ЗАНЯТИЕ 11.Галилей как естествоиспытатель и теоретик экспериментально-
математического естествознания.
1. Открытие Галилея в области механики и астрономии и их мировоззренческое значение.
2. Галилей о процессе познания. Обоснование метода экспериментального исследования природы.
3. Механицизм Галилея, его историческое своеобразие и роль в становлении западноевропейской философии.
Литература
Антология, с. 223-231.
Реале Д., Антисери Д. с. 98-135.
Горфункель, с. 348-355.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков, с. 228-239.
Библер В.С. Галилей и логика мышления Нового времени. - В кн.: Механика и цивилизация XVII-XIX веков. М., 1979, с. 487-518.
Эйнштейн А. и Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1956, с. 39-46.
Вопросы к экзамену
По курсу «История зарубежной философии
Часть 2 (3 семестр)»
1. Средневековье: понятие, хронологические рамки, специфика культуры.
2. Основные особенности христианства.
3. Проблема понимания и объяснения феномена «средневековая философия».
4. Теоретически возможные и фактически существующие типы христианской теологии.
5. Понятие и основные особенности западноевропейской средневековой философии.
6. Проблема начала средневековой философии.
7. Апологетика и патристика – основные этапы формирования средневековой философии.
8. Филон Александрийский как предшественник патристического интеллектуализма.
9. Основные религиозно- философские течения поздней античности (христианство, гностицизм, манихейство, неоплатонизм)
10. Августин как основной представитель западной патристики. Соотношение веры и разума у Августина, учение о душе и познании, отношение Бога, природы и человека, моральное учение и философия истории.
11. Дионисий Ареопагит: пути богопознания, учение о «благе», «свете», «красоте» и «экстазе», о небесной и земной иерархии.
12. Северин Боэций – основоположник схоластики.
13. Основной вопрос средневековой философии. Иоанн Скот Эриугена: соотношение веры и разума, философии и религии; пути богопознания, реализм.
14. Основные течения и главные этапы развития средневековой философии.
15. Соотношение веры и разума, философии и религии у П.Абеляра, его номинализм.
16. Учение Ибн- Рушда (Аввероэса) о соотношении философии и религии и его влияние на западноевропейскую философию.
17. Пантеизм Давида Динанского.
18. Латинский аввероизм. Сигер Брабанский и его «теория двух истин».
19. Естественнонаучное направление в западноевропейской схоластике 13 в. Роджер Бэкон.
20. Фома Аквинский – центральная фигура западноевропейской средневековой философии. Соотношение философии и религии у Фомы и его гносеология.
21. Учение Фомы о материальном бытии и его космология. Доказательства бытия Бога.
22. Этико-политические взгляды Фомы. Разработка и защита идей теократии.
23. Дунс Скот. Соотношение философии и религии. Учение о бытии и познании.
24. Учение Уильяма Оккама как выражение кризиса средневековой философии.
25. Социально-экономические и идейные предпосылки культуры Возрождения.
26. Основные особенности культуры Возрождения: секулярность, возрождение античных ценностей, гуманизм, антропоцентризм.
27. Философия эпохи Возрождения как составная часть культуры гуманизма.
28. Основные этапы развития философии эпохи Возрождения и их главные представители.
29. Франческа Петрарка как основоположник философии эпохи Возрождения.
30. Николай Кузанский – основоположник и главный представитель возрожденческого неоплатонизма.
31. Натурфилософия итальянского Возрождения. Джордано Бруно: учение о Боге, субстанции, материи; теория познания и диалектические идеи.
32. Истоки современного естествознания и философии Нового времни. Галилей как основоположник и теоретик экспериментально – математического естествознания
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМА
Контрольная работа студента 2 курса заочного обучения по истории западной философии представляет собою реферат на тему по одному из вопросов к экзамену. К реферированию предлагается исключительно литература, рекомендованная в данном УМК. Контрольная работа должна быть оформлена в строгом соответстви со стадартными требованиями, предъявляемыми к учебно-научным студенческим работам. Набор компъютерный. 1-я страница – титульный лист по форме установленного образца. 2-я страница – оглавление. На последней странице – список использованной литературы. Отсылки давать в скобках после цитаты или пересказа. 1-я цифра в скобках – номер источника в списке литературы, после запятой буква «с» с точкой и номер страницы из источника. Шрифт – 14. Интервал – 1,5. Поля – 2,3,2,1. Объём – от 4 до 6 страниц.
