Исследование первопричин (принципы, условия и основания)

 
  Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru

Форма (сущность) – материя, образующая все вещи.  
етафизика

Рисунок 4. Содержание метафизики у Аристотеля.

Рисунок 4 – Содержание метафизики у Аристотеля.

Метафизика как наука состоит из трех больших разделов:

1) теоретические науки, которые осуществляют поиск знания ради него самого;

2) практические науки, которые формируют знание ради морального совершенствования;

3) науки продуктивные, цели которых – производство определенных моделей.

Выше всех – теоретические науки, они образованны из метафизики, физики (психологии) и математики.

Первые две причины являются основными, так как это форма (сущность) и материя, из них образуется все вещи. Напомним, что причина по Аристотелю, это причина и основание. Материя и форма, поэтому, достаточные условия для объяснения реальности. Например, человек по Аристотелю – это материя (мясо + кости) + (душа (форма)). Но если рассматривать появление предмета с точки зрения динамической, то мы должны спросить: «Когда он родился?», «Как растет?». Значит, нужны еще две причины, двигательная (родители, давшие жизнь человеку) и финальная (цель, в направлении которой развивается человек).

Бытие и его смысл

Это определение в онтологическом ключе, бытие как таковое. В этом смысле метафизика не совпадает ни с одной из частных наук: ведь ни одна из них не знает бытия в его универсальности. Метафизика ведет к первопричинам Бытия, к таким «почему», которые дают основание реальности в его тотальности.

Бытие – имеет много смыслов (чувства, реальность), это чувственный мир, который занимает промежуточное положение.

Бытие – либо субстанция, либо ее аффект, либо активность субстанции, нечто, имеющее отношение к субстанции.

Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru

Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru Бытие

       
 
Как категория
 
Бытие как акциденция  
 
Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru
 
 
Как истина (небытие как ложь)  

Рисунок 5 – Характеристика бытия по Аристотелю.

Аристотель вводит категории как высшие роды Бытия:

1. Субстанция или сущность; отношения качеств, количеств; действие, страдание, место, время.

2. Потенции и акты – они между собой взаимоствязаны (зерно, росток рассады – урожай в потенции), (слепой и зрячий, который закрыл глаза).

3. Бытие акциденций – Бытие случайное и непредвиденное то есть тип Бытия, который не связан с другим Бытием существенным образом.

4. Бытие как истина – тип Бытия, которое принадлежит собственно интеллекту, рассматривающий вещи как соответствие реальности, либо несоответствие ей.

Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru Исследование первопричин (принципы, условия и основания) - student2.ru Проблемы субстанции

Какие субстанции существуют?  
Что такое субстанция? &&77777вообще?  

Рисунок 6 – Проблемы субстанции у Аристотеля.

1. Материя – начало, образующее реальность, материал, чувственно воспринимаемый, «субстрат формы». Например, субстрат формы дома – глина. Из глины мы делаем кирпичи, а из них строим дом. Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Материя – недетерминированная потенциальность, она может стать чем-то, только приняв какую-либо форму.

2. Форма, поскольку она актуализирует материю, – это сущность всякой вещи, это субстанция в полном смысле слова. Форма существует в материи.

3. Субстанциональность – объединяющее начало материального и формального. Следовательно, вещь – это материя и форма.

Здание метафизики завершает понятие сверхувственной субстанции. Это есть первоначало, которое вечно и неподвижно, оно причина подвижного, в ней нет потенции, то есть это чистый акт. Однако по Аристотелю, Бог вечен, он вечно притягивал и обустраивал универсум как объект своей любви.

Аристотель в психологии рассматривает одушевленные существа, они имеют начало, дающее жизнь, это и есть душа. Душа может иметь разный характер:

1. Вегетативный характер (рождение, питание, рост), (душа вегетативное растение);

2. Чувственно-моторный характер: ощущение и движение (душа чувственная (животное);

3. Интеллектуальный характер (познание). Душа рациональная (люди).

Душа есть целевая причина тела. Душа и разум не одно и тоже, разум выше души, так как он менее связан с телом. Разум – часть человека, который понимает математику и физику, его объекты вневременны, и он сам – вневременный. Душа – это то, что движет телом и ощущает чувственные предметы: она характеризуется силами: питательными, осязательными, двигательными и разумными. Но разум обладает более высокой функцией мышления, следовательно, разум может быть бессмертным, хотя остальная часть души не может. Иррациональное – разделяет нас, разумное – объединяет. Бессмертие ума или разума не является личным бессмертием отдельных людей, но является частью в бессмертии Бога. Аристотель верил лишь, что поскольку люди разумны, они участвуют в божественном мире, который бессмертен. Аристотель критикует теорию идей Платона, он приводит аргумент третьего человека: «если человек является человеком, потому что он похож на идеального человека, то должен быть еще более идеальный человек, на которого похож и обыкновенный человек, и идеальный человек».

