Что открывает мастеру наитье?
Вселенная задумана как лук.
Чтоб Вячеслав
Зазря сидел без дела?
Творец его зазвал на рандеву.
Они натянут – звонко, до предела –
Пространство наше будто тетиву.
Порывы духа!
Что их безудержней?
Конструкция у космоса легка.
Счесть не смогу всех стреловидных стержней
В античном колчане Колейчука.
21–23.07.2017
Подпись к фотографии
Вячеслав Колейчук предстаёт нам на фоне двух своих шедевров, созданных в разной технике: «Мёбиус» – бионическая конструкция, «Спираль» –самонапряжённая мгновенно-жёсткая система.
Как дивно две работы дополняют друг друга!
В них запечатлелась неповторимая личность художника.
Это его уникальное понимание формы.
Это его индивидуальная концепция гармонии.
Это его эксклюзивная модель мира.
Нам явлена красота.
Абсолютная, безусловная, совершенная красота!
Она самоценна и самодостаточна.
Ей не надо навязывать никаких функций.
Было бы нелепо приписывать ей какие-то цели.
Она сама себе цель – сама себе назначение – сама себе оправдание.
Скажем так: это чистое искусство – искусство ради искусства.
Вячеслава Колейчука можно назвать эстетом в самом высоком и почтительном смысле этого слова.
Чтобы пиетет чувствовался!
О Николае Львове говорили: «гений вкуса».
Это определение можно всецело отнести к Вячеславу Колейчуку.
Он поэт структуры как таковой.
Структуры, понятой фундаментально – в онтологическом ключе:
– это условие бытия –
– это его крепящий стержень –
– это его надёжное обеспечение.
Перефразируем Декарта: структурирую – следовательно, существую.
Структура по определению связана с мерой, симметрией, целостностью.
В проекции на аксиологическую сферу заявленные нами характеристики выступают как признаки прекрасного.
Если бытие хочет быть, то оно должно структурироваться – в наших глазах, становиться прекрасным.
Красота имманентна бытию.
Творчество Вячеслава Колейчука свидетельствует об этом.
Значение и назначение работ мастера – их миссия – как раз и заключается в таком свидетельствовании.
Существуют разные виды эстетического наслаждения.
В нашем случае его источник находится на предельных глубинах.
Там нет шума – нет энтропии.
Вячеслав Колейчук черпает из первосущего.
Живая вода поступает оттуда.
Наипрозрачная!
Наикристальная!
Но именно – живая.
Пьёшь её с упоением.
ПРИМЕЧАНИЯ–ТЕЗИСЫ
1.Тенсегрити–англ. tensegrity: эту аббревиатуру, звучащую столь экзотически, будто в Африку тебя зазывают – Ричард Бакминстер Фуллер составил их двух слов: tensional и integrity.
Смысл такой: соединение путём натяжения.
Тут имеет место своеобычная антитетика.
Или – если хотите – суперпозиция сил.
Причём сил не однородных –как, скажем, в электростатике или квантовой механике – а резко разнородных: с противоположной онтологией – с альтернативными смыслами.
2. Это игра на «push and pull» (притяжение и отталкивание).
Это виртуозное сочетание элементов, работающих сразу – как бы в одной связке или упряжи – и на гнутие, и на сопротивление.
Это – что в плане эстетики и философии кажется нам особенно важным – контрапункт жёсткого (штыри, стержни) и гибкого (нити, кабели).
Нечто подобное – конечно, в абсолютно другом субстрате – мы видим у позвоночных животных (тип Chordata): сочетаются костная и мышечные ткани – твёрдое и мягкое.
Известно основополагающее противоположение τέχνη и βίος.
В tensegrity оно сводится к минимуму.
Фактически снимается!
Произведение искусства становится похожим на организм.
3. В tensegrity много гераклитовской диалектики.
Лук и лира были для мыслителя из Эфеса образным выражением изначальной динамики бытия. В их поэтически смелом соположении заложена идея трансформера: одно превращается в другое – происходит метаморфоз.
Русский философ Б.П. Вышеславцев писал: «Лук есть система противоборствующих сил – и чем сильнее напряжение отталкивающихся полюсов, тем лучше лук. Уменьшить или уничтожить сопротивление обоих концов лука – значит уничтожить самый лук. Но тетива лука может превратиться в струну лиры. Лира построена на том же принципе, как и лук: она есть многострунный лук, можно сказать, преображённый или "сублимированный" лук» [1: ].
Вячеслав Колейчук – в своих самонапряжённых системах – и лучник, и лирник.
Ему люба пружинящая тетива.
Он умеет настраивать струны в унисон пифагорейской гармонии сфер.
Это корифей tensegrity.
4. Лук и лира подсказали Гераклиту великое открытие: «Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония» » [2: 42].
Мы до сих пор окончательно не можем уяснить, как это происходит – даже Г.В.Ф. Гегель тут опускал руки.
Похоже на таинство!
В нём нерв бытия.
Ещё одна цитата из Гераклита: «Они не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся к себе гармония как у лука и лиры» [2: 45].
В.Ф. Колейчук – творец гармонии.
Великой – неизъяснимой – захватывающей зрителя гармонии!
Его «Крылья» берут в плен.
Помню, как впервые увидел их – и душа захолонула.
Обмерла!
Это суггестивное воздействие.
Оно уходит от анализа.
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма.
2. Гераклит. Фрагменты. В кн.: Материалисты древней Греции. М., Политиздат, 1955.
V