Двойная спираль вячеслава колейчука в свете философии перфекционизма
1. Эстетические чувства безотчётны.
Мы говорим: «Двойная спираль» Вячеслава Колейчука – совершенное произведение искусства.
Это можно обосновать?
Как это сделать?
Ведь что такое совершенное?
Кто возьмётся его определить?
Где здесь критерии?
Ограничимся констатацией – и точка.
Но нас это не удовлетворяет.
Совершенное – тайна.
Она неотменимо требует разгадки – хотя бы и приблизительной.
Хотя бы условной.
2. Вспомним ключевые эстетические категории: прекрасное – возвышенное – трагическое.
Вроде как совершенное вписывается в этот ряд.
Но не все философы с этим согласны.
Статус понятия обсуждается.
Заметим, что употребляется оно не часто – как правило, на эмоциональном подъёме – и уже в силу этого с большой степенью семантической неопределённости.
Хотите подойти к нему строго?
Дать приемлемую для всех дефиницию?
Решительно не получается!
3. Понятие обладает богатейшей смысловой валентностью.
Задействуем некоторые аспекты.
«Двойная спираль» отвечает некоему высшему оценочному стандарту – и потому совершенна? Да.
Она безупречна в плане технического осуществления – и потому совершенна? Да.
Абсолютна в своей гармонии – и потому совершенна? Да.
В ней обретён максимум выразительности?
Её можно связать с идеалом красоты?
Энтелехия здесь достигнута?
Да, да, да!
Но этого мало.
4. В молодые годы студент МАРХИ В.Ф. Колейчук часто заглядывал в Институт кристаллографии АН СССР. Руководил им выдающийся знаток проблем симметрии А.В. Шубников. Он был последователем великого Е.С. Фёдорова, не чуждого философии – перу автора "Начала учения о фигурах" принадлежит великолепная, но прочно забытая книга «Перфекционизм» [2].
Это от латинского perfectio – совершенство.
Посмотрим на «Двойную спираль» с позиций «Перфекционизма».
5. Е.С. Фёдоров – эволюционист.
Совершенство – нарастает.
Совершенство – накапливается.
Совершенство обязательно прогрессирует.
Этим в него привносится момент релятивности?
Нет раз и навсегда заданного совершенства?
Тут завязывается интереснейшая антиномия.
Мы вернёмся к её обсуждению.
Идею «совершенства» Е.С. Фёдоров связывает с идеей «стройности».
Через это понятие заявляются принципы порядка – структуры – информации – негэнтропии.
6. «Двойная спираль» – сама стройность.
Она поразительно легка – в каких-то поворотах почти имматериальна – и всё же никак не бесплотна: в ней движутся потоки энергии – она исходит неизбывной витальной силой.
Динамика преображённого мира?
Это всё гадательно и метафорично.
Это дань поэзии.
«Двойная спираль» воистину грациозна – однако без тени вычурности или манерности.
Как непринуждённо она держит себя!
Тут ещё и про благородство хочется сказать.
У «Двойной спирали» – отменные гены.
Её изящество – сейчас мы образуем оксюморон – фундаментально.
Именно так!
В «Двойной спирали» будто бы проступила структурная основа бытия.
Или его энергийный остов.
Вещество в ней истаивает.
Но она несокрушима.
7. Ещё раз обратимся к перфекционизму.
Читаем у Е.С. Фёдорова: «понятие о стройности не только не связывается неразрывно с понятием о сложности, а как раз наоборот наиболее стройным именно и будет самое простое из всего, что может поддерживаться, быть устойчивым при данных условиях». [2: 1, 59].
«Двойная спираль» проста.
Но тут опять нарождается оксюморон.
Что сложнее этой простоты?
Она первична.
И это божественная первичность.
Изначальная!
Исходная!
Мы априори знаем: Бог – бездонен.
Однако знающие люди нам говорят – не столь в отрицание, сколь в дополнение: Бог – прост.
Это важнейшее положение теологии.
Николай Языков писал:
Милы очи ваши ясны
И огнем души полны,
Вы божественно прекрасны…
Что это такое: божественно прекрасное?
По какому праву мы используем столь ответственное выражение?
Оно применяется по отношению к самым разным объектам.
«Двойная спираль» Вячеслава Колейчука просится в их число.
Если мы призваны раскрывать своё богоподобие в наших творениях, то «Двойная спираль» блестяще выполнила это провиденциальное задание.
8. Совершенство – по Е.С. Фёдорову – процессно.
Оно устремлено в будущее – и потому отрицает своё настоящее.
Возникает подозрение: совершенство – своего рода экстремум, дразнящий нас.
Но на поверку – недостижимый.
Это зазывная асимптота.
Движение к совершенству – апроксимация.
Процитируем Е.С. Фёдорова: «Будущее принадлежит менее стройному, но обладающему тем, что в наивысшей степени обеспечивает повышение стройности, то есть характеризуется «жизненною (биологическою, психологическою и пр.) подвижностью» [2: 2, 65].
