Рационализм Б. Спинозы и Г. Лейбница, их влияние на философию права

Развитие новоевропейской философии протекало в творческом противостоянии эмпиристской и рационалистической традиции, пока не пришло время их синтеза и преодоления. У них была одна цель – борьба со средневековой традицией. Проблема достоверности знания – ключевая, она служила для расчистки путей развития науки. Рационализм нашел свое выражение в трудах Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.) и Готфрида Лейбница (1646–1716 гг.).

Бенедикт Спиноза завершил картезианскую философию. Он утверждал, что:

1) существует единая и бесконечная субстанция – бог и природа одновременно;

2) мир имеет единое начало;

3) субстанция имеет множество атрибутов, из которых человек знает две, протяженность и мышление. Каждый атрибут заключает в себе всю полноту содержания субстанции, но только на его собственном языке;

4) существует порядок идей, они отвечают за связи вещей;

5) каждый из атрибутов – множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление отдельного атрибута, образующего их сущность;

6) человек, таким образом, имеет душу и тело, познается и в плане протяженности и в плане мышления. Тело и душа – выражение одной сущности;

7) подлинная мудрость – в достижении ясного знания, их единой божественной природы;

8) свобода – в ясном миросозерцании;

9) человек тогда свободен, когда спокоен и ясно мыслит. Счастье питается любовью к Богу.

Таким образом, Спиноза углубляет звучащую у Декарта тему обретения человеком свободы на путях подчинения человеческих страстей разуму.

У Спинозы в философии права просматривается рационалистическая доктрина, в основе лежит идея государственного договора как разумной основы общественной жизни.

Рассматривая вопрос о естественном праве, Спиноза отождествляет его с законами природы, так что каждое существо имеет столько права, сколько силы. Каждый человек имеет право на все то, что он считает для себя полезным, независимо от того, руководствуется ли он влечениями страсти или разумом. Поскольку в естественном состоянии положение людей очень тяжелое, то они должны передать те права, которыми каждый из них владеет в естественном состоянии, всему обществу. Таким образом, возникает суверенитет, который является ничем иным, как естественным правом, определяемым силой многих, действующих как бы по внушению единой души. Люди должны подчиняться, безусловно, всем велениям государственной власти.

Все законы Спиноза разделяет на законы природы и законы государства. Законам природы государственная власть должна подчиняться; что же касается законов самого государства, то они не распространяют своего действия на государственную власть, так как последняя может устанавливать и отменять их.

Говоря о формах правления, Спиноза, прежде всего, устанавливает, что правление многих лучше, чем правление одного. Монархическая форма правления многим кажется самой устойчивой, но на самом деле сосредочение всей власти в одних руках ведет не к миру, а к рабству. Для улучшения монархической формы правления необходимо привлекать к осуществлению власти народ, хотя бы в форме образования при монархе многочисленного совета, избираемого монархом из среды граждан. С мнениями этого совета монарх должен считаться.

Из монархии, аристократии и демократии Спиноза выбирает последнюю. Достоинство этой формы правления он видит в том, что «никто не переносит своего естественного права на другое лицо так, чтобы самому потерять всякое дальнейшее участие в общественных совещаниях». Лучшими формами правления Спиноза считает республиканские, которые он разделяет на аристократию и демократию. Если правителями является определенное число граждан, избранных народом, тогда можно говорить о демократической форме правления. Когда же правители выделяются по правам рождения или по игре случая, тогда имеет место арис­тократическая форма. Число правителей не имеет никакого значения для опре­­­деления формы республиканского правления. Далее Спиноза выделяет поня­тие союзного государства, указывая на особый вид аристократии – федеративную аристократию, представляющую собой равный союз многих городов.

Немецкий философЛейбниц (1646–1716 гг.) – другой представитель рационализма. У него своя концепция, которая заключается в следующем:

1) в центре философии – монада – это простая неделимая сущность;

2) весь мир – собрание монад;

3) каждая из них – замкнута в себе («не имеет оков» во внешний мир) и не способна влиять на других;

4) мир монад строго иерархичен;

5) они располагаются от низших к высшим, и венчает их все – Бог;

6) низшие монады «пребывают в смутном сне», высшая монада – Бог;

7) Богу принадлежит исчерпывающая полнота представления, ясное знание всего;

8) весь мир монад – отражение Бога, как верховной монады. Отсюда: «Наш мир лучший из всех мыслимых миров»;

9) плюралистичный мир проникнут единством содержания, гармонией, которая устанавливается верховной монадой;

10) чувства – исходная ступень познания. Однако душа – монада, и ее деятельность направлена на самое себя, поэтому познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного в нас.

Философско-правовые положения Лейбница основывались на требовании формирования всех гражданских отношений в соответствии с духом взаимного согласия и нравственного совершенствования. Он считал, что цель правоведения нельзя ограничить исследованием одного лишь земного существования человека: надо иметь в виду и его будущую бессмертную жизнь; нельзя исключить из области естественного права устремления души к вечной жизни и ограничиваться только внешними действиями. Согласно Лейбницу, во внутренних движениях души есть также свои права и обязанности. Идея всепроникающей гармонии и неразрывной связи всего существующего заставляет Лейбница максимально сблизить области права и морали. Поэтому в число юридических обязанностей он включает и такие, которые не имеют с правом ничего общего. В соответствии с нравственным духом своей философии права Лейбниц выдвигает идеал, согласно которому весь человеческий род должен составлять как бы одну общину под управлением Бога. Все государства он хотел соединить в одну организацию, которую можно было бы назвать церковью.

Наиболее уязвима сторона рационалистических воззрений заключается в трактовке души и тела. Автономность разума усложнена применением рационализма.

Наши рекомендации