Самостоятельная работа студентов:
К теме 1:
Что такое пантеизм? В чём особенности пантеизма на почве христианства?Когда можно говорить оналичии у мыслителя не самого пантеизма, а танденции к нему?В чём проявляются пантеистические тенденции у Дионисия Ареопагита?
К теме 2:
Что такое номинализм вообще?
В чем особенности умеренного номинализма (на примере учения Петра Абеляра)?
К теме 3:
Какой университет и почему стал центром формирования естественнонаучных идей в 13 веке? Роль Роберта Гроссетеста в этом процессе?
Какова роль аристотелизма и неоплатонизма в формировании естественнонаучных интересов Роберта Гроссетеста?
Что такое «метафизика света» Роберта Гроссетеста, её основные идеи и какие следствия он выводил из неё?
Каковы основные интересы и главные сочинения Роджера Бэкона?
В чём Р.Бэкон усматривал главное назначеине знания?
Какие разделы философии выделял Р. Бэкон и какую роль в познании отводил он математике и опыту?
Какие виды опыта выделял Р. Бэкон и какие результаты приписывал каждому из них?
Каковы основные идеи социального учения Р.Бэкона?
К теме 4:
Какова основная этическая идея у Фомы Аквинского и какие способы её реализации он предлагал?
Каково соотношение воли и разума, добра и зла в этической концепции Фомы Аквинского?
Какие виды права и в каком сочинении выделял Фома Аквинский?
Какое устройство государства он считал наилучшим и почему?
К теме 5:
Какие познавательные способности человека выделял Николай Кузанский и почему?
Каково руководящее положение о человеке у Н. Кузанского и какое место в мире он отводил ему?
В каких положениях учения Н. Кузанского проявляются его диалектические идеи?
К теме 6:
Какие познавательные способности выделял у человека Джордано Бруно?
В чём Джордано Бруно видел основную цель познания и какие средства для её достижения он предлагал?
Какова роль философии и гносеологии Джордано Бруно в подготовке науки Нового времени?
В каких положениях философского учения Джордано Бруно проявились диалектические идеи?
К теме 7:
Как Галилео Галилей объяснял особенности восприятия явлений природы органами ощущений человека?
Что такое, по Г. Галилею, «книга Природы» и каким алфавитом она написана?
Как в гносеологии Г. Галилея возникает необходимость применения эксперимента?
Как объясняет Г.Галилей необходимость применения математики для исследования природы?
Учебно-тематические планы
Семинарских занятий
4 семестр
ч.2 (2 ) ( Новое время 17-18 вв.)
Студентам заочного отделения семинарские занятия предлагается разработать дома, для чего они должны, проработав рекомендованную литературу, подготовить конспекты ответов на вопросы планов семинарских занятий. В отношении семинаров 2, 4,7, 11 подготовка проверяется на занятиях в аудитории во время сессии.Конспекты остальных семинаров предъявляются преподавателю для просмотра до экзамена по данной части курса.
ЗАНЯТИЕ 1. Вводное.
1. Объяснение студентам специфики и основных задач работы на семинарских занятиях по истории философии Нового времени. Ознакомление с основной литературой по курсу.
2. Объяснение студентам по плану занятия 2.
РАЗДЕЛ 3. Философия в период ранних буржуазных революций в Западной Европе
ЗАНЯТИЕ 2. Философия Ф. Бэкона
1. Учение Бэкона о трёх путях познания. Опыты плодоносные и светоносные. Критика силлогизма. Принципы индукции.
2. Учение Бэкона об идолах (призраках).Чистый разум как условие эффективности познания.
3. Учение Бэкона о материи, движении, формах. Маркс об особенностях
бэконовского материализма.
Литература
Бэкон Ф. Великое восстановление наук. Предисловие. - В кн.: Бэкон. Соч. в 2-х томах, т. 1, М., 1977, с. 60-80.
Бэкон Ф. Новый органон. Там же , т.2, М., 1978, с.12-32
Антология, с. 193-218
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984, с. 201-228.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974, с. 24-47, 54-69.
Липовой С.П. История новоевропейской философии. Ростов н/Д, 1996, с. 8-25.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, с.481-502.
