Исследование первопричин (принципы, условия и основания)
|
Рисунок 4. Содержание метафизики у Аристотеля.
Рисунок 4 – Содержание метафизики у Аристотеля.
Метафизика как наука состоит из трех больших разделов:
1) теоретические науки, которые осуществляют поиск знания ради него самого;
2) практические науки, которые формируют знание ради морального совершенствования;
3) науки продуктивные, цели которых – производство определенных моделей.
Выше всех – теоретические науки, они образованны из метафизики, физики (психологии) и математики.
Первые две причины являются основными, так как это форма (сущность) и материя, из них образуется все вещи. Напомним, что причина по Аристотелю, это причина и основание. Материя и форма, поэтому, достаточные условия для объяснения реальности. Например, человек по Аристотелю – это материя (мясо + кости) + (душа (форма)). Но если рассматривать появление предмета с точки зрения динамической, то мы должны спросить: «Когда он родился?», «Как растет?». Значит, нужны еще две причины, двигательная (родители, давшие жизнь человеку) и финальная (цель, в направлении которой развивается человек).
Бытие и его смысл
Это определение в онтологическом ключе, бытие как таковое. В этом смысле метафизика не совпадает ни с одной из частных наук: ведь ни одна из них не знает бытия в его универсальности. Метафизика ведет к первопричинам Бытия, к таким «почему», которые дают основание реальности в его тотальности.
Бытие – имеет много смыслов (чувства, реальность), это чувственный мир, который занимает промежуточное положение.
Бытие – либо субстанция, либо ее аффект, либо активность субстанции, нечто, имеющее отношение к субстанции.
Бытие
|
| ||||
|
Рисунок 5 – Характеристика бытия по Аристотелю.
Аристотель вводит категории как высшие роды Бытия:
1. Субстанция или сущность; отношения качеств, количеств; действие, страдание, место, время.
2. Потенции и акты – они между собой взаимоствязаны (зерно, росток рассады – урожай в потенции), (слепой и зрячий, который закрыл глаза).
3. Бытие акциденций – Бытие случайное и непредвиденное то есть тип Бытия, который не связан с другим Бытием существенным образом.
4. Бытие как истина – тип Бытия, которое принадлежит собственно интеллекту, рассматривающий вещи как соответствие реальности, либо несоответствие ей.
Проблемы субстанции
|
|
Рисунок 6 – Проблемы субстанции у Аристотеля.
1. Материя – начало, образующее реальность, материал, чувственно воспринимаемый, «субстрат формы». Например, субстрат формы дома – глина. Из глины мы делаем кирпичи, а из них строим дом. Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Материя – недетерминированная потенциальность, она может стать чем-то, только приняв какую-либо форму.
2. Форма, поскольку она актуализирует материю, – это сущность всякой вещи, это субстанция в полном смысле слова. Форма существует в материи.
3. Субстанциональность – объединяющее начало материального и формального. Следовательно, вещь – это материя и форма.
Здание метафизики завершает понятие сверхувственной субстанции. Это есть первоначало, которое вечно и неподвижно, оно причина подвижного, в ней нет потенции, то есть это чистый акт. Однако по Аристотелю, Бог вечен, он вечно притягивал и обустраивал универсум как объект своей любви.
Аристотель в психологии рассматривает одушевленные существа, они имеют начало, дающее жизнь, это и есть душа. Душа может иметь разный характер:
1. Вегетативный характер (рождение, питание, рост), (душа вегетативное растение);
2. Чувственно-моторный характер: ощущение и движение (душа чувственная (животное);
3. Интеллектуальный характер (познание). Душа рациональная (люди).
Душа есть целевая причина тела. Душа и разум не одно и тоже, разум выше души, так как он менее связан с телом. Разум – часть человека, который понимает математику и физику, его объекты вневременны, и он сам – вневременный. Душа – это то, что движет телом и ощущает чувственные предметы: она характеризуется силами: питательными, осязательными, двигательными и разумными. Но разум обладает более высокой функцией мышления, следовательно, разум может быть бессмертным, хотя остальная часть души не может. Иррациональное – разделяет нас, разумное – объединяет. Бессмертие ума или разума не является личным бессмертием отдельных людей, но является частью в бессмертии Бога. Аристотель верил лишь, что поскольку люди разумны, они участвуют в божественном мире, который бессмертен. Аристотель критикует теорию идей Платона, он приводит аргумент третьего человека: «если человек является человеком, потому что он похож на идеального человека, то должен быть еще более идеальный человек, на которого похож и обыкновенный человек, и идеальный человек».
