основоположником эмпирического направления философии являлся Ф. Бэкон (1561-1626). Учение Бэкона об идолах (рода, пещеры, рынка и театра) основанного только на логике разума, мешающих ему увидеть истину. Плодотворное научное познание должно опираться на эксперимент, с помощью которого устанавливаются факты, и на опытную индукцию, порождающую экспериментально обоснованные общие знания.
Дальнейшее развитие эмпиризм Бэкона получил в разработке сенсуалистической теории познания Д. Локком (1632-1704), Д. Беркли (1685-1753), Д.Юмом (1711-1776) и Э. Кондильяком (1715-1780). Максима сенсуализма: нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, ощущениях. Принцип: tabula rasa. Но уже Локк «споткнулся» на открытом им же факте существования первичных и вторичных качеств. Первичные качества – это идеи, которые порождаются качествами тел и сходны с ними. Вторичные качества – идеи, порождаемые взаимодействием тел с органами чувств, поэтому они включают в себя несходство с качествами тел. Беркли резонно заметил, что все идеи нашего сознания представляют собой взаимодействие внешних тел с нашими чувствами, несут на себе «отпечаток» наших, субъективных чувств. Отсутствие критерия различения вторичных качеств от первичных качеств вынуждает его сделать вывод о том, что первичных качеств, идей в нашем сознании вообще нет: «Существовать, значит, быть чувственно воспринимаемым». Но тогда логически неизбежен абсурдный солипсистский вывод: существует только мое личное сознание, «Я» и его ощущения. Материальный же внешний мир, другие люди и мое тело не существует. Скептическая философия Юма: единственное, что я знаю – это мои ощущения. Одни говорят: за ощущениями находится Бог, другие – природа, а я не знаю. Из анализа единичности и случайности субъективных ощущений был получен разрушающий научное знание результат о невозможности вывода из них объективных общих и необходимых знаний.
Локк известен своей философией права, легшей в основу идеологии либерально-рыночного общества. Он выделил три фундаментальных права человека: на собственность, на жизнь и на личную свободу. Право на собственность вытекает из того, что благодаря труду, человек присоединяет к предмету себя, делает его продолжением своей личности. Право на жизнь – не просто запрет на убийство, но запрет на любое закабаление человека, насильственное присвоение его производительных сил и способностей. Право на личную свободу означает, что каждый человек является владельцем собственной личности. Ни один человек не может быть невольником государства. Право на личную свободу не только защищает человека от посягательств на его свободу со стороны других людей, но и – от посягательств со стороны деспотического государства. Оно проявляется в независимости суждения, выбора и целеполагания. Каждый человек имеет право самостоятельно ориентироваться в проблемах, относящихся к его личности.
Основоположником рационалистического направления философии Нового времени являлся Р. Декарт (1596-1650). Рационалисты считали чувственное познание источником ошибок и заблуждений. Максима рационализма: в разуме нет ничего, что прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума. Однако и рациональное знание полно противоречий, ошибок и логической непоследовательности. Декарт подверг все существовавшее до него знание методологическому сомнению, но сомнение есть акт мышления, поэтому: cogito ergo sum, мыслю, следовательно, существую. Необходимо достоверное знание получается в результате дедуктивного, от общего к частному, вывода. Значит, должны существовать непреложные предельно общие знания, врожденные идеи. Среди врожденных идей находится и идея бога, того, что определяет, как существование мира природы и человеческого мышления, так и возможности достоверного их познания. Дуализм Декарта: кроме бога существует два полностью отделенных друг от друга земных мира – протяженных тел и мышления. В его методе научного познания предлагается: 1) принимать за истинное знание все то, что познается в ясном и отчетливом виде; 2) разделять каждое затруднение на части; 3) начинать с простых предметов и восходить постепенно к познанию сложных предметов; 4) составлять столь полные и общие обзоры, чтобы была уверенность в отсутствии упущений. Б. Спиноза (1632-1677) на основе принципа causa sui развернул концепцию монистического рационализма в учении о бытии и познании. Г. Лейбниц (1646-1714) создал деятельно-плюралистическую концепцию бытия (монадологию), ввел в учение о познании различие вероятностных истин факта и необходимых истин разума, стал понимать врожденные идеи как задатки предельно общего знания. Деистические взгляды и механистическая картина мира И. Ньютона (1643-1727).
Философия французского Просвещения – философия кануна буржуазной революции. Механистический материализм Д. Дидро (1713-1784), Э. Кондильяка (1715-1780) и П. Гольбаха (1723-1789) о бытии, познании и обществе. Деизм Ф. Вольтера (1694-1778) и его борьба с католицизмом. Утопия «естественного состояния»; критика частной собственности как источника бед, горя и несчастья людей; признание права народа на революцию в работах Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Реализация социально-философских идей французского Просвещения в революции 1789-1794 г.г.