ЛЕКЦИЯ 10. ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ (12.03.1685— 14.01.1753)
1. Жизнь и основные сочинения Дж. Беркли.Родился Джордж Беркли 12 марта 1685 г. в городе Келкени на юге Ирландии. Его родители были мелкопоместные дворяне. По национальности он был англичанин, но как отмечает отечественный исследователь философии Беркли И.С. Нарский, "Беркли иногда писал о себе и своих единомышленниках "мы, ирландцы" [3, с.8]. Может быть, поэтому его соотечественник Бертран Рассел утверждал, что "Беркли был ирландцем..." [4, с.666]. В пятнадцать лет Беркли поступил в колледж святой Троицы Дублинского клерикального университета. После окончания колледжа в 1707 г. некоторое время работал преподавателем греческого и еврейского языков в Дублинском университете. В 1709 г. был возведен в церковный сан дьякона. Начиная с 1713 г. несколько раз бывал в Европе — в Италии, на Сицилии, во Франции.
Будучи ревностным служителем церкви, Беркли долго вынашивал планы организации на Бермудских островах религиозного колледжа для подготовки миссионеров из индейцев Северной и Центральной Америки. Добился от короля специального указа и обещания выделить на это предприятие государственные субсидии. В 1728 г. Беркли с женой, имея небольшие средства, отправились в Америку. Они остановились на острове Род-Айленд и в течение трех лет напрасно ждали обещанных королем денег. В 1731 г., так ничего и не дождавшись, Беркли возвращается в Англию. В 1734 г. ему было присвоено звание епископа, и он получил назначение в Клойнскую епархию (церковный округ) на юге Ирландии. До 1752 года он добросовестно исполнял свои церковные обязанности. Последние несколько месяцев своей жизни прожил в Оксфорде, где 14 января 1753 г. скоропостижно умер.
Историки философии как у нас, так и на Западе согласны, что основной этап своего философского развития Беркли завершил к тридцати годам. И.С. Нарский пишет, что к двадцати пяти годам Беркли закончил свое философское развитие. Бертран Рассел считает, что все свои лучшие работы тот написал до двадцати восьми лет.
В колледже Беркли был очень способным учеником. С увлечением изучал не только теологию, но и математику, философию, иностранные языки. С большим интересом читал труды новых философов — Бэкона, Декарта, Гоббса, Локка, Гассенди, Мальбранша. В колледже он организовал философский кружок и вел философский дневник, куда тщательно записывал свои размышления и заметки по поводу прочитанного. Анализ этого дневника ("Записные книжки А и В") показывает, что некоторые основные положения своей будущей философии он сформулировал уже здесь.
Первое печатное произведение Беркли вышло в 1709 г. и называлось "Опыт новой теории зрения". Теоретический замысел трактата состоял в том, чтобы доказать, что между идеями зрения и идеями осязания нет ничего общего, т.е. с помощью зрения мы воспринимаем только цвета с их оттенками и соотношениями света и тени, а с помощью осязания мы воспринимаем идеи твердости тел и величины трех измерений. И эти ощущения абсолютно гетерогенны, не имеют никакого общего источника. О значении этого замысла во всей концепции философа поговорим позже. Сейчас же отмечу, что в данном трактате Беркли тщательнейшим образом анализирует процесс зрительного восприятия, используя все последние достижения науки.
В 1710 г. выходит его главное произведение — "Трактат о принципах человеческого познания". В нем в четкой и ясной форме с большим литературным мастерством Беркли представил свою систему взглядов, которая впоследствии довольно часто именовалась субъективным идеализмом. Трактат был встречен весьма недоброжелательно. Чтобы упростить изложение, сделать его более живым, ясным и убедительным, Беркли в 1713 г. пишет работу "Три разговора между «Гиласом и Филонусом». Здесь он излагает свою философию в форме диалога между сторонником существования материи Гиласом и Филонусом, который выражает позицию Беркли. Естественно, что Филонус шаг за шагом убеждает Гиласа в ошибочности его представлений.
