Философская категория бытия, уровни бытия, их специфика и взаимосвязь.
Категория «бытие» — одна из первых по происхождению категорий философии, многие смысловые значения которой были заложены ещё в мифологии. Поэтому осмысление бытия как атрибута конкретных вещей было связано с представлением о бытии как существовании мира в целом. Небытие — это не полное несуществование. Небытие мыслится как источник, начало бытия. И только в 21 в. ничто, или чистое бытие, стало рассматриваться как источник бытия, обладающего множеством форм.
Разумно-логическое толкование мира стало искать ответы на вопросы: что, где, когда, почему и откуда? Что есть мир? Где он начинается и кончается? Каковы причины изменений вещей? Во всех этих и во многих других вопросах, так или иначе, речь идет о существовании вещей, их бытии. Понятие бытия с самого начала становится одним из мировоззренческих оснований философского мышления.
Материя, движение, пространство, время, законы диалектики, личная и общественная жизнь, Бог, сознание, действие — все определяется через понятие бытия. Философское понимание бытия означает существование как таковое или существование вообще.
Во всех учениях античных философов категория бытия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид, например, придерживался абстрактного понимания бытия, но не видел смысла в различии бытия и мысли. Для него главный тезис: бытие есть, небытия нет.
Для Демокрита же реально сущими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демокриту, состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых.
Платон противопоставлял истинное бытие чувственному бытию. Одним из основных мотивов его философии является мысль о том, что бытие — источник любой положительной реальности. Бытие — это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо.
Аристотель. Бытие вообще у него — это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не просто бытие. В античной философии, таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие могло мыслиться лишь как относительное.
В средневековье, когда господствующим было религиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Богом, от которого происходит, как полагали, бытие отдельных вещей. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия, главным тезисом было суждение: «Бог есть само бытие».
В новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век просвещения философы выработали такую концепцию бытия, которая давала обоснование научному знанию.
Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. У Гегеля бытие и небытие объединены. Их взаимопереходы он рассматривает как становление.
Многие философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П.Тейяр де Шарден, А.Бергсон и т.д.).
В западной философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. В экзистенциализме (М.Хайдеггер, К.Ясперс), в противовес классическому пониманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия мира главный акцент делается на бытии человека. Экзистенционализм «очеловечивает» проблему бытия.
Категория бытия оставалась универсальным понятием, которое связывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах реальности.
Философский смысл бытия:
- осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности.
- проблемы единства мира.
- проблема осмысления мира как реальности.
Формы бытия: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного и социального.
Бытие вещей включает в себя бытие вещей, явлений, процессов и бытие произведённых человеком вещей. Бытие человека — это круг связей и взаимоотношений человека со средой его обитания, который обусловлен особенностями и потребностями телесного существования. Бытие духовное — бытие индивидуального духовного и бытие объективного духовного. Бытие социального — бытие отдельного человека в обществе и истории, бытие общества.