Эстетические дебаты: обреченный на красоту
Продолжим, оставаясь с Ницше: «Недостойно какому-нибудь философу говорить, что добро и красота едины, но если затем он добавляет, "и истина", то вполне достоин избиения. Истина отвратительна, искусство у нас для того, чтобы не погибнуть от истины»1. Я не знаю, какую истину имеет в виду Ницше: метафизическую, Бога? Не так уж много того, о чем можно говорить как об истине: истина потустороннего, «истина бытия» (Хайдеггер), истина абсолюта. Можно ли говорить также об истине природы, об истине жизни? Какой в этом смысл?
У меня есть подозрение, что истину в субстанциальном смысле относят преимущественно к чему-то такому, что уклоняется от нашего восприятия, что вообще уклоняется от нас и о чем мы тем не менее думаем, будто бы оно есть. Вот и Хайдеггер, который на протяжении жизни преследовал бытие, неотступно кружил мыслью вокруг «истины бытия»: достиг ли он «истины бытия», открылась ли она ему? Мало что можно предпринять с понятием истины, которое эмфатически субстантивируется как раз там, где онтологичность, приписанная ей, сомнительна. Громкость и навязчивость обозначения прямо пропорциональны сомнительности и неопределенности обозначаемого. Я скорее соглашусь на прилагательное «истинный» (в смысле правильности или неправильности) в высказывании о чем-либо.
Однако вернемся к Ницше. Он говорит об отвратительной истине, которой противопоставляет искусство, чтобы не погибнуть от нее. Я могу понять Ницше лишь так, что истину Бога, которая всегда являет со-
[54]
бой также добро и красоту, он отрицает как отвратительную и противопоставляет ей искусство, чтобы не погибнуть. Не должен ли он, радикализируя нигилизм, вовлекающий все в свой водоворот, подразумевать под отвратительностью истины мир вообще и наше бытие-в-мире? Ведь в другом месте он говорит так: «существование и мир в целом имеют оправдание лишь как эстетические феномены»2. Этими положениями определяется программа модерного и, на мой взгляд, пост-модерного искусства, равно как и эстетики вообще. Они в какой-то мере легитимируют искусство, которое не обязано ничего и никому, никакой истине, ничему над собой и вне себя, но только себе самому. Искусство, если угодно, само становится истиной. Оно становится наивысшей ценностью, перед которой все другие ценности меркнут. Чтобы не погибнуть, человек нуждается в искусстве. Искусство как спасение. «Искусство и ничего кроме искусства. Оно - великий даритель возможностей жизни, великий соблазнитель к жизни, великий стимул к жизни...»3 Все, что после Ницше было еще сказано об искусстве и эстетике, о функции искусства для автономного мета-физического а-этического человека (в смысле этоса), не выходит за пределы им сказанного, но снова и снова возвращается к нему. Лиотар, как, пожалуй, наиболее последовательный преемник ницшеанской эстетики, в рамках неудержимого процесса нигилизма в западном мире тоже видит задачу искусства в том, чтобы оживить, аффицировать мертвую западную душу, anima morte,красками, ароматами, запахами, звуками («стимуляция» у Ницше, посредством которой он взорвал избыточную формулу l'art pour l'art*).«Anima, — говорит Лиотар, — существует лишь постольку, поскольку ее аффицируют»4. Такие
* Искусство ради искусства (фр ). [55]
призывы к заботе об одинокой, безбожной, нигилистичной западной душе вовсе не удивительны, но вполне согласуются с логикой ситуации: эстетические вдохновители и массажисты души приходят на смену замещающим Бога священникам и сами становятся земными богами, а благополучие души западного человека зависит ныне от деятелей искусства и эстетических мыслителей. Искусство, ставшее религией, культ искусства известны еще со времен Гете и Шиллера. И в культе художника-гения, creator ex nihilo*,творящего уникальные события на холсте или еще где-то и как-то, включается в игру что-то кроме рецепции и воздействия произведения на воспринимающего наблюдателя, читателя и слушателя. Я бы сказал, что это — страсть почитания, трансцендирования и идентификации, идолопоклонство перед всем, что способно очаровать нашу бедную душу, пленить наше одинокое Я; и это выходит за пределы искусства в просторные области всей нашей культуры отвлечений, развлечений и времяпрепровождения. Но уже Гегель сказал о том, что «на идеальной почве искусства... нужда жизни уже устранена»5 и потому приравнивание художника Богу невозможно, ибо художник «не обладает субстанциальным интересом» «в истине и нравственности»6: «И теперь такая виртуозность иронически-художественной жизни постигает саму себя как божественную гениальность, для которой все и вся есть только лишенная сущности тварь, совершенно безразличная для свободного творца, который знает прежде всего себя, целиком и полностью, абсолютно свободно творя и уничтожая одно и то же. Тот, кто занимает такую позицию божественной гениальности, свысока взирает на всех остальных людей, которых он принимает за ограниченных и пошлых,
* Творящий из ничего (лат.).
