ЛЕКЦИЯ 11. ФИЛОСОФИЯ ДАВИДА ЮМА (7.05.1711—25.07.1776)
1. Жизнь и сочинения Д.Юма.Историки философии единодушно считают Давида Юма крупнейшим философом Нового времени. Правда, одни его "заслуги" видят в том, что он "развил философию Локка и Беркли до ее логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной". Так что собственные "взгляды Юма представляют в некотором смысле тупик в развитии философии..." [2, с.678]. Другие, напротив, полагают, что "Юма с основанием можно считать духовным отцом почти всех крупных представителей буржуазной философской мысли в Англии XIX-XX вв." [1, с. 140]. Однако никто не отрицает, что творчество Юма было значительным явлением в истории новоевропейской философии и духовной культуры и оказало разнообразное влияние на их дальнейшее развитие.
Давид Юм, по национальности шотландец, родился 7 мая 1711 г. в городе Эдинбурге в семье небогатого дворянина. Образование получил в Эдинбургском университете. В своей "Автобиографии" Юм писал о себе: я "очень рано почувствовал влечение к литературе, которое было господствующей страстью моей жизни и главным источником моих наслаждений" [3,1, с.68]. И всю свою жизнь он неотступно стремился к этим "наслаждениям", хотя нередко они заканчивались для него крупными неприятностями. Нужда заставила Юма попытаться начать самостоятельную жизнь с занятий коммерцией. Успеха он здесь не добился и принял решение впредь жить на минимальные доходы и не жалеть сил и труда для достижения литературной славы. В 1734 г. Юм отправился во Францию, чтобы поселиться в уединении и полностью посвятить себя занятиям литературой. Через три года он вернулся в Англию и привез оттуда завершенным "Трактат о человеческой природе", который стал его главным философским сочинением. Первые две книги трактата — "О познании" и "Об аффектах" — вышли в свет в 1739 г., а последняя — "О морали" — в 1740 г.
Вопреки ожиданиям Юма, который рассчитывал своими необычными взглядами по меньшей мере возбудить ропот, на его трактат не обратили почти никакого внимания. Однако он быстро оправился от неудачи и поселился в Шотландии, опять-таки в уединении в деревне, где с большим усердием продолжил литературные занятия. В результате он написал сборник "Эссе", который опубликовал в Эдинбурге в 1742 г. В нем он попытался в связи с политическими, моральными и экономическими темами ясно и просто изложить кое-что и из своих философских взглядов. Книга вызвала интерес, быстро разошлась и стала началом литературной славы автора.
В начале 40-х гг. Юм пытался начать карьеру преподавателя в университетах Эдинбурга и Глазго, но места не получил. Помехой стали как раз взгляды, изложенные в "Трактате о человеческой природе", которые воспринимались профессурой как близкие к атеизму. В середине 40-х гг. Юм несколько раз ездил в Европу с дипломатическими миссиями. Однако его никогда не покидала надежда заинтересовать публику своей философией, и с этой целью он написал две работы: "Исследование о человеческом познании" (1748) и "Исследование о принципах морали" (1751). Обе они популяризировали соответствующие части "Трактата о человеческой природе".
И все же в начале 50-х гг. интерес к его работам растет, а сам он приобретает все большую известность. Немалую роль в этом сыграла его политэкономическая работа "Политические беседы" (1752).
В 1752 г. Юм приходит к выводу, что город дает несравненно большие возможности для занятий литературой, чем деревня, и переезжает в Эдинбург. Здесь он соглашается занять должность библиотекаря при Обществе Юристов. Должность приносила ему маленький доход, но открыла доступ к обширной литературе и документам. А это было очень нужно Юму, так как он решил написать историю Англии. 11 лет он посвятил созданию и опубликованию восьмитомной "Истории Великобритании".
С огромным интересом занимался Юм проблемами религии, написав две специальные большие работы: "Диалоги о естественной религии" (1751-1757 гг., опубликована посмертно в 1779 г.) и "Естественная история религии" (1757). Этой же теме посвящены ряд небольших эссе: "О чудесах", "О суеверии и исступлении", "О самоубийстве", "О бессмертии души". В указанных работах он подверг острейшей критике как народные (языческие) религии, так и христианскую церковь, чем возбудил против себя неудовольствие многих. Нередко дело доходило до настоящей травли, и Юму удавалось сохранять спокойствие и творческую жизнь только благодаря неукоснительному соблюдению правила не отвечать ни на
какие нападки.