Реале Д., Антисери Д. с. 161-182.
Сапрыкин Д.Л. Regnum hominis. (Имперский проект Френсиса Бэкона.)- М. – «Индрик». – 2001 г.
Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М. 1974.С.70-102
ЗАНЯТИЕ 3. Философия П. Гассенди.
1. П. Гассенди о задачах философии.
2. Критика П. Гассенди схоластики.
3. Гассенди и Эпикур. Обоснование атомистики.
Литература
Антология, с. 206-302.
Гассенди П. Свод философии Эпикура. - В. кн.: Гассенди П. Соч. в 2-х томах, т. 1, М.,1966, с. 150-154.
Реале Д. Антисери Д., с.398-408.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков, с. 305-317.
Нарский И.С, с. 133-135
Быховский Б.Э. Гассенди. М., 1974, с. 78-154.
Тема 3.1. Философия Р. Декарта.
ЗАНЯТИЕ 4.
1. Декарт о предмете философии и ее разделах.
2. Учение Декарта о познании:
· рационализм Декарта. Особенности понимания им интуиции и дедукции;
· основные "правила" метода Декарта;
· различия методов Бэкона и Декарта. Чем оно обусловлено?
Литература
Декарт. Правила для руководства ума. Ч.II и ч. III.//Декарт Р. Избр. Произв.-М.-1950. Декарт Р. Рассуждение о методе, часть 1 и 2. - В. кн.: Декарт Р. Избр. произв., М., 1950.
Декарт. Начала философии. Предисловие.//Там же. И: Декарт Р.Соч.в 2-х тт. Т.1.-М.-1989.
Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света…//Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т1.-М.-1989, с. 156-166. Антология мировой философии, т.2. М., 1970, с. 232-237, 272-292
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков, с. 239-251.
Соколов В.В. Философия Рене Декарта. - В. кн.: Декарт Р. Избр. поизв. М.,1950, с.51-67.
Быховский Б.Э. Антидогматизм Декарта. - ВФ,1968, № 6.
Липовой С.П., с. 26-41.
Реале Д., Антисери Д., с. 183-194.
Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. - Соч., т.2, с. 140
Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени.-М.: Наука.-1987, с. 26-36.
Мотрошилова Н.В. Познание и общество. М., 1969,с. 82-110.
История философии, т.2, М.,1970, с. 122-150.
Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956, с. 155-166.
ЗАНЯТИЕ 5. Метафизика Декарта
1. Метафизика Декарта:
· Учение Декарта о "радикальном сомнении" и проблема истинности знания. Понятие "врожденных идей".
· Проблема субстанции. Понятие Бога, души и телесной субстанции.
2. Космогония Декарта.
Литература
Декарт Р. Начала философии. ч. 1,2,3 - В.кн.: Декарт Р. Избр произв. М.,1950, с. 426-449, 455-459, 464-480, 506-517.
Декарт Р. Рассуждение о методе, ч. 4,5.- Там же.
Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света…//Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1.-М.-1989, с. 154-178.
Антология, т. 2, с. 232-271, 292-295.
Реале Д., Антисери Д. с. 195-208.
Соколов В.В., с. 251-276.
Нарский И.С. с. 36-47.
Липовой С.П. с. 42-56.
Асмус В.Ф. Декарт с. 186-225.
Соколов В.В. Вступительная статья к книге: Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 25-51.
Ляткер Л.А. Декарт. М., 1975, с. 97-163.
Тема 3.2. Религиозно-философская мысль во Франции в середине 17 века.
ЗАНЯТИЕ 6
1. "Мысли" Паскаля. Проблема бесконечности и человек. Религия как
основной путь решения морально-этической проблемы.
2. "Мысли" Паскаля. Разум и "сердце", проблема достоверного знания.
3. Проблема психофизического взаимодействия как основная проблема
метафизики и теории познания Н. Мальбранша
Литература
Паскаль Б. Мысли. - В кон.: Библиотека всемирной литературы. М., 1974. т. 42, с. 109-134.
Антология, т. 2, с. 302-307.
Антология, т. 2, с. 442-449.
Реале Д., Антисери Д. с. 407-424.
Соколов В.В. с. 269-273,. 317-329.
Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. М., 1979, с. 106-183.
Фейербах Л. Николай Мальбранш.- В кн.: Фейербах Л. История философии, т.I. М., 1974, с. 290-326.
Тема 3.3. Механико-математический материализм Т. Гоббса.
ЗАНЯТИЕ 7.
1. Полемика Гоббса с Декартом по вопросу о соотношении материи и духа.
2. Гоббсова классификация науки и понимание им предмета философии.
3. Гносеология и методология Гоббса. Гоббс роли знаков в познании. Аналитический и синтетический методы.
Литература
Гоббс Т. Возражения на "Размышления" Декарта и ответы последнего. - В кн.: Гоббс Т. Избр. произв., т.I, М., 1964, с. 413-435.
Антология, т.2, с. 309-332, 342/347
Гоббс Т. О теле. Разд. I. - В кн.: Гоббс Т. Избр. произв., т.I, с. 51-79.
Гоббс Т. - "Природа человека", Левиафан. Гл.I. Логика, или исчисление.
Липовой С.П. с. 57-87.
Соколов В.В. с. 277-289.
Нарский И.С., с. 148-160.
Реале Д., Антисери Д. с. 301-312.
Соколов В.В. Вступительная статья к I тому избр. произв. Т. Гоббса.
М., 1964, с.5-28.
Мееровский Б.В. Гоббс М., 1975, с. 36-62, 81-100.
Мотрошилова Н.В. Познание и общество, с. 171-181.
ЗАНЯТИЕ 8. Онтология Т. Гоббса.
1. Материализм Гоббса. Его особенности. Учение Гоббса о телах. Номинализм философии Гоббса.
2. Социальная философия Т. Гоббса. Учение о человеке. Учение о государстве.
Литература
Гоббс Т. О теле. Разд. 2. - В кн.: Гоббс Т. Избр. произв., т. I. М., 1964.
Гоббс Т. Левиафан, гл. XIII, XIV, XV, XVII - Там же, т.2.
Антология, т. 2 с.333-342, 347-349.
Липовой С.П. с. 88-105.
Соколов В.В. с.290-305.
Нарский И.С. с. 163-182.
Реале Д. Антисери Д. с. 313-320.
Соколов В.В. Вступительная статья кн.: Гоббс Т. Избр. произв., т.I.
М., 1964, с. 28-41.
Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975. С. 63-80, 101-159.
Вейцман Е.М. Социологическая доктрина Гоббса. В кн.: Гоббс Т. Избр произв., т.2 М., 1964, с. 5-44.
Тема 3.4. Пантеизм Б. Спинозы.
ЗАНЯТИЕ 9. Пантеизм Б. Спинозы.
1. Метафизика Спинозы. - фундамент его этики.
2. "Этика" Спинозы. Учение о Боге.
3. "Этика" Спинозы. Учение о природе и происхождении души.
Литература
Спиноза Б. Этика. - В кн.: Спиноза Б. Избр. произв. т. I, М., 1957, с. 310-339, 361-376, 384-401, 402-425, 457-461.
Антология, т. 2, с. 350-379.
Липовой С.П. с. 106-124.
Сергеев К.А., Кауфман И.С. Спиноза: пантеизм как система. //Бенедикт Спиноза. Соч. в 2-х тт. Т.1. С.-Пб. – «Наука». – 1999 г.
Соколов В.В. с. 329-350.
Реале Д., Антисери Д. с. 231-245.
Соколов В.В. Спиноза. - В кн.: История диалектики XIV-XVIII вв.
М., 1974, с. 151-162.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984, с. 26-55.
ЗАНЯТИЕ 10.
1. "Этика" Спинозы. Учение о происхождении и природе эффектов. Спиноза о "человеческом рабстве".
2. "Этика" Спинозы. Учение о могуществе человеческого разума и человеческой свободе.
3. Спиноза о природе общественной жизни.
Литература
Спиноза Б. Этика. В кн.: Спиноза Б. Избр. произв., т.I, М., 1957, с. 454-470, 499-506, 519-520, 521-532, 581-587, 588-617.
Антология, т.2, с. 379-408.
Спиноза Б. Богословско-политический трактат. - В кн.: Спиноза Б. Избр произв. т.2, М., 1957.
Липовой С.П., с. 125-138.
Соколов В.В., с. 350-362.
Нарский И.С. с. 245-266.
