Основные формы мировоззрения
Методы в философии. Разделы философии.
Диалектика – (греч. искусство вести беседу) искусство аргументации, наука логики. Для Платона – высшая наука, метод познания идей. Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Методом в философии будем понимать путь исследования или познания, теорию, учение или способ построения и обоснования системы философского знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Проблемой метода занимается методология науки.
Наукой, разделом философии, изучающей проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, и исследующей всеобщие предпосылки познания, выявляющей условия его достоверности и истинности является гносеология (эпистемология, теория познания). Как философская дисциплина гносеология анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.
Учение о явлении – феноменология, тоже играет значительную роль в развитии онтологии, экзистенциализма, логистики и вообще философии. Под явлением, часто встречающемся в совокупном понятии сущность и явление, следует понимать выражение предмета, относящееся к внешней форме его существования, в то время как сущностью полагая внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Этика – (греч. привычка, обычай, нрав) философская наука, объектом изучения который является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутренние структуры, изучает происхождение и историческое развитие нравственности.
Эстетика – (греч. чувствующий) философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Трактовка как философии искусства несостоятельна.
Лекция № 2
Бытие.
Понятие «объект» включает в себя любой объект постижения» (как материальный, так и идеальный, покоящийся или изменяющийся). Следовательно объектом является также и такие понятия как «истина», «ложь», «мысль» и «мысль о мысли».
Бытие (существование) означает покоиться или изменяться. В плане признания или неприятия покоя и изменения в истории философии реализовались все 4 логически допустимые возможности:
1. Кратил из Афин признавал реальность только одного движения – известно его возражение Гераклиту: «В одну реку нельзя войти и единожды».
2. Зенон Элейский обосновывал представления Парменида о едином и неподвижном бытии своими апориями (Дихотомия, Ахилл, Стрела, Стадии и т.д.) и доказывал иллюзорность движения и реальность только одного покоя.
3. Большинство философов (Демокрит, Платон, Гегель и др.) признавали реальность и покоя и движения.
4. Философия мадхьямиков отрицает реальность и покоя и движения, считая, что все – ничто, существует только шунья – пустота.
Урманцев в 1974 году в книге «Симметрия природы и природа симметрии» подытоживая, признает, что «равное и неравное, тождественное и различное, сохраняющееся и изменяющееся, покоящееся и движущееся, симметричное и асимметричное, истина и ложь одной теории относительно одной совокупности преобразований могут оказаться и часто оказываются – неравным и равным, различным и тождественным… ложь и истиной другой теории относительно другой совокупности симметрических преобразований». Это означает, что в одних – несовпадающих отношениях и покой и движение относительны, в других – абсолютны и при смене отношений покой может стать движением. Их взаимная превращаемость указывает на качественно одну и туже основу – на покой и движение, как на два явления единой сущности. И эта единая основа и есть существование. Именно поэтому существовать – значит покоиться и изменяться. Существование – есть существование-система, так как оно есть существование объектов (материальных, идеальных и идеально-материальных).
«Субъективная реальность – это реальность идеальных систем разной иерархии (восприятии, ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, озарений – человека, гипотез, концепций, теорий – науки, художественных образов – искусства, картин мира – философии, буддизма, христианства, ислама – религии, мифов – мифологии и так далее).
Каждая из этих социальных «организмов» – философия, искусство, наука, эзотерика и другие – в рамках субъективной реальности создает свою подсистему.
«Объективная реальность» – реальность материальных систем также разного иерархического ранга? Элементарных частиц, атомов, молекул, кристаллов, планет, звезд, их систем, организмов, их сообществ и биосферы в целом.
«Субъективно-объективная реальность – реальность субъективных и одновременно объективных систем разного ранга – разного рода социумы, начиная с человека и заканчивая Человечеством в целом, включая различные социальные институты.
Так, человек как духовная личность (субъект) принадлежит субъективной реальности, как функционирующая материальная система – объективной, как целостная система – субъективно-объективной.
