Лекция 8. философия джона локка
(29.08.1632 — 28.10.1704)
1. Жизнь и произведения Дж. Локка. Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в небольшом городе Рингтоне, расположенном на западе Англии. Отец его был адвокатом и придерживался пуританской церкви. В 1642 г., когда началась война парламента с королем, отец вступил в парламентскую армию, где получил чин капитана. По рекомендации командира отца Джон Локк в 1646 г. поступил в Вестминстерскую школу, которую закончил в 1652 г. В этом же году как лучший ученик школы он был принят в Оксфордский университет. В 1656 г., окончив университет, он получает степень бакалавра и остается в университете в качестве преподавателя древнегреческого языка. Здесь Локк сближается со сторонниками экспериментальных исследований природы и увлекается занятиями медициной. У него завязывается дружба со знаменитыми учеными того времени Ричардом Доуве, Джоном Уилкинсом, Робертом Бойлем.
Университет отказал Локку в степени доктора медицины, и в 1667 г. он принимает предложение графа Шефстбери стать домашним врачом и воспитателем его сына. Граф был противником режима реставрации, и в итоге Локк оказался в среде непосредственных участников политической борьбы в Англии. Он и сам принимал в ней достаточно активное участие. Всякий раз, когда граф Шефстбери назначался на высшие государственные должности, Локк получал место секретаря при нем. А когда Шефстбери за противодействие королю попадал в королевскую тюрьму Тауэр, Локку приходилось эмигрировать в Европу. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г. во Франции и с 1683 по 1689 г. в Голландии. Из нее Локк возвратился в Англию после того, как в 1688 г. королем Англии был провозглашен голландский правитель принц Вильгельм Оранский, муж дочери бывшего короля. Вильгельм принял власть на условиях значительного ее ограничения парламентом. С этого времени в Англии установилась конституционная монархия, которая существует до сих пор.
После возвращения Локка в Англию начался самый плодотворный период его жизни. За короткое время — с 1689 по 1695 г. — он создает свои философские работы. В 1689 г. появляется его первая печатная работа — "Письмо о веротерпимости". В 1690 г. выходит главный философский труд Локка "Опыт о человеческом разуме", благодаря которому он становится вскоре знаменитым и влиятельнейшим философом Европы. Работу над "Опытом" Локк начал еще в 1671 г. по предложению своих друзей-естествоиспытателей с целью выяснить возможности и границы человеческого познания. В этом же 1690 г. выходят второе "Письмо о веротерпимости" и "Два трактата о правлении ". В 1693 г. появляется трактат "Некоторые мысли о воспитании", а в 1695 г. — работа "Разумность христианства".
Для точности представлений о личности Локка надо добавить, что после возвращения в Англию он стал активно защищать и пропагандировать ту форму правления, которая с этого времени здесь установилась. Благодаря этому, вплоть до 1691 г. он развивает активную политическую и административную деятельность. В эти годы он оказывает заметное влияние на ход парламентских дискуссий, участвует в проведении денежной реформы, в учреждении Английского банка и создании ряда частных компаний, добивается расширения свободы печати.
С 1691 г. административно-политическая активность Локка в связи с болезнью идет на убыль. Он поселяется под Лондоном, углубляется в личную жизнь и в философские занятия. Умер Джон Локк 28 октября 1704 г.
2. Критика Локком учения о врожденных идеях и принципах.Главная работа философа — "Опыт о человеческом разуме" — при его жизни пять раз издавалась на английском языке и два раза в переводах — на голландском и на латыни. Дважды он вносил туда многочисленные поправки и добавления. Именно эта работа принесла Локку еще при жизни славу великого философа XVII в. "Опыт" — обширнейший труд. В последнем русском переводе он занимает полтора тома из трехтомного собрания сочинений философа.
