Уникальные характеристики Правильного Воззрения Прасангики Мадхьямики
Строфа 13
А также, если посредством восприятия видимости ты устраняешь крайность существования, а [постижением] Пустоты – крайность несуществования, и если ты познал способ проявления Пустоты в качестве причины и следствия, то тебе более не грозят крайние взгляды.
Здесь говорится о тех уникальных характеристиках Правильного Воззрения Прасангики Мадхьямики, которых я коснулся при изложении предыдущих положений. Для того, кто понял номинальный способ существования явлений, знание относительной истины, то есть, Взаимозависимого Возникновения явлений, – в Прасангике это – номинальная зависимость, – позволяет избежать падения в абсолютизацию бытия и, наоборот, постижение Пустоты, бессамостности феноменов, позволяет избежать падения в крайность уничтожения бытия, нигилизма. Это – уникальная характеристика Воззрения школы прасангиков. Только тогда, когда мы понимаем, что относительная, воспринимаемая на уровне видимости, природа явлений избавляет нас от впадения в крайность абсолютизации существования, а не только от крайности нигилизма, это может помочь нам прийти к глубинному пониманию Пустоты, Таковости, на основе Взаимозависимого Возникновения. Здесь говорится, что когда вы смотрите на воспринимаемую, внешнюю сторону явления, когда вы видите, что явление существует лишь на уровне видимости, то вы не впадаете в абсолютизм, в крайность независимого, истинного, самосущего существования, потому что вы понимаете: явления существуют лишь на уровне видимости, но не объективно. Во второй строчке, когда говорится, что постижение Пустоты избавляет вас от крайности нигилизма, в силу того, что вы переживаете Пустоту, т.е. отсутствие независимого, истинного, самосущего существования, то вы обретаете очень яркое переживание, убежденность в том, что на относительном уровне явления все-таки существуют, и это спасает вас от крайности нигилизма. Когда видишь, что Пустота проявляется как причина и следствие, более не впадаешь ни в одну, ни в другую крайность.
На этом учение о Трех Основах Пути завершается.
3.
Заключение коренного текста Чже Цонкапы «Три основных аспекта Пути»
Строфа 14
Итак, сын мой, когда ты правильно постигнешь сущностные положения трех основных аспектов Пути, положись на уединение и, породив силу радостного усердия, быстро осуществи высшую цель!
В этих строках Чже Цонкапа обращается к своему близкому ученику Нгавангу Драгпе, называя его «сын мой», и дает наставление о том, что прежде чем отправлять для интенсивной медитации в уединенное место, необходимо обрести самому правильное понимание Трех Основ Пути с помощью обучения. Что значит обучение? Мы сначала мы учимся у других людей – слушаем духовного наставника и стараемся брать с него пример, следовать его указаниям. Это уровень мудрости, обретаемой слушанием. Следующий уровень мудрости возникает посредством размышлений над услышанными учениями. Благодаря обучению с помощью Учителей вы достигаете такого уровня, на котором у вас присутствует очень прочная, нерушимая убежденность в той или иной концепции или в той или иной мысли, тогда вы обретаете мудрость, которая связана с размышлением. Третий уровень мудрости – это мудрость, обретаемая через медитацию.
Нам необходимо зародить в себе убежденность во всех Путях на уровне слушания, потом – на уровне размышлений, затем – на уровне медитации. Когда вы пришли к этому глубинному постижению Трех Основ Пути на основе трех видов мудрости, вам дается совет отправиться в уединение и там зародить в себе радостное усердие и интенсивно практиковать Дхарму, чтобы ваша практике не была омрачена восемью мирскими заботами. Вы должны приложить это радостное усердие – это усердие действительно должно быть радостным. Если вы просто будете сидеть и читать молитвы: «Пусть из моего ума уйдут омрачающие эмоции», – этого не достаточно, для того чтобы достичь Освобождения и Просветления. Именно силой радостного усердия мы сможем пройти все уровни, все этапы Пути. Вот почему преподаются четыре вида бдительности, четыре вида чудодейственных сил и т.д.
Колофон текста Чже Цонкапы : Это наставление составлено ученым буддийским монахом-гелонгом Лобсангом Драгпой (Ламой Чже Цонкапой) для Цва Кхо Вёнпо Нгаванга Драгпы.