[56]
ибо для них право, нравственность и т. п. кажутся все еще неизменными, обязательными и существенными»7. Гегель последовательно критикует Жана Поля: «Особенно у Жана Поля одна метафора, едкая ирония, шутка, сравнение убийственны: не видно ничего достойного быть, все идет прахом»8. Я делаю акцент на цитатах, а не на авторах и философиях, из которых взяты эти цитаты, и, упрощая сказанное, замечу, что приведенные цитаты маркируют в современных эстетических дебатах две противоположные позиции: эстетику очарования versus* эстетики истины, или наоборот. Эстетика истины (Лукач, Адорно, Боорер, Бюгер и, пожалуй, Веллмер) представлена в качестве эстетики, которая пытается преодолеть субъект-объектную расщепленность, т. е. пытается этически вплести индивидуума в ткань общества, в мир, безусловно, критически, ибо некритические идеологические эстетики почитания, например, национал-социализм, тоталитарный социализм уже passe**. Эстетика очарования (Лиотар, Вельш), равно как и эстетика «интенсивностей» (Лиотар)9, имеют место тогда, когда эмфатизация эстетического является непосредственным следствием анестезии от этического, а также от общественно-политического. Поэтому необходимость такой эстетики обоснована солипсическим, омфалоскопическим состраданием самому себе (Selbstmitleid) и коренится в нигилистичной западной душе, требующей вызволения. В какой степени как раз эта «аффирмативная*** эстетика»10, как ее называет Лиотар в противоположность «негативной эстетике» Адорно, способствует также утверждению господствующей системы, т. е. демок-
* Против (лат.). ** Устарели (лат.). *** Утвердительная, утверждающая.
[57]
ратического капитализма, будет показано в дальнейшем. Ввиду многозначности употребляемых здесь и часто упрощаемых понятий, а также многообразия видов искусства, к которым эти понятия применяются, неизбежны недоразумения. Они, например, были прямо-таки запрограммированы на конгрессе в Ганновере (Актуальность эстетического,1992) при участии сорока трех докладчиков.
Естественно, эстетика истины предъявляет к литературе значительно больше претензий, чем к изобразительному искусству, музыке, скульптуре, а с претензиями эстетики очарования все могло бы быть наоборот. Но даже в рамках эстетики истины можно различить общественно-утверждающую, общественно-критическую или просто общественно-индифферентную эстетику. К прерогативам эстетики очарования в области литературы могли бы быть отнесены разве что poésie pure* и конкретная поэзия, но даже они не во всех вариантах, особенно если вспомнить таких писателей, как Хайссенбюттель и Яндл**. Впрочем, примечательным примером блеклой реалистически-социалистической эстетики в ГДР, который мне как раз пришел на ум, может быть любовное признание молодого человека девушке: люблю тебя, как экскаватор (имя автора я, к сожалению, забыл). Это не вполне адекватно общенемецкой любовной метафоре, которая скорее могла бы звучать следующим образом: люблю тебя, как мерседес. Если посмотреть, как многие немецкие мужчины субботним утром во время мытья машины нежно поглаживают рукой глянцевую поверхность своего авто, объект либидо и идентификации, обладающий параметафизическими
* Чистая поэзия (фр.).
** Немецкоязычные лирики XX столетия, экспериментирующие с планом выразительных форм, метафор, поэтическим языком в целом.
[58]
качествами высшего ранга, чтобы затем нарциссически отразиться в зеркально блестящей жести, то многие жены имели бы больше оснований ревновать мужей к их авто, чем к их пассиям.