В предисловии к "Опыту" он сообщает об истории работы над своим трудом. Началось все с того, что Локк и его друзья стали обсуждать различные проблемы научного исследования. И остановились перед затруднениями, вставшими, по словам Локка, со всех сторон. Некоторое время они находились в замешательстве, будучи не в состоянии приблизиться к разрешению охвативших их сомнений. А потом Локку пришло на ум, что они находятся на ложном пути. И он решил, что прежде чем заняться каким-либо исследованиями, "необходимо было изучить свои собственные способности и посмотреть, какими предметами наш разум способен заниматься, а какими нет" [1,1, с.82]. Так возник замысел "Опыта о человеческом разуме". Он состоит из четырех книг. Первая книга посвящена критике "теории врожденных идей". Вторая излагает собственное учение Локка о происхождении идей и образовании понятий. В третьей книге представлено учение философа о языке. В четвертой, заключительной, книге рассматривается человеческое познание в целом.
Свое исследование Локк начинает с того, что строго ограничивает его цель: он делает знаменательное для философского исследования заявление, что изучением природы, души, т.е. выяснением ее сущности, субстрата, происхождения, он заниматься не будет. Вспомним в связи с этим, что Томас Гоббс, великий соотечественник и непосредственный предшественник Локка, всего чуть более тридцати лет перед этим вел страстную полемику с рационалистом Декартом как раз по вопросу о природе и субстрате души и именно для того, чтобы правильно объяснить человеческое познание. Локк же предупреждает, что не будет заниматься выяснением того, зависят ли при своем образовании идеи от материи или не зависят."... Моей цельюявляется исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями и степенями веры, мнений и согласия..." [там же, с.91].
В результате этого исследования, рассуждает Локк, нужно установить силы нашего разума, выяснить, как далеко они простираются, каким вещам они соответствуют, а где изменяют нам. Когда мы как следует изучим способности нашего, разума, выявим пределы нашего познания, найдем границы освещенной и темной части вещей, то и всякие другие исследования будем проводить более правильно. Тогда мы будем заниматься всеми предметами тем способом и в том направлении, которые соответствуют нашим способностям. Установление границ, в пределах которых возможно достоверное познание, считает Локк, должно не отводить людей от познания, а наоборот, предохранять их от скептицизма и познавательной бездеятельности. Установив границы познания, мы не сможем отрицать вообще все знание только потому, что некоторые вещи непостижимы. Иначе "мы поступим почти так же умно, как тот, кто не пользовался бы своими ногами... и погиб бы от того, что у него нет крыльев, чтобы летать" [там же, с.94].
Чтобы решить эти задачи, нужно выяснить происхождение тех людей и понятий, которые человек замечает в своей душе, и установить пути, через которые разум получает их. Некоторые считают якобы строго установленным то, что в разуме есть некоторые первичные понятия или врожденные принципы. Эти ученые полагают, будто душа получает данные принципы при самом начале своего бытия. Однако, как говорит Локк, если мы покажем, что все знание людей может быть получено лишь при помощи их природных способностей, "без таких первоначальных понятий или принципов", то учение о "врожденных принципах" должно быть отброшено как ложное.
Но вначале Локк рассматривает основные доводы сторонников учения о врожденности некоторых принципов. Главным аргументом у них должно быть утверждение о том, что есть такие умозрительные и практические принципы, с которыми согласны все люди. Их немного, но они есть. А раз с ним согласны все люди, значит, эти принципы находятся в душе с самого рождения человека. Такой довод, по мнению Локка, совершенно не состоятелен. Если бы даже действительно все люди соглашались с какими-то принципами, то это еще не доказывало бы их врожденности. Почему? Да потому, что можно показать, что есть другой путь ко всеобщему согласию относительно каких-то положений. Однако таких положений, с которыми были бы согласны все люди, нет вообще. Локк доказывает это следующим способом. Сначала он опровергает утверждение об общем согласии по поводу так называемых умозрительных принципов, т.е. таких правил, которым подчиняется деятельность человеческого ума. Затем то же самое он показывает по отношению к практическим принципам, т.е. правилам морали.
