О понятии информационного стресса в операторской деятельности

Любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т. п.) является в своей основе информационной, то есть источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) или предполагаемом, вероятном воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях. Эти реакции, как правило, связаны с продуцированием негативных эмоций, развитием чувства тревоги на всем протяжении существования конфликтной ситуации (реальной или воображаемой) вплоть до ее разрешения или субъективного преодоления этого состояния. Итак, в этих видах психологического стресса информация о неблагоприятном, опасном событии является пусковым моментом, определяющим угрозу его возникновения и формирующим чувство тревоги, функциональную напряжённость на основе актуализации психического образа ситуации профессиональной деятельности. В системах управления информационные процессы являются основным содержанием профессиональной деятельности, а возникающие в ходе решения трудовых задач проблемные ситуации, отказы техники, критические режимы, ошибочные действия и другие нарушения, влекущие за собой неблагоприятные последствия вплоть до аварий и катастроф, развиваются на фоне воздействия объективно и субъективно чрезвычайно значимой сигнальной информации или искажения, нарушения информационного обеспечения процесса управления. В этих условиях информация является не только источником сведений об угрожающем, сложном, опасном событии, но и средством регуляции процесса парирования нарушений, выхода из критической ситуации и тем самым преодоления чувства тревоги за неблагоприятный ее исход.

Действия по разрешению проблемной ситуации в случае их ошибочности (несвоевременности, неточности) могут сами явиться причиной усугубления этой проблемности, усиления отрицательных эффектов стрессогенной ситуации. Таким образом, в операторской деятельности сам процесс информационного обеспечения управления системой, связанный с сигнализацией о возникновении нештатных режимов работы, решением проблемных задач, парированием или предупреждением нарушений в работе объекта и т. п., является основным источником сведений об угрозе неблагоприятных воздействий или их последствий. Роль переживаний, отрицательных эмоций, актуализации психических образов развития проблемных ситуаций и их исходов в этих условиях, несомненно, достаточно велика, но динамичность и оперативность протекания критических событий, необходимость напряженной (по темпу, объему, разнообразию действий и т. д.) деятельности, наличие информационных перегрузок, требующих значительных (иногда чрезмерных) интеллектуальных усилий, проявляют наиболее специфические черты этого вида стресса.

Следующий аспект содержания понятия «информационный стресс» заключается в определении, можно ли психическое состояние, формирующееся под воздействием экстремальных значений информационных факторов, отнести к категории стрессов. Традиционно термин «стресс» используется для обозначения неспецифических биохимических, физиологических и психических проявлений адаптационной активности в ответ на экстремальные воздействия любых значимых для организма факторов. Благодаря развертыванию неспецифических адаптационных процессов организм сохраняет на определенный период времени целостность и жизнедеятельность при воздействии стрессоров. Очевидно, неспецифические адаптационные процессы выполняют стабилизирующие функции в ответ на экстремальные воздействия за счет расхода «ресурсов» компенсирующих функций, в результате чего для организма сохраняется возможность решения стоящих перед ним жизненных задач [75].

Имеются многочисленные данные экспериментальных исследований, дающие основание считать, что в условиях воздействия на индивида экстремальных значений информационных факторов операторской деятельности отмечаются биохимические реакции, сдвиги в состоянии ряда физиологических функций и изменения некоторых психофизиологических показателей, характерные для эффектов воздействия физико-химических стрессоров и являющиеся неспецифической адаптационной реакцией организма [2, 124, 163 и др.]. Результаты исследований свидетельствуют о том, что при воздействии различных экстремальных факторов отмечается снижение объема оперативной памяти, сужение восприятия, затруднения в переключении и распределении внимания, изменения в оперативном мышлении, которые в силу включения компенсаторных процессов не всегда приводят к нарушению деятельности. [15, 42 и др.]. Эти изменения носят, как правило, неспецифический характер и происходят на фоне повышения напряжения активационных компонентов, реализующих энергетическое обеспечение информационных процессов. Следует подчеркнуть, что активационные процессы сами по себе, непосредственно не участвуют в приеме и преобразовании информации, в выделении информационного содержания из сигналов. Их можно рассматривать также как неспецифические, адаптационные процессы в системе информационного обеспечения деятельности, способствующие развертыванию собственно процессов преобразования информации. Благодаря функционированию неспецифических психических и активационных процессов, выполняющих компенсирующую функцию, сохраняется стабильность выделения полезной информации при воздействии экстремальных факторов. Например, требуемая информация выделяется при широком изменении внешней освещенности, при значительном увеличении темпа поступающих сигналов [38].