После большого перерыва в 1732 г. Беркли издает работу "Альсифрон, или Ничтожный философ". Она была направлена против этических взглядов английских философов-деистов Шефтсбери, Мендевиля и Коллинза. В 1734 г. появляется работа Беркли "Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику". Здесь он стремится доказать ошибочность и противоречивость рассуждений математиков о бесконечно малых величинах.
В течение 1735-1737 гг. анонимно тремя отдельными частями выходит его работа на экономическую тему под названием "Вопрошатель, содержащий ряд вопросов, предлагаемых на всеобщее рассмотрение". В ней в форме риторических вопросов проводятся идеи о том, что источником богатства является труд, что богатство страны можно увеличить только развитием производства, что для развития производства лучше больше вывозить товаров из страны, чем ввозить их в страну, и т.д.
Последняя работа Беркли "Сейрис, или Цепь философских размышлений..." посвящена исследованию целебных свойств дегтярной настойки. Однако наряду с этим в ней имеется краткий очерк истории философии, в связи с чем Беркли высказывает и уточняет положения собственного учения. Основное философское значение "Сейриса..." некоторые историки философии видят в том, что здесь ее автор пытается спасти свою субъективно-идеалистическую позицию в гносеологии путем соединения ее с объективно-идеалистической теорией бытия [см. 3, с.20,30]. В данной лекции я постараюсь показать, что позиция Беркли в гносеологии и онтологии едина, представляет собой одну концепцию, в которой с самого начала учение о познании и учение о бытии выступали более или менее развитыми моментами одной и той же философской идеи. Поэтому, может быть, верно то, что в "Трактате о принципах человеческого познания" Беркли больше уделил внимания гносеологии, а в "Сейрисе..." онтологии. Но это вовсе не означает, что в конечном итоге у него механически соединяются субъективно-идеалистическая теория познания и объективно-идеалистическая теория бытия.
2. Об одной методологической слабости в устоявшихся оценках философии Беркли,В 1978 г. в Советском Союзе был выпущен однотомник сочинений Дж. Беркли на русском языке, куда вошли все его основные философские работы. У философской общественности появилась хорошая возможность изучать его взгляды не в переложении, а по первоисточнику. В отношении Беркли такая задача весьма актуальна. В этом легко убедиться, если читать учебную литературу и другие работы, излагающие взгляды этого крупнейшего философа Нового времени. Довольно часто в них встречаются такие оценки Дж. Беркли: ретроград (противник прогресса), реакционер, клерикал, обскурант (т.е. ярый противник науки и просвещения), мракобес. Идеи Локка он извратил, материалистические положения исказил, в аргументации часто прибегал к софизмам. "Уже смолоду Беркли вступил в борьбу с современной ему передовой мыслью", — узнаем мы в "Философской энциклопедии" [5, с. 149]. "Беркли провозгласил философскую контрреволюцию, откровенно заявив, что ставит перед собой задачу изъять краеугольный камень материи из системы атеистов..." — пишет И.С. Нарский во вступительной статье к собранию его сочинений [3, с.9]. Подобные оценки философии Беркли изображают ее как клеветническое искажение сенсуализма Локка. Однако тогда возникает вопрос, зачем мы вообще ее изучаем? Разве философские инсинуации ярого апологета религии могли внести что-либо положительное в реальный процесс развития философского знания? Приведенные оценки философии Беркли допускают только отрицательный ответ на этот вопрос. Ничего положительного в развитие философии Беркли не внес, разве что по мелочам, обратив внимание на какую-нибудь частную проблему. Но для чего же тогда надо изучать взгляды Беркли? Для того, чтобы "выяснить происхождение субъективно-идеалистических взглядов на науку в их ранних истоках", — отвечает на данный вопрос И.С. Нарский [там же]. Значение Беркли в истории философии в том, что "он был одним из источников субъективно-идеалистических теорий, возникших в конце XIX — начале XX века в буржуазной науке..." — утверждается в "Философской энциклопедии" [5, с. 150].
