Партии рабочего класса в международном пролетарском движении
Путь рабочего класса к образованию своих партий был нелегким. Поначалу пролетарское движение во всем мире носило сектантский характер. То есть существовало в виде множества различных мелких и мельчайших сект. Они представляли собой замкнутые легальные и тайные объединения, каждое из которых исповедовало свою, отличную от других, доктрину. Иначе тогда не могло и быть, ибо условия освобождения пролетариата еще должным образом не созрели в капиталистической действительности, а сам пролетариат не достиг еще нужного уровня развития, чтобы выступить как единый осознавший себя и свои действия класс. Основатели и руководители различных сект недостаток данных условий и развития старались возместить выдумыванием фантастических картин и конструированием утопических планов общественного переустройства. В их пропаганде и реализации они усматривали единственное средство спасения и негативно относились ко всему, что исходило от других сект. Поэтому различные секты обыкновенно враждовали между собой с не меньшим ожесточением, чем со своим общим врагом. Секты, отметили Маркс и Энгельс, представляют собой «детство пролетарского движения, подобно тому, как астрология и алхимия представляют собой детство науки»[4].
Однако постепенно, по мере обострения капиталистических противоречий и возмужания рабочего класса, его противостояние буржуазии освобождалось от сектантства и принимало более зрелые формы. Это, в частности, нашло выражение в чартизме (от латинского – хартия) – массовом революционном движении английского пролетариата 30-40-х гг. XIX в. Движение выработало петиции (хартии), содержавшие важные для трудящихся требования, активно боролось за принятие их властью и практическое осуществление. Пережив период бурного подъема, движение (в обстановке наступившей после революционных событий 1848 г. реакции) начало постепенно иссякать. Энгельс назвал чартизм первой во всемирной истории независимой от буржуазии партией рабочего класса[5]. Он отметил, что хотя чартисты и потерпели поражение, но их деятельность произвела на буржуазию такое впечатление, что с тех пор она ценой постоянных уступок покупает продолжение своего перемирия с рабочими[6].
Последующее развитие пролетарского движения стало проходить уже под постоянно растущим влиянием возникшего к тому времени марксистского учения. Оно содержало в себе то, чего рабочему классу до этого не хватало,– ясное понимание законов исторического развития и путей преобразования капитализма в новый строй. И, согласно выводам марксистского учения, данный строй означал уже не продукт прежних измышлений создателей различных сект о совершенном общественном идеале, а был следствием научного понимания сущности, условий и целей борьбы, которую сообразно своей природе должен вести пролетариат. Надлежало соединить марксистское учение с пролетарским движением и направить его по нужному руслу. А это с еще большей настоятельностью, чем раньше, требовало образования партии рабочего класса, ибо только под ее воздействием и можно было решить указанные задачи.
* * *
Прообразом такой самостоятельной пролетарской партии явился созданный Марксом и Энгельсом «Союз коммунистов» – первая международная коммунистическая организация пролетариата. Он возник в 1847 г. на базе сплочения наиболее революционных элементов социалистического, пролетарского движения различных стран. Программой его стал написанный Марксом и Энгельсом «Манифест Коммунистической партии», а в Уставе указывалось, что цель «Союза» состоит в свержении буржуазии, господстве пролетариата, уничтожении старого, основанного на антагонизме классов капиталистического общества и создании нового строя, без классов и частной собственности. Существовавший в пролетарском движении прежний довольно расплывчатый лозунг «Все люди – братья» был «Союзом» заменен боевым призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Этим провозглашался международный и в то же время четко классовый характер его деятельности. Члены «Союза» приняли непосредственное активное участие в революционных событиях 1848 г., особенно в Германии, мужественно отстаивали на баррикадах и полях сражений позиции пролетариата. После постоянных преследований и арестов своих членов «Союз» в 1852 г. объявил о самороспуске.
Дальнейший этап в истории становления пролетарских партий связан с деятельностью I Интернационала (Международного Товарищества Рабочих), основанного под руководством Маркса и Энгельса в 1864 г. По сравнению с «Союзом коммунистов», он представлял уже более массовое международное революционное объединение пролетариев, секции которого действовали во многих странах. Служа центром сношений и сотрудничества между ними, Интернационал вносил учение научного социализма в движение, направлял его усилия на отстаивание коренных интересов рабочего класса, трудящихся, обобщал и распространял опыт создания и действий революционных пролетарских организаций. Руководя Интернационалом, Маркс и Энгельс непримиримо боролись с имевшими в нем место рецидивами сектантства, мелкобуржуазными, оппортунистическими тенденциями. Важную роль деятели Интернационала играли в период героической Парижской Коммуны, а после ее подавления Интернационал развернул международную кампанию протеста против кровавого террора французской буржуазии.
Учитывая уроки Парижской Коммуны и накопленный опыт революционного движения, Интернационал на одной из своих конференций принял решение о необходимости создания в каждой стране теперь уже не секций, а полностью самостоятельных рабочих партий. В условиях последовавшей затем сильнейшей политической реакции деятельность Интернационала фактически прекратилась. Официально он был распущен в 1876 г.
Возникшие впоследствии, на основе заложенных I Интернационалом принципов, самостоятельные национальные рабочие партии составили в 1889 г. II Интернационал. Руководимый вначале Энгельсом, он на том этапе развивался в целом как марксистская пролетарская организация, активно способствовал распространению теории научного социализма, установлению и поддержанию постоянных тесных связей между рабочими партиями, собиранию сил пролетариата. В результате социалистические партии ряда европейских стран стали весьма значительной политической силой.
Однако после кончины в 1895 г. Энгельса во I Интернационале появились правооппортунистические, ревизионистские тенденции, окончательно возобладавшие в эпоху империализма. Носители их отрицали в марксизме главное – его революционный дух. Проповедуя «классовый мир» и «мирное врастание капитализма в социализм», они ориентировали пролетариат на борьбу за реформы, не затрагивающие сути капитализма. В итоге партии II Интернационала из боевых организаций пролетариата превратились в партии социальных реформ, встали на соглашательские позиции. Центр же подлинно революционного движения к началу XX в. из Европы все больше перемещался в Россию.