Перечень экзаменационных вопросов
4. Философия как форма мировоззрения. Предмет и функции философии.
5. Определение мировоззрения. Мироощущение и миропонимание.
6. Основные разделы философского знания. Природа философских проблем.
7. Основной вопрос философии, сформулированный в марксистской философии и его две стороны. Материализм и идеализм – основные философские направления.
8. Философия Древнего Востока (Индия)
9. Философия Древнего Китая (Конфуций и Лао-Цзы)
10. Этапы развития античной философии. Основные философские школы.Особенности античной философии, ее космоцентрический характер
11. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности.
12. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
13. Особенности философии эпохи Просвещения (Ф.Вольтер, Ж.Ж. Руссо)
14. Философия Нового времени как учение о могуществе разума
15. Специфика немецкой классической философии (И.Кант, Г.Гегель и Л.Фейербах).
16. Основные этапы и особенности русской философии XI–XVIII вв.
17. Основные особенности западной философии XX в.
18. Категория бытия в философии, её специфика и формы
19. Философское учение о материи, её свойства, формы существования. Движение – способ существования материи (основные формы движения материи, их специфика и взаимосвязь). Пространство и время – формы существования материи (развитие представлений о пространстве и времени в философии и естествознании).
20. Категории философии как ступени и формы познания.
21. Понятие категорий диалектики. Единичное, особенное, общее.
22. Причина и следствие.
23. Необходимость и случайность.
24. Возможность и действительность.
25. Содержание и форма.
26. Сущность и явление.
27. Понятие качества, количества, меры, скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
28. Проблема сознание в философии.
29. Самосознание: структура и формы, предметность и рефлективность.
30. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о возможности познаваемости мира.
31. Эмпирические и теоретические методы и формы познания.
32. Основания научного знания. Этика науки.
33. Теория познания. Чувственное и рациональное познание, их формы и роль в познании.
34. Понятие истины, ее объективность. Истина и заблуждение.
35. Сущность научного познания. Критерии научности.
36. Структура научного познания, его методы и формы.
37. Концепция человека в истории философии.
38. Проблема личности в философии.
39. Человеческие потребности, интересы, ценности и оценки.
40. Ценности и оценка.
41. Свобода, права и ответственность личности.
42. Предмет и функции социальной философии.
43. Философское понятие общества. Проблема определяющих факторов в развитии общества (натурализм, идеализм, материализм). Важнейшие подсистемы общества.
44. Роль природной среды в жизни общества. Современная экологическая ситуация и пути выхода из нее.
45. Роль народонаселения в жизни общества. Современная демографическая проблема и будущее человечества.
46. Общество как система. Материальное производство, диалектика его развития и роль в жизни общества.
47. Духовная сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь
48. Социальная сфера общества.
49. Философское понятие культуры, ее структура и роль в общественной жизни. Культура массовая и элитарная.
50. Понятие цивилизации, ее основные типы. Особенности и противоречия современной цивилизации.
51. Нравственные ценности, их роль в общественной жизни.
52. Эстетические ценности и их роль в общественной жизни.
53. Религиозные ценности и свобода совести.
54. Личность как субъект и объект общественной жизни.
55. Человеческие потребности, интересы, ценности и оценки.
56. Глобальные проблемы: сущность, классификация,
характеристика, способы их разрешения.
57. Экологическая проблема как глобальная проблема современности.
58. Демографическая проблема как глобальная проблема современность.
59. Сущность философского понятия любви, основные вехи исторического развития философии любви (концепции философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового времени). Многообразие видов и форм любви и их классификации
60. Евгеника и современность.
1.
Методические указания по выполнению контрольных работ
Введение
Контрольная работа является важной формой учебного процесса в системе заочного образования. Она требует от студента внимательного изучения литературы, учит отбирать и систематизировать материал, логически излагать вопросы темы, самостоятельно и творчески формулировать свои мысли, служит формой проверки самостоятельной работы в период между сессиями, выявляет степень подготовленности к обобщениям и правильному изложению изученного материала.
Контрольная работа заключается в выполнении в соответствии с методическими указаниями контрольных заданий выбранного варианта.
При выполнении контрольной работы наиболее характерными недостатками являются следующие:
-непропорциональность объемов вводного и основного материала (часто вводный материал имеет неоправданно большой объем);
-поверхностное изложение основных теоретических положений;
-неверное построение плана;
-компиляция или даже механическое, дословное переписывание разделов учебников, журнальных статей, брошюр и т.п.;
-отсутствие четкой структуры, непоследовательность изложения;
-отсутствие конкретной связи с практикой, с проблемами других наук;
-неточное цитирование, отсутствие ссылок на источники;
-нарушение правил оформления работы;
-использование устаревшей литературы, отсутствие связи с современностью.