С 1763 по 1766 г. он находился в Париже на дипломатической службе. Его с восторгом встретили и высший свет, и французские философы-просветители. Со многими из них (например, с Аламбером, Дидро, Гельвецием) у Юма сложились дружеские отношения, хотя к философским взглядам просветителей, к теории познания, к материализму и атеизму он относился весьма прохладно. Крайне неудачно сложились у него отношения с Руссо. Вначале между ними установились очень дружеские и теплые отношения. После возвращения в Англию Юм даже пригласил Руссо к себе пожить и поправить здоровье. Руссо принял приглашение, но, будучи чрезвычайно возбудимым и страдая манией преследования, вскоре обиделся на Юма. Конфликт стал широко известен и принес Юму, который держался очень достойно, немало огорчений.
Последние 10 лет жизни Юм занимался в основном просветительской деятельностью. В частности, был секретарем Эдинбургского философского общества, возглавлял кружок ученых, куда входил и А.Смит. Умер Давид Юм 25 августа 1776 г. в Эдинбурге. Принять священника перед смертью он
отказался.
2.Общий замысел философского исследования.
Философское учение Юма в той части, которая будет здесь изложена, является непосредственным развитием философских взглядов Беркли. При этом, если в оценке берклианства как субъективного идеализма я стремился внести некоторые уточнения, то оценка юмизма как агностического учения большого сомнения у меня не вызывает. Юм отрицал возможность познания как минимум двух вещей: 1) источника наших ощущений и 2) связи между причиной и ее действием. Но как в оценке этих положений, так и в оценке всей философии Юма я считаю необходимым искать не их какой-либо социально-политический смысл и даже не возможную антинаучную направленность, а место в развитии новоевропейской философии и собственно философский смысл.
Главное произведение Юма в полном виде называется "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к нормальным предметам". Я специально обращаю внимание на полное название трактата, ибо в нем сформулированы цели и средства его философских исследований. Во-первых, он хочет исследовать человеческую природу. Необходимость этого, по мнению Юма, диктуется следующей ситуацией. Как философия, так и науки погрязли в многочисленных спорах. Шаткими выглядят даже те системы, которые наиболее претендуют на точность и глубину мышления. Внутри храма науки стоят шум и крики. Нет таких вопросов, по которым люди науки не вели бы спора и относительно чего они не придерживались бы противоположных мнений. Причем споры множатся, и все ведут их с такой горячностью, как будто "все без исключения достоверно. Посреди всей этой суматохи награда достается не1 разуму, а красноречию..." [3,1, с.80]. Отсюда возникает отвращение к метафизике как к слишком темной и трудной науке, чего Юм никак не одобряет. "...Воистину только самый крайний скептицизм вместе с большой долей беспечности может оправдать это отвращение к метафизике" [там же]. Ведь если истина вообще доступна человеческому познанию, <го она должна скрываться в очень большой и туманной глубине. Поэтому нельзя надеяться достичь ее легкими усилиями.
Выход из такого положения в философии и науках может быть найден, как считает Юм, лишь одним-единственным способом: нужно изучить человеческую природу. Все науки без исключения являются предметом познания людей. И люди судят об этих науках с помощью своих сил и способностей.
Следовательно, надо определить объем и силу человеческого познания, объяснить природу наших идей и тех операций, которые мы производим в наших рассуждениях. А на основе полученных знаний о природе человека можно будет внести изменения и улучшения во все остальные науки. Таким образом, Юм выдвигает идею о необходимости подвести в качестве фундамента под все человеческое познание науку о человеческой природе.
