Демократический централизм – стержневой принцип организационного строения партии
Мировоззренческо-идеологические установки любой партии только тогда могут быть успешно осуществлены, когда она будет иметь адекватную им форму своего организационного строения. Отсутствие ее делает осуществление мировоззренческо-идеологических установок проблематичным и не позволяет партиям стать союзом не только единомыслящих, но и непременно единодействующих борцов. То есть борцов, сражающихся на общей идейной базе и в общем строю.
Проводя разностороннюю работу по созданию в России марксистской, пролетарской партии, Ленин, имея в виду это обстоятельство, писал: «Отсталость организации работы по сравнению с ее содержанием – наше больное место… Неразвитость и непрочность формы не дает возможности сделать дальнейшие серьезные шаги в развитии содержания, вызывает постоянный застой, ведет к расхищению сил, к несоответствию между словом и делом»[6]. Для российской социал-демократии, отметил тогда он, решается сейчас вопрос жизни, чести и достоинства: существует ли она как реальная идейная сила, способная разумно организовать себя настолько, чтобы выступить действительной руководительницей революционного рабочего движения страны[7].
Мировой опыт показал, что стержневым принципом организационного строения партии, наиболее соответствующим мировоззренческо-идеологическому содержанию теории научного коммунизма, является демократический централизм. В исходных чертах он был обоснован Марксом, Энгельсом и опробован ими в «Союзе коммунистов» и I Интернационале[8]. Применительно к новой исторической обстановке принцип получил углубленное развитие в ленинских трудах. Официально же, в качестве обязательной общепартийной нормы российских социал-демократов, его узаконила сначала Таммерфорсская конференция большевиков (1905 г.), а затем IV (Объединительный) съезд РСДРП (1906 г.), принявший уставное положение о том, что все организации партии строятся на началах демократического централизма[9]. VIII Всероссийская конференция РКП(б) (1919 г.) признала демократический централизм «руководящим принципом организационного строения партии»[10].
Пройдя длительную проверку временем, принцип в полной мере показал свою эффективность, постоянно служил и продолжает служить организационной основой деятельности коммунистов нашей страны и всех марксистско-ленинских партий мира.
***
Чем же обязательность демократического централизма для коммунистов обусловлена?
Как видно из названия принципа, в нем воплощено единство двух начал – демократии и централизма. Необходимость в коммунистической партии ц е н т р а л и з м а диктуется тем, что она представляет собой не какое-то действующее в комфортно-тепличных условиях формирование, а партию классовой борьбы, партию революции, т.е. сражающуюся партию. И это объективно требует наличия у нее соответствующих качеств: четкости организационной структуры, сплоченности всех звеньев, главенства целого над частью, единства мысли и действия, непреклонности общей воли, решительности в осуществлении намеченного, способности собрать все силы в кулак и направить их в главный пункт атаки, строжайшей, железной, пролетарской дисциплины каждого коммуниста. Несомненно, только такая политическая сила может находиться в авангарде классовой, революционной борьбы трудящихся и успешно руководить ею.
Вот почему Ленин с самого начала замысливал пролетарскую партию России как безусловно централизованную организацию, указывал, что централизация в политической деятельности есть чрезвычайно положительная черта, что большевики являются несомненными централистами и по своему убеждению, и по своей программе, и по своей тактике[11]. Без централизации в строении и деятельности коммунистическая партия неизбежно обречена быть не столько сражающейся, сколько сражаемой классовыми противниками политической величиной.
История, далее, свидетельствует, что и после победы социалистической революции коммунистическая партия не перестает насущно нуждаться в централизме. Ибо перед нею встают тогда в высшей степени трудные задачи по защите революционных завоеваний, коренному переустройству всех общественных отношений. И только такая же единая, сплоченная, организованная партия может успешно справиться с этими задачами, способна в полной мере выполнять роль политического авангарда трудящихся в борьбе за создание, упрочение и развитие нового строя.
