Сферы духовного производства
наука | искусство | Мораль | образование | |
определение | Поиск новых знаний для человечества | Это отражение окружающего мира в художественных образах | Совокупность представлений о добре и зле | Передача накопленных знаний из поколения в поколение |
функции | Производственная Познавательная социальная | Эстетическая Гедонистическая познавательная | Воспитательная контролирующая | регулирующая |
Работа с текстом
Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).
Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием.
В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, т.е. каждый из них развивается из другого.
Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, которое получило название космизм. Оно рассматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность постичь ее сокровенные тайны. Психотерапевтическая функция такой идеи очевидна. Идея человека как закономерного звена в развитии Вселенной снимает проблему бытийственной укорененности человека в мире. Духовные силы людей начинают рассматриваться не просто как продукт случайного сцепления обстоятельств на планете, затерявшейся в бездне галактик, а как проявление необходимых, но скрытых механизмов, приводящих в движение земную цивилизацию, примиряющих временное и вечное, относительное и абсолютное, земное и небесное.
Одна из центральных идей заключается в следующем. В процессе естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы. Подобного рода проблемы, решаемые в границах соответствующих картин мира, являются «вечными», так как не допускают окончательного ответа, годного для всех времен. Человечество обречено на то, чтобы всегда прислушиваться к таинственной тишине межгалактических просторов и ощущать в душе неизъяснимое очарование творческого постижения звездного неба над своей головой.
С опорой на текст, сформулируйте определение научной картины мира. Укажите и охарактеризуйте два компонента этой картины мира, которые приводит автор.
Сформулируйте на основании текста основные признаки научной картины мира. Какие картины мира автор именует донаучными и ненаучными? С опорой на знание курса приведите две любых, отличных от научной, картины мира, указав к каждой из них наиболее существенный признак.
Что такое космизм?
Тема 18.Теории происхождения человека, Соотношение понятий «человек», «индивид». «личность»
Домашнее задание просмотр видео «Чарльз Дарвин» - телеканал культура – 7 минут
1. Понятие антропогенеза
2. Теории происхождения человека