Утверждено на заседании кафедры ПИиФ.
Протокол № 1 от 27.08.16.
Заведующий кафедрой Зырянов С.Г.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Контрольная работа по курсу «Логика»
Составитель: Е.К. Шибанова, к.пед.н., доцент
Вариант 3.
1. Выберите из предложенных вариантов наиболее точное определяющее:
а) эволюция — это (порядок, время, постоянство, случайность, развитие).
б) государство, не находящееся в зависимости от других государств является ... (суверенным, малоразвитым, миролюбивым, процветающим, единым).
в) интересная или законченная мысль, выраженная кратко и метко, называется ... (афоризм, отрывок, рассказ, эпос, диалог)
г) противоположностью понятия "уникальный" будет... (прозрачный, распространенный, хрупкий, редкий, точный).
д) одинаковыми по смыслу являются понятия "самоуправление" и ...(автономия, закон, право, прогресс, зависимость).
2. Определите субъект (S), предикат (Р) итип суждения (А, Е, I, O):
а) Ни одна звезда не является горячей.
б) Некоторые небесные тела не имеют магнитного поля.
в) Некоторые люди не являются военнообязанными.
г) Все герои Древнего мира были образованными людьми.
3. Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения:
а) «Живое существо является человеком только тогда, когда оно обладает мышлением»;
б) «Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны»;
в) «Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому»;
г) «Проводник нагревается, когда через него проходит электрический ток»;
д) «Окружающий нас мир либо познаваем, либо нет»;
е) «Или же он совершенно бездарен, или же полный лентяй»
4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение ложным, определите по логическому квадратуистинность или ложность других
суждений:
а) Все люди являются верующими (ложное)
б) … – ?
в) … – ?
г) … – ?
5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:
а) Ни один приговор суда не должен быть необоснованным.
б) Некоторые студенты отличники.
в) Некоторые грибы не являются ядовитыми.
6. Определите фигуру категорического силлогизма, составьте модельную схему и проверьте по всем известным правилам (правила терминов, посылок, правила соответствующей фигуры
силлогизма). Определите модус категорического силлогизма:
а) Неопубликованные законы применению не подлежат.
Данный закон не опубликован
Данный закон не подлежит применению.
б) Все, кто находится под арестом, содержатся в строгой изоляции.
Этот человек содержится в строгой изоляции.
Этот человек находится под арестом.
Утверждено на заседании кафедры ПИиФ.
Протокол № 1 от 27.08.16.
Заведующий кафедрой Зырянов С.Г.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Контрольная работа по курсу «Логика»
Составитель: Е.К. Шибанова, к.пед.н., доцент
Вариант 4.
1. Операции с понятиями. Определите, проведена ли операция ограничения понятия:
а) печатное издание – книга;
б) город Европы – город Англии;
в) автомобиль – автомобильный мотор;
г) среднее учебное заведение – гимназия.
2. Определите субъект (S), предикат (Р) итип суждения (А, Е, I, O):
а) Все программы имеют «вирусы».
б) Некоторые организмы не являются многоклеточными.
в) Некоторые люди не ходят на выборы.
г) Ни одно событие не является случайным.
3. Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения:
а) «Когда человек льстит, он лжет»;
б) «Вода превращается в лед лишь при температуре от нуля градусов по Цельсию и ниже»;
в) «Две прямые, лежащие в одной плоскости, не имеют общих точек только тогда, когда они параллельны»;
г) «Вместо того чтобы пойти в школу, он пошел гулять»;
д) «Английский язык можно изучать либо в школе, либо на курсах, либо с репетитором, либо самостоятельно»;
е) «То ли в мире действует всеобщая закономерность, то ли всеобщая случайность».
4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение ложным, определите по логическому квадратуистинность или ложность других
суждений:
а) Все книги несут истинное знание (ложное)
б) … – ?
в) … – ?
г) … – ?
5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:
а) Все математики играют в шахматы.
б) Некоторые европейские страны являются членами НАТО.
в) Некоторые студенты не сдали зачет по иностранному языку.
6. Приведите пример умозаключения:
а) дедуктивное
б) индуктивное
в) по аналогии