К субъективно-объективной системе также относятся общество как носитель ОС и ОБ, а также отношения взаимодействия, одностороннего действия, «согласия» и «разногласия» между объективной и субъективной реальностями и законы композиции – условия, подчиняясь которым эти отношения реализуются, эти отношения и эти законы не принадлежат ни объективной ни субъективной реальности, но они принадлежат – в виде признаков – области «пересечения» этих реальностей.
Таким образом, бытие – это первая по сложности и иерархо-неиерархическая система из трех подсистем (реальностей). Первая – так как все мыслимые и немыслимые системы являются ее подсистемами, иерархо-неиерархическая потому, что в ней реализованы отношения как объективной, субъективной реальностей, так и отношения неиерархичности – между различными реальностями.
Постижение – процесс освоения, познания и изменения существующей и создания новой реальности.
Формы постижения бытия:
Медитативные – реально-последовательное использования технических приемов, умственных действий для возрастающего освоения и постижения своего «Я» и окружающего мира посредством высших психических сил, чувств и рациональных способов познания.
Научные – роль их очевидна, укажем лишь способы:
экспериментальные и теоретические, эмпирические и логические, концептуальные и модельные, структурно-функциональные и историко-эволюционные, детерминистические и/или стохастические (вероятностные), системные, математические и метаматематические.
Технические (часто относятся к научным) – специфической целью которых является опредмечивание в естественном или искусственном материале человека.
Художественные – целью этих форм постижения бытия является постижение бытия и содержания мира в неразрывной связи с бытием и содержанием Художника, его мироощущением и мироотношением. Достижение этой цели требует специальных видов искусства – музыки, живописи, поэзии, литературы, особых средств постижения – чувственных, медитативных, рациональных и профессиональных, философских, научных и особых средств реализации.
Философские средства постижения бытия: а) чувственные, медитативные, рациональные, созерцательные, деятельностные, эмпирические, логические, б) категории, принципы, законы и концепции, метафизика и диалектика, исследования, средства и уровень обобщения которых собственно и делает их философскими, в) опытные и теоретические, индуктивные и дедуктивные средства, г) детерминистические и/или стохастические, д) аналитические, синтетические, редукционистские и системные средства.
Религиозные – направлены на откровения в виде высших – непреложных, непостигаемых разумом Истин (Бога, Будды, пророка Мухаммеда), их фиксацию – в виде вероучений и священных книг, на веру в откровения, на религиозную терпимость, на откровения – как средства постижения, на признание медитативных и чувственных форм постижения в качестве фундаментальных, а рациональных – как вторичных, и на глубоко системную природу религии как общественной формы сознания.
Мифологические – направлены на праметодологию объяснения фактов. Мифы исторически воспринимаются как истоки реки познания.
Народные (демологические) – направлены на реализацию народной науки в виде народной медицины, агрономии, метеорологии, рудознатства, этики, народной техники, искусства и философии в виде народной мудрости.
Парапсихологические (экстрасенсорные) имеют дело с телекинезом, кожным зрением, телепатией, ясновидением, полтергейстом, барабашками J, левитацией, чтением судьбы по фотографиям и так далее.
Эзо- и экзотерические формы – внешние (общедоступные) и внутренние (тайные, доступные посвященным) методы медитативной психотехники.
Лекция № 3
Лекция № 4
Концепция диалектики.
Мир сложен и изменчив, к нему надо подходить как к явлению всеобъемлющего характера, находящегося в развитии.
Противоречие диалектическое – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и развитии объективного мира и познания.
Существует несколько ступеней понятия диалектического противоречия: различие, поляризация, столкновение и антагонизм.
Формы диалектического противоречия: основные и не основные, существенные и несущественные, внутренние и внешние (по разному влияющие на развитые системы), антагонистические и неантагонистические.