В этой работе я не собираюсь далее углубляться в область эстетики; моя задача — прояснить, как взаимосвязаны этика/этос с эстетикой и как эстетика могла бы компенсировать недостаток этоса. Если это возможно, следовало бы рассмотреть следующий, ранее уже упомянутый вопрос о том, не первично ли обратное отношение компенсации:эстетическое компенсируется этическим, игра — скукой, игровое действие — полезным действием, воля — разумом и вообще мета-физическое — метафизическим. Если, с одной стороны, метафизическое откровение, или апория (де-проекция, ennui, nausée*,мировая скорбь) является следствием отрицания метафизики (ДРУГОГО, ЭТОСА, TELOS'a, СМЫСЛА) и, с другой стороны, эта апория может быть снята благодаря новому telos'y(репроекции, проекту), то вполне можно предположить, что изначально, до всякой метафизики, до любого telos'a, любого этоса, любого проецирования Другого имела место апория, неопределенность, скука, требующая эстетического в форме игры. Только игра с первыми целевыми установками, знание или представление которых предшествовало событиям в мире, стала разыгрываться уже не ради самой себя, но ради воздействия на что-либо в мире. Об этом же говорят Хёйзинга и другие, а также Киркегор, для которого вообще у начала мира стояла скука. Между прочим, ни один философ не продумал в антропологическом плане столь последовательно взаимосвязь и различие этики/этоса и эстетики, причем в их различии, как Киркегор, который колебался между «или» этическим, «или» эсте-
* Тошнота (фр.)
[59]
тическим образами жизни, но все же отдал предпочтение этическому. Если угодно, эта работа является не чем иным, как углубленной (я смею на это надеяться) интерпретацией Киркегора. «Кто живет эстетически, тот случайный человек... кто живет этически, тот работает над тем, чтобы стать всеобщим человеком»11. «Эстетическое в человеке есть то, благодаря чему он непосредственно является тем, что он есть; этическое есть то, благодаря чему он становится тем, чем он будет»12. Итак, эстетический человек, который «непосредственно является тем, что он есть», Я=Я, де-проецированный на свое собственное Я, который, следовательно, «непрестанно живет лишь мгновением», «дискретно», «случайно» 13, отдается во власть случая. Напротив, этический человек, работающий над тем, чтобы «стать всеобщим человеком», проецирующий себя на Другое, всеобщее, цель и таким образом «возвышенный над мгновением», пребывает «в свободе»14; он свободен от своего Я, вызволен из тавтологического заточения в Я=Я, он — на пути к цели как становящийся. Собственно, эстетическое остается в такой формулировке Киркегора непроясненным, оно относится лишь к апории («случайно») и времени («непрестанно лишь в мгновении») эстетического человека. Однако эстетическое проясняется по мере того, как Киркегор противопоставляет радость, наслаждение скуке («вялость», «меланхолия»15 души для него — лишь иные обозначения того же психического состояния): «Наслаждайся собой; в наслаждении ты должен наслаждаться собой»16. Раз для эстетического человека нет telos'aв мире, он вынужден, завися от мира, сделать свое Я telos'oмсвоей деятельности. При эстетическом образе жизни, который, по Киркегору, есть отчаяние, эстетическому человеку ничего не остается кроме как в наслаждении наслаждаться самим собой, что означает его обреченность на охоту за наслаждениями
[60]
ради возможности наслаждаться собой. Спрашивается, является ли все еще отчаянием эстетический образ жизни в нашем обществе, в котором дисконтинуум мгновения снимается континуумом, перманентностью соблазнов нашей культуры рассеяния, становится ли меньше пустых, напрасных движений в его развитии, появились ли моменты осознания? Пожалуй, сегодняшний человек инсталлировал себя в эстетику. Мы информируем себя до смерти, мы развлекаемся до смерти, — критикует Нэйл Постман эстетическое общество. Однако если альтернативу представляют таким образом, это все-таки лучше, чем умирать от скуки. Но эстетика является не только наслаждением, а требует также усилий в обществе, в котором эстетические ожидания постоянно растут, в котором наше окружение, вещи и люди все более имеют ценность лишь в качестве функции очарования и в котором, таким образом, потребление эстетики должно быть одновременно производством эстетики, если люди хотят быть принятыми в игру и получить признание в этом обществе. На эстетическом конгрессе, о котором уже говорилось, Катарина Сикора упомянула в качестве примера о тех женщинах, которые подвергают себя мучениям косметической хирургии, чтобы своим новым искусственным женственным телом угодить гипертрофированным эстетическим ожиданиям нашего общества. Место этического этоса уже давно занял эстетический этос, хотя он был и раньше, но не настолько вездесущий, исключительный, разнузданный, переменчивый в модах. Если вернуться к упомянутому примеру с женщинами, то, пожалуй, можно сказать, что богоугодная жизнь в метафизические времена требовала меньших жертв и была гуманнее, чем мужеугодная в условиях нынешних эстетических ожиданий. Если бы прежним женщинам не приходилось быть угодными мужчинам еще и в других отношениях.