Частичный или полный плагиат, другие формы присвоения чужого авторства (использование Интернета и т.п.) недопустимы и служат основанием для дисквалификации контрольной работы, в результате чего экзамен по предмету «Основы философии» считается несданным.
1. Общие требования к выполнению контрольных работ
1. Контрольная работа должна быть написана на основе первоисточников, то есть на основе изучения и реферирования оригинальных (классических или современных авторов) философских текстов - книг или статей. Без выполнения этого требования невозможно глубокое и основательное изучение соответствующей проблемы. Учебники по философии или комментаторские статьи профессиональных философов также могут быть использованы для подготовки контрольной работы, но не могут служить основой для его написания (тем более единственной основой!).
Имеющиеся в Интернете контрольные работы также не рекомендуются к использованию (даже в качестве вспомогательной литературы), так как они часто имеют недостаточный теоретический уровень.
2. Составление библиографии: особое внимание при подборе литературы следует обратить на монографии, а также на периодические издания, в которых возможны дискуссионные публикации по избраннойпроблеме.
6. При цитировании научных трудов оформляется сноска, и указываются основные библиографические данные (автор, название источника, издательство и год издания) и номер страницы.
7. При несоблюдении правил оформления работа возвращается на доработку или устранение недостатков. Контрольная работа должна быть представлена в установленный срок.
Структура работы
Структура работы, соотношение объема работ по главам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования.
Типовая структура включает следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения.
Титульный лист - первая страница работы (на данной странице номер не ставится). На титульном листе указываются: название учебного заведения, название дисциплины, номер варианта, ФИО студента, год и место написания работы. Пример оформления приведен в приложении 1..
Оглавление- помещается после титульного листа, в нем приводятся пункты работы с указанием страниц (на данной странице номер не ставится).
Введение - кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод исследования. Дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
Основная часть - подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Заключение- содержит основные выводы, к которым автор пришел, в процессе анализа материала (при этом должна быть подчеркнута самостоятельность, новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов).
Список использованной литературы- приводится в конце работы, в алфавитном порядке сначала указываются источники используемой литературы, затем интернет-источники. Допускается использовать в списке литературы источники не позднее 5-летней давности.
Приложение - помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.
3. Требования к оформлению контрольной работы
Объем работы реферата составляет 15-20 страниц.
Текст набирается в текстовом редакторе MSWord: шрифт Times New Roman, размер – 14пт, цвет шрифта черный, междустрочный интервал – полуторный (или 1,15), отступ первой строки (абзацный отступ) –1,25 см, выравнивание текста – по ширине, расстановка переносов по тексту – автоматическая, в режиме качественной печати. Страницы контрольной работы нумеруются в правом верхнем углу. Оглавление должно быть сформировано автоматически. Текст распечатывается на принтере.
Заголовки разделов печатаются строчными буквами с абзацного отступа.
Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной), располагаются с абзацного отступа. Заголовки пунктов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной), с использованием шрифтового выделения (полужирный шрифт), начиная с абзаца. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки подпунктов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), начиная с абзаца в подбор к тексту.
В конце заголовков структурных частей, наименований разделов и подразделов точка не ставится. Расстояние между заголовком структурной части (за исключением заголовка пункта) и подразделом должно быть равно 2 интервалам.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Номер раздела указывается перед его названием, после номера раздела точка не ставится, перед заголовком оставляют пробел. Наименования разделов печатаются строчными буквами с абзацного отступа, выделяются полужирным шрифтом размером 16пт, точка в конце наименования раздела не ставится. Разделы работы оформляются, начиная с новой страницы.
Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах раздела контрольной работы или сквозной нумерацией. Номер иллюстрации может состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: «Рисунок 1.2» (второй рисунок первого раздела). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут. Иллюстрации должны иметь наименование, которое дается после номера рисунка. Точка после номера рисунка и наименования иллюстрации не ставится.
Каждая таблица должна иметь название, которое следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Расстояние от текста до таблицы и от таблицы до последующего текста равно одной строке. Между наименованием таблицы и самой таблицей не должно быть пустых строк. Пример таблицы:
Таблица 2 – Название таблицы
Приложения оформляют как продолжение контрольной работы на последующих страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием наверху справа страницы слова «Приложение», напечатанного строчными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, расположенный в следующей строке по центру. Если в контрольной работе более одного приложения, их нумеруют последовательно прописными буквами русского алфавита, например, Приложение А, Приложение Б и т.д.