Неспецифические адаптационные процессы, развертывающиеся в ответ на воздействие стрессоров в системе приема и преобразования информации, обеспечивают ограничение числа перерабатываемых единиц информации, исключение иррелевантных сигналов, «отстройку» от сигналов-помех. Чем хуже функционируют механизмы неспецифической адаптации, тем ниже стрессоустойчивость системы приема и преобразования информации и тем выше вследствие этого подверженность профессиональной деятельности деструктивным изменениям. Развертывание адаптационных процессов в указанной системе обязательно предполагает высокий энергетический фон, напряжение энергетических ресурсов.

Таким образом, отмеченные особенности неспецифических адаптационных процессов при экстремальном воздействии информационных факторов позволяют рассматривать развивающееся в этих условиях психическое состояние как информационный стресс человека-оператора. Этот вид стресса можно определить как состояние чрезмерной психической напряженности с явлениями функциональной вегето-соматической и психической дезинтеграции, негативными эмоциональными переживаниями и нарушениями профессиональной работоспособности в результате неблагоприятного влияния экстремальных факторов информационного взаимодействия человека с техникой.

30.Для повышения уровня защиты от стрессов существует такое понятие, как стресс-менеджмент. Управление стрессом в профессиональной деятельности включает два этапа:

  • Работа по обучения на уровне организации в целом;
  • Работа с каждым сотрудником индивидуально.

Система включает в себя следующие меры:

  1. Создание благоприятных условий для работы.
  2. Создание работающей системы обратной связи с руководством.
  3. Привлечение сотрудников к решению вопросов и принятию общих решений.
  4. Работа в команде, грамотное распределение нагрузки и ответственности.
  5. Социальная поддержка работников.
  6. Обучение управлению стрессом.

31. Проблема борьбы со стрессом, противодействия ему путем разработки и внедрения различных мероприятий профилактического характера, методов и средств оперативной регуляции (коррекции) состояний стресса привлекает к себе внимание ученых различных областей науки.

Одним из методов профилактики стресса является измерение стрессовой реакции:

– химические методы – например, лабораторный анализ крови на различные гормоны;

– электромиографические методы (ЭМГ) – оценка влияния стрессовой реакции на поперечнополосатую мускулатуру. ЭМГ может рассматриваться как косвенное определение мышечного напряжения (измеряется электрохимическая активность нервов, иннервирующих ту или иную мышцу). Практическое преимущество использования ЭМГ – регистрации стрессовой реакции состоит в доступности для измерения практически всех мышечных групп;

– гемодинамические способы предусматривают оценку влияния стрессовой реакции на сердце и сосудистую систему. Наиболее распространенными критериями оценки здесь выступают периферический кровоток и частота сердечных сокращений;

– электрокожные методы заключаются в оценке влияния стресса на электрические характеристики кожи (например, кожно-гальваническое сопротивление – КГС; кожный потенциал – КП;

– психологические методы связаны с определением «психологических» эффектов стрессовой реакции.

Наиболее валидной и достоверной методикой, предназначенной для оценки влияния длительного стресса на структуру личности, по мнению ученых, можно считать уже упоминавшийся Миннесотский многофакторный личностный тест (MMPI). Данный тест состоит из 10 основных клинических тикал:

• ипохондрия.

• депрессия.

• конверсионная истерия.

• психопатическая девианта.

• мужественность – женственность.

• паранойя.

• психостения (тревожность как черта личности).

• шизофрения.

• гипомания (проявление энергии).

• социальная интроверсия (стремление к одиночеству).

Клиенту (пациенту) предлагается 550 утверждений-высказываний, которые затем будут оцениваться по матрице в соответствии с обозначенными шкалами.

Определенный интерес представляют тикала тревоги Тейлора, состоящая из 50 утверждений-высказываний; шкала субъективного стресса, направленная на изучение ситуационных эффектов, вызываемых у человека стрессом (состоит из 14 описательных выражений, при помощи которых пациент может описать свои субъективные реакции в стрессовой ситуации).