Во-вторых, "...если наука о человеке является единственным прочным основанием других наук, то единственное прочное основание, на которое мы можем поставить саму эту науку, должно быть заложено в опыте и наблюдении" [там же, с.82]. Никакая наука, настаивает Юм, не может выйти за пределы опыта или найти такие принципы, которые не были бы установлены на авторитете опыта. Поэтому и моральная философия, или наука о человеческом духе, должна опираться на тщательные и точные эксперименты и наблюдения над теми действиями, которые свидетельствуют о силах и качествах духа. Однако, в отличие от естественных наук, наука о духе (или моральная философия) не может ставить эксперименты над человеческим духом намеренно и предумышленно. Это сразу нарушило бы естественное проявление тех принципов, которым подчиняются действия человеческого духа. "Поэтому в указанной науке мы должны подбирать наши опыты путем осторожного наблюдения над человеческой жизнью..." [там же, с.85]. Проявления человеческого духа следует брать так, говорит Юм, как они обнаруживаются в обыденной жизни, в поведении людей, находящихся в обществе, занимающихся делами или предающихся развлечениям.
Из приведенного.описания исследовательского замысла философа мы видим, что он ставит задачу учредить новую науку — науку о природе человека, или о человеческом духе. Причем новизна его замысла состоит в том, что он стремится подвести эту науку как фундамент под все человеческое познание. И особенно проявляется новизна замысла Юма в том, что он предполагает поставить науку о человеческом духе на почву изучения фактов. Факты проявления человеческой природы, их тщательная фиксация, вдумчивый анализ, осторожное обобщение — вот что должно стать основным методом науки о человеческом духе. Как бы Юм ни оценивал эти замыслы и к чему бы ни привели его попытки их реализовать, для того времени они имеют следующее теоретическое и историко-философское значение. Во-первых, они прогрессивны в том отношении, что представляют собой программу применения методов передовых тогда естественных наук к исследованию духовных способностей человека. Тем самым, во-вторых, эти замыслы объективно становятся в оппозицию к спекулятивной метафизике, которая претендовала посредством чистого умозрения усмотреть первоначало мира и природу человека. В-третьих, в замыслах Юма зримо выступил принципиальный гноселогизм новоевропейской философии, особенно эмпиризма. Этот гносеологизм, у Юма по сути абсолютный, состоит в установке изучить прежде всякого познания наши познавательные способности. И в-четвертых, в данных замыслах со всей определенностью проявлено то, что главным объектом исследования новоевропейских философов выступает человеческий дух (сознание). Так что вся новоевропейская философия XVII — первой половины XVIII в. была по преимуществу онтологией человеческого духа, т.е. учением о специфическом бытии — бытии человеческого духа.
3. Состав человеческого опыта (духа).Рассмотрим теперь основные моменты реализации описанных замыслов Юма. Отправной пункт его учения о человеческой природе может быть обозначен как определение состава человеческого духа, или опыта человека. Юм начинает с констатации факта, что человеческий ум имеет восприятия. Это многозначительное начало, настолько простое и до такой степени достоверное, что относительно его не колебался в своем радикальном сомнении даже Декарт. Впрочем, для него восприятия ума сами по себе не имеют большой ценности, пока не отыскано средство установить, соответствует ли им что-нибудь вне ума или нет. Юм, исходя из установки принимать лишь то, что понятно, берет в качестве действительно достоверных начал восприятия ума. Это, хотя и очень беглое, сравнение Юма с Декартом показывает, что новоевропейская философия в принципе едина и что несмотря на большую историческую и теоретическую дистанцию между Юмом и Декартом, оба они связаны идеей одного философского поиска.
Восприятие ума, полагает Юм, самым очевидным образом делятся на два рода: впечатления иидеи.Специфика впечатлений весьма точно выражена обычным значением слова "впечатление"; "впечатляться" — получать сильные, яркие образы, мощные колебания духа. Сам Юм определяет впечатления как такие восприятия, которые входят в сознание с наибольшей силой и неудержимостью. Из фактически известных каждому человеку впечатлениям относятся такие восприятия, как возникающие при помощи органов чувств ощущения и сопровождающие их эмоции (аффекты). Идеи— это слабые образы в мышлении и рассуждении.