Понятие диалектики (с греческого искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истин путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущей к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий, производится познание истинно сущего – идей, те движение мысли от низших понятий к высшим (восхождение к истине). Аристотель определял в своей философии диалектику, как способ доказательства путем вывода из исходных положений. В средние века диалектика определяется как искусство различения истины и лжи (через Бога). Кант считал диалектику иллюзионным путем, неистинным, обманчивым в поисках истины. Гегель дает определение диалектике как методу мышления и познания как учению о самодвижении понятия, причем в развитии находится прежде всего не мир, а абсолютная идея. Материалистическая диалектика выступает как учение о развитии реального мира (природы, общества и мышления. Под структурой диалектики понимается относительно устойчивый способ связи элементов целого, при этом характер связи может быть более слабым (когда элементы могут существовать как самостоятельные хотя и теряют в связи с целым ряд своих свойств) и более сильным (в отрыве от целого такие элементы не могут существовать, например, биологический организм).
Закон перехода количественный изменений в качественные. Категории закона: «свойство», «качество», «мера», «скачок».
Свойства объекта проявляются в ходе его взаимодействия с другими объектами. Каждый материальный объект имеет много свойств, как существенных, так и менее существенных, внутренних и внешних. Свойства не полностью раскрывают природу объекта, а только одну из его сторон, поэтому свойство можно определить как частичное выражение качества. Только категории качества и количества раскрывают природу объекта и его определенность.
Качество есть совокупность свойств, указывающих не определенность объекта, при утрате существенных свойств данный объект превращается в другой, отличающийся от первого. Количество есть совокупность свойств, указывающих не размеры и величину объекта. Качество и количество неразрывно связаны друг с другом, предел, до которого это единство существует, образует меру.
Изменение количества происходит непрерывно, изменение качества всегда происходит в виде прерыва непрерывности – в виде скачка. Скачок есть форма перехода одного качества в другое, когда постепенное количественное изменение прерывается и происходит переход количественных изменений в качественные. Существуют следующие виды скачков: взрывные, когда качество изменяющегося предмета преобразуется быстро и полностью, и постепенные, когда происходит последовательное, медленное отмирание элементов старого качества и накопление элементов нового качества.
Закон отрицания-отрицания. Категории закона: «диалектическое отрицание», «отрицание отрицания». Разрешение противоречий осуществляется через отрицание одних качественных состояний объекта другим, потому что в процессе развития утверждение нового всегда старого. Диалектика состоит в том, что через отрицание утверждается новое. Старое продолжает существовать в новом, но в снятом, те превращенном «измененном» виде. Эти и есть диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания показывает направление развития, выступая, как единство преемственности, как бы возврату к старому в процессе развития. Принцип развития – основной принцип детерминизма, различные типы универсальных связей, выраженные в законах и категориях.
Закон единства и борьбы противоположностей. Категории закона: «противоречие», «противоположность», «единство противоположностей», «борьба», «тождество», «различие», «конфликт». Взаимодействие представляет по своей сути противоречие, т.е. отношение взаимосвязанных, но различных сторон, тенденций, процессов в рамках одной системы, а именно действия и противодействия. Противоположность двух объектов суть выявление сторон одного материального образования с противоположным направлением изменения. Взаимодействие противоположностей представляет противоречие или борьбу противоречий. Противореча друг другу, противоположности не расходятся в органической связи, а взаимопроникают друг в друга, представляя собой единства противоположностей. Противоречие – есть единство и борьба взаимоисключающих и одновременно взаимоопределяющих противоположностей. Противоположности не только не исключают друг друга, но и совпадают между собой, между ними складываются отношения различия (несущественные и существенные) и тождества. При развитии противоположности противоречия переходя в стадию крайностей, где вступают между собой в конфликт, переходят друг в друга, обуславливая этим разрешение противоречий.
Исторически сложились альтернативные способы постижения мира – философского понимания связей и развития: диалектический, догматический (метафизический), софистика и эклектика.
Догматическое мышление слабо учитывает связи и взаимодействие явлений, ему присущи разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон объекта, рассмотрение их как независимых друг от друга.