Этика Аристотеля

1. Благо – это счастье, оно – деятельность души. Аристотель считает, что Платон был прав, разделяя душу на две части: разумную и иррациональную, которая, в свою очередь, делится на растительную (растения) и стремящуюся (которой обладают животные).

2. Два рода добродетелей: интеллектуальные (обучение), моральные (привычки).

3. Золотая середина это любая добродетель, среднее между крайностями, каждая из которых – порок. Смелость – среднее между трусостью и смирением.

Логика Аристотеля

Аристотель разработал учение о силлогизме. Силлогизм – доказательство, состоящее из трех терминов, составляющих попарно три суждения субъектно-предикативной структуры: двух посылок и заключения. Например: Все люди смертны (большая посылка). Все греки – люди (меньшая посылка). Следственно, все греки смертны (заключение). Он переоценивал дедукцию как форму доказательства.

Аристотель выделил 10 категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Категория – это «выражение, которое ни в коей мере не означает чего-то сложное».

Политика Аристотеля

Политика, с точки зрения Аристотеля, интересна, так как показывает предрассудки греков; важна, потому что она источник принципов, влияние которых сохранилось до конца средних веков. Греция, благодаря полисам, была лабораторией для политических экспериментов. Государство, считал философ, высшего рода сообщество и направлено оно к величайшему благу, оно произошло из семьи. Несколько семей соединились в селение, а несколько селений – в государство.

Государство выше семьи и выше индивида. Оно как организм: рука, когда тело уничтожено, не является больше рукою. Рука должна схватывать, это может быть тогда, когда она подсоединена к живому телу. Поэтому индивид не может выполнять своей функции, не являясь частью государства.

Без закона – человек – худшее из животных, а закон своим существованием обязан государству. Государство создается для того, чтобы жить счастливо и государственное общение существует ради прекрасной деятельности, а не просто ради совместного жительства. Вещь в государстве может быть использована правильно и неправильно. Богатство приобретается торговлей, а другие способы неестественны.

Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как существа политического, которое означает, что человек может реализовывать свои человеческие качества лишь в организованном союзе с другими людьми. Государство, таким образом, по Аристотелю, это совокупность граждан, находящих удовлетворение своих потребностей в общении. Граждан же Аристотель определяет как людей, участвующих в суде, народном собрании и повинующихся повелению власти. Власть в государстве должна принадлежать многим, поскольку многие лучше каждого в отдельности.

«Человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех» – пишет он[8]. В этом взаимоотношении права и нравственности определяющую роль играет государственное начало. Хотя государство складывается из семей и родов, все же оно является первичным по отношению к ним, но первичным по самой природе вещей. Как и Платон, Аристотель считает, что справедливость является самой совершенной добродетелью, так как обладающий ею приносит пользу не только себе, но и другим людям. Понятие справедливости употребляется философом как в смысле равного отношения к людям, так и в смысле законности. Аристотель рассматривает справедливость как распределение и уравнение материальных благ между людьми. Аристотель считал, что насилие не создает государства и права. Закон это явление политическое, поэтому насилие и закон несовместимы, так как в основе политики лежит благо. Закон – это определение разума, так как он разумен, справедлив, и в нем выражена идея права.

Законы Аристотель разделяет на частные законы каждого народа и законы общие, или естественные, а также – на писаные и неписаные. Естественные законы восполняют пробелы, неполноту писаных законов. Они обладают обязательной силой и не зависят от воли законодателя, будучи везде и всегда одними и теми же.

Законодательство – искусство создания писаных законов, состоящие в умелом и адекватном отображении в них своеобразия данного государства. Политическое правление, по Аристотелю, это правление закона, а не людей. Судья должен подвергать критике писаный закон, считаться с законом естественным как согласным с природой. Писаные законы, с одной стороны, определяют, что следует делать по отношению ко всему обществу, а с другой, – что следует делать по отношению к частным лицам.

Учение Аристотеля о человеке, государстве и праве подводит итог всем предшествующим политико-правовым и философско-правовым учениям античной древности. Оно опирается на опыт законотворческой деятельности греческих государств, законы которых философ изучал. На многие века воззрения Аристотеля по этим вопросам были наиболее авторитетными в Европе.

Наши рекомендации