Исходя из таких оценок, самостоятельного исторического и теоретического интереса взгляды Беркли не представляют. Изучать его нужно исключительно как дурной пример и как источник всякой скверны в последующем развитии философии и науки. И для того еще его надо изучать, чтобы знать, как с такими явлениями бороться.
Я не ставлю своей задачей опровергнуть этот устоявшийся в нашей литературе взгляд на значение учения Беркли в развитии классической новоевропейской философии. В пределах лекции такую задачу удовлетворительно решить нельзя. Но я укажу на один в методологическом отношении слабый пункт, лежащий в основе приведенных оценок. А затем мы попытаемся уяснить основную позицию Беркли путем анализа его сочинений. И, быть может, это откроет возможность увидеть позитивное значение взглядов Беркли в истории философии.
Итак, методологическая слабость приведенных оценок состоит в следующем. Выраженная в них позиция ставит философские взгляды Беркли (которые при этом называются субъективным идеализмом) в особое положение не только в классической новоевропейской философии, но и во всей истории философии вообще. Действительно, ведь Платон, например, тоже считал материю лишь тенью идей. Он выступал также против безбожия. Существует даже легенда, что книги древнегреческих материалистов не дошли до нас потому, что Платон скупал их по всей Греции и сжигал. Даже если эту легенду считать историческим анекдотом, все же в философской биографии Платона достаточно фактов его абсолютной непримиримости к материализму. Однако мы не называем его ни ретроградом, ни исказителем идей материалистов.
Впрочем, Платон — очень далекий от Беркли пример. Если же подойти поближе, то мы увидим, что и старшие современники Беркли — Локк и Лейбниц — каждый по-своему с большим усердием обосновали существование Бога. Причем и Локк, и Лейбниц давали такие характеристики Богу, которые были шагом назад к религиозному таизму по сравнению со взглядами Гоббса и Спинозы. Известно, что Спиноза отождествлял Бога с субстанцией, т.е. устранил из свойств Бога волю, способность делать чудо и все, что делает Бога непостижимым. Гоббс сделал свой знаменитый вывод, что если Бог есть причина мирового движения, то необходимо признать, что он не может быть бестелесным и неподвижным. А это — неосознанный атеизм. Но их преемники, Лейбниц и Локк, возвращают Богу то, что "отняли" у Него раньше Гоббс и Спиноза, — Его религиозно-мистический характер. Прежде всего они возвращают Ему волю и могущество, способные делать чудо. Таким образом, в этом пункте Беркли занимает отнюдь не исключительное положение, он только продолжил то, что начали его непосредственные предшественники.
Конечно, Беркли относился к английскому клиру и защищал религию. Но если религию защищал Лейбниц, в служебные обязанности которого это не входило, то почему ее не должен был защищать епископ Беркли? Дело поэтому не только в том, что Беркли защищал религию и боролся против материализма, хотя это важно знать и должным образом учитывать. Главное в том, какой философский смысл был в этой защите. Иными словами: явились ли взгляды Беркли каким-то шагом в развитии новоевропейской философии? А если да, то в чем состоит смысл этого шага и какие интеллектуальные усилия пришлось проделать Беркли для его осуществления?
3. Эмпирико-сенсуалистическое обоснование идеалистического монизма — сущность философии Беркли.Для рассмотрения поставленных вопросов обратимся непосредственно к сочинениям философа. В своем первом трактате "Опыт новой теории зрения" он стремится показать, что ощущения (или в его терминологии "идеи") зрения и ощущения осязания не имеют общего источника. Зрением мы воспринимаем цвета и светотень, а осязанием — плотность и объем. Этот трактат очень важен, ибо он стал своеобразной естественнонаучной базой дальнейших философских построений Беркли. Мысль о том, что идеи разных ощущений не имеют между собой ничего общего, была сформулирована им еще в "Философском дневнике", который он усердно вел во время обучения в Дублинском клерикальном университете. А трактат претендовал научно доказать эту мысль. Концептуальное ее значение в том, чтобы убедиться в отсутствии общей для всех ощущений вещи вне ощущающего субъекта. И Беркли считал, что в трактате "Опыт новой теории зрения" он это положение строго научно доказал.
