Тема 8. Философские проблемы в области профессиональной деятельности.
1.Что такое качество.
2.Генезис понятия «качество».
3.Цель качества.
4.Структура качества (типы качества, элементы системного качества).
5.Философия управления качеством.
Тематика семинарских (практических) занятий:
1.История философии.
2.Онтология и теория познания.
3.Социальная философия.
4.Философская антропология.
5.Философия, логика и методология науки.
6.Этика и эстетика.
7.Философия религии и культуры.
8.Философия профессиональной деятельности.
Примерные темы рефератов:
1. Значение истории философии для современности.
2. Сравнительный анализ основополагающих мировоззренческих принципов западных и восточных философских систем.
3. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии.
4. Пифагор и пифагорейцы: единство философии, математики и мистики.
5. Исторические судьбы пифагореизма.
6. Специфика древнегреческого атомизма (на примере учений Демокрита и Левкиппа).
7. Значение понятия «атом» для истории науки.
8. Софисты и Сократ: история взаимоотношений.
9. Этический рационализм Сократа. Значение феномена Сократа для европейской философии и культуры.
10. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские аспекты.
11. Можно ли считать Платона основателем тоталитарной идеологии?
12. Метафизика Аристотеля.
13. Этика и социальная философия Аристотеля.
14. «Энеады» Плотина и их влияние на становление христианского мировоззрения.
15. Гностики и их философско-культурологическое наследие.
16. Формирование нового образа человека в ранней христианской философии (на примере «Исповеди» Аврелия Августина).
17. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.
18. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль западной Европы.
19. Философия Нового времени как философско-мировоззренческое прочтение ньютонианства.
20. Р. Декарт И.Ньютон: единство науки и философии.
21. Монадология Г. Лейбница: путь от механицизма к динамической картине мира.
22. Учение о «естественном состоянии человеческого рода», возникновении государства и собственности в философии Т.Гоббса и Дж. Локка.
23. Историческая роль философии Просвещения.
24. Особенности, перспективы и методологические ограничения эмпиристско-индуктивного метода Ф. Бэкона.
25. Немецкая классическая философия как философско-культурное образование.
26. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи.
27. Сущность «коперниканского переворота» в философии, совершенного И.Кантом.
28. Вклад Ф.В. Шеллинга в диалектическое понимание природы. Философия естествознания Шеллинга.
29. Философия истории Гегеля.
30. Исторические судьбы философского наследия К. Маркса.
31. Специфика русской философии и ее роль в развитии российской и мировой культуры.
32. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Философские идеи Ломоносова.
33. Размежевание славянофилов и западников и его отражение в философских дискуссиях.
34. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве.
35. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в философии B.C. Соловьева.
36. Философия Бердяева в контексте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, персонализм).
37. Философия жизни как новая онтология и новый мистицизм.
38. Специфика интуитивизма Н.О. Лосского.
39. Позитивизм в философии.
40. Влияние А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше на судьбы философии и искусства XX в.
41. Неокантианство и его критическая ревизия философии И. Канта.
42. Проблема «маленького человека» в экзистенциально ориентированной философии и литературе.
43. Проблема абсурда и ее отражение в философии А.Камю.
44. Онтологизация бессознательного в философии З.Фрейда.
45. Основные методы психоанализа.
46. Классический фрейдизм и его исторические судьбы.
47. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития.
48. Полемика сциентизма и антисциентизма в философии и культуре ХХ века.
49. Игра как основание культуры (на примере работы Й.Хейзинги «Человек играющий»).
50. Постмодернизм в философии и культуре.
51. «Бытие» и «не-бытие» как два возможных типа философствования.
52. Метафизика и ее судьба в культуре ХХ века.
53. Синергетическая модель природного бытия: онтологический статус категорий «порядок» и «хаос».
54. Информация и ее статус в современной культуре.
55. Циклическая, линейно-эсхатологическая и линейно-технологическая модели пространства и времени: сравнительный анализ.
56. Христианский эволюционизм Т.де Шардена и его влияние на современную культуру.
57. Основные идеи русского космизма.
58. Массовое сознание и информационные технологии: возможности манипулирования.
59. Сознание и мозг: перспективы информационного подхода.
60. Проблема соотношения телесного и духовного в современной культуре.
61. Феномен любви в различных культурных традициях.
62. Танатология как новое знание о смерти.
63. Специфика современной философской антропологии.
64. Основные религиозные познавательные практики.
65. Дилемма эмпиризма и рационализма в истории философии.
66. Проблема истины в философии постмодернизма.
67. Место и роль феномена антинауки в современной культуре.
68. Концепция социальной стратификации П.Сорокина.
69. Историческая антропология (философская школа «Анналы» и ее вклад в социальную философию ХХ века).
70. Теория «осевого времени» К.Ясперса и ее влияние на социально-философскую мысль ХХ века.
71. Становление историзма: основные вехи.