Напомню, что Беркли в "Трактате о принципах человеческого познания " (§ 30 и 33) производил подобное разделение идей на идеи ощущений и идеи воображения. При этом критерий отличия фактически один и тот же и у Беркли, и у Юма: сила, живость и отчетливость у одних больше, а у других меньше. Но Беркли независимо от указанных различий все восприятия называл идеями. А Юм считает важным термин "идея" применять только для обозначения слабых образов впечатлений в мышлении и рассуждений. И различие между впечатлениями и идеями он отождествляет с различием между чувствованием и мышлением. И здесь нетривиальный теоретический смысл. Подчеркивание Юмом нетождественности впечатлений и идей обеспечивает эффект объяснения. То есть на вопрос, что такое мышление, он готовит ответ: мышление в собственном смысле слова берет начало из ощущений, однако отличается от них по непосредственной основе тем, что такую основу составляют не сами образы ощущений, а их ослабленные копии (идеи) в уме. Таким образом, уже в самом начале построения своей концепции человеческого духа он ясно обнаруживает намерение объяснить понятия, которыми оперирует мышление, исходя из чувственных образов.
Но последуем дальше за Юмом в его анализе состава человеческого духа. Разделив все восприятия на впечатления и идеи, он отмечает, что и те и другие делятся на простые и сложные. "Простые восприятия, т.е. впечатления и идеи, — это те, которые не допускают ни различения, ни разделения. Сложные восприятия противоположны простым, и в них могут быть различные части" [там же, с.90]. Дальнейший анализ приводит Юма к выводу, что каждому простому впечатлению соответствует простая идея. В получении такого вывода он строго следует понятному им опытному методу. В частности, широко использует прием отыскивания отрицательных примеров.
Так, при первом сравнении впечатлений и идей бросается в глаза, что идеи во всем повторяют впечатления, кроме их силы и живости. Однако при более тщательном рассмотрении идей и впечатлений мы легко находим примеры, что есть такие сложные впечатления, которым не соответствуют сложные идеи, и наоборот. Например, мы может образовать сложную идею города, который нигде не видели. Так же точно впечатление города, который мы непосредственно наблюдаем, может значительно отличаться от идеи того же города, когда мы представляем его себе, закрыв глаза. Авот для вывода о том, что простые идеи ивпечатления совпадают по содержанию и отличаются только по силе и живости, никаких отрицательных примеров найти не удается. Так; непосредственному восприятию (впечатлению) красного или любого другого цвета соответствует аналогичный цвет и в воображении. Впечатлениям других качеств — длины, плотности, звука, вкуса — также соответствуют аналогичные идеи и воображения. Следовательно, указанный вывод о совпадении простых впечатлений и идей нужно признать правильным.
Итак, простые впечатления и идеи всегда связаны друг с другом. Значит, следует признать, что одни из них оказываются причинами, а другие — следствиями. Но что именно является причиной, а что следствием? Для ответа на данный вопрос Юм рассматривает порядок первого появления впечатлений и идей и находит, что простые впечатления всегда предшествуют соответствующим идеям. Чтобы ребенок получил понятие оранжевого или красного цвета, горького или сладкого вкуса, нужно у него вызвать эти впечатления предъявлением соответствующих предметов. Но абсурдно пытаться вызвать подобные впечатления путем объяснения. Поэтому слепые от рождения никогда не узнают, что такое цвета, а глухие — что такое звуки. Отсюда устанавливается общее для всего учения о человеческом духе положение: "Все наши простые идеи при первом своем появлении происходят от простых впечатлений/которые им соответствуют и которые они в точности повторяют" [там же, с.92]. Следовательно, простые идеи — это образы (ослабленные копии) простых впечатлений. Ум способен также помимо этих идей образовывать вторичные идеи, т.е. образы тех идей, которые являются копиями впечатлений.
Наконец, сами впечатления тоже делятся на два рода: 1) впечатления ощущения и 2) впечатления рефлексии. Впечатления ощущения возникают в душе благодаря деятельности органов чувств. Однако причины их неизвестны. Впечатления рефлексии самым явным образом происходят от наших идей. Осуществляется это так. Сначала возникают впечатления ощущения (восприятия тепла, холода, жажды, голода, удовольствия и страдания). Ум снимает копии этих впечатлений, т.е. образует их идеи. Данные идеи воздействуют на душу и производят в ней новые впечатления — "желание и отвращение, надежду и страх, которые, собственно, могут быть названы впечатлениями рефлексии" [там же, с.96]. Итак, впечатления рефлексии, которые составляют основу эмоциональной сферы человеческого духа, вызываются идеями, а эти последние порождены ощущениями. И следовательно, весь состав человеческого духа (как сфера познавательных способностей, так и эмоционально-волевая сфера) замыкается на один источник — на ощущения.
