Социально-философские проблемы
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Управление как вид социальной деятельности
2. Принципы синергетики и социальное управление
3. Управление и проблема индивидуальной свободы человека
Тексты и источники
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.
Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. 1991. №6.
Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.
Хакен Г. Информация и самоорганизация. – М., 1991.
Научная литература
Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов. Механизмы самоорганизации и региональная политика. – М., 2004
Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. – М., 1996.
Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теории социальной самоорганизации. – СПб., 1999.
Капустин В.С. Введение в теорию социальной самоорганизации. – М., 2003.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение// Вопросы философии. 1992. №12
Марков М. Теория социального управления. М., 1978.
Синергетика и социальное управление. – М., 1998.
Синергетика: Человек. Общество. – М., 2000.
Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. – М., 2003.
Суворов Л.Н., Аверин А.Н. Социальное управление: опыт философского анализа. М., 1984.
Рузавин Г.Н. Самоорганизация и организация в развитии общества// Вопросы философии. 1995. №8.
Модуль 3. Философия научного и
ценностного познания
ТЕОРИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Познание как предмет философского анализа. Основные концепции познания в истории философии.
2. Субъект и объект познания. Отражение и познавательное творчество.
3. Знание и истина. Диалектическое единство познания и практики.
4. Диалектика индивидуального и социального в познании.
Темы докладов и рефератов
1. Чувственное и рациональное в познании.
2. Роль веры в познавательной деятельности.
3. Интуиция как познавательная способность.
4. Интуитивное и дискурсивное познание.
5. Специфика мистического познания.
6. Миф как форма познания.
7. Познание как «конструирование» действительности.
8. Познание и язык
9. Проблема личностного знания в философии.
10. Взаимосвязь типов мышления в творческом процессе.
Тексты и источники
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Гл. IV. – М., 1989.
Бэкон Ф. Новый Органон. Предисловие// Бэкон Ф. Соч. В 2-х тт. – М., 1978. Т.2.
Гегель. Энциклопедия философских наук. Книга 1. – М., 1977.
Кант И. Критика чистого разума. Введение// Кант И. Соч. В 6-ти тт. – М., 1965. Т.3.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Книга IV. Гл. 1-5 // Локк Дж. Соч. в 3-х тт. – М., 1985. Т.1.
Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Гл.I, Параграф 3. Метод// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.46. Ч.1.
Соловьев Вл. Достоверность разума// Соловьев Вл. Соч. В 2-х тт. – М., 1988. Т.1.
Научная литература
Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.
Гносеология в системе философского мировоззрения. – М., 1983.
Губанов Н.И. Чувственное отражение. – М., 1986.
Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.
Исторические типы рациональности. – М., 1997.
Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М., 1974.
Коршунов А.М. Познание и деятельность. – М., 1989.
Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. – М., 1988.
Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.
Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.
Полани М. Личностное знание. – М., 1985.
эпистемология как
теория науЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. Особенности научного познания. Понятие научного исследования.
2. Структура научного знания и проблема его роста.
3. Методы и средства научного познания.
4. Научная картина мира и стиль научного мышления.
Темы докладов и рефератов
1. Понимание как научная проблема.
2. Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного познания.
3. Проблема побудительных предпосылок научного исследования.
4. Эволюция понятия науки в ХХ веке.
5. Идеалы современной науки.
6. Дифференциация и интеграция научного знания.
7. Наука и глобальные проблемы современности.
8. Образ науки в русской культуре.
9. Наука и религия: новые аспекты старой проблемы.
10. Искусство и научное творчество.
11. Проблема истины в современной науке.
12. Этос современного научного сообщества.
Тексты и источники
Бэкон Ф. Новый Органон. Предисловие// Бэкон Ф. Соч. В 2-х томах. – М., 1978. Т.2.
Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избр. произведения. – М., 1990.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Книга 1. – М., 1977.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб., 2004.
Кант И. Критика чистого разума. Введение// Кант И. Соч. В 6-ти томах. – М., 1965. Т.3.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Книга IV. Гл. 1-5 // Локк Дж. Соч. в 3-х томах. – М., 1985. Т.1.
Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Гл. I. Параграф 3. Метод// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч.1.
Научная литература
Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1987.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 1987.
Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. – М., 1997.
Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М., 1994.
Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995.
Кун Т. Структура научных революций. – М., 1985.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.
Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.
Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. – М., 1997.
Наука в зеркале философии XX века. – М., 1992.
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
Проблемы методологии постнеклассической науки. – М., 1992.
Ракитов А.И. Философские проблемы науки. – М., 1977.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.
Современная философия науки. – М., 1996.
Степин В.Е. Теоретическое знание. – М., 2000.
Тулмин С.Т. Человеческое понимание. – М., 1989.
Уайтхед А. Избр. работы по философии. – М., 1990.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.
Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М., 1985.
Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.
Эпистемология и постнеклассическая наука. – М., 1992.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тесты составлены на основе учебной программы по философии. Структура тестовых вопросов соответствует модулям изучаемого курса и отражает взаимосвязь материала как внутри отдельных тем, так и между ними. Целью тестовых заданий является выяснение степени сформированности у студентов основных общекультурных компетенций – владение категориально-понятийным аппаратом, знание основных концепций и подходов в решении онтологических, гносеологических, социологических и аксиологических вопросов, умения ориентироваться в современных философско-мировоззренческих проблемах, способности самостоятельного анализа существующих в философии позиций и точек зрения.
Методика тестирования основана на многокритериальной оценки знаний студентов.
Модуль 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