3.1. Обоснование принципа "существовать — значит быть воспринимаемым".Через год появляется главная работа философа "Трактат о принципах человеческого знания". Стержнем всех построений Беркли и их логически исходным пунктом является мысль, что все, с чем имеет дело человек, — это исключительно идеи. Данное положение часто проходит мимо сознания студентов или, вернее, ему не всегда отводится то значение, которое отводил Беркли. Поэтому я еще раз повторяю: идеи и только идеи — вот объекты нашего знания. И в этом пункте Беркли безусловно прав вот в каком смысле. Вещи не существуют для нас помимо сознания. Нам они даны только как факты нашего сознания, т.е. они представлены для нас через наши ощущения, наши эмоции, через нашу память и воображение. Вещь становится существующей для нас лишь тогда, когда она проникает в наше сознание, т.е. когда становится идеей. Это обстоятельство и служит для Беркли основанием сделать вывод о типах существования вообще. Очевиднейшим образом существуют только два рода вещей: 1) идеи и их различные объединения; 2) то, что воспринимает данные идеи и производит различные действия, такие как хотение, воображение, воспоминание. "Это познающее деятельное существо есть то, что я называю умом, духом, душой или мной самим" [1, с. 171]. Причем идеи и то, что их воспринимает, должны строго различаться. Само собой разумеется, что ни наши мысли, ни страсти, ни идеи не существуют вне нашей души. А для идей положение "существовать — значит быть воспринимаемым" является самоочевидным. Абсурдно считать, утверждает Беркли, что имеется идея, когда ее не воспринимает душа. И наоборот, ясно само собой, что "существование идеи состоит в ее воспринимаемости". Разве можно сказать, спрашивает Беркли, что был звук, если мы его не слышали, были цвет или форма, если они не были восприняты зрением или осязанием?
В приведенных рассуждениях легко обнаружить, что философ принимает и тщательно "расписывает" точку зрения Локка. Во-первых, это положение Локка, что все знание происходит из идей, которые приносят 1) ощущения, 2) наблюдения над действиями нашего ума (рефлексия). А во-вторых, это положение Локка, что если идея не воспринимается, то это значит, что ее просто нет, т.е. что она не существует. Но отсюда Беркли делает один решительный логический шаг, который, видимо, впоследствии и обеспечил ему имя субъективного идеалиста. А именно, он провозглашает неверным мнение, "что дома, реки, горы, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум" [там же, с. 172]. И помыслить ощущаемую вещь до и независимо от ощущения невозможно. Следовательно, иметь объект и иметь ощущение — это одно и то же. Потому и считает Беркли огромным заблуждением "отличие существования ощущаемых предметов так, чтобы представлять их себе как существующие невоспринимаемыми" [там же, с. 173].
Данную позицию надо тщательно проанализировать, многократно (не только при чтении лекции) продумать ее теоретический смысл. Беркли и в наше время упрекают в том, будто он пытался доказать, что внешние вещи (дома, горы, реки, леса) есть комплекс его собственных ощущений. Однако дело обстоит теоретически сложнее и интереснее и не сводится к тому, будто Беркли в злобной агрессии против материализма изобрел какие-то софизмы. Он вообще ничего не придумал и не нафантазировал, а принял теоретические выводыГоббса и Локка как хорошо установленные факты, отталкиваясь от которых он делает весьма строгие в логическом отношении заключения. От Гоббса и Локка он воспринимает следующие положения:
1) Мир дан человеку исключительно через посредство субъективных образов, т.е. феноменов, которые принадлежат лишь субъекту (формула Гоббса, что образ есть кажимость, наполовину поддержанная Локком).
2) Образы есть сложные соединения, составленные из простых частей (Гоббс, Локк).
3) Простые идеи — это качества: цвета, звуки, запахи, плотность, протяжение, движение (Локк).