Этика Аристотеля
1. Благо – это счастье, оно – деятельность души. Аристотель считает, что Платон был прав, разделяя душу на две части: разумную и иррациональную, которая, в свою очередь, делится на растительную (растения) и стремящуюся (которой обладают животные).
2. Два рода добродетелей: интеллектуальные (обучение), моральные (привычки).
3. Золотая середина это любая добродетель, среднее между крайностями, каждая из которых – порок. Смелость – среднее между трусостью и смирением.
Логика Аристотеля
Аристотель разработал учение о силлогизме. Силлогизм – доказательство, состоящее из трех терминов, составляющих попарно три суждения субъектно-предикативной структуры: двух посылок и заключения. Например: Все люди смертны (большая посылка). Все греки – люди (меньшая посылка). Следственно, все греки смертны (заключение). Он переоценивал дедукцию как форму доказательства.
Аристотель выделил 10 категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Категория – это «выражение, которое ни в коей мере не означает чего-то сложное».
Политика Аристотеля
Политика, с точки зрения Аристотеля, интересна, так как показывает предрассудки греков; важна, потому что она источник принципов, влияние которых сохранилось до конца средних веков. Греция, благодаря полисам, была лабораторией для политических экспериментов. Государство, считал философ, высшего рода сообщество и направлено оно к величайшему благу, оно произошло из семьи. Несколько семей соединились в селение, а несколько селений – в государство.
Государство выше семьи и выше индивида. Оно как организм: рука, когда тело уничтожено, не является больше рукою. Рука должна схватывать, это может быть тогда, когда она подсоединена к живому телу. Поэтому индивид не может выполнять своей функции, не являясь частью государства.
Без закона – человек – худшее из животных, а закон своим существованием обязан государству. Государство создается для того, чтобы жить счастливо и государственное общение существует ради прекрасной деятельности, а не просто ради совместного жительства. Вещь в государстве может быть использована правильно и неправильно. Богатство приобретается торговлей, а другие способы неестественны.
Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как существа политического, которое означает, что человек может реализовывать свои человеческие качества лишь в организованном союзе с другими людьми. Государство, таким образом, по Аристотелю, это совокупность граждан, находящих удовлетворение своих потребностей в общении. Граждан же Аристотель определяет как людей, участвующих в суде, народном собрании и повинующихся повелению власти. Власть в государстве должна принадлежать многим, поскольку многие лучше каждого в отдельности.
«Человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех» – пишет он[8]. В этом взаимоотношении права и нравственности определяющую роль играет государственное начало. Хотя государство складывается из семей и родов, все же оно является первичным по отношению к ним, но первичным по самой природе вещей. Как и Платон, Аристотель считает, что справедливость является самой совершенной добродетелью, так как обладающий ею приносит пользу не только себе, но и другим людям. Понятие справедливости употребляется философом как в смысле равного отношения к людям, так и в смысле законности. Аристотель рассматривает справедливость как распределение и уравнение материальных благ между людьми. Аристотель считал, что насилие не создает государства и права. Закон это явление политическое, поэтому насилие и закон несовместимы, так как в основе политики лежит благо. Закон – это определение разума, так как он разумен, справедлив, и в нем выражена идея права.
Законы Аристотель разделяет на частные законы каждого народа и законы общие, или естественные, а также – на писаные и неписаные. Естественные законы восполняют пробелы, неполноту писаных законов. Они обладают обязательной силой и не зависят от воли законодателя, будучи везде и всегда одними и теми же.
Законодательство – искусство создания писаных законов, состоящие в умелом и адекватном отображении в них своеобразия данного государства. Политическое правление, по Аристотелю, это правление закона, а не людей. Судья должен подвергать критике писаный закон, считаться с законом естественным как согласным с природой. Писаные законы, с одной стороны, определяют, что следует делать по отношению ко всему обществу, а с другой, – что следует делать по отношению к частным лицам.
Учение Аристотеля о человеке, государстве и праве подводит итог всем предшествующим политико-правовым и философско-правовым учениям античной древности. Оно опирается на опыт законотворческой деятельности греческих государств, законы которых философ изучал. На многие века воззрения Аристотеля по этим вопросам были наиболее авторитетными в Европе.