Список членов Буддийской общины «Ногоон Дара Эхэ» («Зеленая Тара») и их семей, сделавших пожертвования на издание книги:
1. Ашигма, Деки, Доржо, Вангмо, Саша, Дашицырен, Намжилма, Тинлэй, Манжур, сын Соднома, Дарицырен……….500 руб.
2. Алхансаева Мария Васильевна…………………………………300 руб.
3. Архинчеева Роза Даниловна…………………………………....500 руб.
4. Бадмаевы Евгений и Наталья + семья Алтановых…………….500 руб.
5. Бадмаева В.А. …………………………………………………..100 руб.
6. Балдунникова Каролина Александровна………………………500 руб.
7. Батуева Антонида Б……………………………………………...200 руб.
8. Батуевы Цыренжап + Ираида…………………………………..200 руб.
9. Болдоруева Людмила Степановна………………………1 тыс. руб.
10. Бубеева Туяна В. ………………………………………3 тыс. руб.
11. Дагбаев Ким Дамдинович……………………………………500 руб.
12. Дашинамжилов Андрей Жаргалович…………………………500 руб.
13. Дашинамжиловы Одон и Сэсэгма…………………………….500 руб.
14. Дашиевы – семья: Дарима, Содном, Катя, Булат, Люба, Ульяна, Баир, Света, Нарана, Алла ………………………………500 руб.
15. Дашиева Лариса Заяновна…………………………………1 тыс. руб.
16. Григорян Армен……………………………………………1 тыс. руб.
17. Дашипылова Вера Гармаевна……………………………1 тыс. руб.
18. Дашипылова Сэсэгма Дамбаевна………………………….1 тыс. руб.
19. Дашицыренова Гэма Вангченовна…………………………….500 руб.
20. Доржиев Баяр Д…………………………………………….4 тыс. руб.
21. Дымчикова Сэсэгма Цыдыповна……………………………500 руб.
22. Доржиева Дарима…………………………………………….300 руб.
23. Гатапова Евгения Цыреновна………………………………..500 руб.
24. Жамбалова Елена Нимбуевна………………………………..500 руб.
25. Занабадаров Михаил Дашинимаевич………………………1 тыс. руб.
26. Лидия Николаевна…………………………………………….100 руб.
27. Лыгденова Таня……………………………………………..100 руб.
28. Митапова Дулма Нанзатовна………………………………….500 руб.
29. Павлова Галина Терентьевна………………………………….200 руб.
30. Пурбуев Чингис………………………………………………..250 руб.
31. Раднаев Виктор…………………………………………………500 руб.
32. Сандакова Людмила Гармаевна + семья Сандаковых……5 тыс. руб.
33. Сиденова Мария Евгеньевна……………………………….1 тыс. руб.
34. Сономова Александра Шараповна…………………………1 тыс. руб.
35. Сономова Анна Шараповна………………………………1 тыс. руб.
36. Султумова Вера Султумовна…………………………….1 тыс. руб.
37. Тензин Чойдрон (И.С. Урбанаева) + семья Урбанаевых + Хажеева Инна Сафроновна + Хажеев Ваня (Вангчен-Дагба) ……………………………….20 тыс. руб.
38. Тугутов Булат …………………………………………………600 руб.
39. Цыденов Данзан………………………………………………..500 руб.
40. Цыдыпов Баир Мункуевич (Дагба-лама)……………………..500 руб.
41. Семья Цыренова Бориса Батуевича (; чел.) +семья Гармаева Николая Лубсановича (4 чел.) + семья Дамдинова Аюра Михайловича……………………………………………500 руб.
42. Челпанова Дарима Константиновна…………………………..500 руб.
Все заслуги посвящаем тому, чтобы все те, чьи сосуды ума наполнятся этим бесценным нектаром, излившимся из любящего сердца нашего добрейшего Учителя, досточтимого Геше Тинлея, сумели быстро породить Три Основы Пути и достигли Просветления ради освобождения от страданий наших добрых матерей – живых существ,
тому, чтобы не иссякали источники чистой Дхармы,
чтобы всегда во мраке сансары светочи мудрости рассеивали тьму и освещали Путь!
ГЕШЕ ДЖАМПА ТИНЛЕЙ
ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ: