ЛЕКЦИЯ № 1. ФИЛОСОФИЯ ФРЕНСИСА БЭКОНА (22.01.1561 — 9.04.1626)
ОТ АВТОРА
Несколько слов о том, как создавалась эта книга. Прежде всего почему я ее написал и предлагаю всем, кто интересуется как историей философии, так и самой философией? Ответ на данный вопрос прост. Занимаясь больше десяти лет преподаванием на философском факультете РГУ, я всегда испытывал недостаток в учебной литературе и видел, что студенты получают много неудобств от этого. Подобное положение усугубилось в настоящий момент. Вся учебная литература предшествующих лет подготовлена с учетом известных идеологических требований. И сегодня возникает острейшая потребность переиздания всей учебной литературы. Предлагаемый "Курс лекций" рассчитан на восполнение ее недостатков по истории философии. Причем я стремился подчинить изложение не жестким идеологическим требованиям, а профессиональным нормам и предложить пособие не только по истории философии, но и по самой новой философии, снабдить всех желающих сведениями о специфике западноевропейского интеллектуализма, типа мышления, или, как иногда говорят, нововременного разума.
Из сказанного выше становится ясно, для кого я писал эту книгу. В первую очередь конечно же, для студентов философских факультетов. Содержание лекций разрабатывалось в специфическом сотрудничестве с поколениями студентов философского факультета РГУ. Участие и незримое присутствие вопрошающих и затрудняющихся студентов стимулировало меня попытаться дать то, что требуется для подготовки профессионального философа в форме, доступной думающему человеку со средним образованием. То есть я стремился сделать изложение понятным и интересным для всех, кто интересуется философией и ее историей. Поэтому я полагаю, что книга будет полезной всем студентам как вузов, так и техникумов при изучении ими философии. Рассчитываю также, что она облегчит труд моих коллег, преподавателей философии и истории философии, и пригодится аспирантам при подготовке к экзаменам кандидатского минимума.
Но хотел бы надеяться, что этим круг потенциальных читателей книги не будет ограничен, и она окажется интересной современному интеллектуалу, чем бы он ни занимался: учеба, преподавание, наука, философия, политика, средства массовой информации, идеология. Во всех этих сферах перед мыслящими людьми постоянно встают проблемы типа "Запад-Россия", "какие идеалы, мировоззрение, ценности выбрать?" и им подобные. Не давая оценок вроде "хорошо"-"плохо", я стремился возможно более зримо представить особенности новоевропейского типа философствования и его результаты. А этим самым хотел бы предложить пособие и тем, кто пробует сознательно делать выбор ценностей, мировоззрения, идеалов и норм интеллектуальной деятельности, типа духовности.
Теперь несколько строк о том, какя попытался реализовать описанные выше устремления. Для меня лекция по истории философии есть препарат некоторых интеллектуальных образований (философских смыслов), изготовленный в расчете продемонстрировать как сами смыслы, так и их элементы. В выполнении данной работы я руководствовался следующими правилами. Во-первых, во всех лекциях стремился дать то, что в традициях классического вузовского образования устоялось как нормы. Это биографические сведения, главные труды философов и те их идеи и понятия, которые считаются главными, без знания которых не может состояться образованный человек. Во-вторых, пытался осуществить сам и вовлечь читателя в процесс совместного реконструирования концепции каждого философа, т. е. буквально воссоздать основные идеи, понятия и их связи. Для этого, в-третьих, настойчиво добивался зримого, всемоментного присутствия первоисточника. Разумеется, достичь этого полностью невозможно. Но я надеюсь, что читатели обратят на это внимание, а лекции будут также кратким пособием по анализу главных трудов европейских философов XVII — первой половины XVIII в. Обе последние особенности потребуют от читателя готовности брать на себя немалый труд ума и души. Расчет на одну только память, запоминание и воспроизведение здесь абсолютно недостаточен.
Для классического вузовского образования является нормой ознакомление с устоявшимися, общепринятыми знаниями в сочетании с последними достижениями в соответствующих областях. В предлагаемых лекциях это правило реализуется в том, что я выработал и предлагаю собственную трактовку основных идей и понятий большинства рассматриваемых философов. Вместе с тем я отказался от желательной в подобных случаях полемики, анализа и критики различных не принимаемых мною трактовок. Если подобную полемику вести, то лекции превратятся в научные статьи. Но еще важнее, что я исповедую в историко-философских исследованиях убеждение, которое хотел бы передать и читателям: не спорить с кем бы то ни было, включая и самих анализируемых философов, а сосредоточить все усилия и использовать все, что есть у других историков философии, для уяснения сути философских концепций. В этой связи для меня неприемлемо требование так называемого "дистанцирования" от взглядов изучаемого философа. Возможно, это дело исследовательского вкуса и личных теоретических интересов, однако мне не хотелось бы оценивать философов в том духе, что здесь Декарт был не прав, а там Спиноза ошибался. Предполагаю, что историко-философские исследования могут быть конституированы в науку установкой на аутентичную реконструкцию взглядов мыслителя, что я и пытаюсь делать в лекциях. Несомненно, предлагая собственное истолкование давно изучаемых мыслителей, нельзя совершенно избежать полемики. Но я сделал все, чтобы она присутствовала в лекциях в самых минимальных размерах и по возможности не касалась личностей.
Так как я высказал претензию на некоторую новизну трактовок большинства мыслителей, то тем самым я приглашаю в читатели и профессиональных историков философии. В наше время публикации исследований по указанному периоду истории философии почти не выходят. Поэтому было бы неразумно упустить случай и не сказать о собственных наблюдениях в данной области.
У Бэкона я даю нетрадиционную трактовку учения об "идолах" ("призраках"), об эксперименте и индукции. А именно считаю, что понимать учение об "идолах" как анализ заблуждений ума правильно, но совершенно не достаточно. Понятие "идолов" у Бэкона глубже. В нем разработано учение о специфике действия наших познавательных способностей. И заключается она в том, что неуправляемые чувства и разум всегда (по природе) дают заблуждение. Это, казалось бы, незначительное изменение ракурса по-другому представляет многие моменты гносеологии и методологии (прежде всего эксперимента и индукции) и требует уточнения его места в истории новоевропейской философии.
В лекции о Декарте я уточнил понятие "сомнения" в отыскании начала метафизики, понятие интуиции и дедукции (истолковав их как познавательные способности, а не просто как пути познания) и обосновал мысль, что фактической основой дуализма и психофизической проблемы была задача объяснить природу чувственного образа. Учение Декарта (да и всех рационалистов) об ощущениях, насколько я могу судить, исследователями вообще не затрагивается.
В отношении Гоббса предлагаю обратить внимание на учение о чувственном образе, о мышлении и о специфике научного знания. Истолкование чувственного образа как "кажимости", а языка как субстрата ("материи") мысли позволяет наглядно видеть как своеобразие эмпиризма Гоббса, так и содержательные связи его философии с учениями Бэкона и Декарта. Его соображениям о специфике научного знания также недостаточно уделяется внимание, хотя он выдвинул идеал науки, во многом отличавшийся от возобладавших представлений, исполненных бесконечным оптимизмом о возможностях науки.
Во взглядах Спинозы я уточняю истолкование субстанции, атрибутов и модусов и привожу аргументы в пользу общепринятой на Западе, однако оспариваемой у нас оценки его философии как пантеизма. Хотя и кратко, но показываю влияние его метафизики на учение о природе общества и государства, что приводит к существенным различиям между ним и Гоббсом в этой области. Тем самым я предлагаю и современным теоретикам (и даже практикам) более сознательно относиться к основаниям собственных представлений о нашем обществе и государстве.
Взгляды Лейбница изучены у нас недостаточно, и здесь трудно определить, чем отличается моя трактовка от общепринятой. Скажу лишь, что я попытался тщательно проанализировать то, как Лейбниц пришел к понятию плюрализма субстанции. Кроме того, обосновываю наблюдение, что мысль Лейбница о необходимости допустить для познающей души некоторую структуру есть подготовка философской задачи исследовать строение и принцип действия "чистого разума". Та же самая идея "чистого разума" и уже со схемами синтеза (виды ассоциаций) присутствует (конечно, без соответствующих терминов) и у Юма.
В лекции о Беркли я обосновываю точку зрения, что ему по недоразумению приписывается взгляд, будто мир "есть комплекс моих ощущений". Аутентичная реконструкция его учения выявляет, на мой взгляд, большое сходство между ним и Лейбницем в онтологии, на что у нас вообще не обращается внимание.
Надеюсь, что перечисленные особенности моих трактовок будут стимулировать интерес студентов и историков философии к исследованию новоевропейской философии, а может быть, и вызовут отклики и обсуждения.
Наконец, должен сказать несколько слов о тех, кто содействовал (помимо студентов) проявлению этой книги. Идею подготовить курс лекций к публикации высказал мне профессор РГУ Виктор Павлович Макаренко, который осуществил и первые организационные шаги. И я приношу ему за это искреннею благодарность. Выражаю также горячую признательность профессорам Г.П.Предвечному и А.Н. Ерыгину, которые взяли на себя нелегкий труд прочитать рукопись, оценить ее достоинства, указать недостатки, что обеспечило не только формальные условия выхода книги, но и улучшило ее содержание.
Особую благодарность выражаю редактору "Курса" Лидии Гавриловне Кононович. Без ее настойчивого, терпеливого и очень бережного водительства эта книга просто не появилась бы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представив основные идеи философов XVII — первой половины XVIII в., уместно поставить вопрос: какие между ними существуют связи? И если такие связи можно наблюдать, то выражают ли они принципиальное единство философии данного периода или указывают на что-то другое?
Рассмотрим сначала первый вопрос. Возьмем прежде всего то, что лежит на поверхности и сразу бросается в глаза. Все рационалисты — Декарт, Спиноза, Лейбниц — едины не только в том, что они признают источником знания разум и с недоверием относятся к чувствам. Каждый из них уделял большое внимание метафизике и особенно проблеме субстанции. Причем в отношении понятия субстанции Спиноза разрабатывает и совершенствует учение Декарта, а Лейбниц — учение Спинозы и Декарта. Напомню, что Декарт непосредственной основой всех вещей считал две независимых друг от друга субстанции — протяжение (материю) для вещей телесных и мышление (дух) для вещей мыслящих. Но тогда возникал вопрос, как они связаны и как возможно отражение (познание) в мышлении телесных вещей. Декарт не дал на него удовлетворительного ответа. И Спиноза вырабатывает учение, что существует только одна субстанция — Бог, а мышление и протяжение есть ее атрибуты (способы действия). Поэтому, хотя между мышлением и протяжением нет причинно-следственных связей (на чем правильно настаивал Декарт), они строго скоррелированы друг относительно друга во всех моментах именно как одновременно осуществляющиеся способы действия одного и того же Существа. Поэтому и в человеке наблюдается единство телесных и духовных действий, хотя нет и не может быть никаких прямых связей между душой и телом. Лейбниц же уточняет как Спинозу, так и Декарта, обосновывая положение, что субстанция не может быть телесной и не может сливаться с Богом, а потому должна представлять собой множество независимых друг от друга духовных атомов (монад).
Таким образом, линия рационализма как весьма наглядная и очень прочная связь между учениями трех крупнейших философов — Декарта, Спинозы, Лейбница — утверждается, во-первых, тем, что, начиная с Декарта, у всех в неизменном виде воспроизводятся идеи о разуме как самодостаточном источнике знания, о врожденности идей, об абсолютной независимости души и тела. А во-вторых, от Декарта к Спинозе и от него к Лейбницу заметно нарастание усилий усовершенствовать объяснение указанных положений и расширить поле исследования самого разума (человеческого духа). Поэтому и учения рационалистов, несмотря на большую оригинальность каждого, выглядят как шаги развития (разработки) одной и той же проблеме: что есть познающий дух? как он связан со всем остальным? при каких условиях наилучшим способом осуществляется познание? когда он благоденствует?
Столь же очевидны содержательные связи между эмпириками Бэконом, Гоббсом, Локком, Беркли и Юмом. Как эмпириков, их объединяет положение Бэкона, что источником знания является опыт, который начинается с осведомления (восприятия) органов чувств. Однако Бэкон может (а по-моему и должен) рассматриваться не только как основоположник эмпиризма, но и как отец всей новоевропейской философии. И именно потому, что он первый истолковал познающий разум как качественно отличный вид бытия по сравнению с бытием познаваемым. А саму возможность познания он объяснил контактом (чувственным восприятием) познающего (человека) и познаваемого (всего остального).
Гоббс воспринял от него как идею о том, что формы познания качественно отличны от формы бытия, так и идею, что познание возможно только вследствие контакта познающего и познаваемого (чувственного восприятия). Но приняв эти идеи, он просто вынужден был ставить и решать возникающие в отношении них вопросы: как конкретно осуществляется контакт (чувственное восприятие)? почему и как получается, что возникающие вследствие этого формы знания принципиально отличны от форм бытия? что такое сам разум, если сущность познания — в чувственном восприятии? почему несмотря на принципиальные отличия форм знания (чувственных образов и рассуждений) от вещей человек приобретает силу (власть) над вещами? как, опираясь на познание, организовать общество, гарантирующее безопасную, достойную и обеспеченную жизнь людей? Решение этих проблем основывается у Гоббса на весьма оригинальной мысли, что формы знания есть функции (способы взаимодействия) человеческого тела с другими телами. Что их собственная природа заключается в "кажимости" (или объективной видимости), которая, не показывая природы вещей "самих по себе", способна выявить их необходимые связи. Знание необходимости и дает человеку силу над вещами. Следовательно, знание в состоянии помочь поставить и общество на службу людям.
Локк, поняв основные идеи Бэкона и Гоббса, сосредоточил все усилия на выявлении и анализе всех действий человеческого ума, из которых генетически первым он также считал чувственное восприятие. Поэтому в сравнении с Гоббсом он тяготеет к тому, чтобы заняться объяснением по преимуществу только самого человеческого духа. А Беркли, опираясь на философию Локка, пришел к выводу, что если познание начинается с контакта между субстанционально различимыми субъектом и объектом, то или надо объяснить, как субстанция объекта превращается в субстанцию субъекта, или допущение такого контакта есть просто философская бессмыслица. По мнению Беркли, найти подобное объяснение никому не удавалось и сделать его в принципе невозможно. Отсюда единственно правильный вывод: двух субстанций — телесной и духовной — нет. А если наши чувственные образы не есть тела (что признавали как Бэкон, так и Гоббс), значит, они — духовные сущности. Поэтому есть только одна духовная субстанция, которая существует как совокупность единичных активных духов и большого разнообразия их пассивных восприятий.Читатель может сам сравнить данную "гносеологическую" онтологию Беркли с монадологией Лейбница, и надеюсь, он обнаружит между ними большое сходство.
Таким образом, новоевропейская философия едина в истоке — это специфическая гносеологема Бекона: формы знания (субъект) качественно отличны от форм бытия (объекта). В разработке проблемы, что именно представляют собой формы знания, он дал начало линии эмпиризма. Но родоначальник рационализма Декарт воспринял (или заново сформулировал) то же положение об онтологическом различии форм знания (мыслящая субстанция) и вещей (телесная субстанция). В разработке же вопроса о природе форм знания и их связи с вещами он выдвинул идею, что познание происходит без контакта мыслящей и телесной субстанций, благодаря врожденности в душе идей о телах. И потому он стал родоначальником рационализма.
Ни один рационалист не отступал от данной идеи. Но уже и эмпирик Беркли, и рационалист Лейбниц пришли к одинаковому выводу: если познание возможно, то оно осуществляется только в силу субстанционального тождества познающего и познаваемого. Причем оба самым явным образом склонялись к тому, что познающее познает только свои восприятия.
Таким образом, новоевропейская философия, разделяясь на течения эмпиризма и рационализма, едина в принципе и в результатах. Скептицизм Юма является ее логическим завершением. Основное философское усмотрение этой системы может быть выражено так: если в познании нет и не может быть ничего такого, что указывало бы на существование вещи, субстанционально отличной от познающего (что прямо сформулировал Беркли, и по сути учением о монадах проводил Лейбниц), то познающее не может знать ничего, кроме своих состояний.