Исследование причин ощущений Юм считает делом анатомов и естественников. Его же, как моралиста, интересуют прежде всего аффекты, желания и эмоции, т.е. впечатления рефлексии, которые имеют своей причиной идеи. Поэтому, чтобы объяснить природу и принципы человеческого духа, нужно сначала подробно рассмотреть идеи.
Рассмотрение идей Юм начинает с того, что сравнивает идеи памяти и идеи воображения. Здесь, по его мнению, обнаруживается следующее. Впечатление, превращаясь в идею, может сохранять в значительной степени свою первоначальную живость и оказывается чем-то средним между впечатлением и идеей. Способность повторять впечатления первым способом называется памятью, а вторым — воображением. Таким образом, главное различие между памятью, и воображением состоит в силе и живости идей. Кроме того, они отличаются еще и тем, что воображение легко вносит изменения в порядок и форму первичных впечатлений, а память в этом отношении связана и не в силах внести какое-либо изменение.
Мы можем подвести некоторые итоги. До сих пор Юм в общих чертах рассмотрел весь состав человеческого духа и определил его основные способности: 1) получать впечатления ощущений, 2) получать впечатления рефлексии, 3) образовывать идеи памяти, 4) образовывать идеи воображения. И хотя он пока не определил способность воли, это не мешает нам сделать следующий вывод. Перед нами попытка выведения всего состава человеческого сознания и всех его духовных способностей из ощущений. Для сферы познания это касается объяснения того, что представляют собой такие познавательные способности, как память, воображение, мышление (способность суждения, включая образование суждений необходимости). В своем "Исследовании о человеческом познании", которое популяризирует первую книгу "Трактата о человеческой природе", Юм прямо выступает против качественного различия разума и опыта и двух соответствующих способов аргументации — умозрительной и опытной. Хотя это различие и пользуется всеобщим признанием, "я, не колеблясь, объявляю, что оно в сущности ошибочно или по крайней мере поверхностно" [3,2, с.47]. Решению этой задачи — объяснить из ощущений весь человеческий дух — служит также терминология Юма. Его различие впечатлений и идей соответствует принятому тогда делению познавательных способностей на чувственность и разум. А установление той связи между ними, которая описана в лекции, призвано показать, что между чувственностью и мышлением нет качественных различий.
4. Учение об ассоциации идей и проблема причинности. Дальнейшее развитие рассмотренная попытка Юма получает в его учении об ассоциации идей. Данное учение предназначено объяснить образование сложных идей. Однако общетеоретический смысл этого предназначения, само понятие сложных идей нужны для решения более глубокой и солидной задачи — найти объяснение тому, что представляет собой мышление вообще: по субстрату, элементам, механизму действия, возможностям и результатам. Итак, как уже говорилось, Юм отмечает, что воображение в состоянии соединять простые идеи в любые сложные, разъединять их снова и вновь соединять в любом виде. И если бы воображением не руководили некоторые общие принципы соединения идей, то, как говорит Юм, мы никогда бы не смогли наблюдать в нашем сознании регулярного появления одних и тех же сложных идей. Но мы их всегда наблюдаем. Следовательно, существуют какие-то принципы связи идей, некоторое объединяющее эти идеи качество. Оно таково, что с его помощью одна идея всегда вызывает другую. Однако это не значит, что ум не может сочетать идеи без всякого принципа. Наоборот, суть воображения в том и состоит, что оно сочетает идеи любым способом. А принцип объединения идей действует, хотя и неотступно, но только как мягкая сила, которая обычнопреобладает.