[61]
Если после упадка метафизики этика стала для автономного человека проблемой, требующей своего обоснования, то об эстетике подобного сказать нельзя. По-видимому, эстетика не нуждается ни в какой трансцендентально-прагматической или какой-либо иной попытке фундаментального обоснования. Вопрос, аналогичный этическому, «зачем быть эстетичным?» ведет к вопросам «зачем жить весело?», или «зачем удовольствия?», или «зачем быть счастливым?». Очевидно, эстетическое первично по отношению к этическому, оно не нуждается в обоснованиях того, почему оно должно осуществиться, оно само себе является достаточным основанием. Правда, Адорно говорит: «Стало само собой разумеющимся, что все, что касается искусства, более не является само собой разумеющимся, ни в нем самом, ни в его отношении к целому, ни даже в его праве на существование»17. Но все-таки Адорно говорит об искусстве, а не об эстетике. Я могу сразу согласиться с первой частью этого высказывания, а со второй (относительно права искусства на существование) — только при условии, что вместе с искусством не подразумевается эстетика. С одной стороны, сам Адорно говорил, что упадок метафизики предоставил возможности современному искусству. Очевидно, эстетическое является первичным, спонтанным, а этика — вторичным, надстроенным, стремящимся ограничить эстетическое и оправдаться за него. Почему я должен жертвовать, почему я должен отрицать мою радость, мою спонтанность — на эти вопросы нужно дать аргументированные, обоснованные разумом ответы. Если эстетическое ныне в значительной мере вышло за пределы искусства, если действительность повсеместно лишается действенности [entwirklicht] в пользу эстетической, фикционализированной, виртуализированной действительности, то, очевидно, этика или, лучше, этос ничего или почти ни-
[62]
чего не может противопоставить экспансии эстетического. И тогда это явно соответствует широко распространенной потребности в эстетическом, т. е. в чувственном восприятии мира и в психическом возбуждении посредством чувственного восприятия. Там, где жизнь не имеет смысла, приходится жить чувствами: о прыжке или, лучше, отскоке от идеализма к сенсуализму, говорил уже Ницше. Вертикальный смысл жизни заменяется горизонтальным. Можно принимать эту ситуацию или нет. Борер говорит о «терроре» «принятия эстетического»l8, он бунтует против наводнения эстетическим всех областей жизни, против смешения эстетического с гедонистическим, против повелительности гедонистического.
Нужно спросить себя, не следует ли нам, ввиду необходимости действовать в мире этически, привлечь эстетическое к отчету прежде этического, эстетическое — в его сегодняшних формах, в которых, очевидно, имеется потребность и которые с финансовой точки зрения осуществимы в развитых странах. Но для этого требуется расширенная, солидаризированная с нуждой других, универсальная этика, трансцендирующая бедную нигилистическую западную душу, далеко идущий гуманитарный этос, если нечто подобное имеет место. Решающим вопросом является то, можем ли мы — ввиду бедности слаборазвитых стран и принимая в расчет то тяжкое бремя нашей эстетизованной культуры потребления, которое несет на себе весь остальной окружающий ее мир, — и далее упорствовать в нашем западном нигилизме, вглядываясь, как при аутизме, в нашу бедную душу, anima morte,которую мы должны реанимировать, беспокоясь только о нашем ennui,о нашей прорехе в бытии, которую нужно эстетически заштопать. Не должны ли мы быть более открытыми к нужде вне нас, воспринимать эту нужду, поскольку это
[63]
тоже aisthesis*, и позволять ей задевать нас и определять нашу деятельность.