Круг замкнулся. Новоевропейская философия началась с положения, что познающее качественно (субстанционально) отличается от познаваемого. Эмпирики и рационалисты искали ответ на вопрос, как же возможно познание. Юм ответил на этот вопрос таким образом, что единство новоевропейской философии может быть графически изображено в виде круга, как показано на схеме (см. рис.). Польза предлагаемой схемы не в том, чтобы утвердить непререкаемое мнение, а в том, чтобы стимулировать размышления о специфике философии рассматриваемого периода.
Считаю полезным высказать соображение, что скептицизм Юма ни в коем случае не был гносеологическим пессимизмом. Наоборот, хотя взгляды Юма могут быть истолкованы как "кризис" новоевропейской философии, однако в его работах мы чувствуем скорее бодрость и уверенность, чем угнетение и разочарование. Глядя постфактум, мы видим, что юмовский "кризис" лишь до предела обострил теоретическую проблему тождества субъекта и объекта, т.е. выработал задачу для последующих поколений западноевропейских философов, которую они с большим энтузиазмом принялись решать. И это стало другим этапом в истории новоевропейской философии.
Оглавление
От автора..................................................... 3
Лекция № 1.Философия Френсиса Бэкона (22.01.1561 —9.04.1626) 8
Лекция 2.Рене Декарт — основоположник новоевропейского рационализма (31.03.1596 — 11.12.1650) 26
Лекция 3.Метафизика Декарта................. 42
Лекция 4.Учение о познавательных способностях и методологии Томаса Гоббса (5.04.1588 —4.12.1679)... 57
Лекция 5.Особенности материализма Т. Гоббса и его социальная философия 88
Лекция 6.Метафизика Спинозы (24.11.1632 — 21.02.1677) 106
Лекция 7.Теория познания и этика Спинозы 125
Лекция 8.Философия Джона Локка (29.08.1632 — 28.10.1704) 139
Лекция 9.Философия Готфрида Вильгельма Лейбница (1.07.1646 —14.11.1716) 165
Лекция 10.Философия Джорджа Беркли (12.03.1685 — 14.01.1753) 183
Лекция 11. Философия Давида Юма (7.05.1711 —25.07.1776) 200
Заключение.............................................. 218
[1] Здесь и далее первая цифра в квадратных скобках означает номер источника в списке литературы (в конце каждой лекции), вторая — том.
ОТ АВТОРА
Несколько слов о том, как создавалась эта книга. Прежде всего почему я ее написал и предлагаю всем, кто интересуется как историей философии, так и самой философией? Ответ на данный вопрос прост. Занимаясь больше десяти лет преподаванием на философском факультете РГУ, я всегда испытывал недостаток в учебной литературе и видел, что студенты получают много неудобств от этого. Подобное положение усугубилось в настоящий момент. Вся учебная литература предшествующих лет подготовлена с учетом известных идеологических требований. И сегодня возникает острейшая потребность переиздания всей учебной литературы. Предлагаемый "Курс лекций" рассчитан на восполнение ее недостатков по истории философии. Причем я стремился подчинить изложение не жестким идеологическим требованиям, а профессиональным нормам и предложить пособие не только по истории философии, но и по самой новой философии, снабдить всех желающих сведениями о специфике западноевропейского интеллектуализма, типа мышления, или, как иногда говорят, нововременного разума.
Из сказанного выше становится ясно, для кого я писал эту книгу. В первую очередь конечно же, для студентов философских факультетов. Содержание лекций разрабатывалось в специфическом сотрудничестве с поколениями студентов философского факультета РГУ. Участие и незримое присутствие вопрошающих и затрудняющихся студентов стимулировало меня попытаться дать то, что требуется для подготовки профессионального философа в форме, доступной думающему человеку со средним образованием. То есть я стремился сделать изложение понятным и интересным для всех, кто интересуется философией и ее историей. Поэтому я полагаю, что книга будет полезной всем студентам как вузов, так и техникумов при изучении ими философии. Рассчитываю также, что она облегчит труд моих коллег, преподавателей философии и истории философии, и пригодится аспирантам при подготовке к экзаменам кандидатского минимума.