Отечественными учеными (Ю.В.Татура) предложен тест на интенсивность стресса (см. выше). В рамках данного теста выделяется четыре группы симптомов стресса:

Физиологические симптомы:

– стойкие головные боли;

– неопределенные болевые ощущения;

– нарушение пищеварения;

– спазматические, резкие боли в области живота;

– нарушение функционирования кишечника;

– сердцебиения (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно, часто);

– чувство нехватки воздуха на вдохе;

– тошнота;

– судороги;

– повышенная утомляемость;

– подверженность аллергиям;

– повышенная потливость;

– неосознаваемое сжатие кулаков или челюстей;

– обмороки;

– частые простудные заболевания;

– различные инфекционные заболевания;

– беспричинное возобновление болезненных состояний, имевших место ранее;

– быстрое увеличение или потеря массы тела;

– ощущение покалывания в конечностях;

– мышечное напряжение, частые боли в области шеи и спины;

– кожные сыпи;

– чувство комка в горле;

– двоение в глазах, затруднение при рассматривании предметов.

Интеллектуальные симптомы:

– нерешительность;

– ослабление памяти;

– ухудшение концентрации внимания;

– повышенная отвлекаемость;

– «туннельное» зрение (нарушения периферического зрения);

– плохие сны, кошмары;

– ошибочные действия;

– потеря инициативы;

– постоянные негативные мысли;

– нарушение суждений, спутанное мышление;

– импульсивность мышления, принятие поспешных решений.

Эмоциональные симптомы:

– беспричинная повышенная раздражительность;

– необоснованное беспокойство;

– подозрительность;

– мрачные настроения, депрессии;

– суетливость в движениях, действиях;

– ощущения напряжения;

– нервная истощенность;

– подверженность приступам гнева;

– циничный, неуместный юмор;

– ощущение нервозности, боязливости, тревоги;

– потеря уверенности в себе;

– уменьшение удовлетворенности собственной жизнью;

– чувство отчужденности;

– отсутствие заинтересованности;

– сниженная самооценка;

– неудовлетворенность работой.

Поведенческие симптомы:

– потеря аппетита или переедание;

– нарушение речи;

– дрожание голоса;

– увеличение проблем в семье;

– неспособность рационально распределять время;

– избегание дружеских отношений с окружающими;

– неряшливость, неухоженность;

– антисоциальное, девиантное поведение, лживость;

– неспособность к развитию;

– низкая продуктивность деятельности;

– «склонность» к авариям, травмам;

– нарушение сна;

– более интенсивное курение и употребление алкоголя;

– систематическое доделывание работы дома;

– отсутствие времени для отдыха.

Каждый из выше названных симптомов оценивается в 1 балл. Уровень стресса до 10 баллов считается нормой. Более 10 баллов – требующим принятия определенных мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 – на очень высокий.

Вообще, согласно исследованиям, все стрессовые факторы, видимо, можно разделить на пять групп:

♦ повседневные неприятности (в семье, на работе, в транспорте и т. д.);

♦ сложные события периодического характера (неудачи при поступлении в вуз, увольнение с работы, уход на пенсию и т. д.);

♦ непредвиденные, неожиданные события, стимулирующие возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (опасная болезнь, трагическая ситуация в семье и т. д.);

♦ неприятности, конфликтные ситуации на работе и (или) в семье (несправедливость в отношениях коллег по работе, разлад в семье и т. д.);

♦ стихийные бедствия, крупные катастрофы.

Исследуя проблемы управления функциональными состояниями в ситуации стресса, можно выделить:

– профилактическое направление – преодоление стресса может быть достигнуто путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, посредством взаимной адаптации субъекта и объекта.

Профилактическое (превентивное) направление преодоления стресса может происходить за счет изменения стрессорной реакции в результате повышения устойчивости организма и психики к воздействиям стрессора, поддержания функционального состояния и работоспособности на устойчивом рациональном уровне, снижения чрезмерных функциональных, эмоциональных и поведенческих реакций на стрессогенное воздействие, восстановления функционального состояния после выраженных стрессорных воздействий. Данное направление на пути преодоления стресса имеет оперативный характер коррекционных воздействий. Оно связано с созданием рациональных, благоприятных условий для жизни и деятельности человека, носит генерализованный характер, рассчитанный на предотвращение стресса за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий протекания и организации) к особенностям, возможностям людей (как правило, достаточно широкого их контингента);

– решение задачи преодоления стресса у конкретного человека с учетом его индивидуальных особенностей реакции на стрессор с помощью использования методов и средств изменения, нормализации его функционального состояния и работоспособности.

