Контрольная работа по курсу «логика»
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Контрольная работа по курсу «Логика»
Составитель: Е.К. Шибанова, к.пед.н., доцент
Вариант 1.
1. Изобразите кругами Эйлера отношения между понятиями:
1. Мандарин, зеленый мандарин, спелый фрукт, гнилой мандарин;
2. Часы, песочные часы, электронный часы, прибор для измерения времени.
2. Определите, заключены ли суждения в следующих выражениях:
а) Поперёд батьки в пекло не лезь.
б) Будьте предельно внимательны при выполнении задания!
в) Эпидемия гриппа.
г) Вы пойдете на концерт?
д) Эх, где наша не пропадала!?!
е) Чайник умнее человека.
ж) Если Дед Мороз, то собака – друг человека.
3. Составьте формулы для сложных суждений, используя логические связки:
а) проступки бывают дисциплинарными, уголовными и административными.
б) человек тогда и только тогда носит нательный крестик, если он крещен.
в) «если хочешь быть здоров – закаляйся, позабудь про докторов, водой холодной обливайся…»
г) многие хотели, да не многие смогли.
д) много хочешь – мало получишь.
е) Если вы были в Лондоне, то видели Вестминстерское аббатство или хотя бы Тауэрский мост.
4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение истинным, определите по логическому квадрату истинность или ложность других
суждений:
а) Некоторые автомобили имеют три колеса (истинное),
б)… – ?
в)… – ?
г)… – ?
5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:
а) Все адвокаты – юристы.
б) Некоторые преступления не имеют прямого умысла.
в) Некоторые жители нашего города – верующие.
6. По какому методу установления причинных связей сделаны следующие индуктивные
умозаключения.
а) Без примеси углерода железо легко куётся. При добавлении небольшого количества углерода железо (сталь) куётся более трудно. При большом количестве добавленного углерода железо (чугун) иногда вообще не куется. Отсюда вывод, что присутствие углерода является причиной ухудшения
ковкости железа.
б) При удалении из телевизора одной из ламп изображение на экране исчезло. Отсюда сделали вывод, что эта лампа ответственна за изображение.
Утверждено на заседании кафедры ПИиФ.
Протокол № 1 от 27.08.16.
Заведующий кафедрой Зырянов С.Г.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Контрольная работа по курсу «Логика»
Составитель: Е.К. Шибанова, к.пед.н., доцент
Вариант 2.
- Отметьте, какие из приведенных ниже понятий невозможно подвергнуть ограничению или обобщению:
«тетрадь», «МГУ», «русский писатель ХХ века», «первый космонавт земли», «Вселенная», «химический элемент», «Россия», «Солнце», «млекопитающее животное», «атомная электростанция», «Третьяковская галерея», «московский кинотеатр», «планета Юпитер», «бытие».
2. Определите, заключены ли суждения в следующих выражениях:
а) Передайте, пожалуйста, соль.
б) Конец зимы.
в) Старший брат.
г) А кто без греха?
д) Если паровоз, то идет снег и дует ветер.
е) Железо легче воздуха.
ж) Есть кошки, которые дружат с собаками?
3. Составьте формулы для сложных суждений, используя логические связки:
а) «только тот достоин чести и свободы, кто каждый день за них идет на бой».
б) здесь холодно, и было бы неплохо, если бы ты закрыл окно.
в) не шведы победили в битве под Полтавой.
г) он – образованный человек и неправда, что у него неважная память.
д) если данное число делится на 8, то оно является четным или делится на 16.
е) если свет имеет волновую природу, то когда он представляется в виде потока частиц, допускается ошибка.
4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение истинным, определите по логическому квадратуистинность или ложность других
суждений:
а) Некоторые виды шелка производят в Китае (истинное)
б)… – ?
в)… – ?
г)… – ?
5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:
а) Ни одно простое решение не подготовлено.
б) Некоторые ученые работают в ВУЗе.
в) Некоторые законы не имеют обратной силы.
6. Определите фигуру категорического силлогизма, составьте модельную схему и проверьте по всем известным правилам (правила терминов, посылок, правила соответствующей фигуры
силлогизма). Определите модус категорического силлогизма:
а) Ни один папоротник никогда не цветёт.
Это растение не цветёт
Это растение – папоротник.
б) Все, кто получает стипендию, сдали экзамен.
Этот студент получает стипендию.
Этот студент сдал все экзамены.
Протокол № 1 от 27.08.16.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Вариант 3.
1. Выберите из предложенных вариантов наиболее точное определяющее:
а) эволюция — это (порядок, время, постоянство, случайность, развитие).
б) государство, не находящееся в зависимости от других государств является ... (суверенным, малоразвитым, миролюбивым, процветающим, единым).
в) интересная или законченная мысль, выраженная кратко и метко, называется ... (афоризм, отрывок, рассказ, эпос, диалог)
г) противоположностью понятия "уникальный" будет... (прозрачный, распространенный, хрупкий, редкий, точный).
д) одинаковыми по смыслу являются понятия "самоуправление" и ...(автономия, закон, право, прогресс, зависимость).
2. Определите субъект (S), предикат (Р) итип суждения (А, Е, I, O):
а) Ни одна звезда не является горячей.
б) Некоторые небесные тела не имеют магнитного поля.