Таких принципов, которые обычно объединяют простые идеи в сложные, три: 1) сходствомежду идеями, 2) смежностьво времени или в пространстве, 3) причина и действие. Эти принципы представляют собой как бы род притяжения идей. Они заменяют в воображении те нерасторжимые связи, которые существуют в памяти. Действия такого притяжения всегда ясны, а причины неизвестны. Они "должны быть сведены к первоначальнымкачествам человеческой природы, на объяснение которых я не претендую", — пишет Юм [3,1, с.101].
Однако все три принципа действуют неодинаково. Самым сильным является принцип причинности. Остальные принципы связи идей могут усиливать или ослаблять действие принципа причинности. Кроме того, причинность — единственное отношение, которое выводит нас за пределы нашей памяти и чувств. Поэтому Юм уделяет особое внимание анализу данного отношения. Указанные принципы ассоциации приводят к образованию из простых идей трех видов сложных идей. Это идеи субстанций, модусов и отношений.
Самыми важными для познания оказываются сложные идеи отношений.Отношения устанавливаются прежде всего тогда, когда в двух идеях есть нечто сходное, что и служит основанием отношения. Юм говорит, что это обычное представление об отношении. Но существуют такие отношения между идеями, которые он называет философскими. Они возникают там, где мы осуществляем сравнение двух или большего числа идей, невзирая на наличие общего у всех них элемента. На первый взгляд кажется, что количество подобных отношений между идеями безгранично, и потому бесполезно пытаться выделить их виды. Однако в установлении философских отношений и заключается человеческое познание, поэтому следует подумать, нельзя ли их как-то описать и классифицировать. Оказывается, что все отношения, которые мы можем устанавливать между идеями, сводятся к семи видам: 1) сходство, 2) тождество, 3) отношения времени и места (пространства), 4) количественные (числовые) отношения, 5) степени какого-либо качества, 6) отношения противоположности, 7) отношения причины и действия.
Эти семь видов отношений Юм делил затем на два класса. К первому он относит сходство, противоположность, степени качества и количественные соотношения. Суть названных четырех видов отношений в том, что они зависят исключительно от идей и устанавливаются путем интуиции или демонстрации и являются достоверными. Поэтому Юм называет их отношениями между идеями.Ко второму классу отношений он относит тождество, положение во времени и пространстве и причинность. Суть данных трех видов отношений в том, что любые заключения о них не могут приводить к противоречиям. Эти отношения зависят не только от идей, но и от наших впечатлений. Поэтому Юм называет их отношениями факта. Суждения об отношениях факта имеют не интуитивную и не демонстративную, а какую-то иную природу. Например, суждение "солнце завтра не взойдет" такое же ясное и непротиворечивое, как и утверждение "солнце завтра взойдет". В наших суждениях о фактах мы явно или скрыто на основе восприятия одного факта делаем заключение о существовании другого факта, который не воспринимаем. Тем самым очевидно, что в основе всех таких суждений лежит отношение причинности. Следовательно, чтобы определить природу заключений о фактах, нужно выяснить, каким образом мы приходим к познанию причин и действий.
Приступая к анализу причинности, Юм прежде всего обращает внимание, что, рассматривая чувственноданные качества объекта, ум не в состоянии априорно вывести из них такие-то и такие-то действия. Ибо действие всегда отличается от причины. Значит, сделать заключение о связи причины и действия мы не можем без помощи наблюдения и опыта. Опыт, таким образом, лежит в основе всех заключений о причине и действии. Но что лежит в основе самого опыта, продолжает спрашивать Юм. Главное затруднение, которое он здесь видит, поясняется им такими примерами. Во-первых, мы постоянно делаем заключения о будущем. Ум несомненно производит здесь какую-то операцию, какой-то шаг вперед. Что это за операция? Ведь если допустить, что "порядок природы может измениться и что прошлое может перестать служить правилом для будущего, то всякий опыт становится бесполезным и не дает повода ни к какому заключению" [3,2, с.40]. Во-вторых, ни опыт (т.е. впечатления), ни рассуждение не устанавливают связи между чувственными качествами и скрытыми силами, например, между внешним видом куска хлеба и его питательными свойствами. Однако ум и здесь делает всегда какой-то шаг вперед. Ведь по внешнему виду хлеба или другой пищи мы мгновенно делаем вывод о ее пользе либо вреде. Какое же действие совершает при этом ум? В чем оно состоит?