Самыми общепринятыми, говорит Локк, считаются прославленные принципы доказательства (законы логики): "Что есть, то есть" и "Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была" (логические законы тождества и запрета противоречия). И хотя эти положения очень давно прославляются как общепринятые, на самом деле они так далеки от всеобщего признания, что абсолютно неизвестны значительной части человечества. Прежде всего они "неизвестны детям, идиотам и другим людям" [там же, с.97]. А потому их нельзя считать врожденными.
Затем Локк скрупулезнейшим образом рассматривает все реальные и возможные аргументы сторонников "теории врожденных идей" и в деталях показывает их несостоятельность. Детали эти весьма интересны, но нам важно попытаться установить логический стержень аргументации Локка против этой теории. Состоит он в следующем. Если принципы врождены, значит, они должны явно присутствовать в душе человека, и он должен осознавать эти принципы. Если человек не осознает таких положений и не может извлечь их из памяти, следовательно, их нет в душе человека. Таким образом, наличие понятия в душе, считает Локк, это всегда осознание человеком того, что он имеет это понятие. Но если есть такие положения, которые врождены людям, то необходимо, чтобы все люди одинаково осознавали их. А чтобы "теория врожденных принципов" могла быть окончательно принята как правильная, надо еще доказать, что положения, которые признают все люди, не могли попасть в души никак иначе, кроме как появиться вместе с душой.
Поэтому и свою критику "врожденных принципов и идей" Локк направляет прежде всего на положение, будто существуют принципы, которые признают все люди. "Ибо что истина может быть врожденной и все-таки признанной, это для меня так же непонятно, как и то, что человек в одно и то же время может знать и не знать истину" [там же, с.110]. Однако те положения, которые выражают логические законы, не знают и не используют многие люди. Хотя одного того, что дети не знают и не используют данных законов, уже достаточно для доказательства, что они не являются врожденными.
Есть и другие соображения, почему эти принципы не врождены. Если бы они были таковыми, то у детей они появлялись бы в первую очередь и с самого начала их мыслительной деятельности. Между тем дети очень рано обнаруживают множество самых различных знаний, например, что нянька, которая кормит ребенка, не кошка, что горчица не сахар и т.п. Но среди подобных знаний детей нет отвлеченных умозрительных принципов. И было бы весьма неразумно утверждать, что перечисленные детские знания дети получают впер-. вые из положений "что есть, то есть" и "одна и та же вещь не может быть и не быть". Напротив, совершенно очевидно, по мнению Локка, что знание принципов дети получают по мере того, как внешние вещи воздействуют на их чувства. Уже в самом начале, как показывает наблюдение, дети имеют дело с единичными идеями, полученными от внешних вещей через ощущения. Задолго до умения говорить детский ум открывает взаимное согласие одних людей и несогласие других. Например, раньше, чем начинает говорить, ребенок знает разницу между идеями сладкого и горького. Наконец, логические законы не врождены и потому, что их нет среди того, что обнаруживается прежде всего как врожденное. Все врожденное лучше всего должно обнаруживаться у тех людей, у которых воспитание и образование не наложило еще отпечаток на их врожденные черты. То есть опять-таки у детей, идиотов, первобытных людей и просто у необразованных данные положения должны были выступать яснее всего. Однако на деле все эти люди их не знают и не пользуются ими вообще.
Тем более нет врожденных практических принципов, т.е. правил морали. Во-первых, среди них вообще нельзя встретить таких же ясных и в такой же степени общепринятых, как законы логики. Во-вторых, самые важные из них - верность, справедливость, нерушимость договора — соблюдаются далеко не всеми людьми и не всегда. Далее, если сравнить практические принципы в истории человечества, а также у различных современных народов, то увидим, что правила, которые принимаются одними народами, полностью отвергаются другими.
Но откуда же появляется убеждение, что имеются "врожденные принципы"? Локк считает, что оно возникает из стремления родителей внушить детям ряд хороших правил. Детей обучают им, как только они начинают что-либо воспринимать. И эти правила поддерживают все, кто окружает детей, или по крайней мере самые уважаемые из них. Об этих правилах никогда не позволяют говорить иначе, как об основе, на которой вырастают религия и нравственность. Отсюда и выходит, что такие положения приобретают славу неоспоримых, самоочевидных и врожденных истин. Хотя в действительности они есть лишь следствие воспитания и привычки людей.
