Б. Отношение к заговорам, путчам, террору
Насилие в политике находит, наряду с прочим, выражение в заговорах, путчах, терроре. Заговор есть тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо для достижения определенных политических целей. Тактику заговоров называют еще бланкизмом – по имени французского революционера Бланки, видевшего классовое освобождение трудящихся не в их собственной борьбе, а в захвате власти активным меньшинством. Путч есть попытка государственного переворота, инициированная небольшой группой заговорщиков. Террор есть физическое устранение политических противников вплоть до их уничтожения.
К заговорам и связанным с ними путчам марксизм-ленинизм относится резко отрицательно по двум причинам[115]. Во-первых, потому, что настоящие революции нельзя, как заговор или путч, назначать заранее, нельзя делать предумышленно и по произволу. Они всегда являются следствием обстоятельств, независимых от желаний не только отдельных лиц, но даже партий и целых классов. И если предпосылок для революции нет, любой заговор (пусть поначалу и успешный) в конечном счете неизбежно обречен на неудачу. Во-вторых, потому, что заговоры, осуществляемые всегда меньшинством, не связаны с массовыми действиями трудящихся и остаются им обыкновенно чужды. Революции же могут быть делом только именно миллионов. Если стремление заговорщиков, бланкистов – захватить власть меньшинством, то стремление коммунистов – прийти к власти, опираясь на большинство. Лишь собственные широкие действия миллионов способны победоносно осуществить революцию и успешно решить ее задачи.
Поэтому всякие заговоры и путчи представляют собой политические авантюры. Они не только бесполезны, но и безусловно вредны, ибо дезорганизуют революционеров, обрушивают на них жестокие репрессии, растрачивают зря силы. Маркс и Энгельс назвали заговорщиков алхимиками революции: целиком разделяя ограниченность навязчивых идей и ошибочность представлений алхимиков прошлого, заговорщики уповают на изобретения, которые должны будто сотворить революционные чудеса[116]. Но вызвать глубокий общественный переворот заговором так же фантастично, как фантастично превращать простые металлы в драгоценные с помощью философского камня.
Несколько иное у марксизма-ленинизма отношение к террору, что видно из следующих положений:
Первое. Принципиально коммунисты никогда не отказывались и впредь не должны отказываться от революционного террора, поскольку он (как одна из операций борющейся армии в ряду других операций, одно из средств борьбы в ряду других средств) может быть вполне пригоден и даже необходим в известный момент и при известных условиях. В то же время следует помнить, что революционный террор бывает разный. Есть индивидуальный, заговорщический революционный террор. И есть всенародный революционный террор[117].
Второе. Коммунисты всегда воздерживались и впредь должны воздерживаться от индивидуального, заговорщического террора. И делать им это надо не из жалости к объектам террора, а исключительно по причине целесообразности[118]. Она обусловлена такими качествами рассматриваемого явления:
1. Индивидуальный террор представляет собой систему единичных политических убийств, совершаемых отдельными лицами и не связанных с широким движением трудящихся, с революционной борьбой масс. Опыт показывает, что к нему прибегают обычно тогда, когда партия или группа революционеров не пользуются поддержкой в массах и не умеют или не имеют возможности должным образом на них влиять. Связь индивидуального террора с массами заключается только в словесных декларациях. И сам он, несмотря на личное мужество и жертвенность террористов, есть лишь выражение горячего возмущения и одновременно взвинченности, истеричности и слабости людей. С насильственными действиями народной революции у него ничего общего нет[119].
2. Индивидуальный террор, поскольку он оторван от массового революционного движения, отвлекает лучшие силы борцов от налаживания их связи с широкими слоями трудящихся, проведения там необходимой кропотливой работы, насаждает среди революционеров и масс ошибочные, чреватые тяжелыми последствиями представления о способах и задачах борьбы с угнетателями[120].
3. Индивидуальный террор дает правящему режиму повод для усиления репрессий против освободительного движения, приводит к нейтрализации и гибели его самых активных борцов. Но отдавать одного революционера хотя бы за десять политических мерзавцев и проходимцев – значит дезорганизовывать, растрачивать, ослаблять собственные силы, которые, наоборот, требуется постоянно укреплять[121].
Таким образом, индивидуальный, заговорщический террор в существе своем весьма неэффективен и достижению революционных целей не способствует. Поэтому, восхищаясь личным мужеством и жертвенностью террористов, коммунистам от него следует, повторим, воздерживаться.
Третье. Вместо индивидуального, заговорщического террора коммунисты должны взять на вооружение действительно способствующий достижению целей революции всенародный, красный террор[122]. Он характеризуется рядом качеств:
1. Всенародный, красный террор представляет собой насильственные действия не одиночек, а революционных масс. Он тесно, органично связан с широким непосредственным участием трудящихся в классовой борьбе и обеспечивает данное участие. Это – террор, исходящий от народа и поддерживаемый им[123].
