Итого 48 теоретических часов

Содержание

Тема 1. Предмет философии Основные части философии и ее роль в обществе……………………………………………………………………….4

Тема 2. Существенные признаки философского знания. Истоки философствования. Философия и наука. Философия и религия………….7

Тема 3. Зарождение философии, Философия Востока и Запада…………..14

Тема 4. Аристотель, Полис, основанный на «Золотой средине», и Апология рабства…………………………………………………………………………16

Тема 5. Платон. От катастрофической политической действительности к совершенному государству…………………………………………………..20

Тема 6. Философия эпохи Возрождения. М.Лютер, Н.Макиавелли. Э. Роттердамский………………………………………………………………..23

Тема 7. Философия эпохи Нового времени и Просвещения. Философские учения Ф.Бэкон. Р.Декарт, Дидро, Руссо…………………………………..28

Тема 8. Марксиситская философия. Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития………..32

Тема 9. Этапы развития русской философии, Западники славянофилы…37

Тема 10. Русские религиозные философы. Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой………………………………………………………………………..40

Тема 11. Современная западноевропейская философия…………………..43

Тема 12. Категории общественного сознания и его структура……………46

Тема 13. Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Основные виды бессознательных процессов: сновидение, телепатия, ясновидение. Основные идеи психоанализа З.Фрейд………….49

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический……………………….53

Тема 15. Философское понимание природы, понятие живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность……………….62

Тема 16. Общество как система. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная……………………….66

Тема 17. Субъекты политических отношений: государство, партии. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, мораль……………………………………………………………………………68

Тема 18.Теории происхождения человека, Соотношение понятий «человек», «индивид». «личность»…………………………………………………………71

Тема 19. Биологическое и социальное в человеке, структура личности, биологическая и социальная структура личности, Портрет личности……..74

Тема 20. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах обществ………………………………………………………77

Тема 21.Проблема периодизации исторического процесса. Концепции о многообразии цивилизаций, критерии их типологии. Различие Востока и Запада. Особенности Российской культуры. Проблема образования единой исторической цивилизации…………………………………………………..80

Тема 22. Понятие общественного прогресса……………………………….83

Тема 23. Глобальные проблемы современности. …………………………..86

Тема 24 дифференцированный зачет.

Итого 48 теоретических часов

Тема 1. Предмет философии Основные части философии и ее роль в обществе.

1. Понятие философии- дословно -«любовь к мудрости»)— форма познания мира, формирующая мировоззрение

2. Основные вопросы философии:

· Можно ли познать мир?

· Что есть истина?

· Что первично? Материя или сознание

3.

Итого 48 теоретических часов - student2.ru

История становления философии

· Древнегреческая философия

· Древнеиндийская философия

· Древнекитайская философия

· Мировая философия в IV—XVI вв.

· Философия Нового времени

· Континентальная философия

· Аналитическая философия

5..Характерные черты философии:

· понятийность -это способность осознавать соответствия между идеей и действием, способность обобщать

· Логичность - последовательное и правильное понимание предмета

· Дискурсивность – разумность, рассудочность в выводах

6. Функции философии:

– мировоззренческая функция

– методологическая функция

– прогностическая функция

– критическая

– аксиологическая функция

– социальная функция

Основные разделы философии

Итого 48 теоретических часов - student2.ru

Аксиология - исследующая категорию «ценность»

Логика - наука о формах, методах и законах познания

Онтология – учение о бытии

Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека

Социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

История философии- раздел философии, изучающий исторические типы философии

Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания

Метафизика- раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы (способ мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга)

Диалектика- учение о закономерностях развития, которое видит в противоречиях движущие силы развития бытия.

Домашнее задание

На 4 без защиты –доклад Великие философы всех времен

На 5 - эссе

Темы НА ВЫБОР:

1.«Мы доверяем своим глазам — но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!» - Конфуций

2. Река истины протекает через каналы заблуждений.

Практическая часть

Задание 1. Написание эссе.

Требования

Данная цитата принадлежит

Автор затрагивает проблему

Изучением данной проблемызанимается наука

Я согласна с автором высказывания, так как

Приведем теоретические аргументы в обоснование данной точки зрения.

Из курса обществознания нам известно

Из курса Истории мне известно

Приведем фактические аргументы

Из СМИ

Из документального фильма

Заключение

Образец (переписать)

«Вне общественный человек не может иметь морали» (Вольтер)

Вольтер является одним из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэтом, историком, публицистом, правозащитником. В данном высказывании автор затрагивает проблему передачи моральных качеств от общества к отдельному индивиду. Данная проблема особенно актуальна в современном обществе, так как стирание моральных норм отдельного человека полностью зависит от моральных ценностей общества. Философским исследованием морали и нравственности занимается этика.