Необходимо учитывать, что определение путей, приемов и методов противодействия (профилактики и коррекции) стрессу должно основываться на представлении о стрессе как о функциональном состоянии, отражающем системный ответ организма и психики на воздействие внешней и внутренней среды.

Напомним: рождение и развитие психологического стресса определяется воздействием совокупности внешних (средовых) и внутренних (субъективных) факторов и зависит от индивидуальных (психологических, физиологических, профессиональных и пр.) особенностей конкретного индивида.

К числу внешних факторов, формирующих состояние стресса, относятся экстремальные воздействия социальных, профессиональных, организационных, экономических, информационных и других характеристик окружающей среды. Вместе с тем, интенсивность влияния данных факторов обусловливается особенностями внутреннего мира индивида, его субъективной оценкой значимости того или иного события, степени неопределенности воздействия, уровня морально-нравственного развития личности (ответственность, дисциплинированность и т. д.), развития психологических характеристик (мотивация, способности, воля и т. д.), профессиональных качеств (подготовленность, опыт и т. д.). Совокупность этих факторов предопределяет характер оценки стрессогенной ситуации конкретным человеком, степень его устойчивости к экстремальному воздействию, наличие способов (стратегий) преодоления стресса, возможности адаптации к стрессогенным факторам и т. д.

В связи с наличием разнообразных условий проявления стрессогенности в субъект-объектных отношениях в различных жизненных ситуациях, своеобразным характером причинно-следственных связей между различными факторами, особенностями механизмов регуляции состояний стресса разработано большое количество различных методов, приемов, средств преодоления стресса.

Кончено, максимально радикальным направлением деятельности по предупреждению стресса является устранение причин его развития. Однако можно предложить и непосредственное воздействие на функциональное состояние человека: нормализацию режима питания и витаминотерапию; фармакотерапию; рефлексотерапию; функциональную музыку и цветомузыку; коммуникационные воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз). Кроме этого: самогипноз; нервно-мышечную релаксацию; сенсомоторную тренировку; аутогенную тренировку; гимнастику и массаж; специальную подготовку и обучение; поведенческую психотерапию; групповой тренинг.

Перечисленные способы предполагают использование вербальных, невербальных, аппаратных, контактных, дистантных методик в режимах индивидуального и группового управления функциональным состоянием.

Кстати, как вариант, есть и такая классификация всех методов регуляции психологических состояний:

1 – методы оперативного управления состоянием;

2 – методы программного (имеется в виду заранее запланированное) воздействия и управления.

Внутри каждой группы выделяются четыре класса методических приемов регуляции функционального состояния:

Первый класс (методы психической регуляции):

– аутогенная тренировка;

– специальные приемы регуляции;

– самоконтроль-саморегуляция;

– музыкотерапия;

– аромофитоэргономика.

Второй класс (методы психофизиологической регуляции):

– физические упражнения;

– массаж;

– рефлексотерапия, рефлексопрофилактика;

– термовосстановительные процедуры;

– электростимуляция.

Третий класс (физиолого-гигиенические методы):

– организация рационального режима труда, отдыха и питания;

– активный отдых;

– закаливание;

– регуляция окружающей среды.

Четвертый класс (фармакологические средства):

– адаптогены[11];

– ноотропы[12];

– стимуляторы центральной нервной системы;

– транквилизаторы;

– витамины.

Сущность «борьбы» со стрессом, его развитием и проявлениями, а также «противодействия» ему заключается не только в его профилактике, но и в его коррекции. Для того, чтобы поставить стрессу надежный заслон, обеспечить истинную психологическую защиту, необходимо применять методы, приемы, основанные, в первую очередь, на знании человеком законов, управляющих работой его собственного организма.

В качестве одного из наиболее эффективных методов определена система психологической саморегуляции. В основе ее лежат следующие практические навыки:

– расслабление мышц, позволяющее добиться снятия напряжения (как физического, так и психологического).

