Философия Нового времени и ее особенности.
Начиная с 17 в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.
В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Крупными философами в Европе 17 в. являются:
– Ф. Бэкон (Англия);
– С. Гоббс (Англия);
– Дж. Локк (Англия);
– Р. Декарт (Франция);
– Б. Спиноза (Голландия);
– Г. Лейбниц (Германия).
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:
– онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник – Френсис Бэкон (1561–1626);
– гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник – Джон Локк (1632–1704).
По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус – это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.
Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.
Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:
– проблемы философского научного метода;
– методологии познания человеком внешнего мира;
– связи внешнего и внутреннего опыта;
– задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:
– эмпиризм (основоположник – Ф. Бэкон);
– рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:
– принцип автономно мыслящего субъекта;
– принцип методического сомнения;
– индуктивно-эмпирический метод;
– интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;
– гипотетико-дедуктивное построение научной теории;
– разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.
В 17 веке определилась просветительско - модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума. В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.
Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).
Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.
Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в. - на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.
17 в. - время критики Средневековой схоластики. Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину.
12. Эмпиризм и рационализм в методологии и теории научного познания (ф.Бэкон, Дж.Локк, р.Декарт, б.Спиноза)
17 в. Открывает период в развитии философии, который принято называть философией Нового Времени. Этот период связан с процессом разложения феодального общества.
Важнейшую роль в развитии капиталистических отношений играла буржуазная революция в Нидерландах, а также буржуазная революция в Англии.
Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важный фактор такого изменения общественного сознания – наука, и, прежде всего эксперементально-математическое естествознание. Xviiв. называют эпохой научной революции.
В 17 в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов. Развитие науки НВ, как и социальные преобразования, связанные с разложение феодальных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Теперь она опирается главным образом на науку. В связи с этим в философии на первый план выходят проблемы познания – гносеологии.
В xviiв. остро ведется критика средневековой схоластической образованности. При этом продолжается старая полемика м/д направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти 2 направления в xviiв. предстают как эмпиризм и рационализм.
Родоначальником эмпиризма был английский философ ф. Бэкон. Он подчеркивал, что наука служит жизни и практике. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Для Бэкона наука – средство ,а не цель сама по себе: ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования для блага человека. Бэкону принадлежит афоризм «знание–это сила», в котором отразилась практическая направленность науки.
Бэкон ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской и т.п. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает роскошью. Он считает, что всякое познание и всякое изобретение должно опираться на опыт, т.е. двигаться от изучения общих фактов к положениям (метод индукции).
Однако, английский философ сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании, и прежде всего – математики.
Естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.
Такой эксперимент разрабатывался в рамках механики – отрасли математики. В xviiв. развивается новый математический метод бесконечно малых, получивший название дифференциальных исчислений. Этот метод вводит принцип движения в саму математику, и оказываются подходящими средства для изучения физических явлений.
Проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента составила предмет исследований представлений рационалистического направления (Р. Декарт). Декарт для познания разработал метод индукции.
В отличие от Бэкона Декарт подчеркивает значение рационалистического начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Он выдвинул тезис «мыслю, значит существую».
Т.о. К Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, а Декарт стоит у истоков рационалистической традиции НВ.
Б. Спиноза создал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал богом или природой. Это учение – пример крайнего реализма, переходящего в пантеизм. Спиноза определяет субстанции как причину самой себя, т.е. как то, что существует ч/з само себя и познается из самого себя. Бог Спинозы – бесконечная безличная сущность, главным определение которой является существование, бытие в качестве причины всего сущего. Мышление, согласно Спинозе, суть атрибут субстанции.
Историческая заслуга Дж. Локка состояла в развернутой критике декартовой теории врожденных идей и в разработке материалистической гносеологии.
Идеи и понятия, по Локку, не являются врожденными, они возникают в процессе взаимодействия человека и внешнего мира. Все идеи и представления человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Выступая против скептиков, Локк доказывал, что человек может доверять своим чувствам. В связи с этим мыслитель разработал свое учение о первичных (размер, форма, движение, положение, покой) и вторичных (вкус, запах, звук) качествах, которое оказало огромное влияние на развитие ф. и науки.