Эклектический подход к действительности заключается в субъективистском соединении противоположностей, избирательном подходе к ним и к способам их соединения, это простое перечисление сторон объекта, а не его всесторонний анализ.
Софистика возводит в абсолют или преувеличивает ту или иную сторону момент, часть целого и в результате приводит к неверным умозаключениям, придавая видимость доказательства недоказуемого.
Сложилось несколько подходов к современному понятию диалектики. Для большинства русских и зарубежных философов диалектика способна конкретно и адекватно отражать реальность, помогать в решении сложных проблем современности. Первым шагом к созданию новой формы диалектики должно стать исследование механизмов с которыми связано развитие. При этом диалектика не противопоставляется другим методам а рассматривается в качестве одного из наличествующих в философском познании методов.
Представители другого подхода к диалектике считают, что она себя полностью исчерпала, развитие теории диалектики упирается в некоторые границы, и в существующей форме она способна охватить лишь определенный жизненный материал, не все, а лишь определенную часть бытия.
Третий подход к диалектике связан с феноменологическо-экзистенциалистской традицией и представляет попытку понять диалектику как выражение специфических особенностей сознательной жизни субъекта и в этой связи его практическую деятельность.
Для Серена Кьеркегора важно внутреннее повторение бытия человеком в его страданиях и в искуплении своей вины.
Бергсон утверждает, будто то, что предопределено, уже потенциально и совершенно. Появление новых форм, по Бергсону, возможно не в силу объективных причинных отношений, но в силу волевого импульса со стороны творческого начала. Неспособность механистического детерминизма совместить свои установки с принципом развития проявляется также и в свойственной ему концепции «круга причинностей», согласно которой время и длительность суть формы «вечного возвращения» всего сущего на круги своя (буддизм, Ф.Ницше).
Экзистенциальная диалектика (Ясперс). В основе данной диалектики лежит представление о том, что бытие должно быть достигнуто интуитивно. Интуиция в данном случае выражает ощущения, представление того или иного явления. Бытие в экзистенциализме есть пребывание во множестве пограничных ситуаций.
Теологическия диалектика (религиозная) рассматривает все существование «тварного№» мира как объясняющегося волей сверхъестественных сил (Бога).
Диалектика интегрального рационализма. С позиции данной диалектики все процессы и явления объясняются с помощью научных абстракций. При этом научные мысли (абстракции) представляют собой мысли в движении. И они-то составляют теорию познания.
Негативная диалектика Маркузе и Адорно представляют собой эпистемологический анархизм как критику теории познания.
Лекция № 5
Категории диалектики.
Как понятия категории диалектики отражают всеобщие формы бытия, всеобщие свойства и связи действительности. Категория (греч. высказывание, обвинение) представляет собой общее фундаментальное понятие, как выражение наиболее существенных закономерных связей и отношений реальной действительности и познания. Категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Как в мире все взаимосвязано, так и категории выстраиваются в определенную систему понятий. Есть понятие принципа, который так же близок по функциональным свойствам к категориям. Принцип выступает как: 1. предположение, предпосылка, 2. руководящая идея, правило поведения, 3. как утверждение, 4. как знание и совокупность определенных требований. Категория выстраивается и рассматривается в том порядке, как шел процесс познания действительности и как он углублялся.
Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. На основе закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закона близко к понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности. Одни законы выражают функциональную взаимосвязь между свойствами объекта (например – массы и энергии), другие – взаимосвязь между самими материальными объектами в больших размерах системы (например законы гравитационных и электромагнитных взаимодействий) между самими системами либо между различными состояниями или стадиями в развитии системы.
Виды законов:
1. Частные, или специфические законы выражают связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел
2. Общие законы выражают связь между универсальными свойствами тел
3. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи.
Виды закономерностей:
Статистическая и динамическая закономерности – формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями систем.
Динамическая закономерность – форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние системы однозначно определят все ее последующие состояния, в силу чего знания начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы.
Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе.
Статистическая закономерность – форма причинной связи, при которой данное состояние определяет все ее последующие состояния неоднозначно, а лишь с определенной степенью достоверности, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.