Рассмотрение многочисленных примеров приводит Юма к выводу, что весь опыт человека "не дает ему идеи или знания той скрытой силы, с помощью которой один объект производит Другой, и его не принуждает выводить это заключение какой-либо процесс рассуждения. И все же он чувствует себя вынужденным сделать подобный вывод..." [там же, с.45]. Почему же в многочисленных случаях наблюдений над фактами мы вынуждены делать такие выводы, хотя ни данные чувства (впечатления), ни соотношения идей не дают к этому никакого основания? Ответ может быть только один, считает Юм. В основе подобных выводов лежит только одна привычка, или навык. Связь впечатлений, многократно повторяясь, выработала у людей привычку связывать разные объекты как причины и следствия. В силу привычки в духе человека сложился род инстинкта, который и составляет суть того акта, который молниеносно осуществляется человеческим умом, когда он от настоящих событий переходит к будущим или от явных свойств объекта к его скрытым силам.
Учение Юма о причинности вызвало и вызывает наибольшее количество нареканий. Считается, что оно прежде всего дискредитирует естественнонаучный поиск и подрывает мировоззренческие основы естественных наук. Однако история философии и науки показывает, что его последователи разработали грандиозные философские системы (например, Кант) и не впадали в спячку в естественнонаучных исследованиях. Это понятно, ибо данное учение о причинности требовало предельной концентрации внимания на изучении фактов. В целом же учение о разделении всех восприятий ума на впечатления и идеи, а впечатлений — на впечатления ощущения и впечатления рефлексии призвано было утверждать однородность содержания человеческого духа. Учение же об ассоциации и о причинности представило механизм действия духа, способ движения его содержания и способ образования нового содержания. Как мы видели, механизм этот работает так, что ни в коей мере не нарушает первоначально сформулированной мысли о происхождении всего многообразия духа из ощущений.
5. Проблема субстанции и абстрактных идей.Этой же цели подчинено и учение Юма о субстанции и об абстрактных идеях. По поводу субстанции вообще он спрашивает: те, кто считает, что мы имеем ясную идею субстанции и акциденций, пусть ответят, откуда извлекается идея субстанции — из впечатлений ощущения или из впечатлений рефлексии? Если найдутся такие, которые ответят, что идею субстанции доставляют нам чувства, то пусть объяснят, какие именно и как? Ее воспринимают глаза, уши, небо? Она — вкус, звук, цвет? Нет, этого никто не станет утверждать. Но тогда значит, что идея субстанции извлекается не из впечатлений ощущения, а из впечатлений рефлексии? Однако впечатления рефлексии сводятся к страстям и эмоциям. И ни те, ни другие не могут представлять субстанции. "Следовательно, — делает вывод Юм, — у нас нет иной идеи субстанции, кроме идеи совокупности отдельных качеств" [3,1, с. 105]. Поэтому субстанция — это фикция. В действительности она не имеет места, и мы лишь предполагаем, что эти качества тесно связаны отношениями смежности и причинности.
Причем данный вывод относится не только к материальной субстанции, но и к субстанции вообще. То есть выражение "духовная субстанция" тоже обозначает лишь ту или иную совокупность качеств, а именно совокупность восприятий. Тождество, приписываемое человеческому уму в том смысле, что он есть некоторое существо, производящее различные познавательные действия, также всего лишь фикция. При определении самотождественности человеческого духа нужно пользоваться тем же методом рассуждения, которым объясняется тождество растений, животных, кораблей и т.д. "...Я не нахожу лучшего сравнения для души, чем сравнение ее с республикой или же общиной, различные члены которой связаны взаимными узами властвования и подчинения..." [там же, с.376]. Но поскольку содержание души составляют идеи, связь которых подчиняется различным принципам ассоциации, то в целом душа не больше, чем огромная ассоциация идей и эмоций.
