Подходы к изучению общества.

1. Диалектическая концепция изучения общества.

В основе данной концепции лежит определение общества, состоящего из индивидов, которые находятся в определенных связях и отношениях друг с другом. Общественные отношения – это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Общество определяется как продукт взаимодействия людей и определяется производительными силами и производственными отношениями. Главным звеном производственных отношений являются от­ношения собственности на средства производства и его продук­ты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Смена или же преобразование отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального характера способа произ­водства и, в конечном счете, к изменению облика всего общества.

Вводится понятие общественно-экономической формации как определенной научной характеристики общества на данном этапе ее развития. ОЭФ это конкретно-исторический тип общества, взятых во всей его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация – целостная система, ее качественное своеобразие зависит от совокупности материальных отношений, т.е. базиса. В формацию входят производительные силы, которые вместе с производственными отношениями и составляют материальную основу общества.

Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются не только производственная, но и другие виды деятельности, различного рода общественные отношения (политические, нравственные, религиозные и другие), а также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество – это определенный предметный мир мате­риальной и духовной культуры. Все эти явления занимают свое место в обществе как неком социальном организме – социуме и играют свою роль в его функционировании и развитии.

2. Философско-антропологический подход.

Данная концепция социального развития ставит в центр изучения жизненный мир человека. При этом человек выступает сначала как природное существо, которое, используя в процессе своего эволюционного развития природные ресурсы, выстраивает свою вторую природу, т.е. все искусственное, чтобы обеспечить себя, лучше адаптироваться к окружающей среде и при этом развивать себя. Итак, человек выстраивает себе новую среду, выступая как органическое существо, достраивает свое неорганическое тело, т.е. усиливает свои ощущения, физический возможности через орудия и средства труда во взаимодействии с природой. Надо отметить, что в отличие от животных человек активно приспосабливается к природе.

Кроме этого каждый человек по своему выстраивает свое отношение к культурному миру. Жизнь человека в мире культуры выстраивается через отношения к этому миру: а) неприятие, отторжение, б) обогащение себя в этом мире, в) обогащение этого мира собой, г) изменение культуры мира.

3. Деятельностный подход к изучению общества.

При данном подходе к изучению общества как бы не остается человека с позиции философской антропологии, которая занимается человеком в первую очередь как биологическим, и уже во вторую очередь как социальным существом. Общество выступает только как результат деятельности людей.

Деятельность как форма движения вбирает в себя.

А) физические процессы, связанные с преобразованием вещества и энергии

б) целенаправленную адаптивную деятельность людей

В данном случае мышление выступает как деятельность, определенная логическая фаза физических проявлений человека.

В данной концепции четко проводится отличие деятельности человека от деятельности животного: а) если животное проявляет характер адаптивной деятельности, то человека – активно-адаптивной, б) для человека характерен целесообразный, целенаправленный характер деятельности, в соответствии с идеальным образом того, что он желает, в) человека способен создавать не только идеал, имеющий место в реальности, но и способен создавать идеал несуществующий (утопии), г) человек способен символизировать свой опыт (описывать, теоретически выражать, формулировать и др.), д) человек поступает разумно даже в нестандартной ситуации, где теряется животное е) человек способен координировать свою деятельность.

4. Концепция гражданского общества.

Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина, как самостоятельного, сознающего себя как таковым, наделенного определенным сводом законов или комплексом прав, и в тоже время несущим перед обществом индивидуальную ответственность. Гражданское общество предполагает приоритет личности, одинаковые условия для всех граждан, справедливость, в которой перед законом все равны и где все оценивается в соответствии с законом. Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов, потребностей частных индивидов.

Лекция № 11

Наши рекомендации