в) Некоторые люди не являются военнообязанными.
г) Все герои Древнего мира были образованными людьми.
3. Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения:
а) «Живое существо является человеком только тогда, когда оно обладает мышлением»;
б) «Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны»;
в) «Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому»;
г) «Проводник нагревается, когда через него проходит электрический ток»;
д) «Окружающий нас мир либо познаваем, либо нет»;
е) «Или же он совершенно бездарен, или же полный лентяй»
4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение ложным, определите по логическому квадратуистинность или ложность других
суждений:
а) Все люди являются верующими (ложное)
б) … – ?
в) … – ?
г) … – ?
5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:
а) Ни один приговор суда не должен быть необоснованным.
б) Некоторые студенты отличники.
в) Некоторые грибы не являются ядовитыми.
6. Определите фигуру категорического силлогизма, составьте модельную схему и проверьте по всем известным правилам (правила терминов, посылок, правила соответствующей фигуры
силлогизма). Определите модус категорического силлогизма:
а) Неопубликованные законы применению не подлежат.
Данный закон не опубликован
Данный закон не подлежит применению.
б) Все, кто находится под арестом, содержатся в строгой изоляции.
Этот человек содержится в строгой изоляции.
Этот человек находится под арестом.
Протокол № 1 от 27.08.16.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Вариант 4.
1. Операции с понятиями. Определите, проведена ли операция ограничения понятия:
а) печатное издание – книга;
б) город Европы – город Англии;
в) автомобиль – автомобильный мотор;
г) среднее учебное заведение – гимназия.
2. Определите субъект (S), предикат (Р) итип суждения (А, Е, I, O):
а) Все программы имеют «вирусы».
б) Некоторые организмы не являются многоклеточными.
в) Некоторые люди не ходят на выборы.
г) Ни одно событие не является случайным.
3. Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения:
а) «Когда человек льстит, он лжет»;
б) «Вода превращается в лед лишь при температуре от нуля градусов по Цельсию и ниже»;
в) «Две прямые, лежащие в одной плоскости, не имеют общих точек только тогда, когда они параллельны»;
г) «Вместо того чтобы пойти в школу, он пошел гулять»;
д) «Английский язык можно изучать либо в школе, либо на курсах, либо с репетитором, либо самостоятельно»;
е) «То ли в мире действует всеобщая закономерность, то ли всеобщая случайность».
4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение ложным, определите по логическому квадратуистинность или ложность других
суждений:
а) Все книги несут истинное знание (ложное)
б) … – ?
в) … – ?
г) … – ?
5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:
а) Все математики играют в шахматы.
б) Некоторые европейские страны являются членами НАТО.
в) Некоторые студенты не сдали зачет по иностранному языку.
6. Приведите пример умозаключения:
а) дедуктивное
б) индуктивное
в) по аналогии
Протокол № 1 от 27.08.16.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Вариант 5.
1. В каких заданиях произведено деление понятия, а в каких - расчленение целого на части?
а) дерево состоит из корня, ствола и кроны.
б) дом состоит из пяти квартир.
в) животные делятся ан позвоночных и беспозвоночных.
г) сутки делятся на утро, день, вечер и ночь.
д) революция может быть мирной и немирной.
е) оценка успеваемости учащихся: 1, 2, 3, 4, 5.
2. Запишите следующие суждения в стандартной логической форме, определите субъект (S), предикат (Р) итип суждения (А, Е, I, O):
а) Некоторые растения занесены в Красную книгу.
б) Некоторые руководители не следуют принципу единства слова и дела.
в) Все юристы обязаны выполнять законодательство.
г) Ни один кит не является рыбой.
3. В приведенных ниже суждениях найдите атрибутивные, экзистенциальные и с отношением:
а) «Существуют глобальные проблемы современного мира».
б) «Гималайские горы намного выше альпийских».
в) «Бытие определяет сознание».
г) «Создателем атомистического учения считается древнегреческий философ Демокрит».
д) «Скорость звука примерно в миллион раз меньше скорости света».
е) «Все люди - это разумные живые существа».
4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение ложным, определите по логическому квадрату истинность или ложность других суждений:
а) Некоторые журнальные статьи описывают достоверные события (истинное)
б) … – ?
в) … – ?
г) … – ?
5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:
а) Все люди несовершенны.
б) Некоторые тигры – людоеды.
в) Некоторые военнослужащие не умеют стрелять.
6. Какие из приведенных ниже вопросов являются логически корректными, а какие некорректными?
а) «Во сколько раз планета Юпитер превосходит по размерам Солнце?»;
б) «Какова площадь Тихого океана?»;
в) «В каком году В. В. Маяковский написал поэму "Облако в штанах"?»;
г) «Как долго продолжалось плодотворная совместная научная работа Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна?»;
д) «Чему равна длина экватора Земного шара?»;
е) «Каковы основные идеи знаменитого романа Л. Н. Толстого "Война и мир"?»;
ж) «Под каким номером находится в периодической системе Д. И. Менделеева химический элемент Меркурий?»;
з) «В каком месте солнечной системы располагается галактика Млечный путь?»;
и) «Быстрее ли звука движется свет?».
Протокол № 1 от 27.08.16.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Контрольная работа по курсу «Логика»