Я разделяю точку зрения автора, так как человек, находящийся вне общества никогда не сможет приобрести моральных ценностей. Моральные нормы являются одним из видов социальных норм, которые усваиваются индивидом в процессе социализации. На первоначальном этапе это происходит в семье и школе, а затем в рабочем коллективе и других вторичных социальных группах.

Из курса обществознания нам известно, что мораль – это представления человека и общества о добре и зле. Мораль, как и другие социальные нормы, выполняет регулирующую, воспитательную, адаптационную функцию. Моральные требования и представления включают в себя нормы поведения, моральные качества, например, мудрость, нравственные принципы, например коллективизм, моральные механизмы и моральные ценности. Все это усваивается человеком в процессе обучения и воспитания. Все это передает это человеку общество через процесс социализации.

Приведем примеры, доказывающие точку зрения автора. Во первых, отсутствие морали можно наблюдать у так называемых детей «маугли», брошенных родителями и обществом. Во вторых, история развития норм морали обязана развитию общества, а именно первой формой морали было табу, как жесткий запрет. Далее появился обычай. Его сущность - исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах. Далее в обществе появились традиции как разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью. Заключительной стадией стали моральные правила, которые обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

Задание 2.

Практическая часть.

Решите тест - Мировоззрение

1.Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
А) Уподобление природного мира миру человеческому Б) интуитивное понимание реальности В) рациональное осмысление мира Г) опора на проверенные и подтверждённые истины Д) единство (нерасчленённость) знаний и верований 1) мифологическое 2) научное
А Б В Г Д
         

Это мировоззрение вырастает на базе мифологического и продолжать олицетворять силы природы в виде богов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о религиозном мировоззрении?

1) определяет общую направленность личности

2) утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём

3) обладает эмоциональной окраской

4) даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры

3. К признакам научного мировоззрения не относится:

1) прочная обоснованность 2) реальность содержащихся целей и идеалов

3) художественная образность 4) органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью

4. Признаком религиозного мировоззрения не является:

1) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

2) возможность проверить истинность убеждений практикой

3) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

4) тесная связь с мировым культурным наследием.

5.Заполните пропуски в схеме:

Структура …………………….:???

1) духовные ценности 2) знания 3) убеждения 4) принципы 5) идеи

6. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

1)обыденного мировоззрение 2) мифологическогомировоззрения

3) эмпирического 4)научного

7. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?

1) мифы о героях,

2) мудрость «Тише едешь – дальше будешь»,

3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются,

4) теория относительности.

8. Что из перечисленного относится к научным знаниям

1) библейская легенда о сотворении мира,

2) китайские мифы о сотворении людей из глины,

3) вывод об уровне образования Древней Руси, полученные на основании исследования берестяных грамот,

4) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами, обитавших в степях Северного Причерноморья.

9. Какое из перечисленных утверждений является научным?

1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит,

2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения,

3) электрический ток течет по проводам так же, как и вода по трубам,

4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

10. Какое из перечисленных утверждений является научным

1) планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями,

2) жизнь человека определяет то, какой знак зодиака оказался восходящим в момент его рождения,

3) планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству,

4) со временем некоторые звезды становятся красными гигантами.

11. Утверждение: «На погруженное в воду тело действует выталкивающая сила» иллюстрирует

1) научно обоснованный вывод,

2) народную примету,

3) логический вывод,

4) житейский опыт.

12. Утверждение: «Находки берестяных грамот при раскопках древнерусских городов являются убедительным доказательством высокого уровня грамотности жителей Руси в домонгольский период» является примером

1) научного знания,

2) мифологического знания,

3) обыденного знания,

4) народной мудрости.

13. Высказывание: «Все тела, расположенные на Земле, подчиняются закону всемирного тяготения» является примером

1) мифологического знания,

2) народной мудрости,

3) паранаучного знания,

4) научного знания.

14. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это

1) интуитивная догадка,

2) экспериментально подтвержденный факт,

3) художественный образ,

4) научная гипотеза.

15. Научное знание, в отличие от других видов знания

1) никогда не может быть опровергнуто,

2) точно прогнозирует будущее,

3) требует доказательств и обоснования,

4) всегда добывается коллективным трудом ученых.

16. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта,

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений,

3) формулирование возможных ответов на возникающие вопросы,

4) построение предложений, основанных на опыте.

17. Высказывание: «Терпение и труд – все перетрут» является примером

1) мифологического знания,

2) народной мудрости,

3) паранаучного знания,

4) научного знания.

18. Какой из перечисленных законов относится к житейским знаниям

1) закон падающего бутерброда,

2) закон стоимости,

3) закон фотоэффекта,

4) закон спроса.

19. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером

1) научного знания,

2) мифологического знания,

3) обыденного знания,

4) народной мудрости.

20. Что из перечисленного служит основанием для формирования житейских знаний

1) здравый смысл,

2) представление о прекрасном и безобразном,

3) научно обобщенные факты,

4) лабораторный эксперимент.

21. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания

1) житейского,

2) интуитивного,

3) научного,

4) паранаучного.

22. Мышление образами – обязательная составляющая познания:

1) художественного,

2) научного,

3) мифологического,

4) житейского.

23. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Теоретические научные знания фиксируются в виде законов.

Б. Теоретические научные знания помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

24. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.

Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

25. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.

Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

26. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание имеет своей целью получение достоверного знания.

Б. Этапами познавательной деятельности являются познание, осуществляемое при помощи органов чувств, и теоретическое познание.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

27. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

28. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.

Б. В ряде случаев человек приобретает новое знание интуитивно.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

29. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я-идеалу», тем ниже самооценка личности.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

Работа с текстом

Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991

31. Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

32. Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

33. В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.

34. Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.

Практическая часть.

Выполните тест.

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается». а) Анаксимен; б) Эмпедокл; в) Фалес; г) Платон; 5. Онтология Демокрита строится на принципе: а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов; б) первоэлементом мира является апейрон; в) любая вещь мира есть соединение материи и формы; г) первоэлементом мира является число; д) познание мира невозможно.
2. Об учении этого философа позднейший автор писал: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». а) Платон; б) Аристотель; в) Демокрит; г) Парменид; д) Гераклит. 6. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»: а) Протагор; б) Сократ; в) Ксенофан; г) Эпикур; д) Демокрит.
3. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть: а) диалектических мыслей Гераклита; б) метафизической концепции Парменида; в) релятивизма софистов; г) логики Аристотеля; д) критической позиции скептиков. 7. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то вовсе и не нужно; г) попытаюсь узнать; д) другие не знают и этого.
4. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: а) Пифагор; б) Платон; в) Сократ; г) Аристотель; д) Демокрит. 8. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала: 1. вода; а) Демокрит; 2. апейрон; б) Анаксимандр; 3. огонь; в) Пифагор; 4. число; г) Фалес; 5. атомы; д) Гераклит.

Вставьте слова в текст

Принято считать, что Платон является одним из основателей _______1_________в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и _____2_______. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге ___3_____ «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории _____4______. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного ____5___, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.

Слова:бытие, Платон, идеалистическое направление,Материалистическое направление, Сократ, время, познание.

Содержание основных направлений

Эмпиризм и сенсуализм Эмпиризм – это философское направление, представители которого считали, что чувственный опыт может быть единственным источником познания. Сенсуализм - направление признающее ощущение единственным источником и главной формой достоверного познания
Метафизический материализм в основе бытия полагает неизменную и изначальную материю, меняющуюся лишь в своих формах, но не в сущности.
рационализм направление считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания.
просвещение культ Разума и Прогресса
идеализм истолковывает объективную действительность как идею, дух, разум и даже материю рассматривает как форму проявления духа.
Антропологический материализм единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии;
Диалектический материализм Единство и борьба противоположностей
масоны идеалы наднационального духовного братства, веротерпимости (нередко принимавшей форму религиозной беспринципности), самосовершенствования человека и человечества

1. Найдите обобщающее понятие и запишите в тетрадь: Рационализм, новое время, эмпиризм, идеализм, сенсуализм.

2. Найдите лишнее: Маркс, Феербах, Гегель,Спенсер, Феербах, Демокрит.

3. Вставьте пропущенное слово

А. Единство и борьба противоположностей – это принцип _______________

Б. чувственный опыт может быть единственным источником познания э основная идея________________________

В._____________предполагает что разум единственный верный источник истиного знания

4. Составьте три предложения с термином эмпиризм.

5.Вставьте слова в текст.

Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть____1______ и какое место занимает в нём человек.

Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам_____2______ («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм(___3____, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач).

Слова для текста: Маркс, политика, Платон, Общество, история, география

6.Совместите позиции левого столбца с позициями из правого.