Все явления в мире подчиняются определенным законам, т.е. все детерминировано, обусловлено объективными законами. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе все социальные законы реализуются благодаря субъективному фактору сознательной целенаправленной деятельности людей.
Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи, эти состояния называют причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Сущность причинности – порождение причиной следствия. Диалектический материализм отвергает «диалектическое толкование» причинности как субъективной «упорядочивающей» категории познания, либо как проявления «объективного духа», «идеи». Каузальность (лат – причинный, тоже, что и причинность.
Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Связь классифицируют по формам движения материи, по формам детерминизма, по их силе, по характеру, по направлению действия, по типу процессов, по содержанию.
Категории диалектики
Явление есть то, что представляется нам прежде всего, когда мы сталкиваемся с объективным миром. Это внешняя сторона действительности, то, как она предстает чувственному познанию или поверхностному изучению. Категория явления отражает обнаружение сущности через массу случайных свойств и связей, проявляющихся в результате взаимодействия вещи с другими вещами.
Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Иначе – это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой сущности, которая не обнаруживалась вовне и была непознаваемой, как нет и явления, которой не заключало бы в себе никакой информации о сущности.
Часть и целое – философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают как части.
Содержание и форма – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражения этого содержания, его различных модификаций, т.е. ее форм.
Понятие формы употребляется также в значении внутренней организации содержания и в этом значении проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры.
Структура (строение – лат.) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем.
В современной науке и технике получили значительное развитие системно-структурные исследования, а также соответствующие им методы. Диалектико-материалистическая философия изучает наиболее общие, универсальные законы структурной организации и развития всех материальных систем, а также раскрывает взаимоотношения системно-структурного и других конкретных методов научного познания.
Благодаря многообразию структурных уровней материи, каждая материальная система является полиструктурной, например, в обществе имеется экономическая структура, политическая, социально-классовая структура и др. В системах природы каждому структурному уровню материи соответствует определенная структура объектов. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого.
Элемент (лат. Стихия, первоначальное вещество) – понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый (например, атом в системе «молекула», электрон в системе «атом» и т.д.) Понятие элемента с необходимостью возникает в процессе исторического познания природы.
Система (греч. – составленное из частей, соединенного) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единства. Понятие системы играет важную роль в современной философии, науке, технике и практической деятельности.
Начиная с середины 20 века ведутся интенсивные разработки в области системного подхода и общей теории систем.
Понятие системы органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и взаимоотношения со средой, проявляя при этом целостность.
Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут быть выступать в качестве системы более низкого порядка.
В наиболее общем плане системы делятся на материальные и идеальные (абстрактные). Первые, в свою очередь, включают системы, неорганической природы, особый класс материальных систем образуют социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов.
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
Идеалисты в своем большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как определение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано высшими условиями.
Научное объяснение свободы и необходимости основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой точки зрения принадлежит Спинозе, который определял свободу как осознанную необходимость. Выдвинутая концепция диалектического единства свободы и необходимости была дана Гегелем с идеалистических позиций.
Случайность – «дополнение и форма проявления». За случайностью всегда скрывается необходимость, необходимая основа явлений, которая определяет ход развития в природе и обществе.
Возможность и действительность – категории, с помощью которых отображается развитие материального мира. Категория возможности фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих их возникновению. Категория действительности представляет любой объект (предмет, состояние, ситуация), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности.
Причина и следствие. Все явления, события, процессы в природе, обществе и мышлении вызываются или обуславливаются другими явлениями, событиями, процессами, т.е. более или менее определенными причинами. Явление (процесс, событие) – называется причиной другого явления (процесса, события), если 1). Первое предшествует второму во времени, 2). Первое является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго, иными словами, если первое порождает второе. Причина и следствие существую объективно, отношения между ними называются причинностью (каузальностью) или причинной связью.
Лекция № 6
Лекция № 7
Методы научного познания
Классификация методологии.