Но хотел бы надеяться, что этим круг потенциальных читателей книги не будет ограничен, и она окажется интересной современному интеллектуалу, чем бы он ни занимался: учеба, преподавание, наука, философия, политика, средства массовой информации, идеология. Во всех этих сферах перед мыслящими людьми постоянно встают проблемы типа "Запад-Россия", "какие идеалы, мировоззрение, ценности выбрать?" и им подобные. Не давая оценок вроде "хорошо"-"плохо", я стремился возможно более зримо представить особенности новоевропейского типа философствования и его результаты. А этим самым хотел бы предложить пособие и тем, кто пробует сознательно делать выбор ценностей, мировоззрения, идеалов и норм интеллектуальной деятельности, типа духовности.
Теперь несколько строк о том, какя попытался реализовать описанные выше устремления. Для меня лекция по истории философии есть препарат некоторых интеллектуальных образований (философских смыслов), изготовленный в расчете продемонстрировать как сами смыслы, так и их элементы. В выполнении данной работы я руководствовался следующими правилами. Во-первых, во всех лекциях стремился дать то, что в традициях классического вузовского образования устоялось как нормы. Это биографические сведения, главные труды философов и те их идеи и понятия, которые считаются главными, без знания которых не может состояться образованный человек. Во-вторых, пытался осуществить сам и вовлечь читателя в процесс совместного реконструирования концепции каждого философа, т. е. буквально воссоздать основные идеи, понятия и их связи. Для этого, в-третьих, настойчиво добивался зримого, всемоментного присутствия первоисточника. Разумеется, достичь этого полностью невозможно. Но я надеюсь, что читатели обратят на это внимание, а лекции будут также кратким пособием по анализу главных трудов европейских философов XVII — первой половины XVIII в. Обе последние особенности потребуют от читателя готовности брать на себя немалый труд ума и души. Расчет на одну только память, запоминание и воспроизведение здесь абсолютно недостаточен.
Для классического вузовского образования является нормой ознакомление с устоявшимися, общепринятыми знаниями в сочетании с последними достижениями в соответствующих областях. В предлагаемых лекциях это правило реализуется в том, что я выработал и предлагаю собственную трактовку основных идей и понятий большинства рассматриваемых философов. Вместе с тем я отказался от желательной в подобных случаях полемики, анализа и критики различных не принимаемых мною трактовок. Если подобную полемику вести, то лекции превратятся в научные статьи. Но еще важнее, что я исповедую в историко-философских исследованиях убеждение, которое хотел бы передать и читателям: не спорить с кем бы то ни было, включая и самих анализируемых философов, а сосредоточить все усилия и использовать все, что есть у других историков философии, для уяснения сути философских концепций. В этой связи для меня неприемлемо требование так называемого "дистанцирования" от взглядов изучаемого философа. Возможно, это дело исследовательского вкуса и личных теоретических интересов, однако мне не хотелось бы оценивать философов в том духе, что здесь Декарт был не прав, а там Спиноза ошибался. Предполагаю, что историко-философские исследования могут быть конституированы в науку установкой на аутентичную реконструкцию взглядов мыслителя, что я и пытаюсь делать в лекциях. Несомненно, предлагая собственное истолкование давно изучаемых мыслителей, нельзя совершенно избежать полемики. Но я сделал все, чтобы она присутствовала в лекциях в самых минимальных размерах и по возможности не касалась личностей.
Так как я высказал претензию на некоторую новизну трактовок большинства мыслителей, то тем самым я приглашаю в читатели и профессиональных историков философии. В наше время публикации исследований по указанному периоду истории философии почти не выходят. Поэтому было бы неразумно упустить случай и не сказать о собственных наблюдениях в данной области.
У Бэкона я даю нетрадиционную трактовку учения об "идолах" ("призраках"), об эксперименте и индукции. А именно считаю, что понимать учение об "идолах" как анализ заблуждений ума правильно, но совершенно не достаточно. Понятие "идолов" у Бэкона глубже. В нем разработано учение о специфике действия наших познавательных способностей. И заключается она в том, что неуправляемые чувства и разум всегда (по природе) дают заблуждение. Это, казалось бы, незначительное изменение ракурса по-другому представляет многие моменты гносеологии и методологии (прежде всего эксперимента и индукции) и требует уточнения его места в истории новоевропейской философии.