Однако главное в том, что проблема врожденных принципов вообще решается неправильно. Чтобы решить ее правильно, следует посмотреть из чего данные принципы складываются. А складываются они, что очевидно, из отдельных понятий, или идей. Потом нужно выяснить, являются ли подобные исходные идеи врожденными или нет. Чтобы решить эту задачу, Локк считает необходимым начать с тщательных и всесторонних наблюдений над детьми. А они показывают, что дети появляются на свет с неясными идеями голода, жажды, тепла и некоторых болей. Что же касается таких идей, из которых образуются принципы, то их у новорожденных никто никогда не наблюдал. Наоборот, дети лишь постепенно приобретают идеи, и обязательно столько и с такой мере, сколько "доставляет им опыт и созерцание встречающихся им вещей" [там же, с. 135]. Затем Локк анализирует некоторые особо важные для образования принципов идеи тождества, целого, части, Бога, субстанции и показывает, что их никак нельзя признать врожденными. И он снова и снова демонстрирует, что все они не являются общепринятыми и происхождение их легко объясняются из опыта. А поэтому и принципы, как умозрительные, так и практические, образованные соединением данных идей, не являются врожденными.
Наконец, Локк показывает, что в душе нет вообще врожденных идей. Если бы врожденные идеи существовали, то они всегда находились бы в памяти человека. То есть каждый помнил бы и представлял такую идею как известную ему всегда. Но не найдется ни одного человека, который может сказать хотя бы об одной из своих идей, что она была у него всегда с момента рождения.
Подытожим Локкову критику теории врожденных идей. Во-первых, в этой весьма распространенной теории невразумительно само понятие врожденности. Поэтому Локк выясняет его смысл и обосновывает положение, что врожденность должна выражаться во всеобщем согласии относительно тех принципов, которые считаются врожденными. Во-вторых, не существует всеобщего согласия относительно каких бы то ни было принципов. В-третьих, вопрос о происхождении любых принципов надо свести к вопросу о происхождении тех идей, из которых они образуются. Но и относительно идей также не существует всеобщего согласия, зато они легко объясняются из опыта. В-четвертых, в составе человеческих идей и понятий вообще нельзя найти ни одной идеи, которую хотя бы один человек мог считать присутствующей в его душе всегда. А это значит только одно: все идеи (понятия) людей не присутствуют в душе изначально, а откуда-то поступают в нее.
3. Локковская теория происхождения идей.Лучше всего ложность "теории врожденных идей" будет доказана, если указать, пишет Локк, "откуда разум может приобрести все свои идеи, какими путями и как они постепенно приходят в душу, причем я призываю в свидетели наблюдение и опыт каждого". При рождении душа есть белая бумага без всяких идей. Но откуда же она получает весь свой материал? Локк отвечает кратко: "... из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит" [там же, с. 154].
Весь материал ума, объясняет Локк, мы получаем или от внешних предметов при помощи органов ощущений, или от наблюдений за действиями нашего ума. Первый источник опыта называется ощущением. От него мы получаем идеи желтого, белого, твердого, горького, звуков, запахов, т.е. все идеи, которые называются чувственными качествами.
Второй источник познания Локк называет рефлексией. Это внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Из данного вида опыта мы получаем такие идеи, которые не можем получить от внешних вещей. Это понятия "восприятие", "мышление", "сомнение", "воля" и другие, которые выражают многообразную деятельность нашего ума.
Кроме двух указанных источников познания, иных нет. Причем идеи ощущений появляются раньше, чем идеи рефлексии. Потому что для приобретения отчетливых и ясных идей рефлексии, объясняет Локк, требуется направленное внимание души на свою деятельность. Поэтому первыми появляются идеи ощущения. А потом, когда душа начинает заниматься этими идеями, она получает понятия о своих действиях. Важно уяснить точный смысл того, что дает рефлексия. Когда ум наблюдает за собой, то он замечает, что может осуществлять многочисленные действия. Например, ощущать воздействие внешних предметов. И он образует понятие "ощущение". Ум может также мыслить, запоминать и т.п. Наблюдая за этими действиями, он образует понятия "мышление", "память". Все аналогичные понятия и являются понятиями рефлексии.