Реале Д., Антисери Д., с 244-260.
Тема 3.5. Джон Локк как крупнейший представитель сенсуализма и эмпиризма философии Нового времени.
ЗАНЯТИЕ 11. Гносеология Дж. Локка.
1. Критика Локком учения о "врожденных идеях и принципах". Эмпиризм и сенсуализм Локка.
2. Локковское понимание материи. Учение о "первичных" и "вторичных" качествах.
3. Локк об образовании понятий. Учение о видах знаний и проблема истины.
Литература
Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. - Соч. в 2-х томах. т. I.
Антология, т.2 с. 413-442.
Липовой С.П. с. 139-164.
Соколов В.В. с. 402-427.
Нарский И.С. с. 20-75.
Реале Д., Антисери Д. с. 321-344.
Заиченко Г.А. Джон Локк. М., 1973, с. 19-75.
Тема 3.6. Идеализм Г.В. Лейбница.
ЗАНЯТИЕ 12.
1. Поиск Лейбницем истинной субстанции:
· критика картезианского понимания субстанции;
· причины обращения к субстанциальным формам (энтелехиям Аристотеля и формирование идеи субстанциальных единиц).
2. Монадология Лейбница. Основные свойства монад (субстанциальных
единиц).
4. Проблема генезиса материи и "союза души и тела".
Литература
Лейбниц Г.В. Соч., т.I. М., 1982, с. 115-116, 134-140, 158-161, 244-246, 271-280, 296-301, 318-325, 330-333, 345-347. 400, 404-405, 413-429.
Лейбниц Г.В. Соч., т.3. М., 1984, с. 110-114, 219-227.
Антология, т.2 с. 450-464.
Липовой С.П., с. 165-182.
Соколов В.В., с. 372-392.
Нарский И.С., с. 302-337.
Реале Д., Антисери Д. с. 261-300.
Соколов В.В. Философский синтез Готфрида Лейбница. - В кн.: Лейбниц Г.В. Соч. т.I, М., 1982, с. 24-45.
Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М., 1973., с. 110-118, 119-141, 179-185.
ЗАНЯТИЕ 13.
1. "Новые опыты" Лейбница. Критика Локка в вопросе об истинности знания.
2. Учение об "истинах разума" и "истинах факта", их происхождении и критериях.
3. Виды познания (интуитивное, демонстративное, вероятное, чувственное) и проблема достоверности чувственных вещей.
Литература
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. - В кн.: Лейбниц Г.В. Соч., т.2, М., 1983, с. 47-108, 368-370, 373-383.
Лейбниц Г.В. Переписка с С. Фуше. - Там же, т.3. с. 267-272.
Антология, т.2. с. 464-486.
Липовой С.П., с. 165-182.
Соколов В.В. с. 377-380, 387-402.
Нарский И.С. с. 302-337.
Реале Д., Антисери Д. с. 261-300.
Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница.
М., 1973, с. 186-206.
Нарский И.С. Основное гносеологическое сочинения Лейбница и его полемика с Локком. - В. кн.: Лейбниц Г.В. Соч. т.2, М., 1983, с. 10-27.
Тема 3.7. Английское Просвещение и английский материализм 18 века.
ЗАНЯТИЕ 14.
1. Материалистические идеи "Писем к Серене" Дж. Толанда: связь материи и движения, критика Спинозы. Материалистическая трактовка мышления.
2. Просветительские идеи этики А. Шефтсбери.
Литература
Антология, т.2, с. 491-507.
Шефтсбери А. Эстетические опыты. М., 1975.
Реале Д., Антисери Д. с. 560-575.
Нарский И.С. с. 365-370. Мееровский Б.В. Толанд. М., 1979, с. 66-99, 154-159.
Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979, с. 221-225.
Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979, с. 46-48.
История философии, т.2. М., 1941, с. 251-252.
Тема 3.8. Английский идеализм 18 века.
ЗАНЯТИЕ 15. Беркли.
1. Субъективно-идеалистическая переработка локковского сенсуализма в учении Беркли о познании:
· Субъективистическая трактовка качества;
· Принцип "существовать - значит быть воспринимаемым";
· В.И. Ленин о субъективном идеализме Беркли.
2. Идеалистический номинализм Беркли, его теория абстрагирования ("представительства"). Отрицание понятия "материальная субстанция".