Необходимо помнить, что стресс, как и любые отрицательные эмоции человека, практически всегда сопровождается длительно сохраняющимся «застывшим» напряжением различных групп мышц. Неслучайно результатом стресса являются всевозможные болезненные состояния, основанные на спазмах органов и систем.

Для того, чтобы достичь состояния расслабления, рекомендуется большим и указательным пальцами хорошо промассировать на обоих ушах мочку. Перед массажем целесообразно нанести на кончики массирующих пальцев немного мятного масла или бальзама «Звездочка». Большое значение как фактор индивидуальной профилактики стрессовых состояний имеет и самомассаж всего тела (от макушки головы до кончиков пальцев ног) с небольшим количеством растительного масла. При этом считается, что для большего эффекта снятия стресса людям с холерическим и сангвиническим типом темперамента следует использовать подсолнечное масло; меланхоликам – кунжутное; флегматикам – кукурузное или горчичное. После массаже следует принять горячий душ или ванну, что усилит эффект расслабления. Добиться эффекта расслабления помогут и специальные успокаивающие ванны. В горячую воду предлагается добавлять по 1/3 чашки имбиря и чайной соды или экстракта розмарина. После такой расслабляющей ванны целесообразно в течение 30 минут отдохнуть. Также в целях обеспечения расслабления можно использовать и ароматерапию (использование различных ароматических эфирных масел, таких как бергамотовое, гераниевое, мятное, ромашковое, сосновое и т. д.).

Наблюдение за ощущениями и состояниями и управление ими реально может помочь устранить болезненные, дискомфортные состояния, связанные с отрицательными эмоциями – имеется в виду способность человека анализировать ситуации, которые изначально являются причиной стрессового состояния. Если можно изменить ситуацию, приведшую к стрессу, необходимо это незамедлительно сделать. Если же сделать уже ничего нельзя, с ситуацией необходимо смириться, принять ее как должное. Кроме того, важно постоянно осуществлять рефлексию своих мыслей, постепенно заменяя негативные мысли на позитивные, что поможет обрести покой и избежать стрессовой реакции. Необходимо помнить, что психологический стрессор практически всегда состоит из двух частей: ситуации, вызывающей стресс, и отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из этих составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать! Вместе с тем, необходимо помнить, что чаще всего стрессовое состояние вызывают различного рода эмоции (в первую очередь, эмоции отрицательной модальности).

Механизм «избегания» стрессовых ситуаций посредством анализа эмоциональный проявлений может быть таков:

– необходимо определить самую сильную эмоцию, которую человек испытывал в течение последнего времени (в течение последних суток);

– необходимо сосредоточиться на этой эмоции;

– необходимо определить ситуацию, которая вызвала стрессовую реакцию (что происходило непосредственно перед тем, как данная сильная эмоция возникла?);

– необходимо вспомнить свои мысли в ответ на эту эмоцию;

– необходимо определить, какая из мыслей может вызывать такие же эмоции в аналогичных ситуациях;

– необходимо изучать стрессогенные мысли на протяжении достаточно длительного времени (недели или двух);

– установив ту мысль, которая в конкретной ситуации вызывает стресс, необходимо постараться найти ее противоположность (мысль, стресс нейтрализующую).

Как фактор повышения стрессоустойчивости выделяется и психологическая разрядка (самостоятельный поиск и создание ситуаций, стимулирующих положительные эмоции).

Еще одним способом индивидуальной профилактики стресса стоит считать коррекцию минерального обмена организма человека. Применение природных адаптогенов типа элеутерококка, золотого корня, заманихи, валерианы и т. д. Использование данных препаратов не только успокаивает нервную систему, тонизирует, но и повышает иммунитет (что очень важно в ситуациях стресса). Неслучайно медики рекомендуют использование данных растительных препаратов для повышения как физической, так и интеллектуальной работоспособности, для профилактики и даже лечения различных болезней. Также необходимо отметить, что для адаптогенов характерно отсутствие каких-либо отрицательных эффектов и привыкания к ним даже при условии достаточно длительного применения.