2. Всенародный, красный террор является ответом на буржуазный, белый террор. При чрезмерном обострении классовой борьбы без террора противостоящим силам вообще не обойтись: либо он буржуазный, белый; либо всенародный, красный. Иного быть не может[124]. И, по замечанию Ленина, всякая революция только тогда чего-нибудь стоит, если умеет защищаться[125].
3. Всенародный, красный террор коренным образом отличается от буржуазного, белого террора. Второй осуществляется меньшинством против большинства в интересах меньшинства с целью сохранения эксплуатации и угнетения. Первый осуществляется большинством против меньшинства в интересах большинства с целью уничтожения эксплуатации и угнетения[126]. Именно таким был примененный Советской властью после победы Октября всенародный, красный террор против белого террора контрреволюционеров.
Следовательно, всенародный, красный террор – вполне справедлив и законен. С его помощью народ подавляет сопротивление противников, защищая от них себя и свои завоевания.
В. Вооружение народа
Поскольку революция должна уметь защищаться (а также и нападать), носитель ее, народ, обязан вооружиться. Ленин писал, что во всяком классовом обществе угнетающий класс вооружен (войско, жандармерия, полиция). И для победы над ним угнетенные классы тоже должны вооружиться. Такова единственно возможная тактика революционных классов. Те же угнетенные классы, которые не стремятся иметь оружие и не учатся владеть им, уподобляются лакейским классам, заслуживающим лишь того, чтобы с ними обращались, как с рабами[127]. Только вооруженный народ может быть действительным оплотом свободы.
Разумеется, задачу вооружения народа нельзя понимать прямолинейно, в виде вручения каждому дееспособному члену угнетенных классов оружия. Согласно марксизму-ленинизму, подлинное ее решение заключается в создании революционной армии. Армии, могучей и своими идеалами, и своей дисциплиной, и своим героизмом в борьбе[128]. Причем нужно специально подчеркнуть, что понятие «революционная армия» не тождественно употребленному выше понятию «политическая армия революции». Политическая армия революции – это, отметим еще раз, совокупность всех революционных движущих сил, т.е. пролетариата и союзников. А революционная армия – это совокупность всех вооруженных элементов данных движущих сил, их военно-боевая организация. Она и олицетворяет собою вооруженный народ, выступая от его имени и в его интересах.
Создатели марксизма-ленинизма, на основе опыта своего времени, обозначили два вида элементов, из которых может сложиться революционная армия. Один вид составляют образуемые революционными классами различные вооруженные структуры. К ним относятся батальоны национальной и красной гвардии, боевые дружины и отряды, народная милиция[129]. Они создаются обычно в период прилива революции, когда на повестку дня встает вопрос об организации прямого натиска на власть, предусматривающего неизбежно переход от легальных и мирных к нелегальным и немирным формам борьбы.
Другой вид элементов составляют части правительственного войска, способные перейти на сторону народа. В марксизме-ленинизме отмечается, что войско эксплуататоров представляет собой главный инструмент поддержания их господства. Провозглашаемое неучастие войска в политике есть ложь: оно по существу своему не может быть вне политики. Войско эксплуататоров отделено от народа и сознательно подготовлено так, чтобы в народ стрелять[130]. Причем перед современным войском народ в военном отношении – ничтожная величина. И пока войско настроено против народа, пока оно не включено в орбиту революции, не может быть и речи о серьезной, а тем более успешной борьбе[131].
Отсюда вытекает задача революционизирования войска, отвоевывания его у эксплуататоров, привлечения на сторону народных масс всего благородного и честного, что в нем есть[132]. Для этого безусловно необходимо:
1. Отстаивать всеобщую воинскую повинность, не допускать отмены ее. Ибо, во-первых, через нее трудящиеся учатся владеть оружием. И, во-вторых, при ней войско неизбежно начинает отражать настроения и мысли народа, становясь по отношению к правящему режиму менее надежным. Следует работать с допризывниками. Вступившая в войско коммунистически настроенная молодежь – плохая опора для власть имущих[133].
2. Укреплять в войсковых единицах свои позиции. Налаживать и целенаправленно, неуклонно вести там систематическую пропаганду и агитацию[134].
3. Кроме пропагандистско-агитационного, идейного влияния на войско, в момент непосредственных революционных действий необходима также и физическая борьба за него. То есть нейтрализация, устранение тех военных и гражданских должностных лиц, которые тоже воздействуют на войско, особенно когда оно начинает колебаться, для удержания его в подчинении[135].
В переходе на сторону народа лучшей части войска и соединении его с другими вооруженными формированиями масс заключается решающее условие победы революции.
