Предмет и задачи философии права. Онтологические основания социально- правовой реальности.

Вопрос 1: Объясните что такое единая нормативно-ценностная реальность.

Ответ: Содержание права состоит не из физически ощутимой предметности, а из нормы, ценности и смысла. Оперируя ими человеческое мышление выстраивает специфическую по своим качествам реальность( которая называется правовой).У этой реальности, несмотря на ее духовный, идеальный характер, должен быть социокультурный субстрат, без которого ни нормы, ни ценности, ни смыслы права не могли бы действовать на человека.

Вопрос 2: Основная задача философии права.

Ответ: Философия права исследует не само право, а те условия без которых оно не могло бы функционировать: цивилизации, культуру, мораль, религию, государство, нормы и ценности. Все это составляет содержание права, сознание и поведение людей, которые придерживаются либо нарушают правовые нормы.

Вопрос 3: Нарисуйте схему «Философские и юридические подходы к исследованию феномена права».

Ответ: а) юридический подход: это действующее право: «общие правовые понятия», «закон», «правоотношения», «субъект права», «правовая обязанность», «субъективное право», «обязанность», «ответственность», «преступление», «наказание» и др.

б) философский подход: это не юридические основы права: познавательные, ценностные, социальные, антропологические, культурные.

Вопрос 4: Что такое юснатурализм и каковы его взгляды на предметную область философии права.

Ответ: Юснатурализм- термин, предложенный и разработанный в концепцию В.Нерсесяном.

Юснатурализм-это один из типов правопонимания, основанный на противопоставлении права и закона (понимая под правом содержательные требования естественного права,т.е. справедливости).

Вопрос 5: Объясните положение «понимание всегда носит личностно-экзистенциальный характер».

Ответ: Понимание формируется в сознании личности только в условиях определенного

Социокультурного контекста, составляющего суть его бытия (экзистенции). Формируясь в определенной социокультурной обстановке, понимание рефлексируется в определенных понятиях: гуманности, индивидуальной культуре, цивилизованности, агрессивности, ненависти, антисоциальности и т.п.

Вопрос 6: Основные функции философии права.

Ответ: 1) Познавательная: на основе мировоззренческих принципов , философия права выстраивает философские модели правовых феноменов, объясняет их и интерпретирует их смыслы соответственно исходных философских посылок.

2) Методологическая: философия права занимается разработкой методов изучения правовой реальности.

3) Ценностно-ориентационная: в сфере права накоплены исторические ценности человечества.Эта функция выстраивает иерархию этих ценностей, выявляет приоритеты.

4) Воспитательно-образовательная: философия права переводит фундаментальные философские проблемы на язык морально-правовых понятий, доказывает связь между

Индивидом и универсальными связями бытия в социальном пространстве правовой реальности.

Вопрос 7: Методы философии права.Почему в ххв. Социологический метод обнаружил собственную несамодостаточность.

Ответ: - философский метод: это система мировоззренческих идей и принципов.

- научный метод: это система принципов и методов научного познания в целом или отдельной науки, в рамках которого выделяют:

А) общенаучные методы и приемы познания ( анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и классификация, системный, синергический и др.

Б) частно- научные методы- социологический, психологический, математический, кибернетический, исторический, логический и др.

-специально- юридический метод: это система присущих правоведению методов познания права:

А) нормативно- аналитического;

Б) догматического;

В) сравнительно-правового и др.

Что касается собственной несамодостаточности социологического метода в ХХ в., то здесь идет речь о « социологическом объективизме» или « социологизме».

- его достоинство: он ставит вопрос об условиях, в рамках которых может быть достигнута правовая справедливость,

- его недостаток: объективизм абсолютизирует роль существующих социальных

И культурно- исторических условий как источника правосознания, превращая, по сути, правосознание и правопорядок на зеркальное их отражение.

Наши рекомендации