При формировании своей позиции Беркли осмысливает данные положения еще раз, чтобы убедиться в их принципиальной верности. А дальше задает себе (и нам!) вопрос: что значит существование горы без цвета, формы, плотности? Ответ очевиден: такое существование есть полное ничто. Его нельзя понять как существование. И вывод: или существование вообще нельзя мыслить (а тем более осмыслить теоретически), или оно есть набор чувственно воспринимаемых свойств. Поэтому мы вынуждены, заключает философ, признать за существованием только один смысл: существовать — значит быть воспринимаемым.
3.2.Сущность аргументации Беркли в пользу монизма духовной субстанции.В его аргументации часто повторяется положение: вещи есть наши восприятия. Этот тезис и особенно его повтор и служат причиной того, что Беркли упрекали в субъективизме и солипсизме. Если вырывать отдельные высказывания философа из контекста его теоретической модели, то тезис "существовать — значит быть воспринимаемым" легко истолковывается как солипсистский. Однако в действительности его обоснование представляет собой способ выработки другой мысли. Уже на третьей странице своего трактата Беркли заявляет, что все вещи, составляющие Вселенную, вовсе не имеют существования, если они "не восприняты мной или не существуют в моем уме или в уме какого-либо другого сотворенного духа...либо...в уме какого-либо вечного Духа..." [там же, с. 173]. А из этого заявления делает вывод, что "нет иной субстанции, кроме духа, или того, что воспринимает" [там же, с. 174].
На это и нужно обращать внимание прежде всего. Главная задача Беркли — выяснить истинную природу бытия (существования). Он получает и стремится всячески обосновать положение, что телесная субстанция не существует. Но зачем это ему нужно? Только ли для того, чтобы защитить религию? А разве внутри той философской традиции, которая, по крайней мере в Англии, считалась самой передовой, не накапливались предпосылки, сильнейшим образом толкающие теоретическую мысль к идеализму? Ведь Беркли заявил, что он надеется устранить основу не только атеизма, но также и неверия, скептицизма и многих затруднений в науках. Почему же мы должны верить ему в том, что он хотел устранить основу атеизма, и не должны верить, что он так же точно хотел устранить многие затруднения в науках?
Здесь важно учесть, что Беркли не просто устраняет материю, а "ставит на ее место" духовную субстанцию. То есть в теоретическом отношении он сделал то же самое, что и, например, Лейбниц. Однако Лейбниц сделал это в русле рационалистической традиции. А данная традиция всегда содержит допущение реального существования общего. Поэтому его аргументация в пользу духовной субстанции объективистская. Беркли же формирует свою концепцию в русле эмпирико-сенсуалистической традиции, которая в качестве руководящей содержит номиналистическую установку — допущение, что существует только единичное. И значит, его аргументация сенсуалистическая, "единичностная", отталкивающаяся от ощущений. Но в конечном итоге два таких непримиримо различных, как считается, философа создали во многом совпадающую "картину" метафизических начал. И у того, и у другого реально существуют многие души, сотворенные верховной душой, или Богом. У обоих физический мир есть восприятие таких душ. Странно, что историки философии практически не обращают внимания на эту очень показательную близость онтологии Беркли и онтологии Лейбница. И можно лишь удивляться тому, как легко все прощают Лейбницу определение, что камень есть восприятие примитивной, или "голой", монады. Но в то же время многие не могут простить Беркли его объяснение, что камень, как и все другие идеи, независимые от нашей воли, есть восприятие нами идеи, внушаемой нам Богом.
