Тема 8. Философские проблемы в области профессиональной деятельности.

1.Что такое качество.

2.Генезис понятия «качество».

3.Цель качества.

4.Структура качества (типы качества, элементы системного качества).

5.Философия управления качеством.

Тематика семинарских (практических) занятий:

1.История философии.

2.Онтология и теория познания.

3.Социальная философия.

4.Философская антропология.

5.Философия, логика и методология науки.

6.Этика и эстетика.

7.Философия религии и культуры.

8.Философия профессиональной деятельности.

Примерные темы рефератов:

1. Значение истории философии для современности.

2. Сравнительный анализ основополагающих мировоззренческих принципов западных и восточных философских систем.

3. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии.

4. Пифагор и пифагорейцы: единство фи­лософии, математики и мистики.

5. Исторические судьбы пифагореизма.

6. Специфика древнегреческого атомизма (на примере учений Демокрита и Левкиппа).

7. Значение понятия «атом» для исто­рии науки.

8. Софисты и Сократ: история взаимоотношений.

9. Этический рационализм Сократа. Значение феномена Сократа для европейской философии и культуры.

10. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские аспекты.

11. Можно ли считать Платона основателем тоталитарной идеологии?

12. Метафизика Аристотеля.

13. Этика и социальная философия Аристотеля.

14. «Энеады» Плотина и их влияние на становление христианского мировоззрения.

15. Гностики и их философско-культурологическое наследие.

16. Формирование нового образа человека в ранней христианской философии (на примере «Исповеди» Аврелия Августина).

17. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.

18. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль западной Европы.

19. Философия Нового времени как философско-мировоззренческое прочтение ньютонианства.

20. Р. Декарт И.Ньютон: единство науки и философии.

21. Монадология Г. Лейбница: путь от механицизма к динамической картине мира.

22. Учение о «естественном состоянии человеческого рода», возник­новении государства и собственности в философии Т.Гоббса и Дж. Локка.

23. Историческая роль философии Просвещения.

24. Особенности, перспективы и методологические ограничения эмпиристско-индуктивного метода Ф. Бэкона.

25. Немецкая классическая философия как философско-культурное образование.

26. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи.

27. Сущность «коперниканского переворота» в философии, совершенного И.Кантом.

28. Вклад Ф.В. Шеллинга в диалектическое понимание природы. Фило­софия естествознания Шеллинга.

29. Философия истории Гегеля.

30. Исторические судьбы философского наследия К. Маркса.

31. Специфика русской философии и ее роль в разви­тии российской и мировой культуры.

32. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Фи­лософские идеи Ломоносова.

33. Размежевание славянофилов и западников и его отражение в фило­софских дискуссиях.

34. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве.

35. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в фи­лософии B.C. Соловьева.

36. Философия Бердяева в контек­сте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменоло­гия, экзистенциализм, персонализм).

37. Философия жизни как новая онтология и новый мистицизм.

38. Специфика интуитивизма Н.О. Лосского.

39. Позитивизм в философии.

40. Влияние А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше на судьбы фи­лософии и искусства XX в.

41. Неокантианство и его критическая ревизия философии И. Канта.

42. Проблема «маленького человека» в экзистенциально ориентированной философии и литературе.

43. Проблема абсурда и ее отражение в философии А.Камю.

44. Онтологизация бессознательного в философии З.Фрейда.

45. Основные методы психоанализа.

46. Классический фрейдизм и его исторические судьбы.

47. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития.

48. Полемика сциентиз­ма и антисциентизма в философии и культуре ХХ века.

49. Игра как основание культуры (на примере работы Й.Хейзинги «Человек играющий»).

50. Постмодернизм в философии и культуре.

51. «Бытие» и «не-бытие» как два возможных типа философствования.

52. Метафизика и ее судьба в культуре ХХ века.

53. Синергетическая модель природного бытия: онтологический статус категорий «порядок» и «хаос».

54. Информация и ее статус в современной культуре.

55. Циклическая, линейно-эсхатологическая и линейно-технологическая модели пространства и времени: сравнительный анализ.

56. Христианский эволюционизм Т.де Шардена и его влияние на современную культуру.

57. Основные идеи русского космизма.

58. Массовое сознание и информационные технологии: возможности манипулирования.

59. Сознание и мозг: перспективы информационного подхода.

60. Проблема соотношения телесного и духовного в современной культуре.

61. Феномен любви в различных культурных традициях.

62. Танатология как новое знание о смерти.

63. Специфика современной философской антропологии.

64. Основные религиозные познавательные практики.

65. Дилемма эмпиризма и рационализма в истории философии.

66. Проблема истины в философии постмодернизма.

67. Место и роль феномена антинауки в современной культуре.

68. Концепция социальной стратификации П.Сорокина.

69. Историческая антропология (философская школа «Анналы» и ее вклад в социальную философию ХХ века).

70. Теория «осевого времени» К.Ясперса и ее влияние на социально-философскую мысль ХХ века.

71. Становление историзма: основные вехи.

Наши рекомендации