Опять-таки: совершенство попадает под угрозу относительности.
А это противоречит коннотациям платонизма, столь естественного для того, чтобы интерпретировать Вячеслава Колейчука.
Создатель Академии любил постоянство.
И ни во что ставил изменчивость.
Но как же так?
Наш мастер – пророк кинетизма!
Он создаёт ошеломительные трансформеры!
Или то – или это.
Нас опять угораздило попасть в сеть апорий.
Но ведь и хорошо!
Это диалектика.
9. «Двойная спираль» передает нам импульс бесконечного движения к совершенству.
Только так!
И вместе с тем она находится в раз и навсегда достигнутом совершенстве.
Значит – покоится.
Это противоречие?
Оно креативно.
Статика «Двойной спирали» – мнимая?
Она пребывает в непрерывном внутреннем росте?
Да и да!
Но вместе с тем ей присуща покоряющая исполненность!
Впечатляющая законченность!
Дивная завершённость!
Именно эти смысловые обертона и схватываются понятием совершенства.
10. Книга Н.О. Лосского «Мир как органическое целое» стала своеобычной философской программой Музея Органической Культуры в Коломне – недавно она была переиздана там.
Именно в этом музее экспонируется «Двойная спираль» Вячеслава Колейчука.
Интересные связи!
Раскрывая одну из граней идеал-реализма, своей философской системы, Н.О. Лосский пишет следующее: «Если в о с н о в е мира нет осуществлённого совершенства, то и р а з в и т и е мира никогда не приведёт к совершенству» [1: 169: разрядка автора – Ю.Л.].
Е.С. Фёдоров и Н.О. Лосский – как тезис и антитезис.
Тогда как синтез нам даёт «Двойная спираль».
Она принадлежит сразу и времени (потому движется), и вечности (потому покоится).
Первое – мнимо?
Второе – подлинно?
Но одно почему-то нуждается в другом.
Великая взаимность!
Спираль-то именно двойная.
Опосредованно – без всякой назойливости и декларативности – на тонком образном уровне – скорее в качестве намёка, аллюзии, ассоциации – в ней отражена двуплановая модель мира, составляющая суть платонизма.
11. Энергия – мера движения.
Это сфера термодинамики.
Но применение её законов к «Двойной спирали» кажется чем-то весьма некорректным.
Как если бы в этих завораживающе прекрасных оборотах двигалась нетварная энергия!
Таковая не деградирует.
Вроде как «Двойная спираль» принадлежит физическому миру.
Но вместе с тем она нефизична.
Метафизична!
12. Гениальное – и совершенное: естественно, что это коррелирует.
Но здесь важны тонкие дифференциации.
Харменс ван Рейн Рембрандт в «Данае» (1647) – или Пабло Пикассо в «Трёх женщинах» (1908): совершенны манеры этих столь не схожих мастеров.
Но в данных случаях наш оценочный критерий мы и не думаем применять к предмету изображения.
Другое дело – «Троица» Андрея Рублёва (1411).
Совершенно и то, и другое – как техника и стилистика, так и содержание: нет расщепления, столь характерного для светской живописи – дуализм преодолён.
Дерзнём утверждать: «Двойная спираль» хорошо будет смотреться в деликатном соотнесении с рублёвской «Троицей».
Без лобового столкновения.
Не впритык.
Однако чуткое сердце уловит потаённое созвучье.
Это произведения одного плана.
Скажем так: трансцендентного плана.
13. Идея совершенства отсылает нас к инобытию.
К чему-то невозможному здесь – на Земле.
В наших дольних условиях.
Рядом с пагубой.
Хочется лучшего!
Невероятного!
Сказочного!
Отсюда вековечные томления духа.
Из них рождается идеализм.
«Двойная спираль» органично и полно вписывается в это мировоззрение.
14. Совершенное – и чудесное.
Эти понятия тоже коррелируют.
Чудо по А.Ф. Лосеву – вот что такое: совпадение идеи и воплощения.
Их счастливая неразличимость!
Или скажем так: это ясное – без искажений – проступание ноуменального сквозь феноменальное.
Раскрытие прикровенного!
Глядишь – и остолбеневаешь: откуда это?
И от кого?
Спускаясь долу, в мир вещей, идея как бы ушибается о материю.
Потому – деформируется.
А если один к одному – чудо.
«Двойная спираль» и есть такое вдохновляющее чудо.
15. Искусство способно давать свои откровения.
Свои иерофании!
«Двойная спираль» – среди них.
Она находится в намоленном пространстве.
Рядом четыре монастыря.
Это не просто фон – это питающая среда.
«Двойная спираль» останется сама собой хоть на Марсе.
И всё же коломенский контекст очень существенен для неё.
Сакральное зодчество устремляет человека горе´.
Координата высоты – главная для него.
«Двойную спираль» окружают шатровые и ярусные храмы.
У М.В. Матюшина есть понятие: вертикал.
Это всё – вертикалы.
И «Двойная спираль» – вертикал.
Возникает своеобразная коллинеарность.