Литература
Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания. §§ 1-66, 86-97, 101-111, 116-126. В. кн.: Беркли Д. Соч. М., 1978, с. 171-201, 210-215, 217-222, 226-232.
Антология, т.2, с. 507-530.
Липовой С.П. с. 183-200.
Нарский И.С. с. 94-113.
Реале Д., Антисери Д. с. 345-370.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн. Собр. Соч., т.18, с. 13-32.
Быховский Б.Э. Джордж Беркли: ретроградный новатор. //ВФ, 1968, №10.
Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма. - В. кн.: Беркли. Соч.,
М., 1978, с.. 5-37.
ЗАНЯТИЕ 16. Философия Д. Юма.
1. Основные проблемы теории познания в "Трактате о человеческой природе" Д. Юма.
· "опыт" и его состав, чувственность и рефлексия;
· "идеи" и их ассоциации, виды ассоциаций;
· концепция абстрагирования и проблема субстанции.
2. Критика скептицизма и агностицизма Юма Ф. Энгельсом и В.И. Лениным.
Литература
Антология, т.2, с. 574-604.
Мур. Опровержение идеализма. // Историко-философский ежегодник – 1988. – М. – «Наука». – 1989 г.
Липовой С.П. с. 200-222.
Нарский И.С. с. 146-156.
Реале Д., Антисери Д. с. 371-397.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с. 282-291.
Энгельс Ф.. Анти-Дюринг. Там же, т.20, с. 16-27.
Энгельс Ф. Диалектика природы. - там же, с. 542-546.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн. Собр. Соч., т.18, с. 23-32.
Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973, с. 29-49.
Мотрошилова Н.В. Познание и общество. М., 1969, с. 272-284.
Тема 3.9. Философия французского Просвещения.
Литература
1. Нарский И.С. История западноевропейской философии 17- го века. М., 1972 г.
2. Соколов В.В. Европейская философия 14-17 вв. М.,1982 г.
3. Дж. Реале и Д. Антисери. История философии от античности до наших дней. Т.3., М.,
4. Рассел. История западной философии. М.,
Липовой С.П. История новоевропейской философии 17-1-й пол. 18 вв. ИРУ,1996 г.
ЗАНЯТИЕ 17.
1. "О духе законов" Монтескье (характеристика социально-политических воззрений).
2. Философские и социально-политические взгляды Вольтера.
3. Социальная философия Жан-Жака Руссо.
Литература
Антология, т.2, с. 536-545, 547-558, 558-674.
Реале Д., Антисери Д. с. 259-274.
Нарский И.С. с. 259-274
Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983, с. 89-151.
Габитова Р. М. Вольтер. - В. кн.: История диалектики XIV-XVIII вв.
М., 1974, с. 215-230.
Лазарев В.В. Руссо. - Там же, с. 245-264.
ЗАНЯТИЕ 18.
1. "Трактат о душе" и "Человек-машина" Ламетри.
2. Онтологические и гносеологические воззрения Дидро.
Литература
Ламетри Ж.О. Трактат о душе. - В. кн.: Ламетри Ж.О. Соч.
М., 1976, с. 65/84, 91-95.
Антология, т.2. Д. Дидро, с. 649-665.
Реале Д., Антисери Д., с. 501-510.
Нарский И.С., с. 235-243.
Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983, с. 152-225.
Богуславский В..М.. Ученый, мыслитель, борец. - В. кн.: Ламетри Ж.О. Соч.
М., 1976, с. 20-41.
Длугач Т.Б. Дидро. - В. кн.: История диалектики XIV-XVIII вв.
М., 1974, с. 265-286.
ЗАНЯТИЕ 19.
1. Учение о человеке К.А. Гельвеция.
2. "Система природы" Гольбаха (учение о бытии и познании).
Литература
Гольбах П.А. Система природы. Ч.1, гл.1,2,3,4; ч.2, гл.1. - В. кн.: Гольбах П.А. Избр. произв., т.1. М., 1963.
Антология, т.2. Гольбах П.А., с. 666-685.
Антология, т.2. Гельвеций К.А., с. 621-635.
Реале.Д., Антисери Д., с. 502-510.
Нарский И.С. , с. 245-259.
Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983, с. 226-327.
Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М., 1981, с. 206-278.
Вопросы к экзамену