1.Эмпиризм А. идеалы наднационального духовного братства, веротерпимости  
2.Метафизический материализм Б. опыт может быть единственным источником познания.  
3.рационализм В. в основе бытия полагает неизменную и изначальную материю, меняющуюся лишь в своих формах, но не в сущности.
4.просвещение Г направление считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания.
5.идеализм Д. культ Разума и Прогресса
6.Антропологический материализм Е.единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы
7.Диалектический материализм Ж.истолковывает объективную действительность как идею, дух, разум и даже материю рассматривает как форму проявления духа.
8.масоны З. Единство и борьба противоположностей

Практическая часть

Задание 1. прочитайте текст, ответьте на вопросы.

«Новый органон» Ф. Бэкона

Второй частью «Великого возрождения наук» является работа Бэкона «Новый Органон» (1620). «Органоном» в истории философии именуется общий свод трудов Аристотеля по логике. В аристотелевском учении логика выполняла роль главного метода. Как показывает заглавие «Нового органона», Бэкон хочет противопоставить старой методологии Аристотеля новую.

Он формулирует в этой своей книге противоположный аристотелевскому метод познания природы. Основа этого метода – не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт. Ценность опыта признавалась уже в античности. В Средние века на неё обращали внимание Альберт Великий, а также земляк и однофамилец Фрэнсиса Бэкона, философ Роджер Бэкон. Но предшественники Фрэнсиса Бэкона использовали опыт случайный, а он призывает в «Новом Органоне» заменить его планомерным экспериментом, методическим исследованием. Развитие знания, согласно Бэкону, должно базироваться не на случайных открытиях, а идти как заранее обдуманный процесс. Главную цель своей философии он и видит в том, чтобы сформулировать правильный метод изобретений. «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге».

Ответьте на вопросы и запишите ответы в тетрадь.

1.Кто написал первый труд в истории Философии «Органон»

2.На чем основан метод Бэкона в познании природы?

3.Кто в эпоху средних веков признавал ценность опыта?

4.Бэкон призывает заменить случайный опыт на другой. Какой?

5. какова главная цель философии Бэкона?

Задание 2. Что имеет ввиду Ф.Бэкон «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге». Приведите три примера

Задание 3. Рене Декарт.

Вставьте слова в текст. (слова : биолог, химик, ошибки, тяготение, тел, корней, математик, антропология,)

Несмотря на многие___1___, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической ___2___-но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как ____3____. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных __4____уравнений. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, подобно Демокриту и его атомистическим последователям, объяснить движение небесных __5___, а, следовательно, и силу ____6___, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную

Задание 4. Руссо. Общественный договор.

Составьте используя текст 5 неверных суждений про теорию общественного договора и укажите – в чем вы допустили ошибки.

Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития.

В естественном состояние, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали «ужаснейшие смуты... несправедливые захваты богатых, разбои бедных». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже вернуть назад, ни отказаться от злостных приобретений, им сделанных». Выход из таких условиях, предложили богатые. Выход состоял в том, чтобы заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все. Созданные путем договора государство и законы « наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства...». «С тех пор весь человеческий род был обречен на труд, рабство и нищету».

Философия позитивизма

Итого 48 теоретических часов - student2.ru

Философия эволюционизма

Эволюционизм.

Эволюционизм является разновидностью позитивизма. Основателем эволюционизма считается Герберт Спенсер (1820-1903). Опираясь на теорию О.Конта и теорию развития Ч.Дарвина ученый формулирует концепцию науки в целом. В книге «Система синтетической философии» он предлагает считать и науку и религию «совместимыми понятиями», поскольку и в той, и в другой присутствует идея абсолютного знания. В «Основных началах» Г.Спенсер дает определение философии как обобщенной науки и формулирует закон общего изменения – это переход от неопределенного к определенному, от менее к более связным формам развития.

Домашнее задание – дать определение терминам

Трансцендентный, имманентный,
феноменальный, априорный,
практический разум, категорический императив,
«вещь-в-себе», абсолютный дух,
тезис, антитезис
синтез интеллектуальная интуиция
антропологический принцип эвдемонизм

Практическое задание

Задание 1. Совместите позиции из левого столбца с позициями из правого

1ФЕЕРБАХ А.МАТЕРИАЛИЗМ Б.ИДЕАЛИЗМ
2КАНТ
3ГЕГЕЛЬ
4ШЕЛЛИНГ
5МАРКС
6ЭНГЕЛЬС
7ФИХТЕ

Задание 2. Что лишнее

Гегель,Шеллинг,Феербах,Фихте,Кант и почему.