Задаётся единый, но богато модулированный – красиво переливающийся ритм.
16. Восхождение – вознесение – взлёт: эти импульсы заложены в «Двойную спираль» её создателем.
Они возобновляются сами собой.
В ней выразила себя «растучесть духа».
Это понятие П.А. Флоренского.
«Двойная спираль» – вся порывность.
Но в ней нет экзальтации.
Нет ложного – выспреннего – пафоса.
Она вся – гармония и мера.
Она – классична.
17. Психоаналитики отметили: тема совершенства часто начинает звучать в человеке тогда, когда он испытывает кризис.
Его чаяния не получают реализации.
Совершенство тогда – как властная грёза.
Как волевая иллюзия.
Как сон-вожатай.
Перед тобой маячит некая высшая цель.
Быть может, перспективы её достижения близки нулю – но влечение к ней становится главной движущей силой твоей экзистенции.
Это цель-аттрактор.
Такова вечность.
Таков мир идей.
А если эти понятия не имеют денотата?
Без них наше бытие быстро скукожится и потускнеет.
«Двойная спираль» мечтательна.
Если угодно – романтична.
Вспомним: романтизм возник из идеализма – из тяги к запредельному.
К более достойному чем то, что даёт повседневность.
«Двойная спираль» – трансцендирует.
В храме русской мечты она могла бы стать центральным образом.
18. Иммануил Кант очень сдержанно рассуждал о совершенстве.
Уводил проблему в нравственную область.
Наш долг перед Богом!
Чем честней и охотней мы отдаём его, тем и совершенней – тем больше имеем шансов на спасение.
Это вроде как находится в стороне от нашей проблематики
Но вот что интересно: кёнигсбергский философ в своих попытках уловить суть совершенства неожиданно выходит на понятие святости.
Опять трансцендентное!
Это – наше.
Традиционное религиозное искусство – и авангард Вячеслава Колейчука: конечно, прямых связей тут нет. Но имеется подспудная – не явная для поверхностного взгляда – когерентность.
«Двойная спираль» – мистериальна.
Созерцание её – как предстояние.
Будто нам явлено то же самое средостение, которое отмечено алтарной преградой – и оно прозрачно.
Мы заглядываем в мир эйдосов.
Или первообразов.
Или архетипов.
Об этом говорит «Иконостас» П.А. Флоренского.
Здесь – аналогичное.
Родственное!
19. Вернёмся к теме простоты.
Лаконичность – одна из коннотаций совершенства.
Ничего лишнего!
Это самое трудное в искусстве.
Это харизма.
«Двойная спираль» экономна – оптимальна – выигрышна и энергетически, и информационно.
Расчёты здесь помогали.
Но сущее заключалось в счастливом озарении.
Оба момента – рациональный и иррациональный – сочетаются в творчестве В. Ф. Колейчука.
Великое – просто.
Русский авангард в его лице пошёл путём неотении?
Это один из алгоритмов эволюции – когда отбрасываются наработки специализации: всё надуманное – громоздкое – ставшее дисфункциональным.
«Чёрный квадрат» Казимира Малевича – типичная неотения.
Кто-то скажет: манифеста здесь больше, чем искусства.
Что ж!
Выразив своё несогласие, не будем вдаваться в дискуссию.
Но вот что бесспорно: «Двойная спираль» – искусство в себе и для себя.
Самодовлеющее!
Самородное!
Искусство приносит катарсис.
Но в «Двойной спирали» оно само прошло через катарсис: всё наносное – смыто, всё сорное – удалено.
Простое и великое!
То бишь совершенное.
19. «Двойная спираль» вызывает разнообразные ассоциации.
ДНК – филлотаксис – вихревые структуры: красивейшие изоморфизмы выстраиваются в длинный ряд.
Мы сюда добавили бы и «Сапиенцу» Франческо Борромини (1660).
Элементы барочной волнистости и складчатости присутствуют у Вячеслава Колейчука.
Но подчеркнём ещё раз: в измерениях авангарда его творчество – высокая классика.
Своеобразное палладианство!
Чистое – лебединое – духоносное.
Мастеру созвучны Афины времён Перикла.
Но он допускает, что на фоне Пропилей вдруг появится что-то эллинистическое – изыск и утончённость этой поры не могли не задеть его.
Да, классика.
Но уже несущая потенции будущих эпох.
Да, простота.
И всё-таки неисповедимо осложнённая многовековым опытом культуры.
«Двойная спираль» где-то канонична.
Почти как «Дорифор» Поликлета.
Сюда заложены идеальные мера – ритмы – симметрии.
Это код красоты.
Но внутри себя свободный, витальный, лишённый сухости.
Никакого академизма.
20. Виноваты: мы говорили о несказуемом.
Любованию «Двойной спиралью» подобает исихастская тишина.
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Лосский Н.О. Мир как органическое целое. Коломна: Музей Органической Культуры, 2013.
Фёдоров Е.С. Перфекционизм // Изв. С.-Петерб. биологической лаборатории. Т.8. Вып.1, 2. 1906.