Общая характеристика идей философии средних веков
В средние века развивалась духовная и материальная культура, но в то же время наблюдалось господство церкви в обществе, проявление феодального насилия, происходили опустошительные эпидемии и жглись костры инквизиции. До наших дней дошли памятники народного творчества, прекрасная архитектура, живопись и поэзия. «Не следует забывать, что именно в средние века начали зарождаться европейские нации и формироваться современные государства, складываться языки, на которых говорит Европа. Мало того, к средневековью восходят многие культурные ценности, которые легли в основу цивилизации Европы»[12]. И все же существует культурная традиция, согласно которой средние века рассматриваются как темный провал между античной цивилизацией и эпохой Возрождения.
В истории принято делить средние века на три периода. Первый – раннее средневековье (V–середина XI вв.), второй – классическое (середина XI–XIII вв.) и позднее средневековье (XIV–XV вв.). В исторической зарубежной науке период средних веков заканчивается XV веком. Как видим, в вопросе о периодизации в науке нет единой точки зрения. Необходимо отметить, что эпоха Возрождения, хотя и хронологически входит в средние века, но изучается в культурологии отдельно, так как она достаточно самобытна с точки зрения развития искусства.
Три основных фактора влияли на формирование средневековой культуры. Первый – античное наследие, второй – культура «варварских» народов и третий фактор – христианская церковь. Средневековое общество представляло собой пирамиду, на вершине которой стоял король, ниже – феодалы и рыцари, а у основания – крестьяне. С V по XV века в Европе идет процесс становления и развития государств. В раннем средневековье возникают крупные государства, как империя Карла Великого, в X–XII веках во многих странах идет процесс формирования централизованных государств.
Именно в средние века религия становится самостоятельной идеологической силой, оказавшей огромное воздействие на средневековую культуру. «Мир – это книга, написанная рукою бога, в которой каждое существо представляет собой слово, полное смысла»[13]. Общество делилось на молящихся (монахов, служителей церкви), сражающихся (рыцарей) и трудящихся (крестьян). Всех их должна была объединять любовь к Богу. Христианство отрицало античную культуру, но сохранило то, что отвечало ее интересам. Появляются первые христианские теологи, например, Аврелий Августин. Он первый в своей работе «О Граде божьем» обозначил средневековую традицию: бог – мир – человек, где церковь стоит над миром и человеком. На смену античной школе познания пришла школа служения и послушания Христу. Монастыри становятся культурными центрами во многих странах Европы.
Вся жизнь человека того времени была проникнута мыслью о боге, именно тогда в общественное сознание внедряется религиозная мораль, изложенная в Новом Завете и Нагорной проповеди Христа. «Слово, идея в системе средневекового сознания обладают той же мерой реальности, как и предметный мир», – отмечает А.Я. Гуревич[14]. Человек не должен выбирать сам, он обязан следовать образу жизни, санкционированному религией.
Символизм пронизывает культуру на всех уровнях. Человеческое общество – это живые и мертвые, весь мир делится на реальный и загробный; причем, грани между ними нет; в середине века верили, что до рая или ада можно дойти. В проповедях «небожители» постоянно приходят в мир людей и с ними общаются. Символом эпохи был собор, структура которого была похожа на строение мироздания. Купол, алтарь должны были дать полное представление об устройстве мира, а каждая его деталь была полна смысла. Молящиеся в храме созерцали красоту и гармонию божественного творения. Люди жили в атмосфере чуда, оно было реальностью для средневекового человека, именно поэтому их часто посещали видения.
Все человеческое существование было заключено в трех принципах: жить, умереть и быть судимым. Все равны перед богом, и нужно заботиться при жизни о спасении души. Человеческая жизнь рассматривалась как подготовка к суду после смерти. Есть один путь очищения – покаяться в своих грехах. Человек – раб божий, он создан по образу и подобию бога.
Как жил средневековый человек? Каким он был? Образ жизни его был тесно связан с природой, поэтому человек в это время был неотделим от нее. В живописи часто встречаются образы людей с руками – ветками, антропомофорные горы, многорукие существа, которые достигают своего апогея в творениях Босха и Брейгеля. Это мировосприятие порождалось отношением человека к природе как к продолжению собственного «я»… Человек был физически мерою всех вещей, прежде всего, земли. Шаг, локоть, палец… Все служит для меры длины. В природе видели символ божества, и все ее явления воспринимались, как повод для морального подчинения. Сама природа в средневековом мире выступает как отражение, символ невидимого, небесного мира[15].
Час был разной протяженностью в разные времена года. Например, летом час был длиннее, чем зимой. До XIII в. механические часы были редкостью, вся жизнь населения регулировалась звоном колоколов. В средние века христианство держало под контролем даже время. Известны запреты на труд в церковные праздники.
Средневековую культуру можно назвать по своей сути мужской. Наибольшим почетом и уважением пользовались мужские занятия: рыцарские подвиги, монашество. Женщина рассматривалась как служанка дьявола, у нее много пороков, так как она любит наряды, склонна к болтливости и брани.
Таким образом, в Западной Европе идет процесс формирования религиозной морали. Особенность всех христианских норм во всеобщности толкования:
1) принцип «не убий» относится к любому человеку, а не к отдельному;
2) возникновение частной собственности привело к запрету на воровство и прелюбодеяние: «Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его…»;
3) почитай отца и мать;
4) вместо «око за око…» – «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»;
5) запрет на помыслы: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»;
6) «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»;
7) возлюби господа… Любовь всеобъемлющая. «Кто любит отца или мать более меня, тот не достоин меня»;
8) возлюби ближнего, как самого себя. Любовь к единоверцам и ненависть к иноверцам, вероотступникам. «Не мир пришел я принести, а меч»;
9) рабы! Повинуйтесь господам своим!
10) Бога – бойтесь, царя – чтите!
Видным христианским деятелем является Квинт Тертулиан (около 160–220 гг. н.э.). Он считал, что все философские школы прошлого чужды христианству. Рим извратил человека, и Тертулиан отрицает все ценности римской цивилизации. Философия слишком абстрактная, она опирается на разум, а искусство Рима – изнеженное. Он писал: «Философия - исчадие демонов». Утверждал: «Я верую, потому что это нелепо». Впервые ввел понятие троичности, бога – отца, сына и святого духа. Главные достоинства человека – свобода, недостаток – первородный грех, основным делом человека считал веру.