Тема 4.1.Философская антропология (учение о человеке)

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

основы философского учения о человеке – версии возникновения человека,

этапы биосоциокультурной эволюции;

условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость;

основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.

Уметь:

определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

сформулировать представление о смысле жизни.

Методические рекомендации

Приступая к изучению данной темы необходимо вспомнить понятие бытия человека в философии.

Обратить внимание на отличия человека от животных, его основные константы: речь, сознание, труд, общество.

Проанализировать антропосоциогенез и этапы биосоциокультурной эволюции.

Уяснить версии происхождения человека: земная и внеземная.

Проанализировать как рассматривали человека на протяжении истории философии, проследить эволюцию образа человека в истории философской мысли. Вспомнить о проблеме теодицеи в трактовке Августина Блаженного и Г.В. Лейбница, сравнить отношение к «благу» эпикурейцев и стоиков. Говоря о свободе обратить внимание на экзистенциализм Ж.-П. Сартра, на отношение Н.Бердяева к свободе человека.

Уяснить разницу в понятиях «свобода от…» и «свобода для…». Дать определение феномену «бегства от свободы» (Э. Фромм).

Необходимо изучить тайну человеческого «Я», проблему антропосоциогенеза, биологическое и социальное в человеке, особое внимание уделить ценностям человеческого существования.

Уяснить каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека.

Необходимо различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества, рассматривать свои собственные представления о человеке в контексте истории философии, разбираться в таком разделе философии, как философская антропология, понимать причины изменений представлений о человеке, ориентироваться в современных теориях личности. Научиться анализировать ситуации и поступки людей с аксиологической и этико-моральной точки зрения.

Дать характеристику концепциям смысла жизни человека – гедонизм, эвдомонизм, аскетизм, этика долга, утилитаризм, прагматизм, гуманизм.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Проработать учебную литературу по теме [1] стр. 102-130;

[6] стр. 69-106; [12] стр. 190-228

Задание 2.

Ответить на вопросы для самоконтроля

1. Как понимается человек в философии?

2. Чем человек отличается от животных?

3. Что такое антропогенез? Когда он начался?

4.Что означают понятия: личность и сущность?

5. Основные характеристики человека.

6. Какие изменения произошли с человеком на этапах биосоциокультурной эволюции?

7. Версии происхождения человека.

8. В чем заключается проблема смысла жизни человека? Назовите основные направления решения этой проблемы.

Задание 3.

Подготовиться к обсуждению на экзамене по вопросам:

1. Концепция человека в истории философии

2. Проблема личности в философии

Тема 4.2. Социальная философия (философия общества)

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

определение понятия «общество», признаки, структуру, типы общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное) ;

отличие общества от природы;

Уметь:

сформулировать философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней: натуралистический, идеалистический, материалистический подходы к пониманию общества

охарактеризовать основные компоненты общественной жизни, сущность и значение общественно-исторической практики

Методические рекомендации

Приступая к изучению данной темы необходимо вспомнить основные философские концепции общества и их ключевые идеи: Августина, Фомы Афинского, Аль-Фараби, Гоббса, Маркса, Шпенглера, «биологии человека».

Важно охарактеризовать общество как саморазвивающуюся систему, показать, как в процессе развития общества изменялось его отношение к природе.

Раскрыть понятие цивилизации как типа общественного порядка: особенности положения личности в обществе, мораль корпоративного и универсалистского типа, «восточное» и «западное» общество, экспрессивные и репрессивные культуры.

Обратить внимание на рассмотрение идеи первичности общества по отношению к личности, покажите в каком смысле можно говорить о первичности общества.

Раскройте понятие, «гражданское общество», подумайте, существует ли гражданское общество в современной России.

Важно определить, что такое социальное пространство и время. Какие типы социального пространства и времени известны в истории.

Уясните, что такое структура общества, чем это понятие отличается от понятия «социальная структура общества».

Обратите внимание на то, какие элементы структуры общества выделяются при различных подходах: формационном, цивилизационном, культурологическом.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Проработать учебную литературу по теме [1] стр. 142-159;

[12] стр. 287-331; [17] стр. 134-177

Задание 2.

Ответить на вопросы для самоконтроля

1. Что такое «общество» и какова его структура? Назовите формы общественного сознания.

1. Как соотносятся друг с другом человек и общество?

2. Какие идеи, взгляды на устройство и развитие общества господствовали в

философии в античное время?

3. Сравните концепцию общества в период Средневековья и Нового времени.

4. Что считал главным в развитии общества К.Маркс?

5. Когда возникла наука социология? Кто ее основоположник?

6. Как определить смысл социального действия?

7. Какова социальная структура современного общества в России?

8. Что означает социальная стратификация? Кто автор этой теории?

9. Что означает социальная мобильность? Типы мобильности.

10. Каковы особенности постиндустриального общества?

Задание 3.

Подготовиться к обсуждению на экзамене по вопросам:

1. Предмет и функции социальной философии.

2. Философское понятие общества. Проблема определяющих факторов в развитии общества (натурализм, идеализм, материализм). Важнейшие подсистемы общества.

3. Роль природной среды в жизни общества. Современная экологическая ситуация и пути выхода из нее.

4. Роль народонаселения в жизни общества. Современная демографическая проблема и будущее человечества.

5. Общество как система. Материальное производство, диалектика его развития и роль в жизни общества.

6. Духовная сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь

7. Социальная сфера общества.

Наши рекомендации