Социальная изоляция рассматривается как сильнейший стрессовый фактор, именно поэтому необходимо избегать уединения с проблемами. Не следует бояться сказать окружающим о том, что случились неприятности и в чем они состоят (хотя «грузить» окружающих своими проблемами у многих не принято, считается невежливым и пр.).

Следует учитывать, что долговременный стресс, как любое хроническое заболевание, лечится намного сложнее. Нельзя позволять конфликтам, которые являются причиной формирования стресса, затягиваться – конфликтные ситуации необходимо разрешать как можно скорее. При этом, важно избавиться от раздражения, не затаивать обиды, самим найти способы урегулирования конфликтных ситуаций.

Методом индивидуальной профилактики стрессовых состояний является релаксация – расслабление. В современной психологической науке термином «релаксация» обозначают состояние покоя, связанного с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация, по мнению ученых, выключает или замедляет «внутренние часы» человека как функционирующей системы, ограждая его от тревог и волнений. Релаксация может быть долговременной или кратковременной, непроизвольной или произвольной. Непроизвольная релаксация возникает, например, во время сна, под воздействием транквилизаторов и т. д. Произвольная кратковременная релаксация используется для обучения расслаблению. Исходя их того, что стресс – это физиологическое или психологическое напряжение, а релаксация – это расслабление, то есть состояние, прямо противоположное напряжению, навыки быстрого расслабления позволяют довольно эффективно снижать уровень стресса. Одним из самых надежных является метод нервно-мышечной релаксации, который основывается на взаимозависимости между отрицательными эмоциями и мышечным напряжением. Если научиться правильно снимать избыточное мышечное напряжение, можно научиться и управлять своими эмоциями. Обучение релаксации, как правило, осуществляется так:

– на первом (базовом) этапе необходимо научиться целенаправленно расслаблять все мышцы в максимально удобных, комфортных условиях при отсутствии помех;

– на втором этапе идет обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью (при чтении, письме и т. д.);

– на третьем этапе необходимо научиться отслеживать напряжение разных групп мышц при различных эмоциональных состояниях (волнении, страхе, гневе и т. д.) и при помощи мысленной команды, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы.

Процесс релаксации может считаться освоенным, если научиться полностью освобождаться от стрессового состояния, напряжения за 20–30 секунд.

Как метод индивидуальной профилактики стрессовых состояний используется и гипноз. Как показывают результаты клинических исследований, процессы внушения (самовнушения и самогипноза) могут наделять человека значительной силой (как физической, так и моральной), которая поможет справиться со сложными, проблемными ситуациями. Гипнотические воздействия могут привести к высвобождению чувств, мыслей, воспоминаний (проведены исследования по активации творческих способностей в состоянии гипнотического транса). Получены весьма ощутимые результаты – в состоянии гипноза высвобождаются резервные, потенциальные возможности, повышается самооценка и уверенность в своих силах (что не всегда присуще людям в обычном состоянии).

32-42

32. Методы борьбы со стрессом

Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время. В монографии «Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу» К. В. Судаков, перечисляя важнейшие пути антистрессорных мероприятий, указывает на следующие способы @@@@@21#####:

+аутогенную тренировку;

+различные методы релаксации;

+системы биологической обратной связи;

+дыхательную гимнастику;

+включение в жизнь человека положительных эмоций;

+музыку;

+физические упражнения;

+психотерапию;

+физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);

+иглоукалывание и др.

При этом отмечается, что выбор какого-то метода коррекции стресса должен определяться той системой организма, показатели которой наиболее сильно отклоняются от нормальных значений. Особо подчеркивается, что речь должна идти не о «среднестатистической норме», а о нормальных именно для данного индивидуума жизненных показателях.

В настоящее время интенсивно развивается направление «копинг стресса», или «совладание со стрессом», которое определяется как «поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуации. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией, – изменение ее или приспособление к ней» @@@@@13, c. 4#####.

Среди различных способов снятия стресса можно выделить как последние научные разработки психологов, так и традиционные народные средства, проверенные временем. На одном из антистрессорных семинаров, проводимых автором данной книги, его участники в числе способов, применяемых для уменьшения стресса, назвали: общение с природой, музыку, алкоголь, сон, домашних животных; общение с друзьями, экстремальные физические нагрузки, секс, хобби, парную баню, просмотр хорошего видеофильма, чтение книги, занятие спортом и т. д.