Исходя именно из этих обстоятельств, Сталин даже охарактеризовал партию как «своего рода орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность»[12]. Он отмечал, что в условиях капиталистического окружения пролетариату нужна не только единая, не только крепко сколоченная, но настоящая стальная партия, высеченная из одного куска, способная выдержать натиск врагов рабочего класса и повести его на решительный бой. Она должна выступать как штаб, руководящий всей борьбой пролетариата во всех без исключения областях жизни и объединяющий различные формы борьбы в одно целое[13].
Вместе с тем (при такой своей объективно обусловленной централизованности) коммунистическая партия так же объективно должна быть и подлинно демократической. Необходимость в ней д е м о к р а т и и диктуется тем, что партия есть организация общественная, добровольная, самодеятельная. И главный источник ее силы – сознательная активность широких партийных масс. А она возможна лишь тогда, когда в партии на деле утверждается власть этих масс, когда коммунисты так или иначе ведут все ее дела, участвуют в выработке и осуществлении политики, когда они имеют возможность в полной мере проявить свои способности, инициативу, почин. Только в такой действительно демократической обстановке максимально развивается творческая энергия коммунистов. И насущно необходимая для партии строжайшая, железная, пролетарская дисциплина строится не просто на основе слепого подчинения и слепой исполнительности, а является глубоко сознательной и всецело добровольной.
Наличие демократии важно для коммунистической партии еще и тем, что, лишь будучи вполне демократической, она может успешно привлекать на свою сторону многочисленные слои трудящихся и возглавлять их. Трудящиеся легче, быстрее, лучше поймут именно такую партию, признают ее своим руководителем. И особенно большое значение приобретает демократизация деятельности коммунистов в период развернутого строительства нового общества. Ведь в нем, согласно марксистским воззрениям, демократия (т.е. самовластие народа) должна в конечном счете осуществиться в наиболее полной форме. А этого способна достичь только партия, которой самой внутренне присущи демократические принципы и которая последовательно проводит их в жизнь.
Вот почему, настойчиво отстаивая в партии централизм, Ленин с самого начала не менее настойчиво выступал за утверждение тенденции «к выдержанному расширению демократизма» в ней[14]. И Сталин, отождествив партию с орденом меченосцев, бдительно следя за прочностью ее централистских скреп, в то же время последовательно заботился о систематическом втягивании широких масс коммунистов «в дело руководства партией, развитие в них чувства хозяина в партии»[15]. Это, отмечал он, очень нужно и это следует развивать неуклонно, несмотря ни на что[16].
Таким образом, для коммунистов на всех этапах деятельности одинаково необходимы как централизм, так и демократия. Ни одно из данных начал по отдельности не может стать базой организационного строения их партии. Без централизма партия неизбежно превратится в лишенное внутренней целостности расплывчатое объединение. В этом случае коммунисты утратят способность быть одновременно и единомыслящими, и единодействующими борцами. Без демократии партия также неизбежно превратится в замкнутое, оторванное от масс объединение. В этом случае коммунисты не смогут в должной мере влиять на ход партийных дел, использовать свои знания, опыт, что снизит их сознательность, активность, приведет к утрате ими чувства ответственности за происходящее и сделает просто исполнителями.
Централизм и демократия в партии, стало быть, – нераздельны, а любая попытка обособить их друг от друга – вредна. Это и имел в виду Ленин, разъясняя: «Мы всегда защищаем в нашей печати внутрипартийную демократию. Но мы никогда не высказываемся против централизации партии. Мы за демократический централизм»[17]. Демократический централизм есть соединение централизма, основанного на демократии, с демократией, направляемой централизмом. Полную, действительную реализацию этого принципа Ленин считал чрезвычайно ответственной задачей революционеров в деле создания, укрепления и развития пролетарской, марксистской партии России, а позднее и всех таких партий, составивших III Интернационал[18].
Следует непременно иметь в виду, что соотношение централизма и демократии не является раз и навсегда одинаковой, неизменной величиной. Все зависит от конкретных условий, в которых партии приходится существовать. В одних конкретных условиях объективной необходимостью может быть усиление централистского начала. В других конкретных условиях – начала демократического. И партия должна бдительно следить за тем, чтобы обе эти объективные необходимости получали в ее деятельности своевременное осуществление. Причем укрепление одного из начал демократического централизма не должно сопровождаться ослаблением другого его начала.