Я попытаюсь вкратце очертить и конкретизировать понятие эстетики в широком смысле, чтобы сделать понятным, какие аспекты важны для предложенной здесь проблематики и как они включаются во всеобщую таблицу эстетического. Даже если я исходя из различных обстоятельств применю понятие эстетики в трудноопределимом значении, то все же постараюсь избежать ненужных неясностей, постоянно соотнося значение понятия с теми или иными обстоятельствами. Еще только подлежащее доказательству утверждение, будто этическое основывается на эстетическом, ни в коем случае не должно означать, что этика — эстетическая категория, как это делает Вельш, который во всем подозревает эстетическую инфекцию и у которого, наверное, все, чего он касается, эстетически улетучивается, оказываясь пригодным для «эстетического бульона» (Лиотар). Вельш утверждает, будто «истина в дальнейшем должна стать эстетической категорией»19, и сама наука, а не «какой-нибудь эстетик» «декретирует» «принципиальную эстетизацию знания, действительности и истины»20. Критериями эстетики для него выступают такие основные категории, как «видимость, подвижность, разнообразие, беспочвенность [Bodenlosigkeit] или парение [Schweben]»21. И здесь я вполне серьезно спрашиваю себя, не является ли беспочвенным и лишь эстетически оправданным его утверждение о «непротиворечивости эпистемологической эстетизации»22. Однако Вельш на этом не останавливается, и, в то время как Йонас и Хёсле стараются «естественно-метафизически» и эко-этически, т. е., попросту говоря, этически ухватить экологические проблемы, он и здесь небрежно делает ставку на
* Ощущение, чувство (греч.)
[64]
эстетику: «Глобальные экологические задачи могут быть решены только благодаря новому дизайну в широком смысле этою слова»23. Что он понимает под дизайном или ре-дизайном и как он хочет решить эту проблему, желающие могут сами узнать из его работ. Увы, здесь я бы не хотел пускаться в пространные комментарии Кстати, об истине как категории эстетического писатель Карл Филипп Мориц, известный эстет, однажды упражнялся, стоя на одной ноге, и вдруг решил оторвать от пола и вторую ногу. Истина, с которой он непосредственно ознакомился таким образом, была несколько иной, чем эстетическая, она была просто жесткой.
Но вернемся к нашему рассмотрению, хотя, кто знает, не обречено ли и оно на провал головокружительной экспансией эстетического. Исходя из эстетического объекта можно вести речь о предметной эстетике, и здесь мы имеем едва ли обозримое изобилие данностей и событий: изобразительная эстетика, эстетика ландшафта (который может быть искусственно- или естественно-эстетичным), эстетика микромира, хеппенинг (happening), bungee jumping , кинетика, инсталляция, индустриальная эстетика, архитектура, мода, виртуальная реальность, гастрономия, косметика, культуризм, концерты, литература и т. д. Предметности, события воспринимаются, познаются, духовно перерабатываются — таким образом, мы имеем дело с эстетикой восприятия (это — избыточное обозначение, поскольку по-гречески «эстетика» уже означает «восприятие»). Внутри нее мы можем различать соответственно различным органам чувств эстетику зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, а также эстетику восприятия и/или не чувственного, но лишь представимого, концептуального артефакта (исчезающий километр de Marias), эстетику
* Прыжки с высоты на привяли к амортизатору.
[65]
процессов работы мозга, которая ведет нас в область нейрофизиологии или когнитивной биологии самой эстетики (Матурана). Воспринятые объекты вызывают в реципиентах, потребителях (эстетика потребления) эффекты, ощущения, sensations*,впечатления, эмоции, что является уже темой эстетики воздействия; здесь мы различаем эстетику очарования, переживания, удовольствия, смущения, страха, террора, возвышенного, благоговения, негодования и т. д. Далее, с точки зрения функций и эстетических интенций, можно вести речь об эстетике интенциональности, эстетике истины и эстетике очарования, а также об эстетике обольщения, рекламы, пропаганды, утопии, провокации, развлечения, упаковки, маскировки, прославления, предохранения, изменения, демонстрации, творения, шока, следов и эксгибиционизма, причем их содержание, функции, интенции и воздействия часто пересекаются. Но прежде всего — эксгибиционизм, поскольку то, что не представлено обозрению нашего эстетического наблюдающего общества, то и не воспринимается им, не существует, излишне. Наконец, следуя необходимости подведения некой черты, вообще можно было бы говорить о критической эстетике эстетических артефактов (интерпретационные методы всякого рода, математические констатации a la Bense) и о теории или, лучше, о теориях эстетического феномена (и уже давно не только прекрасного), которые должны были бы по возможности охватить различные области опыта, если бы могли.
Насколько энергично настаивают такие философы, как Лиотар или Вельш, на том, будто бы философия сегодня есть эстетика и что надо бы называть «эстетику первой философией»24, настолько же, с другой стороны, нет сомнений, например у Бубнера, в том, что эстетика как фи-
* Ощущения (фр.).