В лекции о Декарте я уточнил понятие "сомнения" в отыскании начала метафизики, понятие интуиции и дедукции (истолковав их как познавательные способности, а не просто как пути познания) и обосновал мысль, что фактической основой дуализма и психофизической проблемы была задача объяснить природу чувственного образа. Учение Декарта (да и всех рационалистов) об ощущениях, насколько я могу судить, исследователями вообще не затрагивается.
В отношении Гоббса предлагаю обратить внимание на учение о чувственном образе, о мышлении и о специфике научного знания. Истолкование чувственного образа как "кажимости", а языка как субстрата ("материи") мысли позволяет наглядно видеть как своеобразие эмпиризма Гоббса, так и содержательные связи его философии с учениями Бэкона и Декарта. Его соображениям о специфике научного знания также недостаточно уделяется внимание, хотя он выдвинул идеал науки, во многом отличавшийся от возобладавших представлений, исполненных бесконечным оптимизмом о возможностях науки.
Во взглядах Спинозы я уточняю истолкование субстанции, атрибутов и модусов и привожу аргументы в пользу общепринятой на Западе, однако оспариваемой у нас оценки его философии как пантеизма. Хотя и кратко, но показываю влияние его метафизики на учение о природе общества и государства, что приводит к существенным различиям между ним и Гоббсом в этой области. Тем самым я предлагаю и современным теоретикам (и даже практикам) более сознательно относиться к основаниям собственных представлений о нашем обществе и государстве.
Взгляды Лейбница изучены у нас недостаточно, и здесь трудно определить, чем отличается моя трактовка от общепринятой. Скажу лишь, что я попытался тщательно проанализировать то, как Лейбниц пришел к понятию плюрализма субстанции. Кроме того, обосновываю наблюдение, что мысль Лейбница о необходимости допустить для познающей души некоторую структуру есть подготовка философской задачи исследовать строение и принцип действия "чистого разума". Та же самая идея "чистого разума" и уже со схемами синтеза (виды ассоциаций) присутствует (конечно, без соответствующих терминов) и у Юма.
В лекции о Беркли я обосновываю точку зрения, что ему по недоразумению приписывается взгляд, будто мир "есть комплекс моих ощущений". Аутентичная реконструкция его учения выявляет, на мой взгляд, большое сходство между ним и Лейбницем в онтологии, на что у нас вообще не обращается внимание.
Надеюсь, что перечисленные особенности моих трактовок будут стимулировать интерес студентов и историков философии к исследованию новоевропейской философии, а может быть, и вызовут отклики и обсуждения.
Наконец, должен сказать несколько слов о тех, кто содействовал (помимо студентов) проявлению этой книги. Идею подготовить курс лекций к публикации высказал мне профессор РГУ Виктор Павлович Макаренко, который осуществил и первые организационные шаги. И я приношу ему за это искреннею благодарность. Выражаю также горячую признательность профессорам Г.П.Предвечному и А.Н. Ерыгину, которые взяли на себя нелегкий труд прочитать рукопись, оценить ее достоинства, указать недостатки, что обеспечило не только формальные условия выхода книги, но и улучшило ее содержание.
Особую благодарность выражаю редактору "Курса" Лидии Гавриловне Кононович. Без ее настойчивого, терпеливого и очень бережного водительства эта книга просто не появилась бы.
ЛЕКЦИЯ № 1. ФИЛОСОФИЯ ФРЕНСИСА БЭКОНА (22.01.1561 — 9.04.1626)
1. Основные биографические сведения и важнейшие труды.С давних пор исследователи философии Френсиса Бэкона часто связывают многие черты его учения и особенно общий характер его взглядов с происхождением, образованием и политической карьерой знаменитого основоположника эмпиризма. Он родился в семье крупного государственного деятеля Англии XVI в. Николаса Бэкона. Отец был представителем так называемого "нового дворянства" — прослойки, которая сформировалась в результате борьбы короля с крупными феодалами из возвысившихся мелких и средних дворян. Николас Бэкон получил высшую должность в королевстве, благодаря юридической и политической деятельности. Его благополучие, как и всех служилых дворян, не было обеспечено родовыми правами, а целиком зависело от талантов, которые могли быть поставлены на службу королю. Поэтому Фр. Бэкон с малых лет воспитывался в атмосфере большого интереса к проблемам политики, науки, образования. Его мать, как и отец, была прекрасно образована, владела многими языками, в том числе древнегреческим и латынью, с ранних лет она учила этим языкам своих детей. Дом Бэконов посещали наиболее видные люди Англии того времени. Дети рано получили доступ ко двору и в канцелярию отца. В это время в стране проводились важнейшие реформы, вчастности церковная, а также образования. В разработке проекта реформы образования принимал участие и отец ученого.