Помимо этих, «житейских» приемов, были названы и методы, которые можно назвать «психологическими»:

+загрузить себя работой так, чтобы не хватило времени и сил на переживания;

+изменить отношение к ситуации;

+вспомнить о тех людях, которым еще хуже;

+излить душу другу или подруге;

+отнестись к ситуации с юмором;

+выслушать совет компетентного человека и т. д.

Данный пример показывает, что множество людей обладают знаниями о методах уменьшения стресса, но тем не менее испытывают стрессы в своей жизни. Такая ситуация связана с тем, что в большинстве случаев антистрессорные методы применяются спонтанно и не всегда обоснованно, а в результате – с низкой эффективностью.

Если мы обратимся к научной литературе по стрессу, то ситуация будет похожей – широкий диапазон методов уменьшения психического напряжения и проблема их выбора. Кто-то из психологов отдает предпочтение аутогенной тренировке, другие – мышечной релаксации, третьи – дыхательным упражнениям, четвертые – медитации и т. д. Американский психолог Джозеф Вольпе, в свою очередь, полагает, что существует только три занятия, несовместимых с напряжением: это секс, еда и упражнения на релаксацию @@@@@3#####. Таким образом, перед практическими психологами стоит задача дифференциации антистрессорных методов, а также оптимального подбора тех методов, которые в максимальной степени соответствуют характеру стресса и индивидуальным особенностям человека.

Чтобы разобраться в многочисленных приемах, направленных на уменьшение психологического стресса, необходимо систематизировать их в соответствии с определенными признаками, причем в зависимости от выбранной системы координат классификации будут разными. Можно выделить несколько классификаций методов нейтрализации стрессов. В основу первой классификации положена природа антистрессорного воздействия: физическая, химическая, психологическая и т. д. (рис. 37), в основу второй классификации – способ внедрения в сознание антистрессорной установки – самостоятельный или при помощи другого человека (рис. 38); в основу третьей – каузальную классификацию стрессоров (табл. 7) и т. д.

О понятии информационного стресса в операторской деятельности - student2.ru

Рис. 37. Классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессового воздействия.

О понятии информационного стресса в операторской деятельности - student2.ru

Рис. 38. Классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от способа применения антистрессорного воздействия.

Первая классификация.Если начать с низших уровней организации материи, то наиболее простыми будут физические методы уменьшения стресса – воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Многочисленные наблюдения доказывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными антистрессорными методами, которые веками использовались в народной медицине и не потеряли своего значения и в настоящее время. Солнечные ванны (загар) в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье. Исследованиями последних лет доказано, что не только интенсивность света, но и его спектральный состав также влияют на психическое состояние человека. Так, при наблюдении группой испытуемых красного цвета, полученного с помощью обычных проекционных ламп с дополнительными светофильтрами, их восприятие было связано с эмоциями негативного характера: ограничение, ощущение тесноты, головная боль. При облучении в положении стоя – тенденция отступить или расширить пространство. Отмечались также нерегулярные физиологические реакции: периодическое повышение артериального давления и учащение пульса. В то же время сине-зеленый цвет оценивался испытуемыми как спокойный, симпатичный, приятный, некоторыми из них ассоциировался с водой и лунным светом. Он частично затормаживал повышенные физиологические функции и нормализовал пониженные показатели @@@@@11#####.

Следующая группа биохимических методов снятия стресса включает в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию @@@@@1, 4, 7, 14, 33#####. Последний метод заключается в управлении психическим состоянием человека с помощью запахов. Для этого используется специальная ароматическая водяная лампа, курящиеся палочки, душистые ванны или массаж с добавлением ароматических масел.

Среди множества эфирных масел есть набор веществ, которые обладают хорошими седативными и антистрессорными свойствами. Наиболее известными и проверенными успокаивающими свойствами обладают запахи валерианы, лаванды, мелиссы, иланг-иланга и нероли, впрочем, при использовании ароматерапии следует учитывать индивидуальную переносимость запахов и сформированные ранее обонятельные ассоциации @@@@@7#####.

Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники @@@@@3, 4, 7, 14#####.

Психологические методы уменьшения стресса будут более подробно разобраны ниже, поэтому в настоящий момент мы не будем останавливаться на них подробн

Наши рекомендации