Отмечу еще одно важное положение локковского учения о происхождении идей. В восприятии простых идей как ощущения, так и рефлексии разум остается пассивным, идеи от ощущений навязываются нашей душе независимо от того, хотим ты этого или нет. Также с необходимостью, говорит Локк, мы имеем хотя бы смутные идеи о деятельности нашей души.
Таким образом, в вопросе об источнике познания Локк стоит на позициях сенсуализма и эмпиризма, причем явно выраженного материалистического толка. Тем самым он является сторонником и прямым продолжателем дела своего соотечественника Томаса Гоббса, поскольку источником всего человеческого познания считает опыт человека, который начинается с ощущения внешних вещей, существующих до и независимо от человека и его познания. Этот специфический "гносеологический материализм" еще рельефнее выступает в следующей части локковского учения о познании.
4. Учение о "первичных и вторичных качествах".Чтобы лучше раскрыть природу наших идей, Локк выдвигает учение о первичных и вторичных качествах. Прежде всего, заявляет он, это нужно для того, чтобы не путать идеи и восприятия нашего ума, с одной стороны, и те видоизменения материи в самих телах, которые возбуждают в нас эти идеи, — с другой. Идеи существуют в уме, качества — в телах. Поэтому качества — это те силы в телах, которые вызывают в нас различные идеи. Среди качеств тел есть такие, которые совершенно неотделимы от тела, какую бы силу к этому мы ни прилагали. Это те качества, которые порождают в нас идеи плотности, протяженности, формы, движения или покоя, числа. Данные качества Локк называет первоначальными, или первичными. Первичные качества вызывают идеи в наших ощущениях исключительно посредством толчка нашего тела и возбуждения в нем движения. Идеи этих качеств адекватны, т.е. представляют то, что действительно существует в телах.
Но мы еще имеем идеи цвета, вкуса, запаха, звука. Эти идеи не отражают ничего реального в телах, кроме тех сил, которые вызывают в нас различные ощущения первичными качествами тел, т.е. объемом, формой, сцеплением и движением своих незаметных частиц. Подобные качества Локк называет вторичными. Их название, полагает он, оправдано тем, что они буквально производятся в субъекте такими первичными качествами тел и их взаимодействием, которые человеку (субъекту) просто незаметны.
Главная причина, почему Локк считает необходимым выделить первичные качества как реально присущие телам, состоит в том, что по его мнению, при любых изменениях тел эти качества сохраняются в них. А вторичные качества при различных изменениях тел то исчезают, то появляются. Следовательно, они принадлежат субъекту, а не телам. В целом Локк все же признавал объективный источник вторичных качеств, однако настаивал на том, что этот источник совершенно не похож на идеи вторичных качеств. Строго говоря, под источником идей вторичных качеств он понимал те взаимодействия, в которые внешние тела и их части вступают друг с другом и с нашим телом. Но именно поэтому выражение "вторичные качества" не очень оправдано, так как они существуют только в уме человека. А все, что существует в уме, сам Локк требует называть идеями.
И все же это далеко не самое важное противоречие в учении Локка. Теория "первичных и вторичных качеств" вполне представляет его как материалиста. Однако он был верующим человеком и во многих местах своего "Опыта" настоятельно подчеркивал, что мир сотворен Богом и управляется его мудростью. В вопросе о соотношении души и тела он тоже не занимал такой определенной позиции как, например, Гоббс, Декарт или Спиноза. Точнее говоря, он здесь колебался. Уяснение позиции Локка в данном вопросе усложняется тем, что он сознательно отказывался от его решения. Но поскольку он занимался исследованием духовных способностей человека, то вопрос этот встал перед ним помимо его воли. И тогда оказалось, что Локк то признает наличие двух субстанций — материальной и мыслящей, то допускает, что при более глубоком познании мыслящих существ можно было бы установить зависимость мышления от тела.