Задание 3.Вставьте слова в текст. Философия позитивизма.

Позитивизм— филос. направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного ____1______по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение ____2____методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. В своем развитии____3_____. прошел три этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении филос. мысли.
Родоначальником позитивизма считается О. Конт. Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного _____4_____, Конт пришел к убеждению в том, что человеческий ____5_____ в своем развитии проходит три стадии. На заре человечества люди объясняли явления окружающего мира с помощью___6____ и религии, затем человеческий разум возвысился до философскогообъяснения; в 19 в. филос. объяснение должно уступить место ___7____ познанию мира.

Задание 4. Верно ли суждение?

3. К материалистам относят Канта,Фихте,Шеллинга,Гегеля

4. К идеалистам относят Канта,Фихте,Маркса

5. В основе немецкой классической философии лежит принцип свободы и гуманистические ценности

6. Понятие «вещь в себе» принадлежит Канту

7. «Вещь в себе» непознаваема

8. Понятие абсолютной идеи Гегеля схожа с понятием бога

9. Абсолютная идея по Гегелю обретает сознание через человека

8.В основе антропологического материализма Феербаха находится абсолютный дух

9. Сущность позитивизма в том, чтобы философия опиралась на религиозные догмы.

Задание 5. Составьте три предложения про Гегеля.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Аксаков, Кириевский, Герцен, Хомяков – славянофилы

2. Белинский, Герцен, Хомяков,Бакунин, - Западники

3. Западники отрицательно оценивали реформы Петра Великого

4. Славянофилы выступали против отмены крепостного права

5. Западники выступали за ценности патриархальности и традиционализма.

Задание 3. Чего не хватает в таблице?

Славянофильство
западничество
………………….
Философия всеединства
Религиозная философия
космизм

Задание 4.

Тест

1. Западники считали, что а) что реформы Петра I повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада; б) что Россия стала цивилизованным государством благодаря преобразованиям Петра Великого   6. Славянофилы выступали за: а) отмену крепостного права б) единение монарха и народа в) развитие капитализма г) парламентское устройство в России по типу Англии и Франции
2. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине 19 века, славянофилы считали: а) чтобы примкнуть к Западу и образовать «единую общечеловеческую культурную семью»; б) возвращение России «в старое, самобытное состояние».   7. Теория панславизма принадлежала: а) славянофилам б) западникам
3. Укажите неправильный ответ. Каковы общие черты у западничества и славянофильства: а) расчёт на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер; б) уверенность в возможности мирного осуществления реформ; в) отрицательное отношение к крепостному праву; г) создание равноправного объединения славянских республик   8. И западники, и славянофилы: а) выступали за отмену крепостного права б) были сторонниками радикальных, революционных методов борьбы в) выступали за сохранение крепостного права г) выбирали мирные методы преобразований
4. Деятели движения славянофилов: а) П.Я. Чаадаев; б) Ю.Ф. Самарин в) А.П. Ермолов; г) В.Г. Белинский; д) А.С. Хомяков   9. Иван Сергеевич Тургенев был представителем: а) западников б) славянофилов в) социалистов г) революционеров
  5. Деятели движения западников: а) П.Я. Чаадаев; б) И.С. Аксаков в)Б.Н. Чичерин; г) В.Г. Белинский; д) В.П. Боткин     10. Представителю какого направления принадлежат слова: "Опасность для России одна: если она перестанет быть Россиею". а) Революционеры б) Либералы в) Славянофилы г) Западники

Задание 3. Перед вами цитаты Ф.М. Достоевского, дополните их по смыслу.

1. Надо любить ____ больше, чем смысл жизни.

2. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад _____.

3. Страданием своим русский _____ как бы наслаждается.

4. Перестать читать книги — значит перестать ______.

5. Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным _______: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

6. Душа исцеляется рядом с _____

7. Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много _____.

8. Мир спасёт _____.

9. Большие не знают, что _____ даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

Задание 4.

Верно ли суждение?

1. Расцвет русской религиозной философии был связан с идеологией западников

2. Концепция соборности и жертвенности русского народа была раскрыта, например, в трудах славянофила Герцена

3. К началу XX-го столетия русская религиозная философия пришла к новому подъему.

4. Толстой стал основателем нового религиозного течения, в котором было ярко выражено рационалистическое начало

5. Высший уровень развития религиозной философии в Россий

Наши рекомендации