Френсис Бэкон был младшим сыном в семье и поэтому не мог рассчитывать на наследство. Отец стремился воспитывать у сына такие качества, которые обеспечили бы ему жизнь за счет государственной службы. С этой целью, после окончания Фр. Бэконом Кембриджского университета, отец отправляет его в свите английского посла в Париж. В 1579 г. внезапно умирает отец, и Фр. Бэкон возвращается в Лондон, поступает в юридическую школу и с 1582 г. становится адвокатом.
С 1584 г. он избирается в нижнюю палату английского парламента, где весьма скоро приобретает высокий авторитет. А с 1603 г. начинает осуществляться давняя и страстная его мечта о карьере на королевской службе. В 1604 г. он получает первую оплачиваемую должность, в 1618 — высший государственный пост лорда-канцлера Англии. Однако в 1621 г. Фр. Бэкон по обвинению во взяточничестве при раздаче патентов на торговлю был приговорен палатой лордов к огромному штрафу и к заключению в королевскую тюрьму. Ему было запрещено в будущем занимать какие-либо государственные и общественные должности и выступать в парламенте или суде. Некоторые современные исследователи биографии философа приходят к выводу, что король пожертвовал лордом-канцлером, чтобы спасти одного своего фаворита. Вместе с тем биографы установили, что Фр. Бэкон получал вознаграждение от французских купцов за разрешение на ввоз вина. Кроме того, нет сомнений, что, будучи высшим судебным лицом в государстве и хранителем печати, он не проявлял должной принципиальности при оформлении документов на патенты, монополии и другие дела, которые составлялись фаворитом короля в своекорыстных интересах.
Вопрос в том, оправдываются ли эти не вполне благовидные, с нашей точки зрения, поступки Фр. Бэкона теми обстоятельствами, в которых он действовал, оставим для биографов. Важным для характеристики его философского учения является то, что он был крупнейшим государственным деятелем своего времени. С этим действительно коррелируются некоторые особенности его философии. И прежде всего главная идея Фр. Бэкона — идея реформы существующего знания на базе нового учения о познании и его методах. В окончательном варианте этот замысел получил у философа название "Великого восстановления наук".
Из сочинений философа я назову прежде всего те, в которых формировался замысел "Великого восстановления наук". Впервые Фр. Бэкон попытался выразить данный замысел в своем первом философском сочинении "Величайшее порождение времени" (1584). Трактат этот не сохранился.
Затем он возвратился к идее научной реформы в произведении "Похвала познанию" (1592). В 1605 г. опубликовал работу "О прогрессе учености", которая впоследствии в переработанном виде составила первую часть того труда, который автор так и назвал: "Великое восстановление наук". В 1620 г. появился труд, который считается главным философским сочинением философа, — "Новый Органон". Он должен был составить вторую часть "Великого восстановления наук". При первой публикации "Нового Органона" в нем было помещено "Предисловие" к "Великому восстановлению наук". В нем как раз и был изложен план грандиозного труда под названием "Великое восстановление наук". План содержит шесть частей. Но написать. Фр. Бэкон успел только две части, причем первая — "О достоинстве и приумножении наук" — была написана полностью, а вторая — "Новый Органон" — не была окончена. К третьей части под названием "Естественная история" можно отнести лишь несколько небольших трактатов, отрывков и набросков, в которых описываются отдельные явления природы. К четвертой и пятой частям были написаны только предисловия, а шестая часть, которую сам автор считал главной, так и осталась лишь пожеланием. Фр. Бэкон хорошо осознавал, что завершит