Г. Вооруженное восстание
Вооруженное восстание есть открытое выступление с оружием в руках каких-либо классов, социальных слоев против существующей политической власти. По концентрации, направлению и проявлению революционной энергии оно представляет собой высшую форму классовой борьбы. С точки зрения марксизма-ленинизма, восстание против тирании составляет исконное право народа, и когда господствующие круги готовят контрреволюционные действия, народ со своей стороны имеет все основания готовиться к восстанию[136]. При осмыслении проблемы вооруженного восстания марксизм-ленинизм исходит из следующего:
Первое.Для коммунистов восстание является очень важной, но не всегда обязательной формой борьбы. И, как уже сказано ранее, восстание было бы безумием там, где мирная деятельность может быстрее и вернее привести к цели[137].
Второе.Однако если без восстания достичь цель нельзя, надо непременно идти на него. В революции, подобно войне, в высшей степени необходимо в ключевой момент все поставить на карту. Следует со всей страстностью бросаться в бой тогда, когда история требует решать оружием великие вопросы человечества. Неизвестно ни одного примера успешной революции, которая бы не подтвердила правильность такого подхода[138].
Третье. Вместе с тем восстание – очень большое слово, и призыв к нему – крайне серьезен. Чем сложнее становится общественный строй, чем выше организация государственной власти, чем совершеннее военная техника, тем непозволительнее легкомысленное, непродуманное выставление этого призыва. На восстание нельзя идти во что бы то ни стало, в любой момент. Оно должно созреть. Без известных массовых предпосылок восстание представляет собой авантюру[139].
Четвертое. Предпосылками, делающими восстание возможным, являются[140]:
1. Наличие передового класса, готового по призыву партии с оружием в руках пойти на штурм власти и быть авангардом народа, вести его в ходе штурма за собой. Без такого передового класса, силами одной партии сломить старую власть нельзя.
2. Наличие революционного подъема народа, сосредоточенно-отчаянного настроения широких масс, осознавших, что полумерами, без восстания, ничего не сделать, назревших задач не решить. Без такого общего революционного подъема, такого настроения народа сломить старую власть нельзя.
3. Наличие особого переломного пункта в развитии общественной ситуации, когда активность передовых слоев народа делается наивысшей, а колебания в рядах врагов и нерешительных, половинчатых попутчиков революции становятся наибольшими. Без такого переломного пункта сломить старую власть нельзя.
Признанием безусловной необходимости для успеха восстания означенных предпосылок марксизм-ленинизм принципиально отличается от бланкизма, уповающего только на волю и решимость кучки заговорщиков.
Пятое. Но одним простым признанием необходимости предпосылок ограничиваться ни в коем случае нельзя. Ведь они порождают лишь возможность успеха восстания, а не сам успех. Для превращения возможности успеха восстания в действительный успех нужна упорная подготовка. Звать к восстанию, не готовясь к нему, – преступление[141].
При подготовке требуется исходить из того, что восстание, подобно войне, представляет собой искусство и к нему надо относиться, как к искусству. То есть восстание подчинено известным правилам, игнорирование которых чревато поражением. Главные из них такие[142]:
1. Никогда не играть с восстанием, попусту говорить о нем, если нет достаточных воли и мужества для практического использования этой формы борьбы. Выбирая восстание, нужно твердо знать, что, несмотря ни на какие обстоятельства, пойдешь до конца. Причем в отличие от революции, которую заранее назначить нельзя, восстание (если оно созрело и готовится) заранее назначить можно. И коль лозунг восстания выдвинут, тогда уже позорно пятиться от него назад. Проволочки, споры, оттяжки губительны для восстания. Промедление в выступлении смерти подобно.
2. Поскольку противник, с которым придется драться, всегда обладает преимуществом лучшей оснащенности, организации и традиционного авторитета власти, необходимо, чтобы не быть разбитым, собрать против него большой перевес сил в решающий момент в решающем месте. Следует также стараться захватить противника врасплох, уловить время, пока его войска разрозненны, и принудить к отступлению раньше, чем он сможет собрать их против восставших.
3. Раз восстание начато, действовать с величайшей решительностью и непременно переходить в наступление. Оборона есть смерть всякого вооруженного восстания. При обороне оно гибнет раньше, чем померится силами с противником. Нерешительность, пассивность и бездеятельность в восстании – позор для революционеров.
4. Добиваться ежедневно (а если речь идет об одном городе – ежечасно) хоть небольших успехов, постоянно поддерживая и усиливая этим моральный перевес восставших над противником.
5. По мере развития успехов восстания привлекать к себе те колеблющиеся элементы народа, которые всегда идут за более сильным и всегда становятся на более надежную сторону.
Таким образом, в восстании (говоря словами мастера революционной тактики прошлого, видного деятеля Великой Французской буржуазной революции – Дантона) нужна смелость, смелость и еще раз смелость.