Положение о причинной зависимости души от тела очень хорошо согласуется с идеей опытного происхождения всех знаний человека. Почему же при том, что материалистическое объяснение души весьма уместно в эмпиризме, Локк отказывается от него? Видимо, здесь не следует сбрасывать со счетов важные для жизни человека, хотя и внешние для теории, обстоятельства, ибо только при материалистическом истолковании души рационально объясняется, как возникает знание внешних человеку тел. Но идеологически проводить материализм сложно, так как против него ополчается прежде всего собственная вера в Бога. Да и небезопасно это было во времена Локка, потому что против материалистов выступали церковь, многие авторитеты и общественное мнение. Уже эти обстоятельства должны были толкать к тому, чтобы искать возможность разрабатывать эмпиризм без объяснения природы души.
Однако не может состояться великий философ без всепобеждающей любви к истине. А тот, кто любит истину, бесстрашно выражает ее так, как чувствует и понимает. И Локк неоднократно демонстрировал подобное бесстрашие в полемике по теоретическим, религиозным и политическим вопросам. Поэтому важнее продумать внутренние причины, в силу которых эмпирическое объяснение познания требует материализма и в то же время сталкивается с большими трудностями в истолковании природы души.
Такое внутреннее обстоятельство эмпирической теории обнаруживается уже у Гоббса и, вероятно, является главной причиной того, почему эмпирик Локк решил не исследовать природу души. Вспомним, что Гоббс решительно и смело объяснял человеческую душу как способ действия тела. Но когда он на этой основе построил учение о том, как душа воспринимает и отражает (познает, представляет) внешние предметы, то оказалось, что все образы (идеи) души представляют собой лишь кажимость. Конечно Гоббс придумал объяснение того, как из кажимости познающий человек получает специфическую истину. Он исследует связи разных кажимостей и получает знание об их необходимых, причинно-следственных отношениях. Вот это знание и оказывается полезным для человека.
Однако это учение Гоббса порождало очень сложный философский вопрос: если душа не субстанция, а функция и если чувственные качества не существуют во внешних телах, то где они существуют? Гоббс отвечает: в субъекте. Но этот ответ страдает тем большим теоретическим изъяном, что не учитывает положение о телесности самого субъекта. Ведь субъект согласно Гоббсу, есть тело. А о телах, по его мнению, абсурдно думать, будто они имеют цвета, вкусы, запахи и даже очертания. Следовательно, и в человеке указанные качества не могут помещаться. Однако Гоббс помещает их именно в человека, не объясняя, как они там могут существовать. Вот и получается, что Локк хорошо понимает онтологические проблемы эмпиризма и снимает этот каверзный вопрос, говоря: будем исходить из факта, что качества даны нам и, значит, присутствуют в нас, и не будем бесполезно ломать голову, как они в нас могут существовать.
Тем самым Локк заявил о себе как огносеологе по преимуществу. А"гносеологический материализм", как мы видели, он проводил решительно и смело. Без всяких колебаний источником знаний считал объективно существующие до инезависимо от человеческих восприятий тела. Но Локк в своем учении о познании не ограничился только разработкой проблемы источника знания. Он тщательно проанализировал весь состав человеческого знания и дал свое объяснение его формирования и условий его достоверности.
5. Учение об образовании понятий, видах познания и проблема истины.Все знание, считал Локк, образуется из идей. А идеи самым явным образом, по его мнению, делятся на простые и сложные. Простые идеи — это те, которые ум получает, поскольку он пассивен, т.е. воспринимает ощущения от тел и от наблюдения за своей деятельностью с данными ощущениями. Простые идеи отличаются тем, что они самоочевидно просты, легко отличаются друг от друга и не могут быть разложены никоим образом на другие идеи. Это, например, идея белого цвета ("белизна"), или идея того действия ума, которое мы привыкли называть мышлением. Главная характеристика простых идей состоит в том, что душа не может ни разрушать их, ни создавать. Они проникают в душу только путем ощущений и рефлексии независимо от того, хотим мы этого или нет. И никакой самый могучий ум, утверждает Локк, не способен создать ни одну простую идею.