[66]
лософская теория искусства находится в неприглядном положении. Теория и предметная область эстетического настолько расходятся в своем развитии, т. е. теория настолько отстает от эстетического производства, что теоретики лишь частично придерживаются определенных эстетических позиций. Лучше всего, когда художники одновременно со своей продукцией сами поставляют также и свои теории и критерии, по которым хотели бы быть оцененными.
À propos*,о прекрасном уже едва ли кто-то говорит, разве лишь о красоте в природе, будь то закат солнца в Роки-Маунтине, о котором Матурана, эстетик биологии, думает, что белки при виде его могут быть растроганы так же, как люди, или красочные структуры увеличенной и спроецированной на экран раковины или жемчужины, воспринятые публикой конгресса по эстетике в Ганновере всеобщим благосклонным «а-а-ах». Я спрашивал тогда себя: не проявляется ли здесь тайная, беспомощная тоска многих людей по естественно-эстетическому образцу, достоверности, обязательности (что было бы совершенно в духе принца Рудольфа цур Липпе) посреди развязной, вышедшей из берегов предметной эстетики, под флагом которой bungee jumping или инсценировка ужаса fura dels baus театральной группы из Барселоны выступают с теми же требованиями к эстетике, что и картина Мондриана**, или ready-made*** — писсуар Дюшана*** *, или стул
* Кстати (фр.).
** Мондриан Пит (1872- 1944), нидерландский живописец. Создатель неопластицизма - абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра. *** Букв.: готовый продукт (анг.).
*** * Дюшан (Duchamp) Марсель (1887-1968), французский и американский художник, теоретик концептуального искусства. Представлял на выставках готовые бытовые объекты,например, велосипедное колесо, сушилку для бутылок и пресловутый писсуар. В его произведениях на первом плане обычные объекты, перенесенные из бытового контекста в художественный, благодаря чему возникает «новая мысль относительно этого объекта». Моранди Джорджо (1890-1964) - итальянский художник.
[67]
пыток Моранди*. Ведь воскликнул же Шопенгауэр однажды: «Как все-таки эстетична природа!»25 Прекрасное или эстетичное, непосредственная растроганность, самоизвещающее аффицируемое бытие [selbstreferen-tielles Affîziertsein], — преимущественно в последнем значении я буду в дальнейшем употреблять понятие эстетического. Поскольку вечны лишь истины действенно-эстетические и чарующе-эстетические (а не истинно-эстетические, особенно религиозные), понятно, что прекрасное как только-прекрасное (поскольку оно лишь формально-прекрасное) теряет свою силу со временем и во времени, перестает действовать, аффинировать. А, в свою очередь, безобразное, разорванное, дисгармоничное, хаотичное, провокационное и перевернутое имеют шансы стать эстетическими.
[68]
Примечания
1 Nietzsche F. KSA. Bd. 13 S. 500.
2Ibid Bd. 1. S. 47.
3 Ibid. Bd. 13. S. 194.
4 Из доклада Ф. Лиотара «Эстетка и анэстетика» на конгрессе
«Актуальность эстетического».
5 Hegel Gottfried Wilhelm Friedrich, Werke, Frankfurt am Main,
1986. Bd. 13. S. 3.3.3.
6 Ibid. Bd. 13. S. 94.
7 Ibid Bd. 13. S, 95.
8 Ibid. Bd. 14. S. 230.
9 Lyotard François, Philosophie und Malerei im Zeitalter ihres Experimentierens. Berlin, 1986. Р. 31.
10 См.: Lyotard F. Essays zu einer affirmativen Ästhetik. Berlin, 1982.
11 Kierkegaard S. Entweder/Oder. Bd. 2. Köln; Düsseldorf, 1969. S. 27.3.
12 Ibid. S. 190.
13 Ibid. S. 191.
14 Ibid. S. 2,191.
15 Ibid. S. 198.
16 Ibid. S.203.
17 Adorno T. W. Ästhetische Theorie. Frankfurt am Main, 1973. S. 9.
18 Bohrer K. H. Die Grenzen des Ästhetischen // Die Zeit. № 34. 1992. 4. 9. S. 56
19 Из доклада Вольфганга Вельша «Эстетическое - ключевая категория нашего времени?» па конгрессе «Актуальность эстетического» (Typoskript. S. 16).
20 Ibid. S. 21.
21 Ibid.
23 Ibid.
24 Welsch W. Ästhetisches Denken. Stuttgart, 1990. S, 218.
24 Ibid. S. 155.
25 Schopenhauer A. Sämtliche Werke. Leipzig o. J. S. 474.
[69]