Безусловно, многие высказывания Беркли легко истолковываются как субъективно-идеалистические в том смысле, что вещи суть комплексы наших ощущений. Но это определяется тем способом доказательства, который сам напрашивается на базе достижений эмпиристской философии. Беркли хочет исходить из очевидного опыта, т.е.. из опыта чувственных восприятий. Итог доказательства — тезис "существовать — значит быть воспринимаемым" оказывается на так уж плохо доказанным. Ведь говорил же великий материалист Дидро с огромным негодованием и горечью: "...эту систему, к стыду человеческого ума, к стыду философии, всего труднее опровергнуть, хотя она всех абсурднее!" [цит.по: 3, с.28]. Однако как можно считать абсурдным сознательно разработанное доказательство, если его трудно опровергнуть? Правда, от многих современных критиков Беркли Дидро отличался тем, что не считал пустячным делом и его систему, и особенно ее опровержение. И все же, если в хорошем доказательстве не могут найти ошибку и просто отбрасывают его потому, что оно доказывает неприятное нам, то такой поступок сам граничит с абсурдом.
Раз эту систему так трудно опровергнуть, значит, стержень ее составляет какой-то очень важный факт или какая-то реальная проблема. Открытие данного факта и формулировка проблемы составляет заслугу Беркли перед историей философии вообще, а не только перед церковью или идеологической реакцией всех времен. Этот факт заключается в том, что в процессе доказательства, размышления, философствования мы имеем дело только с субъективными образами и процессами. Вся умственная работа есть то или иное оперирование данными образами. И когда мы пытаемся с помощью логических средств доказать существование чего-то не-похожего и даже абсолютно противоположного этим образам, то мы создаем только новые субъективные образы. Как бы мы ни изощрялись в наших умственных построениях, они не выводят нас за пределы идей. "Вы скажете, что идеи могут быть копиями или отражениями вещей, которые существуют вне ума мыслящей субстанции. Я отвечаю, что идея не может походить ни на что иное, кроме идей...Я спрашиваю, можем ли мы воспринимать эти предполагаемые оригиналы или внешние вещи, с которых наши идеи являются будто бы снимками...или не можем? Если да, то, значит, они суть идеи, и мы не двинулись ни шагу вперед; а если нет... то...есть ли смысл говорить, что цвет похож на нечто, чего нельзя видеть, твердое или мягкое похоже на нечто такое, чего нельзя осязать" [1, с. 174]. Однако мы видим и осязаем, в том числе такие вещи, которые не зависят от нас, например, деревья, горы, землю. Следовательно, они есть продукты действий духовной субстанции (только бесконечно более могучей, чем мы сами) и по необходимости представляют собою идеи.
4. Критика понятия материальной субстанции
4.1. Опровержение теории "первичных и вторичных качеств". Как установил Беркли, идеи могут быть похожи только на идеи. Поэтому Локково деление качеств на первичные и вторичные не только ничего не дает, но оно просто абсурдно. Почему? Беркли так разъясняет этот вопрос. Сторонники такого деления признают, что идеи вторичных качеств не сходны с чем-либо существующим вне духа. А идеи первичных качеств они считают отпечатками или образами "...вещей, существующих вне духа в немыслящей субстанции, которую они называют материей" [там же, с. 175]. Однако идеи первичных качеств прежде всего идеи. И потому они не могут быть сходными ни с чем, кроме идей. А идеи не могут существовать в невоспринимающей субстанции. Поэтому "очевидно, что само понятие о том, что называется материей или телесной субстанцией, заключает в себе противоречие" [там же].
Данный вывод Беркли получил на основе собственной позиции. Но он подтверждает его и анализом выработанных до него в эмпиризме представлений о первичных и вторичных качествах. Во-первых, он указывает на то, что нет никакой возможности отделить восприятие первичных качеств от восприятия вторичных. И это блестящий аргумент. Тому, кто с ним не согласен, Беркли предлагает "представить себе протяжение и движение какого-либо тела без всяких других ощущаемых качеств". Совершенно очевидно, что это невозможно. А раз так, то первичные качества "должны находиться там же, где и прочие ощущаемые качества, т.е. в духе и нигде более" [там же, с. 178].