Зато какие угодно сложные идеи не могут быть получены иначе, чем комбинацией простых идей. И ум обладает такой способностью из простых идей, как из материала и основания, строить сложные идеи. Эти сложные идеи независимо от их числа и беспредельного многообразия Локк считает возможным свести к трем разрядам: 1) идеи модусов; 2) идеи субстанций; 3)идеи отношений.
Идеи модусов — это такие сложные идеи, которые не имеют самостоятельного существования, а считаются или зависимыми от субстанций, или их свойствами. В качестве примера идей модусов вообще Локк приводит идеи, которые обозначаются словами "треугольник", "благодарность", "убийство" и т.д. Модусы в свою очередь делятся на простые и смешанные. Простые модусы возникают из различного сочетания одной и той же простой идеи. Нагляднейшими примерами таких модусов являются числа: "дюжина", "двадцатка" и т.п. Они "представляют собой не что иное, как идеи стольких-то единиц, соединенных вместе" [там же, с.214].
Среди идей простых модусов важнейшими оказываются идея пространства и идея времени. Идея пространства образуется у нас, как считает Локк, благодаря зрению или осязанию. Она есть восприятие расстояния между различными предметами или между частями одного и того же предмета. Для целей практики, говорит Локк, люди закрепляют в своих умах идеи определенных мер расстояния, например, дюйм, сажень, миля. Однако идея любого конкретного расстояния есть лишь несколько раз повторенная идея пространства. Когда люди привыкают к каким-то определенным мерам пространства, они замечают, что могут прибавлять идею мили к самой себе бесконечное количество раз. Причем для этого им не нужно мыслить никакие предметы или тела. Так возникает идея необъятности. Видимо, таким способом Локк объяснил происхождение и смысл человеческого понятия бесконечности. Вообще весь смысл локковского учения о пространстве сводится к обоснованию тех положений, что пространство существует объективно и что оно представляет собой "пустоту", в которой помещаются плотные тела и благодаря которой они могут двигаться (перемещаться в пространстве). Для читателя, который заинтересуется, как Локк выходит из того затруднения, что признание реального существования пустоты означает признание существования "ничто" (и это выглядит явным абсурдом), я рекомендую самостоятельно продумать его учение о пространстве ("Опыт", кн.II, гл.13).
Идея времени — это идея продолжительности, которую мы получаем "не от постоянных частей пространства, а от текучих и постоянно гибнущих частей последовательности" [там же, с.231] . Такая идея продолжительности возникает от наблюдения за движущейся цепью наших идей. Происходит это так. Сначала благодаря рефлексиимы улавливаем последовательностьидей в своем уме. А затем мы можем отметить расстояние между какими-то частями данной цепи. Это и есть идея продолжительности. А временем в собственном смысле слова следовало бы называть измеренную продолжительность.
В учении Локка о времени нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, он настойчиво проводит мысль, что идея времени возникает из рефлексии благодаря наблюдению цепи различных идей, и таким образом появляется идея продолжительности. Во-вторых, движение не является ни источником идеи времени, ни тем более мерой времени. Отсюда видно, что относительно объективности или субъективности времени Локк высказывается не так определенно, как в случае с пространством. Тем же, кто интересуется философскими проблемами времени, полезно будет продумать анализ Локка ["Опыт", кн. II, гл. 14,15]. В любом случае ясно, что поскольку идеи приходят из двух источников — ощущений и рефлексии, то их последовательность должна выражать объективную последовательность вещей и человека. А значит, и объективную продолжительность их существования. В результате Локк, хотя и не очень настойчиво, но достаточно вразумительно проводит мысль, что время (продолжительность)есть самостоятельное свойство вещей, существующее объективно и не сводимое ни к движению, ни к пространству и ни к каким угодно другим их свойствам.
