Тема 4.1.Философская антропология (учение о человеке)
В результате изучения темы студент должен:
Знать:
основы философского учения о человеке – версии возникновения человека,
этапы биосоциокультурной эволюции;
условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость;
основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.
Уметь:
определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
сформулировать представление о смысле жизни.
Методические рекомендации
Приступая к изучению данной темы необходимо вспомнить понятие бытия человека в философии.
Обратить внимание на отличия человека от животных, его основные константы: речь, сознание, труд, общество.
Проанализировать антропосоциогенез и этапы биосоциокультурной эволюции.
Уяснить версии происхождения человека: земная и внеземная.
Проанализировать как рассматривали человека на протяжении истории философии, проследить эволюцию образа человека в истории философской мысли. Вспомнить о проблеме теодицеи в трактовке Августина Блаженного и Г.В. Лейбница, сравнить отношение к «благу» эпикурейцев и стоиков. Говоря о свободе обратить внимание на экзистенциализм Ж.-П. Сартра, на отношение Н.Бердяева к свободе человека.
Уяснить разницу в понятиях «свобода от…» и «свобода для…». Дать определение феномену «бегства от свободы» (Э. Фромм).
Необходимо изучить тайну человеческого «Я», проблему антропосоциогенеза, биологическое и социальное в человеке, особое внимание уделить ценностям человеческого существования.
Уяснить каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека.
Необходимо различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества, рассматривать свои собственные представления о человеке в контексте истории философии, разбираться в таком разделе философии, как философская антропология, понимать причины изменений представлений о человеке, ориентироваться в современных теориях личности. Научиться анализировать ситуации и поступки людей с аксиологической и этико-моральной точки зрения.
Дать характеристику концепциям смысла жизни человека – гедонизм, эвдомонизм, аскетизм, этика долга, утилитаризм, прагматизм, гуманизм.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
Проработать учебную литературу по теме [1] стр. 102-130;
[6] стр. 69-106; [12] стр. 190-228
Задание 2.
Ответить на вопросы для самоконтроля
1. Как понимается человек в философии?
2. Чем человек отличается от животных?
3. Что такое антропогенез? Когда он начался?
4.Что означают понятия: личность и сущность?
5. Основные характеристики человека.
6. Какие изменения произошли с человеком на этапах биосоциокультурной эволюции?
7. Версии происхождения человека.
8. В чем заключается проблема смысла жизни человека? Назовите основные направления решения этой проблемы.
Задание 3.
Подготовиться к обсуждению на экзамене по вопросам:
1. Концепция человека в истории философии
2. Проблема личности в философии
Тема 4.2. Социальная философия (философия общества)
В результате изучения темы студент должен:
Знать:
определение понятия «общество», признаки, структуру, типы общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное) ;
отличие общества от природы;
Уметь:
сформулировать философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней: натуралистический, идеалистический, материалистический подходы к пониманию общества
охарактеризовать основные компоненты общественной жизни, сущность и значение общественно-исторической практики
Методические рекомендации
Приступая к изучению данной темы необходимо вспомнить основные философские концепции общества и их ключевые идеи: Августина, Фомы Афинского, Аль-Фараби, Гоббса, Маркса, Шпенглера, «биологии человека».
Важно охарактеризовать общество как саморазвивающуюся систему, показать, как в процессе развития общества изменялось его отношение к природе.
Раскрыть понятие цивилизации как типа общественного порядка: особенности положения личности в обществе, мораль корпоративного и универсалистского типа, «восточное» и «западное» общество, экспрессивные и репрессивные культуры.
Обратить внимание на рассмотрение идеи первичности общества по отношению к личности, покажите в каком смысле можно говорить о первичности общества.
Раскройте понятие, «гражданское общество», подумайте, существует ли гражданское общество в современной России.
Важно определить, что такое социальное пространство и время. Какие типы социального пространства и времени известны в истории.
Уясните, что такое структура общества, чем это понятие отличается от понятия «социальная структура общества».
Обратите внимание на то, какие элементы структуры общества выделяются при различных подходах: формационном, цивилизационном, культурологическом.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
Проработать учебную литературу по теме [1] стр. 142-159;
[12] стр. 287-331; [17] стр. 134-177
Задание 2.
Ответить на вопросы для самоконтроля
1. Что такое «общество» и какова его структура? Назовите формы общественного сознания.
1. Как соотносятся друг с другом человек и общество?
2. Какие идеи, взгляды на устройство и развитие общества господствовали в
философии в античное время?
3. Сравните концепцию общества в период Средневековья и Нового времени.
4. Что считал главным в развитии общества К.Маркс?
5. Когда возникла наука социология? Кто ее основоположник?
6. Как определить смысл социального действия?
7. Какова социальная структура современного общества в России?
8. Что означает социальная стратификация? Кто автор этой теории?
9. Что означает социальная мобильность? Типы мобильности.
10. Каковы особенности постиндустриального общества?
Задание 3.
Подготовиться к обсуждению на экзамене по вопросам:
1. Предмет и функции социальной философии.
2. Философское понятие общества. Проблема определяющих факторов в развитии общества (натурализм, идеализм, материализм). Важнейшие подсистемы общества.
3. Роль природной среды в жизни общества. Современная экологическая ситуация и пути выхода из нее.
4. Роль народонаселения в жизни общества. Современная демографическая проблема и будущее человечества.
5. Общество как система. Материальное производство, диалектика его развития и роль в жизни общества.
6. Духовная сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь
7. Социальная сфера общества.