Кроме того, сторонники разделения первичных и вторичных качеств выделяют вторичные качества как несуществующие в материи на том основании, что они не являются неизменными.Одни и те же вещи, говорят последователи такого деления, при изменении условий меняют свои цвета, вкусы, запахи. И потому они считают необходимым признать, что данные качества могут существовать только в духе. Однако абсолютно то же самое, указывает Беркли, относится и к первичным качествам. Ведь форма и протяжение одному и тому же глазу в различных положениях кажутся разными. Тем более они воспринимаются по-разному глазами различного устройства. Предмет, к которому мы подходим, увеличивается, а если удаляемся, то он уменьшается. Таким образом, все качства"совершенно относительны и меняются сообразно изменению строения и положения органов чувств" [там же].
Правда, этот способ аргументации, по признанию Беркли, "доказывает не столько то, что нет протяжения или цвета во внешнем предмете, сколько то, что мы не познаем посредством ощущения истинных протяжения или цвета" предмета. Но раньше уже было показано, что чувственные качества есть идеи и поэтому не могут существовать вне духа. Тем самым, считает Беркли, установлена невозможность существования такой вещи, как внешний предмет, отличный от идей.
4.2. Доказательство противоречивости понятия внешней вещи, отличной от идей.Так, субъективистские выражения Беркли есть способ осмысления тех данностей, которые в традиции эмпиризма фигурируют как самоочевидные или как хорошо обоснованные теоретической работой целых поколений философов-эмпириков. А конечный результат осмысления представляет собой метафизическую истину: необходимо признать существование одной лишь духовной субстанции. Физический мир при этом объясняется как производство данной субстанцией идей и их восприятие. И тогда весь универсум мыслится непротиворечиво. Если же мы допускаем существование внешней вещи, отличной от духа и идей, то везде и всюду, по мнению Беркли, возникают неразрешимые противоречия. Допустим, рассуждает он, что вне духа существуют телесные субстанции. Возникает вопрос: как бы мы могли знать о них? Ответ один: либо с помощью чувств, либо с помощью рассудка. Но чувства дают нам знание о наших ощущениях, т.е. о том, что воспринято и, значит, является идеями. И наоборот, "...они не удостоверяют нас в том, что существуют вне духа невоспринятые вещи, сходные с теми, которые восприняты" [там же, с. 179]. Однако и рассудок ничего в этом отношении не дает. Он не в силах установить необходимую связь между существованием внешней вещи и идеей в нашей душе, поскольку всеми философами (материалистами в том числе) допускается, что идеи могут появляться и без содействия внешних тел (во сне, в бреду и пр.).
Но может быть, ставит вопрос Беркли, допущение внешней телесной субстанции, т.е. материи, более просто объясняет способ возникновения идей? И тогда мы должны признать по крайней мере вероятным, что существуют внешние тела, которые возбуждают в нашем духе идеи о себе? Ничего подобного, отвечает Беркли. Для идеалистов само собой разумеется, что тело не может произвести идею. А материалисты, хотя и настаивают на существовании внешних тел, тем не менее "не в состоянии узнать, как производятся наши идеи, так как они сами признают себя неспособными понять, каким образом тело может действовать на дух, или как возможно, чтобы идея запечатлелась в духе" [там же]. А раз так, то возникновение ощущений и идей в нашем духе не является основанием, чтобы допустить существование телесной субстанции. Ведь такое допущение делает все равно непонятным возникновение идей. В результате допущение материи является противоречивым, бесполезным при объяснении вещей и их познании. И значит, понятие материи бессмысленно. Больше того, оно даже вредно, ибо приводит к многочисленным заблуждениям и спорам.
Поэтому надо исходить из очевидных фактов. А именно, что существуют идеи, или вещи, немыслящие, пассивные, и духи, или мы сами, т.е. вещи мыслящие, активные. Существование идеи означает ее воспринимаемость. При этом мы находим, что вещи воспринимаются в постоянной последовательности. Тем самым они зависят от некоторой причины, которая производит и изменяет. Данная причина есть бестелесная деятельная субстанция, или дух."Дух есть простое, нераздельное деятельное существо" [там же, с. 183]. Когда он воспринимает идеи, он есть ум. Когда производит их или действует с ними, он есть воля. Идея самого духа не может быть образована. "Природа духа такова, что он не может быть воспринят сам по себе, но лишь по производимым или действиям" [там же].
