Утверждено на заседании кафедры ПИиФ.

Протокол № 1 от 27.08.16.

Заведующий кафедрой Зырянов С.Г.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский филиал

Контрольная работа по курсу «Логика»

Составитель: Е.К. Шибанова, к.пед.н., доцент

Вариант 3.

1. Выберите из предложенных вариантов наиболее точное определяющее:

а) эволюция — это (порядок, время, постоянство, случайность, развитие).

б) государство, не находящееся в зависимости от других государств является ... (суверенным, малоразвитым, миролюбивым, процветающим, единым).

в) интересная или законченная мысль, выраженная кратко и метко, называется ... (афоризм, отрывок, рассказ, эпос, диалог)

г) противоположностью понятия "уникальный" будет... (прозрачный, распространенный, хрупкий, редкий, точный).

д) одинаковыми по смыслу являются понятия "самоуправление" и ...(автономия, закон, право, прогресс, зависимость).

2. Определите субъект (S), предикат (Р) итип суждения (А, Е, I, O):

а) Ни одна звезда не является горячей.

б) Некоторые небесные тела не имеют магнитного поля.

в) Некоторые люди не являются военнообязанными.

г) Все герои Древнего мира были образованными людьми.

3. Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения:

а) «Живое существо является человеком только тогда, когда оно обладает мышлением»;

б) «Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны»;

в) «Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому»;

г) «Проводник нагревается, когда через него проходит электрический ток»;

д) «Окружающий нас мир либо познаваем, либо нет»;

е) «Или же он совершенно бездарен, или же полный лентяй»

4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение ложным, определите по логическому квадратуистинность или ложность других

суждений:

а) Все люди являются верующими (ложное)

б) … – ?

в) … – ?

г) … – ?

5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:

а) Ни один приговор суда не должен быть необоснованным.

б) Некоторые студенты отличники.

в) Некоторые грибы не являются ядовитыми.

6. Определите фигуру категорического силлогизма, составьте модельную схему и проверьте по всем известным правилам (правила терминов, посылок, правила соответствующей фигуры

силлогизма). Определите модус категорического силлогизма:

а) Неопубликованные законы применению не подлежат.

Данный закон не опубликован

Данный закон не подлежит применению.

б) Все, кто находится под арестом, содержатся в строгой изоляции.

Этот человек содержится в строгой изоляции.

Этот человек находится под арестом.

Утверждено на заседании кафедры ПИиФ.

Протокол № 1 от 27.08.16.

Заведующий кафедрой Зырянов С.Г.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский филиал

Контрольная работа по курсу «Логика»

Составитель: Е.К. Шибанова, к.пед.н., доцент

Вариант 4.

1. Операции с понятиями. Определите, проведена ли операция ограничения понятия:

а) печатное издание – книга;

б) город Европы – город Англии;

в) автомобиль – автомобильный мотор;

г) среднее учебное заведение – гимназия.

2. Определите субъект (S), предикат (Р) итип суждения (А, Е, I, O):

а) Все программы имеют «вирусы».

б) Некоторые организмы не являются многоклеточными.

в) Некоторые люди не ходят на выборы.

г) Ни одно событие не является случайным.

3. Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения:

а) «Когда человек льстит, он лжет»;

б) «Вода превращается в лед лишь при температуре от нуля градусов по Цельсию и ниже»;

в) «Две прямые, лежащие в одной плоскости, не имеют общих точек только тогда, когда они параллельны»;

г) «Вместо того чтобы пойти в школу, он пошел гулять»;

д) «Английский язык можно изучать либо в школе, либо на курсах, либо с репетитором, либо самостоятельно»;

е) «То ли в мире действует всеобщая закономерность, то ли всеобщая случайность».

4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение ложным, определите по логическому квадратуистинность или ложность других

суждений:

а) Все книги несут истинное знание (ложное)

б) … – ?

в) … – ?

г) … – ?

5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:

а) Все математики играют в шахматы.

б) Некоторые европейские страны являются членами НАТО.

в) Некоторые студенты не сдали зачет по иностранному языку.

6. Приведите пример умозаключения:

а) дедуктивное

б) индуктивное

в) по аналогии

Наши рекомендации