Это учение об отсутствии субстанции, точнее об отсутствии знания о ней, стало основой радикальной антирелигиозности Юма. Хотя дело не только в отрицании субстанции. Оно представляет собой лишь один из элементов юмовского скептицизма, как он сам называл свои взгляды. Но скептицизм у него особый. Он требует выводить все знание из опыта и фактов. А опыт и факты происходят из ощущений. Поэтому теория познания Юма всеми своими элементами была направлена против религии. Всякая религия основывается на признании существования сверхчувственной реальности. Юм — один из первых сознательных атеистов в Европе, получивший свой атеизм не на основе моральных разочарований, а на основе самостоятельного философского эмоционально уравновешенного исследования.
Наконец, учение Юма об абстрактных идеях тоже подчинено замыслу объяснить весь человеческий дух на основе ощущений. Он полностью принимает учение Беркли об абстрактных идеях. В частности, считает безупречным аргумент, что невозможно образование идеи треугольника вообще или человека вообще. Что когда мы произносим слово "треугольник" или слово "человек", не делая никаких уточнений, то в нашем уме возникает образ какого-то конкретного треугольника или человека. Само слово "треугольник" применяется ко всем возможным треугольникам в силу их сходства. А когда мы слышим это слово без дополнительных уточнений, то в уме, во-первых, возникает идея какого-нибудь конкретного треугольника, а во-вторых, ум приготовляется перейти к любому другому треугольнику в зависимости от нашей цели и необходимости. И только в таком смысле можно говорить об абстрактных идеях. Тем самым в действительности ничего общего мы не можем ни знать, ни иметь в уме.
В начале лекции были приведены некоторые мнения о значении философских взглядов Юма. Теперь, завершив изложение его теории познания, я хотел бы предложить соображения о связи Юма с основоположником классической немецкой философии Иммануилом Кантом. Обычно эту связь понимают лишь в том смысле, что Юм "разбудил" Канта, подтолкнул его заняться исследованием Разума. Я же предлагаю читателям, если они будут изучать теорию познания Канта, поразмышлять над следующим:
1. Юм по сути изучает человеческий ум без его отношения к тем вещам, которые производят впечатления. Он полагает, что причины ощущений мы знать не можем. Здесь явно содержатся два кантовских понятия: 1) "вещи в себе", аффицирующей ощущения, 2) "чистого разума". Конечно, под "чистым разумом" Кант имел в виду разум до и без всякого опыта.
2. Но у Юма есть подход к различению опыта в собствен ном смысле и рассудка. Он осуществлен дважды: различием впечатлений и различием суждений об идеях (что очень близ ко к кантовским суждениям априори) и суждений о фактах (близко к кантовским суждениям апостериори).
3. Юмовское учение об ассоциациях и видах философских отношений как способах объединения идей фактически объясняет образование различных видов суждений. Поэтому от него один шаг до кантовских схем категориального синтеза. При этом интересно отметить, что наличие категориальных схем, по Канту, нужно признать лишь потому, что без них не было бы определенных суждений. До него то же самое говорит Юм о необходимости допущения строго определенных типов ассоциаций. Невнимание к этому смыслу юмовских ассоциаций со стороны исследователей можно объяснить лишь крайней и весьма неоправданной психологизацией его философии.
4. Еще интереснее близость общих подходов обоих мыслителей к философствованию. Юм, выдвинув идею создания науки о человеческом духе, поставил проблему ее соотношения с естествознанием и с метафизикой. Поэтому кантовские вопросы "как возможна метафизика как наука?", "как возможно естествознание?" только более точно формулируют юмовские философские интересы.
5. Наконец, Юм выделил в человеческом духе две сферы: познавательную и моральную. Кант сохранил их и добавил к ним третью — сферу вкуса, или эстетических суждений.
Размышления над данными параллелями между Юмом и Кантом укрепляют во мнении, что Кант хорошо знал Юма и получил от него не только импульс, но и содержательную основу, т.е. переформулировал и развил целый ряд юмовских идей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.
2. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
3. Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 1-2. М., 1965.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представив основные идеи философов XVII — первой половины XVIII в., уместно поставить вопрос: какие между ними существуют связи? И если такие связи можно наблюдать, то выражают ли они принципиальное единство философии данного периода или указывают на что-то другое?
Рассмотрим сначала первы