Воспринимая идеи, мы замечаем, что некоторые из них зависят от нашей воли, а некоторые — нет. Идеи, действительно воспринимаемые в ощущении, — те, которые не зависят от моей воли. Раз такие идеи есть, значит, надо признать, что существует некоторый другой дух и другая воля, которая их производит. Идеи ощущений всегда живее и отчетливее остальных и идут всегда в правильной последовательности. Это означает, что существует дух, который создал нас, который порождает и возбуждает в нас идеи ощущений. Порядок и связь идей, производимых высшим Духом, называются законами природы. Идеи, которые запечатлены Творцом природы в наших ощущениях, называются действительным вещами. А когда они по нашей воле или сами собой вызываются в воображении, то в более точном смысле слова называются идеями, или образами вещей.
5. Место и роль философских взглядов Беркли в истории новоевропейской философии, Реконструированная мною в ее принципиальных моментах онтологическая "конструкция" Беркли представляет собой, хотя и скупой, но в целом достаточно ясный эскиз системы идеализма, которую трудно отличить от систем так называемого объективного идеализма. Во всяком случае, нам не нужно ждать 1744 г., когда Беркли в "Сейрисе" якобы окончательно переходит на позиции объективного идеализма Платона, утверждая зависимость вещей от Бога, чтобы избежать солипсизма. На позициях, что все вещи зависят от мощной внешней человеку силы, Беркли находился с самого начала и никогда ее не покидал. И можно только удивляться, почему многие не видят нелепость утверждения, что с позиций субъективного идеализма он переходит к признанию Бога прежде всего, чтобы спасти свою систему от упреков в солипсизме. Причем подобное утверждение, как правило, соседствует с настойчивым подчеркиванием, что Беркли — клерикал и свою систему изобрел как софистический набор аргументов против материалистов и атеистов.
Однако разве не ясно, что против материалистов и атеистов можно выступать лишь тогда, когда с самого начала признается существование Бога. Но если философ признает Бога, следовательно, он признает мощную внешнюю по отношению к человеку и его сознанию причину существования и человека, и всего внешнего мира. А дальше в философской системе все зависит от того, как эту внешнюю причину понимать и как понимать внешний мир. Можно, и признавая Бога, считать внешние вещи мира телом, веществом, протяжением — короче, косной материальной субстанцией, как считают материалисты. Но тогда, говорит Беркли, помимо многих затруднений в науках и нравственности, нельзя решить главный философский вопрос: как вещество превращается в идею?
Таким образом, система представлений Беркли, как прямо вытекающая из традиции материалистического эмпиризма, показала, что исследование вопроса об отношении духа к материи путем изучения свойств отдельного человека превращает материализм в свою полную противоположность — абсолютный идеализм. С такой же остротой в системе Беркли ставится и другая проблема: теоретическими средствами трудно выйти за пределы сознания, и в то же время философия может решать свои проблемы исключительно теоретическими средствами. Последнее создает у всех, кто берется философствовать, острую потребность резко активизировать и расширять поиск новых теоретических средств.
Если в первом случае было указано место и значение философии Беркли в истории эмпиризма — он подвел ему своеобразный итог и сделал это с блеском, — то во втором случае мы наблюдаем удивительное свойство взглядов Беркли — давать сильнейший импульс философскому поиску. Под полным влиянием Беркли создавалась система Юма, который, как пишет Кант, разбудил его от спячки. В острой, явной либо скрытой полемике с Беркли разрабатывали свои взгляды французские материалисты. Более того: ни один крупный философ, в системе которого так или иначе затрагивался вопрос о связи сознания с внешним миром, не мог обойтись без учета философских разработок Беркли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беркли Дж. Соч. М., 1978.
2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18.
3. Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма / Бер
кли Дж. Соч. М., 1978.
4.Рассел Б. История западной философии. М., 1959. 5. Философская энциклопедия. Т.1. М., 1960.