Одной из распространенных классификаций методологий является деление методологии на содержательную и формальную.
Содержательная включает в себя проблемы структуры научного знания вообще и научные теории в особенности, законы порождения, функционирования и изменения научных теорий, понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин, характеристику схем объяснения, принятых в науке, структура и операциональный состав методов науки, условия и критерии научности.
Формальная связана с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием и анализом формальных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологией систем знания и до.
Среди общенаучных классификаций методологий выделяют кибернетические (измерительные), синергетический (с точки зрения теории самоорганизации материи из первоначального хаоса), системные методы.
В познании существуют разные уровни познания: чувственное, мышление, эмпирическое и теоретическое познание.
Наряду с ними выделяют различные формы познания, направленные на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта(восприятия, представления и до) и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида, в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей.
Различают также такие типы познания, как обыденного, художественного и научного, а внутри научного – естественнонаучное и общественно-научное познание.
Методами научного познания будем полагать способы достижения определенной цели, совокупности приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Методы соответственно делятся не 1 эмпирический или практические и 2 теоретические или логико-философские.
К эмпирическим методам относят:
1. Наблюдение – метод преднамеренного и целенаправленного восприятия, обусловленного задачей деятельности. Наблюдение у человека принципиально отличается от различных форма прослеживания у животных. К основным требованиям, предъявляемым к наблюдению относят однозначность, система методов наблюдения, объективность, возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо применением других методов, например эксперимента.
2. Измерение – познавательный процесс определения отношения одной, измеряемой, величины к другой, принятой за постоянную, например за единицу. По характеру операций различают прямые и косвенные измерения, при которых измеряемая величина определяется через другую – непосредственно – измеряемую и связанную с ней в определенном отношении.
3. Эксперимент – метод познания при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию ее результатов. Задачей эксперимента обычно является проверка гипотез и предсказаний теорий, имеющих принципиальное значение, так называемый «решающий» эксперимент. В связи с этим эксперимент выполняет функцию критерия истинности в целом (верификационный критерий).
К теоретическим методам научного познания относят:
1. Анализ – процедура мысленного, а часто и реального расчленения предмета, процесса или явления, свойств предмета или отношений между предметами на части, признаки, свойства. Процедуры анализа обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного (синкретичного) описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств или признаков. Виды анализа – а) мысленное расчленение целого на части для идентификации его структуры б) анализ общих свойств предметов для определения общих понятий в) разделение классов на подклассы (классификация)
2. Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как на практике, так и в процессе познания. Одной из форм синтеза является диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретического знания о сложных развивающихся объектах.
3. Индукция – вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта продуцируют общее представление, являясь опытными истинами или эмпирическими законами.
4. Дедукция – переход от общего к частному, более обще – процесс логического перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предположений-посылок к их следствиям (заключения). Под дедукцией часто понимают и сам процесс логического следования.
5. Аналогия – 1. Сходство предметов, процессов, явлений в каких-либо свойствах. При умозаключении по аналогии знание, полученного из рассмотрения какого-либо объекта-модели, переносится на другой, менее изученный или менее доступный для исследования и менее наглядный. По отношению к конкретным объектам заключения, получаемые по аналогии, носят, как правило, лишь правдоподобный характер, они являются одним из источников научных гипотез, и играют важную роль в научных открытиях. Если же выводы, полученные по аналогии, относятся к абстрактным объектам, то они при определенных условиях могут давать и достоверные заключения.
6. Умозаключение – умственного действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания, реализует в плане мысленной «внутренней» речи присущие индивидуальному или общественному сознанию нормы и типы такой связи, которые и являются в каждом отдельном случае психологической основой умозаключения. Если эти нормы и типы совпадают с правилами и законами логики, то умозаключение равносильно логическому выводу, хотя умозаключение и логический вывод качественно различимы.
Лекция № 8
Лекция № 9
Проблема смерти.
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего существования, человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Смерть вызывает сильнейшие эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины человеческого мира. Человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Эта те<