Смешанные модусы представляют собой сочетание не одинаковых, а разных идей. В качестве примеров подобных модусов Локк приводит такие сложные идеи, которые обозначаются словами "красота", "воровство", "обязанность", "опьянение", "ложь" и т.п. Их отличие от идей простых модусов в том, что они образуются из сочетаний нескольких идей разных видов. Например, идея красоты, по Локку, представляет собой сочетание идеи окраски и идеи формы. А от сложных идей субстанций смешанные модусы отличаются тем, что они не выражают характерные признаки реальных вещей, а представляют продукт сочетания нашим умом разрозненных и независимых идей. Поэтому они и называются понятиями чаще, чем другие идеи.
Идеи субстанций — это такие сочетания простых идей, которые представляют различные отдельные вещи, существующие самостоятельно. Причем в данных сочетаниях в качестве главной всегда присутствует неясная идея субстанции вообще. О существовании субстанции в понимании Спинозы или Декарта как некоей сущности, лежащей в основе единичных вещей, Локк высказывается весьма скептически. Он признает, что люди пользуются таким понятием, предполагая некоторую "подпорку", "основу" или "субстрат" для различных качеств, которые встречаются вместе при восприятии отдельных существ. Но никакой идеи, которая бы ясно указывала на действительное существование такой "подпорки" или "субстрата", нет. Поэтому остается лишь признать, что люди только предполагают какую-то основу, не зная, как держатся вместе качества, своей комбинацией образующие отдельное существо. И эту предполагаемую основу стали называть субстанцией. Но так как очевидно, что в данном случае слово "субстанция" обозначает неизвестно что, то Локк и считает оправданным называть субстанциями сложные идеи, представляющие нам отдельные, самостоятельно существующие вещи. Виды идей субстанций выделяются очень просто. Сложная идея субстанции, представляющая одно существо, называется единичной идеей субстанции, или просто единичной субстанцией (один человек, одна лошадь, одно дерево). А всякое соединение единичных субстанций вместе называется собирательными субстанциями (армия людей, стадо овец и т.п.).
Идеи отношений — это такие сложные идеи, которые образуются от сравнения двух вещей. К ним относятся, например, идеи, которые обозначаются словами "Отец", "муж", "сын", "белее", "далеко" и др.
Таким образом, все богатство человеческого познания возникает первоначально из соединения простых идей в сложные, а затем и из различного сочетания этих сложных идей. Сочетание сложных идей возникает двумя путями. Во-первых, под контролем нашего ума. Во-вторых, они могут возникать и в силу различных случайных связей. Последний способ сочетания Локк назвал ассоциацией идей.
Так как все познание возникает из соединения идей, то и суть познавательного действия Локк усматривал в сравнении идей и в установлении связей и отношений между ними. Он различал три вида познавательных действий и соответственно три ступени познания: интуитивное, демонстративное и чувственное.Самым совершенным видом познания Локк считал интуицию. Она состоит в способности ума видеть сразу соответствие или несоответствие двух идей. Во многих случаях простое сравнение двух идей не дает видения их соответствия либо несоответствия. Тогда ум прибегает к тому, что ставит между ними третью идею (или столько, сколько нужно), чтобы с ее помощью установить связь между исходными двумя. Это и есть демонстрация, которая составляет сущность нашей способности рассуждения. Демонстративное познание может осуществляться только на основе интуитивного, поскольку установить соответствие или несоответствие опосредующей идеи с исходными можно лишь интуитивно.
Чувственное познание отличается от интуитивного и демонстративного тем, что оно устанавливает не соответствие идей друг другу, а "единичное существование конечных предметов вне нас" [1,2, с. 14]. Чувственное познание наименее достоверно. Но оно вполне надежно для выполнения того, к чему приспособлено: дать "познание существования отдельных внешних предметов и осознание того, что мы действительно получаем от них идеи..." [там же, с.15].
Понятие истины Локк считает важнейшим, ибо человечество всегда страстно искало истину. И, надо отдать должное, Локк тщательно проанализировал эту проблему, хотя, разумеется, в русле своей концепции познания. Специально понятия истины и лжи он рассматривал в связи с учением об идеях ("Опыт", кн.II,